В зеркале отуманенном


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Pickman» > В зеркале отуманенном
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

В зеркале отуманенном

Статья написана 16 мая 2014 г. 10:52
Ким Ньюман. Эра Дракулы. — СПб.: Фантастика Книжный Клуб, 2013

Питер рисует: сидит вампир,
А рядом – семья вампира.
Они не дадут свою подпись за мир,
Все они против мира!

Графиня Агнесса де Барто


Вампиром быть трудно. Ни причесаться как следует, ни подкрасить глаз – тем, кто не отражается в зеркалах, следить за собой не так-то просто.

А вот из самих вампиров зеркала получаются недурные. Человечество глядится в них не первый век. Вот на тонких губах играет улыбка – но от неё до звериного оскала какое-то мгновение. Пристальный взгляд, за которым может прятаться и острый интеллект, и ростки сочувствия, и воющая пустота. Красная жажда, терзающая их, так похожа на нашу собственную алчность, наше неизбывное «ещё». Вампир податлив в человеческих руках: можно вылепить из него хоть мечту о вечной любви («Сумерки»), хоть крик одинокой души («Впусти меня»), хоть реликтовый кошмар («Ложная слепота»).

Ким Ньюман в далёком уже 1992-м пошел ва-банк – выкрасил в кроваво-красный целое общество, отошёл в сторонку и посмотрел, что получилось. Получилось остроумно, да и вообще – умно. Так, под бульканье вскрытых артерий, родился цикл «Anno Dracula». Как пишет автор в послесловии к первой книге, наконец-то изданной на русском, это «вампирский роман, в том смысле, что он наживается на других произведениях литературы и вытягивает из них жизнь». Смесь вампирского колорита, альтернативной истории и безудержного постмодернизма оказалась на редкость эффективной – мёртвого поставит на ноги. Пока что хватило на четыре романа (последний вышел в 2013 году) и несколько повестей, дальше – больше. Хитрость рецепта в том, что при всей принципиальной простоте скопировать его трудно: чтобы приготовить вампира по-ньюмански, желательно быть Ньюманом. Попробуем разобраться в причинах.

Итак, сюжет классического «Дракулы» переломился ровно в середине. Ван Хелсинг и его союзники потерпели поражение: гость из Трансильвании играючи смёл их со своего пути и в считаные месяцы добился того, чего желал изначально, – власти над самой могущественной страной в мире. Никаких переворотов, всё официально: теперь Дракула – супруг обращённой им королевы Виктории, всесильный принц-консорт. Его сородичи выходят из подполья и стягиваются со всех концов земли под гостеприимную сень британских туманов. Оттуда новый порядок расползается по всей огромной империи, далее – повсюду. У гемократии большое будущее, ибо кровь есть жизнь.

А как же настоящее? Что изменилось в жизни викторианцев? Всё и ничего. Быт теперь заточен под вампиров – а значит, важные дела вершатся только под покровом темноты. Оборот серебра ограничен, за мужеложество сажают на кол, аресты и казни стали частью повсеночности. Для врагов режима устраиваются спецлагеря (в одном из них томится некий одарённый сыщик, любитель скрипичной игры и кокаина). Руководящие посты понемногу отходят к вампирам; «тёплым» гражданам, помышляющим о карьере, рекомендовано задуматься о «Тёмном Поцелуе».

Однако на улицах Лондона по-прежнему властвуют нужда и порок. От голода, болезней и унижений вампиризм не спасает. Обращение открывает двери лишь для тех, перед кем они распахивались и раньше. Тем же, кто продавал себя за пару монет и пинту эля, приходится отныне хлопотать и об унции-другой крови. «Кто для радости рождён, кто на горе осуждён» – принцип Уильяма Блейка всё так же верен.

Но вот наступает 1888 год, и строго по расписанию на исторические подмостки выходит душегуб из Уайтчепела – тот, кого сперва назовут Серебряным Ножом, но в итоге запомнят под привычным нам именем: Джек-Потрошитель. И разве мог кто подумать, что из-за нескольких убитых простигосподи, пускай даже и вампирской породы, поднимется волна такой силы, что дракулианской стабильности несдобровать?

Как убедительно демонстрирует Ким Ньюман, кое-кому всегда хватает прозорливости, чтобы не только предвидеть ситуацию, но и направить её в нужное русло. И вот уже мятежники кричат на углах: «Смерть мёртвым!», Карпатская Гвардия принца-консорта учиняет ответные зверства, а Джек наносит удар за ударом по общественному равновесию, нимало не заботясь о последствиях.

В круговорот событий затягивает нескольких ключевых персонажей. Женевьева Дьёдонне – вампирша самых честных правил, гуманная и справедливая, не связанная с Дракулой ни моральными установками, ни по крови. Чарльз Борегар – верный слуга короны и тайного клуба «Диоген», обременённый чувством долга и легкомысленной невестой. Ещё двое героев заимствованы у Стокера: оба пережили схватку с графом, но пути их разошлись. Лорд Годалминг своевременно обратился и взбирается на политический Олимп, без сожалений отбросив человеческую природу. Доктор Сьюард, напротив, всё глубже сползает в пучину горя и забвения. И да, его зовут Джек. О том, что сюжетом движет его посеребренный скальпель, мы узнаём в первой же главе.

Но книгу делают не герои, а их блистательная свита – викторианская культура во всём её многообразии и сложности. Под сумрачными сводами «Эры Дракулы» встречаются исторические личности, персонажи романов и пьес, городские легенды и, разумеется, вампиры. От переписи, проведённой Ньюманом, не ускользнула ни единая мёртвая душа: место нашлось для всякого, кто когда-либо пил кровь на книжных страницах, экранах кинотеатров и телевизоров. Не в этой истории, так последующих – развиваясь с годами, вселенная «Anno Dracula» поглощает новоприбывших и подбирает недобитых. Викторианская эпоха оживает в параде пёстрых образов – и принадлежащих, и навязанных ей. Оскар Уайльд, Уильям Моррис, граф Орлок и лорд Ратвен, инспектор Лестрейд и профессор Мориарти, доктора Джекил и Моро, герои Киплинга и даже Кинга – приглашены все, не говоря уже о жертвах Потрошителя и прочих лицах, причастных к его делу. Большинство проходит статистами (автор не присваивает чужих достижений), но из тысячи отсылок и намёков складывается симфония викторианства в его блеске и нищете. Уже одна только готовность – или нежелание – обратиться ярко характеризует каждую фигуру, реальную или вымышленную. Насквозь положительные Борегар и Дьёдонне смотрятся на этом фоне несколько бледно, но их история чётко выстроена и доведена до логического завершения. Стокеровские герои также отрабатывают свои роли честно и с достоинством джентльменов.

Авторские комментарии занимают четырнадцать страниц, примечания переводчика – ещё шестьдесят, и называть их приложением к тексту даже неловко. «Эра Дракулы» не «Улисс», но игнорировать такие залежи эрудиции, право же, грешно.
Впрочем, Ньюман не только всеведущий критик, знаток хоррора и сопредельных жанров, но и талантливый писатель. Без искры вдохновения весь этот карнавал остался бы красочной диорамой, собранной из чужих деталей. Всё-таки у автора были и предшественники: он охотно признаётся, что кое-чем обязан Ф. Х. Фармеру и кино шестидесятых с его «перенаселёнными бурлесками». Чем ближе к концовке, тем меньше в тексте иронии, а финальная сцена при дворе наполняет душу страхом с омерзением пополам. «Эра Дракулы» создавалась в годы, когда кресло, оставленное Маргарет Тэтчер, не успело ещё остыть. В 1980-е страна держала курс на «викторианские ценности», так что некоторые аналогии напросились сами собой. Другие Ньюман вывел самостоятельно, прибегая порой к намеренным анахронизмам. «Понятие преступления уже приобрело столь широкое толкование, что под него подпадали множество хороших людей, которые просто не могли прийти в согласие с новым режимом» – пожалуй, это уже не про Железную леди. Иные из затронутых тем теряются в общей суете, однако грандиозная развязка сглаживает эти упущения. Волна дошла до берега и сделала свое дело.

И всё же политическими тревогами книга не исчерпывается: в зеркале Дракулы человек отражается весь, до последней морщинки. Ньюман пишет о плохих людях, из которых получаются хорошие вампиры; о том, как скверно обращение сказывается на творческих способностях; о верности «своим» и правому делу; о лицемерии, глупости и злости. Его метафоры можно трактовать по-разному, но читателю оставлен выбор, как и к кому их применять. В конце концов, это всего лишь зеркало: если не нравится фас, всегда можно повернуться в профиль.

P. S. Русское издание ценно не только комментариями — в книге есть послесловие автора, отрывки киносценария по роману, альтернативные варианты текста и не только. Еще есть чудесное оформление Сергея Крикуна — оценить можно на странице издания. При этом в самой книге авторство иллюстраций никак не обозначено. С корректурой тоже проблемы — в тексте огромное количество опечаток, большинство из которых легко вылавливается проверкой правописания в Ворде. Содержанию в конце не хватает разбивки — нужные страницы приходится определять опытным путем. Впрочем, это всё не смертельно.


Рецензия (без постскриптума) заняла I место на конкурсе "Фанткритик — 2014".





546
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение16 мая 2014 г. 11:16
О, спасибо :)

Самое прекрасное, что ровно то же самое Ньюман проделал не только с викторианством, но и с 1910-ми, а позднее с 1950-ми и, как я понимаю, с 1970-ми («Джонни Алукард»).

цитата

Русское издание ценно не только комментариями — в книге есть послесловие автора, отрывки киносценария по роману, альтернативные варианты текста и не только.


Это не только русское издание — это капитальное переиздание трилогии плюс четвертая книга, там в каждом томе плюшек немерено.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение16 мая 2014 г. 12:01

цитата angels_chinese

Самое прекрасное, что ровно то же самое Ньюман проделал не только с викторианством, но и с 1910-ми, а позднее с 1950-ми и, как я понимаю, с 1970-ми («Джонни Алукард»).
Я на это намекаю — просто не хватило места для всего. Пришлось сокращать 13 тысяч знаков до 8 — та еще забава))

цитата angels_chinese

Это не только русское издание — это капитальное переиздание трилогии плюс четвертая книга, там в каждом томе плюшек немерено.
Всё верно, но в данном случае — русское, с комментариями переводчика. В зарубежных тоже приложения не везде)


Ссылка на сообщение16 мая 2014 г. 14:51
А вот действительно непонятно, как там на «Фанткритике» рецензии оценивают. Мне рецензия на Мьевиля показалась даже более интересной. Уж во всяком случае, не хуже этой. Чудны дела тех, кто критикует критиков. :-D
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение16 мая 2014 г. 14:58
Мне на Мьевиля тоже больше нравится. Но против итогов не возражаю, конечно :-)
 


Ссылка на сообщение16 мая 2014 г. 17:28
Да возражать и не надо. Заслужил, значит, заслужил.
Просто интересно.
 


Ссылка на сообщение16 мая 2014 г. 15:31
Отвлекаясь от Владовой рецы — мне это тоже непонятно просто-таки сугубо. Особенно предварительный отсев )))))
 


Ссылка на сообщение16 мая 2014 г. 19:25
Вопрос к vvladimirsky ))
 


Ссылка на сообщение17 мая 2014 г. 10:10
Ну, процедура прозрачная — просто какие-то тексты чаще нравятся членам жюри, а какие-то — реже. Я ни к кому не в претензии (еще бы был!), просто сам ставил скорее на Мьевиля — а вон оно как вышло.
 


Ссылка на сообщение18 мая 2014 г. 10:42
Даю подсказку: предварительный отсев осуществляют не члены жюри, а члены оргкомитета. См. положение о конкурсе.
 


Ссылка на сообщение18 мая 2014 г. 15:34
Это надо было отвечать Коле, а не мне :-)


Ссылка на сообщение16 мая 2014 г. 16:43
Хорошая рецензия. Придется покупать книгу. Эх, а бюджет то не резиновый...
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение16 мая 2014 г. 16:54
Ньюмана стоит и купить, и прочесть.
Хотя, при всей доступности, книга все-таки не для всех — надеюсь, из рецензии некоторые особенности видны .
 


Ссылка на сообщение18 мая 2014 г. 10:43
Общелитературной ценности роман не представляет, к сожалению. Для ценителей кроссоверов.


Ссылка на сообщение16 мая 2014 г. 16:44
Любопытно, а ты Стэблфорда вампирского читал? ;)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение16 мая 2014 г. 16:54
Хотел прочесть перед тем, как сесть за Ньюмана, но не хватило времени. В домашней библиотеке давно.
 


Ссылка на сообщение16 мая 2014 г. 16:57
Сравнение было бы интересно.
 


Ссылка на сообщение16 мая 2014 г. 17:00
Вот и сравню, но уже без галстука.
Читал только рассказ, из которого (емнип) потом вырос роман. Понравилось весьма.


Ссылка на сообщение16 мая 2014 г. 17:51
Мда, только подумаешь, что на этот месяц пора завязывать с покупкой книг, как кто-нибудь напишет вот такую рецензию :-))) Ушла на Амазон :-)))
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение16 мая 2014 г. 18:19
Вот поэтому я сам их больше и не читаю :-D
 


Ссылка на сообщение17 мая 2014 г. 12:32
Да , перестаю читать рубрику «Рецензии» ;-)


⇑ Наверх