Как японцы оценивают


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «bvi» > Как японцы оценивают фантастику
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Как японцы оценивают фантастику

Статья написана 15 мая 2014 г. 19:46

Среди недавно полученных книг была и такая:

Название несколько американизированное: SF Best 201, то есть 201 лучшая НФ книжка.

В основном там американщина, одна книжка Стругацких и две — Лема.

Но интересно, что по каждой книге там приводятся диаграммы:

Лем. Абсолютная пустота:

Лем. Рассказы о пилоте Пирксе:

АБС. Пикник на обочине:

А параметры диаграмм такие (каждый параметр оценивается по 5-балльной шкале):

1 — оригинальность фантастической идеи

2 — Техника

3 — Развлекательность

4 — Сюжет, нарративность

5 — Мистика, таинственность

6 — Литературность

Сам подход любопытен, мне кажется.

Upd.:

Произведения с тремя и четырьмя высшими оценками:

455534 — Дэн Симмонс. Гиперион — Эндимион (тетралогия)

555544 — Стивен Бакстер. Корабли времени

455534 — Терри Биссон. Voyage to the Red Plabet

555423 — Чарлз Платт. Free Zone

513555 — Милорад Павич. Хазарский словарь

513555 — Джон Краули. Engine Summer

514555 — Том Роббинс. Jitterbug Perfume

524455 — Джеймс Блэйлок. Подземный Левиафан

415555 — Раймонд Фэйст. Faerie Tale

425525 — Патрик Зюскинд. Парфюмер

455531 — Грег Бир. Эон

454535 — Уильям Гибсон. Нейромант

554445 — Кордвайнер Смит. The Best of C.S.

554512 — Ларри Нивен. Мир-Кольцо





304
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение15 мая 2014 г. 19:53
Очень интересный подход. Спасибо!


Ссылка на сообщение15 мая 2014 г. 20:04
А есть полный круг с радиусом в 6 единиц?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение15 мая 2014 г. 20:58
Хе-хе. Не бывает. (С)
Зато я выписал книжки с 3 и 4 пятёрками:

455534 — Дэн Симмонс. Гиперион — Эндимион (тетралогия)
555544 — Стивен Бакстер. Корабли времени
455534 — Терри Биссон. Voyage to the Red Plabet
555423 — Чарлз Платт. Free Zone
513555 — Милорад Павич. Хазарский словарь
513555 — Джон Краули. Engine Summer
514555 — Том Роббинс. Jitterbug Perfume
524455 — Джеймс Блэйлок. Подземный Левиафан
415555 — Раймонд Фэйст. Faerie Tale
425525 — Патрик Зюскинд. Парфюмер
455531 — Грег Бир. Эон
454535 — Уильям Гибсон. Нейромант
554445 — Кордвайнер Смит. The Best of C.S.
554512 — Ларри Нивен. Мир-Кольцо

Там ещё были три оригинальных японских антологии, но переводных — типа «Лучшее».
 


Ссылка на сообщение15 мая 2014 г. 21:29
О, хороший список.

Ну да, чтоб 6 баллов за «технику-науку» и 6 баллов за «мистику-таинственность» это что-то вроде Подмененного Желязны надобно.


Ссылка на сообщение15 мая 2014 г. 20:25
На розы ветров похоже.
1) А свои-то, японские сочинения есть в списке?
2) Кто отбирал в список?
3) Непонятно, что имеется в виду под «техникой». Литературная техника? Но это, вроде бы, та же «литературность».
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение15 мая 2014 г. 21:02
1. Да, есть. Но тоже немного.
2. Составитель — некто Ито Норио. Но по каждой книжке — свой автор.
3. Как я понял, это, скорее, техногенность произведения. Качество технической составляющей.
 


Ссылка на сообщение15 мая 2014 г. 21:10

цитата bvi

3. Как я понял, это, скорее, техногенность произведения. Качество технической составляющей.
Какая техническая составляющая в псевдорецензиях Лема?
 


Ссылка на сообщение15 мая 2014 г. 21:27
Техники там есть таки.
 


Ссылка на сообщение15 мая 2014 г. 21:32
Чтобы на 5 из 5? Подскажите название лемовской «рецензии».
 


Ссылка на сообщение15 мая 2014 г. 22:52
Сексотрясение, Новая космогония, Перикалипсис — описаны новые технологии. Это сильнее дотошного вычурного описания подводной лодки.
 


Ссылка на сообщение15 мая 2014 г. 22:53
Последние две «рецензии» мне надо бы перечитать, да.
 


Ссылка на сообщение15 мая 2014 г. 22:57
В «Перикалипсисе» про писателей, но мне кажется общая технология производства там есть. Не техника, нет.
 


Ссылка на сообщение16 мая 2014 г. 14:26
Как я понимаю, этот параметр даже не о технике как таковой, а о техногенности, что ли, о технологиях. А уж технологии в «Абсолютной пустоте» присутствуют, куда же Лем без них?
 


Ссылка на сообщение15 мая 2014 г. 21:22

цитата bvi

Да, есть. Но тоже немного.

А вот кто именно? Страшно интересно. Хотя бы несколько имён, у кого «розы» самые пышные. :-)

цитата bvi

Качество технической составляющей.

Хм... А если там наука — тогда научной? Ну, примерно понятно. Хотя всё-таки набор категорий не совсем совпадает с распространёнными на Западе.
 


Ссылка на сообщение16 мая 2014 г. 14:36
Ты знаешь, при внимательном рассмотрении оказалось, что японцев там нет вообще. То, что я принял за японцев, это были антологии (их целых 4 штуки), у которых указаны японские составители. Но содержимое — тоже американщина.

А что набор категорий не совсем западный, так чего ты хочешь? Восток — дело тонкое.
 


Ссылка на сообщение16 мая 2014 г. 16:33

цитата bvi

оказалось, что японцев там нет вообще.

А вот это жаль. Потому что самое интересное в таких исследованиях, как мне кажется, это не абсолютные оценки и места, а сравнение. Причём сравнение импортного со своим бывает одним из самых показательных.

цитата bvi

А что набор категорий не совсем западный, так чего ты хочешь? Восток

Да, конечно. Но всё-таки меня заинтересовало выделение «мистичности» в отдельную категорию. Стоило немного об этом поразмыслить, как вспомнилась формула «чудо, тайна, достоверность». Мистичность, получается, это что-то среднее между Чудом и Тайной. А Аркадий Натанович-то японовед. Уж не от японцев ли он почерпнул пиетет к Тайне?..
 


Ссылка на сообщение16 мая 2014 г. 17:31

цитата zarya

А Аркадий Натанович-то японовед. Уж не от японцев ли он почерпнул пиетет к Тайне?..

В этом что-то есть. Надо это обдумать.


Ссылка на сообщение15 мая 2014 г. 20:45
Роза ветров, право слово.
Кажется, в одном из журналов советской поры предлагалась похожая система, или я что-то путаю?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение15 мая 2014 г. 21:03
Чисто в виде диаграмм я вроде не припомню.
Сами системы оценки по нескольким параметрам встречались, та же шкала «Фантазия-2» Альтова и Амнуэля. Но там оценки перемножались, результат давал попадание в класс от 1 до 20.
 


Ссылка на сообщение15 мая 2014 г. 21:15

цитата bvi

Сами системы оценки по нескольким параметрам встречались, та же шкала «Фантазия-2» Альтова и Амнуэля.
Вот её и вспоминал, спасибо!
Само графическое выражение несколько напомнило один из «Вечеров в Малороссии» Антония Погогорельского. Там, правда определяли достоинства человека, откладывая отрезки по секторам: «Ум», «Образованность», «Воспитанность» и т.п.


Ссылка на сообщение16 мая 2014 г. 16:10
Интересная, конечно, метода.
У кого площадь фигуры больше, тот и прав )
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение16 мая 2014 г. 16:35

цитата shickarev

У кого площадь фигуры больше, тот и прав

Писательское сумо?..
 


Ссылка на сообщение16 мая 2014 г. 16:40
Сумо с умом
 


Ссылка на сообщение16 мая 2014 г. 17:35
Ага. Любопытно было бы посчитать площадь.
Нам тоже надо замутить что-нибудь похожее. Может, со своими параметрами. А тех, кто с маленькой площадью, подвергать укоризне.
 


Ссылка на сообщение16 мая 2014 г. 17:49

цитата bvi

посчитать площадь

А посчитав — уплотнять :)

цитата

общее собрание, рассмотрев ваш вопрос, пришло к заключению, что в общем и целом вы занимаете чрезмерную площадь. Совершенно чрезмерную.
 


Ссылка на сообщение16 мая 2014 г. 19:50
Ну, уплотнять — это святое.
 


Ссылка на сообщение16 мая 2014 г. 18:52
Или вот, как пишут авторы новой биографии Ефремова: «вертикаль и горизонталь должны войти в одну плоскость, создать диалектическую структуру системы координат».

Вспоминается, конечно, некий проект Книжного рейтинга. Но он был простой.
А здесь все-таки многофакторная система.
 


Ссылка на сообщение16 мая 2014 г. 19:52
Да. Я вот подумал, если бы эту идею воплотить при создании Фантлаба. А сейчас поздно, конечно.
 


Ссылка на сообщение17 мая 2014 г. 11:44
Да, сейчас «всю систему придется менять».
Хотя читателю, мне представляется, как раз такая система оценки по нескольким параметрам была бы интереснее, чем просто оценка и указатели сюжетов
 


Ссылка на сообщение17 мая 2014 г. 12:16
Среднестатистический читатель не сможет ответственно оценить произведение сразу по нескольким параметрам. Там где у нас сейчас стоят десятки по японской системе будут одни пятёрки, только и всего. Не зря в рассматриваемой нами книге оценки ставили только эксперты.
 


Ссылка на сообщение17 мая 2014 г. 13:12
Нету у Вас веры в среднестатистического читателя! :-)))


⇑ Наверх