Антология Парабеллум СССР


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Green_Bear» > Антология «Парабеллум. СССР, XXII век. Война в космосе»
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Антология «Парабеллум. СССР, XXII век. Война в космосе»

Статья написана 29 апреля 2014 г. 17:38

Аннотация:

XXII век. СССР не погиб на пике своего могущества. Великая социалистическая держава триумфально вышла в космос и вот уже два столетия несет увенчанное серпом и молотом знамя в отдаленные уголки марсианских пустошей и астероидного Пояса. Но не дремлют и могущественные враги — Космический Рейх, Европейский Альянс, Сфера Сопроцветания и Соединенные Штаты. По расчетным орбитам движутся Звезды Смерти, крошат гусеницами марсианский грунт бронеходы Гудериана, вгрызаются в изъеденную метеоритами лунную поверхность мехкомплексы артиллерийской поддержки… И все же нет таких крепостей, которых не смогли бы взять десантники в силовой броне с алыми звездами, простые советские парни и девчонки, бойцы Ракетно-Космической Красной Армии.




Все мы родом из СССР вне зависимости от нашего желания. Именно Советский Союз штурмовал Берлин в годы Второй Мировой, отправил в космос первый спутник и первого же космонавта, именно Союз сформировал культуру, заложил основу современной России. И хотя СССР уже давно и окончательно распался, это не мешает писателям фантазировать о его возможном будущем. Антология «Парабеллум» полностью посвящена различным отражениям Союза в зеркальном зале альтернативных веток будущего. По большей части авторы ставили перед собой задачу не кропотливого моделирования воображаемого развития истории, а создания яркого и колоритного батального полотна, посвященного далекой космической эре человечества. Героический пафос, вой сирен, сражения эскадр — вот основная палитра антологии.

Сергей Игнатьев известен как мастер стилизации, однако вычурный антураж не всегда сочетается с удачным сюжетом. Впрочем, в рассказе «Виски-Фокстрот и Чиан-Ши» ему удалось совместить стильную картинку, высокую концентрацию идей и динамичный экшен и, что особенно ценно, малую долю психоделичности. Смесь получилась гремучая, но оттого лишь еще более удачная. В отличие от него, Татьяна Кигим с «В Америке секса нет» избрала путь гротеска и пародии. Балансируя на грани абсурда, она изобразила прекрасный СССР и загнивающее США, доведя до предела все советские штампы. Тупые американские граждане, обожающие жвачку и не умеющие мыслить; умные, сильные и преданные родине десантники; Сферы Мира против Звезд Смерти и прочие многочисленные отсылки. Абсурд получился кипучим и ядреным, но в большом количестве быстро приедается и навевает тоску.

И все же экспериментов в антологии не так много. Часть авторов обратилась к традициям соц-реализма с его вниманием к психологии коммунистов в самых трудных условиях и непременным подчеркиванием стойкости советских бойцов. По этому пути пошел и Юрий Бурносов в «Черные звёзды, золотое небо», где подробно описана неказистая история простого лейтенанта, и Евгений Гаркушев с рассказом «Имя для эсминца», в котором команда отважно принимает бой, несмотря на тяжелые обстоятельства. Однако обоим не хватило интересных ходов и насыщенного сюжета. Причем у Гаркушева я до конца надеялся на камерное решение загадки, а не скоротечную развязку с внешним решением. Зато Михаилу Лапикову в «Ведре с болтами» удалось найти несколько удачных неожиданных ходов, которые скрасили простую завязку. А может, свое влияние оказал масштабный космический бой.

Если вспомнить о пафосе, то здесь вне конкуренции Юрий Погуляй с шикарным боевиком «След Капеллана». Товарищи, знакомые со вселенной «WarHammer 40.000», оценят аутентичную атмосферу, а остальные получат в меру закрученный сюжет, философские дилеммы и хороший экшен. Хороший рассказ «Кумачовая планета» получился у Александра Сальникова, который интригующе сыграл на отступлениях в прошлое и постепенно складывающейся мозаике событий, чтобы расцветить обычную историю о специальном задании особой важности. Если речь пошла о спецоперациях, то стоит отметить и Игоря Вереснева с его «Круизом «Дженнифер Энистон»". Помимо противостояния террористов, экипажа корабля и русских десантников в рассказе также сплетен узор многослойной интриги, который проявляется постепенно, по мере развития событий, срывая маски и выворачивая наружу все интриги.

Я не зря упоминал о Второй Мировой. Во-первых, в нескольких рассказах Рейх дожил до космического будущего и уже тогда схлестнулся в схватке с СССР, как у Игнатьева и Сальникова. А во-вторых, рассказ «2142: Битва за Марс» Константина Ситникова, по сути, является попыткой соединить дух противостояния Второй Мировой и декорации Марсианской войны. Нарочито ретроградный антураж с артиллерией, танками и землянками, с политруком и портретами Сталина. Однако весь антивоенный посыл оказался сведен на нет анекдотичной кульминацией. В рассказе же Майка Гелприна и Натальи Анисковой «Мой человек из СССР» фашизм не называется по имени, но подразумевается в идеологии и атмосфере диктатуры. Психологический слой соавторы разыграли как по нотам, однако вопросы к мотивам действий СССРа ослабляют впечатление.

А на сладкое в антологии припасены две полу-сказки, полу-притчи. Альберт Гумеров в своем «В гостях у сказки» рассказывает историю о судьбе и выборе, о долге и человечности. Небольшие допущения скрадываются доверительным тоном повествования, но вот скачки от одних к воспоминаний к другим стоило бы оформить более четко, чтобы создавать путаницы. Второй же подобный рассказ, "«Домбай» и «Эрцог»" Сергея Волкова, больше похож на байку у костра, притчу старого ветерана, коей он, впрочем, и является. Легкая доля иронии, колоритные декорации и описания. Речь звездного бродяги, стэлмена, пересыпана и жаргонизмами, и выдуманными словами, однако это лишь дополняет историю, делая ее живее. Даже ставить вопросы по достоверности не хочется, потому что рассказ совсем о другом. Не о заклепках или железках, а про людей, про обычных героев.

Узкотематичность подборки рассказов — это и достоинство — для тех, кто любит космос в стиле советского милитари или тоскует по фантастике с советской идеологией — и недостаток — для тех, кто предпочитается широту мотивов и жанров, точное моделирование будущего или придирчив к малой форме. Однако в целом средний уровень рассказов достаточно высок, поэтому поклонникам темы «Военный СССР в космосе» стоит ознакомиться.

Итог: космос, советские десантники, пилоты и дипломаты в узком спектре боевой фантастики.

Моя оценка: 7/10





447
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение29 апреля 2014 г. 20:32
Название странное: тема — СССР, 22 век, а пистолет — Германия, 20 век ))
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение30 апреля 2014 г. 01:27
Ну, признайтесь, весьма «на слуху» пистолет, вдруг бы модернизировали)) А по теме, так это не пистолет, а с латинского «готовься к войне».
 


Ссылка на сообщение30 апреля 2014 г. 11:10

цитата Siver-Snom

так это не пистолет, а с латинского «готовься к войне»

Вот кстати не знал об этом. Забавно. :-)
 


Ссылка на сообщение30 апреля 2014 г. 14:17
Уж извините, но «готовься к войне» — это два слова, para bellum, пара беллум (есть даже такая рок-группа в Питере), а в одно слово — только пистолет, уж никак иначе..
 


Ссылка на сообщение1 мая 2014 г. 20:15
Спасибо тоже нонче в одно слово, но сути ж не отменяет))
 


Ссылка на сообщение1 мая 2014 г. 23:05
Это какая же суть в «спасибо»? Божественная? ;) Так именно что давно отменена! (как например в выражении «боже мой» — «боже» это давно уже не существительное «Бог», а простое эмоциональное междометье)
 


Ссылка на сообщение2 мая 2014 г. 13:40
Ох, давайте не будем сравнивать синее с пушистым, суть в том, что устоявшееся слово получилось из двух и более, как и в данном случае с парабеллумом.
 


Ссылка на сообщение2 мая 2014 г. 14:02
все верно. устоявшееся слово парабеллум, обозначающее пистолет, получилось из двух устоявшихся слов пара беллум, обозначающих «готовься к войне». Никаких других толкований здесь нет и не может быть. Зачем защищать заведомую нелепость?


Ссылка на сообщение30 апреля 2014 г. 15:47
Ничерта не понял, придётся самому читать :))))
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение30 апреля 2014 г. 16:11

цитата С.Соболев

придётся самому читать

И это правильно :beer:
 


Ссылка на сообщение30 апреля 2014 г. 16:28
Да я понимаю что есть такая традиция рецензирования сборников чтоб про каждый рассказ по фразе, но получилось больше загадок чем оценочного суждения.
 


Ссылка на сообщение30 апреля 2014 г. 18:41

цитата С.Соболев

Да я понимаю что есть такая традиция рецензирования сборников чтоб про каждый рассказ по фразе, но получилось больше загадок чем оценочного суждения.

Я тоже понимаю, собственно, сборник до этого только раз попадал под препарирование. Если посоветуете, как улучшить — я буду только рад. Тем более что скоро мне рецензировать «Фантастический детектив», а там та-а-акая томина, что закачаешься. И объем статьи все же не резиновый 8-)
 


Ссылка на сообщение30 апреля 2014 г. 18:47

цитата Green_Bear

Тем более что скоро мне рецензировать «Фантастический детектив», а там та-а-акая томина, что закачаешься. И объем статьи все же не резиновый


О, это было бы чер-ртовски интересно!

Я бы посоветовал искать некую метафору/концепцию/сквозной мотив, который вам покажется важным для того или иного сборника, -- и отталкиваться именно от этого. Опять же, есть интересный эффект: одни и те же тексты могут восприниматься по-разному, когда они читаются отдельно или в рамках сборника с единой концепцией. Даже порядок их в книге может иметь значение. ;)
 


Ссылка на сообщение30 апреля 2014 г. 18:58

цитата Vladimir Puziy

О, это было бы чер-ртовски интересно!

Догадываюсь! :-))) Вот вчера получил, теперь знакомлюсь со стимпанком по Логиновски.

цитата Vladimir Puziy

Я бы посоветовал искать некую метафору/концепцию/сквозной мотив, который вам покажется важным для того или иного сборника, -- и отталкиваться именно от этого.

Спасибо, с этим я полностью согласен. Проблема — для меня — в том, что всесторонне каждую вещь не рассмотришь, приходится чем-то жертвовать.

цитата Vladimir Puziy

Даже порядок их в книге может иметь значение. ;)

Буду иметь в виду. 8-)
 


Ссылка на сообщение30 апреля 2014 г. 19:04

цитата Green_Bear

Проблема — для меня — в том, что всесторонне каждую вещь не рассмотришь, приходится чем-то жертвовать.


Это да: иначе получается развёрнутая статья, а не рецензия... ;)))

цитата Green_Bear

от вчера получил


Похоже, пока я единственный, кто её ещё в глаза не видел. :-D
 


Ссылка на сообщение30 апреля 2014 г. 19:08

цитата Vladimir Puziy

Похоже, пока я единственный, кто её ещё в глаза не видел.

Электронный документ не видели? ;-) Не может быть)
 


Ссылка на сообщение30 апреля 2014 г. 19:22
Электронный-то как раз не только видел, но и, некоторым образом, составлял. 8-)
 


Ссылка на сообщение1 мая 2014 г. 15:08
да, помню, что только этот метод помог мне в свое время как-то справиться с «Бестиариумом»
 


Ссылка на сообщение30 апреля 2014 г. 19:10
Размер ведь не ограничен, зачем сковываться?
 


Ссылка на сообщение1 мая 2014 г. 09:02
Так ведь и читателей надо пожалеть, 7-9 тыс. зн. редкая птица перелетит.
 


Ссылка на сообщение1 мая 2014 г. 20:39
Курица не птица!



Ссылка на сообщение3 мая 2014 г. 09:39
Реально понравились только две вещи: Татьяна Кигим — «В Америке секса нет» и Альберт Гумеров — В гостях у сказки.
Более менее неплохие рассказы у Гелприна, Гаркушева и Погуляй. Остальное — не моё %-\
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение3 мая 2014 г. 19:38
Вкусы у всех разные, однако часть рассказов, рассчитаны на широкую аудиторию, а часть получились слишком узкими. У Погуляя — и боевик, и пафосная атмосфера Вахи, поэтому нравится многим. А у Игнатьева или Кигим — более специфичные вещи.


⇑ Наверх