Доклад «Грядущая биотехнологическая революция и ее последствия» (К. Фрумкин) // общелитературный и фантастический блок
Массовое внедрение инноваций в экономику происходит волнами. Последняя волна инноваций, начавшаяся примерно в 1980-х годах, была связана с развитием компьютеров и телекоммуникаций. Однако она явно утратила свою былую силу. Хотя каждый год появляются новые гаджеты, о таких судьбоносных изобретениях, какими были персональный компьютер, Интернет или мобильный телефон, речь больше не идет. Если сегодня нам предстоит ждать новой глобальной инновационной волны, то ее, по-видимому, породит сфера биотехнологий. Возможно, мы стоим на пороге нового мира, в котором крупнейшими корпорациями будут не компьютерные гиганты вроде Microsoft или Apple и не нефтяные концерны, а компании, занимающиеся продлением человеческой жизни, здоровьем и борьбой со старением. Нефтяников на рынке потеснят предприятия, производящие топливо в биореакторах. Они же, биореакторы, возможно, потеснят и обычных фермеров в роли поставщиков продовольствия.
Дискуссия «Нужны ли сказки современных писателей читателю-подростку?» // сказочная секция
Как известно, литература для детей и подростков – единственный динамично развивающийся сектор книжного рынка в современной России. Спрос рождает предложение, тиражи растут – может быть, не так стремительно, как хотелось бы, зато стабильно. Регулярно пробуют свои силы на этом поле и писатели-фантасты, начиная от супругов Дяченко и Александра Зорича до Павла Марушкина и Натальи Щербы. Однако тех, кто добился заметного коммерческого успеха, можно пересчитать по пальцам: большинство попыток сменить аудиторию провалились с треском. В чем тут дело: современники не выдерживают конкуренцию с классиками? Или с переводными авторами, обильно пишущими для детей и подростков? Или юным читателям просто не интересны приключения их сверстников, описанные взрослыми дядями и тетями с совершенно другим жизненным опытом? На Петербургской фантастической ассамблее эти вопросы обсудят писатели, пробовавшие свои силы в этом направлении, а в качестве эксперта выступит Евгения Тихонова, заведующая детской редакцией издательства «Акварель».
Обзор базовой литературы по литмастерству (М. Ахманов) // секция литмастерства
В лекции рассматриваются пособия по литературному мастерству, предназначенные для начинающих писателей и опубликованные в период 1999–2014 годов. Список этих книг приведен ниже. Следует отметить, что среди авторов фигурируют как известные прозаики (Варгас Льоса, Умберто Эко и т.д.), так и американские писатели и литагенты, малоизвестные отечественной аудитории. Особое внимание уделяется книгам российских авторов, так как они наиболее информативны и полезны для людей, пишущих на русском языке.
Список книг:
- М. Варгас Льоса «Письма молодому романисту»;
- Умберто Эко «Шесть прогулок в литературных лесах», «Заметки на полях «Имени розы» и другие книги этой серии;
- Стивен Кинг «Как писать книги»;
- М. Веллер «Слово и профессия»;
- Р. Уэбстер «Как написать бестселлер»;
- Юрген Вольф «Школа литературного мастерства»;
- А. Цукерман «Как написать бестселлер»;
- Дж. Фрэй «Как написать гениальный роман», «Как написать гениальный роман — 2», «Как написать гениальный детектив»;
- Айн Рэнд «Искусство беллетристики. Руководство для писателей и читателей»;
- Н. Басов «Творческое саморазвитие, или Как написать роман»;
- Э. Барякина «Справочник писателя. Как написать и издать успешную книгу»;
- Ю. Никитин «Как стать писателем»;
- А. Митта «Кино между раем и адом»;
- Р. Макки «История на миллион долларов. Мастер-класс для сценаристов, писателей и не только»;
- М. Ахманов «Литературный талант. Как написать бестселлер».
У фантастики Ленинграда-Петербурга свои «фантастические» традиции, давние и разнообразные. Официальные надзирающие органы не то чтобы помогали ленинградским фантастам, но портили жизнь не так назойливо, как, к примеру, в Москве. Много лет при ленинградском отделении Союза писателей работала Секция научно-фантастической прозы – и продолжает функционировать по сей день, слегка поменяв название. В «Лениздате» выходили сборники Ильи Варшавского, Ольги Ларионовой, Вадима Шефнера, антологии «Вахта «Арамис», «Кольцо обратного времени», «Белый камень Эрдени» и многие другие. Здесь родились семинар Бориса Стругацкого и студия, которую ведут сегодня Андрей Балабуха и Леонид Смирнов. В постперестроечную эпоху в Санкт-Петербурге появились первые независимые издательства, специализировавшиеся на фантастике, — «Северо-Запад и «Terra Fantastica», а позже начал выходить литературный журнал «Полдень. XXI век». Сегодня «трудовую вахту» в Питере продолжают нести издательства «Азбука», «Ленинград», «Книжный Клуб «Фантастика», неравнодушные к жанровой литературе. Обо всем этом на Петербургской фантастической ассамблее расскажут непосредственные участники процесса.
Круглый стол «Бета-тестинг и бета-ридинг: польза, бессмысленность или вред?» // секция «Профессия «Писатель»
Как известно, по пути от автора к читателю книга проходит через множество рук. Редакторы, корректоры, иллюстраторы и верстальщики — эти специалисты помогают ей увидеть свет. Так нужны ли автору бета-тестеры? Имеет ли смысл просить прочитать книгу соседку бабу Клаву или давнего друга? Принесет ли пользу их мнение или только добавит головной боли? А как насчет консультантов-специалистов? Об этом на круглом столе поспорят самые разные авторы, как сторонники, так и противники бета-тестинга. А возможно, даже проведут следственный эксперимент.