Книга на все времена Выпуск


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Рубрика «Наш выбор!» > Книга на все времена. Выпуск #36. Магический реализм / Пограничные жанры
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Книга на все времена. Выпуск #36. Магический реализм / Пограничные жанры

Статья написана 25 сентября 2014 г. 10:03
Размещена:


Очередная рекомендация Фантлаба в рубрике «Книга на все времена» посвящена теме Пограничных жанров и Магическому реализму.
Помимо произведения крупной формы, мы рекомендуем произведения средней и малой формы, заслуживающих по нашему мнению места в данной рубрике рекомендаций.
---
Рекомендация «Книга на все времена» служит для выбора популярных, известных фантастических книг различных направлений. Здесь мы стараемся показать признанные шедевры и эталоны фантастической литературы, которые заслуживают прочтения в первую очередь. Рубрика ориентированна преимущественно на начинающего читателя с небольшим «стажем».
---
Напоминаем, что все рекомендации общим списком можно посмотреть на следующей странице:
Сводный список рекомендаций в данной рубрике

[/p][/subtitle]




Аннотация:
В повести «Улитка на склоне» существуют два мира, два разных общества, каждое из которых живёт по своим законам. Главные герои, чьими глазами мы видим Управление, Деревню и Город подруг, находятся в определённых отношениях с властью и обществом. Кандид и Перец – ученые, люди мысли, они не приемлют насилия и преследований. Оба они «больны тоской по пониманию» и до самого конца будут стремиться к истине, но каждый своим путем. Перец, недавно ещё мечтавший о свободе и радости жизни для каждого, получив власть, боится противопоставить себя государству. Кандид сильнее и счастливее Переца, ему удается понять происходящее и бросить ему вызов. Столкнувшись с ужасами леса и Управления, он, несмотря на своё очевидное бессилие, решает не сдаваться ни при каких обстоятельствах, хочет стать камешком, тормозящим «жернова прогресса» и остается победителем – улиткой на склоне.



Награды: Великое Кольцо (Крупная форма), 1988; Северный клинок / Nordklinge (Роман, повесть), 2011

Интересные факты:
Как и многие произведения Стругацких, «Улитка на склоне» не подходила под советские каноны научной фантастики. В фантасмагорическом свете преломлялись реалии и тенденции общества того времени — в фантастическом потоке смешивалось всё: освоение космоса и бюрократия, контакт с инопланетянами и отупение под действием идеологии, стремление быть честным перед собой и столкновение с системой. Под большим вопросом оказалась идейная «актуальность» и форма повествования. Ведь произведение состояло из чередующихся глав, которые относились к разным сюжетам, почти не связанным между собой и уж тем более подозрительным по части советской цензуры. Авторам пришлось публиковать эту крупную повесть частями — в качестве самостоятельных произведений. Полностью «Улитка» была напечатана лишь спустя двадцать лет после написания, а авторский первоначальный вариант увидел свет уже после распада СССР. Тогда как за рубежом «Улитка на склоне» публиковалась достаточно активно — вместе и по частям.
Братья Стругацкие особо выделяли это произведение из своего творчества, придавая ему наибольшее значение.
В первоначальном варианте повесть имела связь с циклом рассказов «Полдень, XXII век».

Отзывы экспертов:

Kriptozoy:
Одна из самых любимых вещей братьев Стругацких. Даже не могу объяснить почему. Общее впечатление от этой повести складывается из множества факторов. И девяносто процентов из них положительные. Ну, а оставшиеся десять, это скорее всего уровень моего личного восприятия. Дело в том, что своего собственного АБСОЛЮТНО четкого ответа о сверхидее этого произведения у меня нет, братья Стругацкие сами объясняли замысел своего творения достаточно туманно (может оно и к лучшему), а что касается сотен и сотен разборов, литературных статей и рецензий на эту книгу, которые существуют на сей день, то, хотя я многое для себя уяснил из того, чего в тексте просто не заметил, или же не уловил двойного смысла, но со многим из всего об «Улитке» написанного из научных и литературных трудов, я не совсем согласен. Тем более, что эти статьи, хотя во многом и схожие, во многом повторяют друг-друга и сходятся во мнении о сути задумки этой повести, во многом противоречат друг-другу. Из чего я сделал вывод, что восприятие этой великолепной книги должно быть для каждого чисто субъективным и индивидуальным. Каждый читающий обязательно вынесет из всего этого что-то своё, и впечатления и ассоциации будут весьма различными. В принципе, так оно и есть. Поэтому я не буду вдаваться в подробный рассказ о том, как я понял каждую из частей повести и что я для себя вынес после прочтения этого произведения. Скажу лишь об общем впечатлении от каждой из частей. «Кандид» — читается, как страшная сказка, действие которой происходит в паравселенной. «Перец» — весьма жесткая и колкая сатира на чиновничье общество, но очень и очень интересная.
Люблю читать эту повесть совсем не за сюжет. Она является одной из самых частоперечитываемых у Стругацких вместе с «Хищными вещами века», «Понедельником» и «Градом Обреченным». Только если их я перечитываю за сюжет, за интересную идею, за приключения героев, за фантазию авторов, то «Улитку на склоне» я люблю и обожаю за текст. За язык, стиль, образы, символичность, высочайший литературный уровень и т.д. Когда я перечитываю всю повесть, или выборочные главы, я испытываю настоящее наслаждение. Прямо-таки упиваюсь каждой фразой. Это великолепный источник афоризмов. Думаю, что не сильно преувеличу, если скажу, что практически половина произведения выписана мною в специальную толстую тетрадь, в которую я собираю понравившиеся цитаты из различных книг. Помнится, что когда я впервые читал роман Б.Стругацкого «Поиск Предназначения», то точно также наслаждался каждым словом, как профессор-филолог. Но «ПП» я перечитываю намного реже, потому что это произведение весьма тяжелое и когда хочется скрасить свой досуг и порадовать сердце и душу предпочтение отдается всё же «Улитке».
оценка 9

be_nt_all:
Первый роман Стругацких который был полностью и безоговорочно запрещён в СССР. Сами авторы толковали эту вещь как противостояние будущего – «леса» и настоящего – «управления». Читатели толковали её по разному. Если в делах «управления» сложно не узнать знакомые черты, то будущее в «лесе» узнавать как то не хочется.
Когда я прочитал «улитку» в 1988 г. лес не вызвал у меня ни приятия, ни отторжения. Просто прикосновение чего-то чуждого, в котором нам нет места и которому нет до нас никакого дела. Самоценный мир, возможность какого-то взаимопонимания с которым крайне сомнительна. Что характерно – мира женщин.
Если уж толковать «улитку» (хотя, и.м.х.о., этот роман нужно просто читать) можно рассматривать её как аллегорию банальной семейной жизни. Где лес, разумеется, начало женское, а управление, как это ни грустно, наше – мужское. Толкование ничуть не хуже других.
А вообще названием романа недаром стала цитата из хокку Иссы. В частности он чем то близок прозе Кобо Абэ. А ещё он похож на сад камней, в котором нельзя увидеть все камни одновременно, с какой стороны ни смотри.
оценка 10

Dark Man:
В первый раз читал 2 с половиной года назад, мозги просто вскипели. Казалось полным абсурдом, непонятной белибердой, лишённой какого-то ни было смысла. Всё запутанно, бездумно, вяло...
Второй раз прочитал на прошлой неделе. И моё мнение кардинально изменилось. Всё на деле оказалось намного проще: весь абсурд и непонятки — изюминка, сама суть произведения. Я не очень разбираюсь в психологическом воздействии книги на читателя, но меня история Переца и Кандида просто «загипнотизировала», вовлекла и не отпускала на всём своём протяжении. Сильная, знаковая вещь для творчества братьев Стругацких, которую надо понять. Хотя нет, не правильно. Которую надо прочувствовать, пережить, словно сон. Ибо понять это не возможно. как и во сне, здесь не существует каких-то правил и законов, не стоит задаваться вопросами почему? и как? Всё принимается как должное.
На протяжении всей повести почти ничего не происходит. Перец пытается выбраться на материк, убежать из чиновничьего «университета». И мы легко узнаём в этом самом сатиру, пародию на злобу тех советских дней. История Кандиди, повторяющая историю Атоса, повествует об обратном стремлении выбраться наконец из леса. Всю книгу персонажи стараются что-то делать, всегда торопятся, но это-бег на одном месте, или по кругу. Ничего ровным счётом не происходит и всё время возвращается на круги своя.
Театр абсурда, грандиозная пародия на советскую, да и в какой-то степени на сегодняшнюю действительность поражает воображение. Бессмертное произведение Стругацких наполнено метафорами, аллегориями, читать безумно интересно.
Всем почитателям творчества братьев, а также читателям, которых может заинтересовать интеллектуальная проза.
оценка 10
---
Критический отзыв:

zohcain77:
Начну с того, что очень уважаю писателей Стругацких, даже считаю их лучшими писателями в жанре фантастики за всю историю российской НФ.
Но в середине 60-х годов у Стругацких начался творческий кризис. Он вылился в сюрреалистический, абсурдистский, авангардистский уклон, проявившийся в «Улитке на склоне» и «Гадких лебедях». Это, так называемая элитная литература не для всех. Известный литературный критик Е. Брандис так оценил эти повести:«Захотели доказать, что можем написать как Кафка, доказали, могём...». Но эта литература предназначена для очень узкого круга продвинутых читателей, это ,так называемое «авторское кино». Поэтому и оценить эти произведения может только подготовленный читатель. Да, художественная ценность этих произведений высокая, но как же мне жаль тех новых миров, которые создали бы Стругацкие, не впади они в эту авангардистскую ломку, какие прекрасные книги подарили бы они нам, простым читателям!
оценка 6

Малая форма


1. Борис Штерн «Дом»
Аннотация:
Старый Дом, выйдя на пенсию, спустился с небес и отправился доживать свои дни в приморский городок. Он приземлился между зданий, принадлежащих двум заклятым врагам: злостному пенсионеру Сухову и инвалиду Короткевичу, которые тут же решили прибрать к рукам неучтенную жилплощадь, и это было только первое злоключение Дома...

2. Урсула Ле Гуин «Уходящие из Омеласа»
Аннотация:
Рассказ-размышление на тему цены, которую люди готовы платить за собственное благополучие. В общем, вариации на тему Достоевского о слезе ребёнка.

2. Хорхе Луис Борхес «Лотерея в Вавилоне»
Аннотация:
Жизнь человека в Вавилоне подчинена Случаю, который входит в нее через лотерею. И уже не отличишь естественную случайность от результата лотерейных жеребьевок…




849
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение25 сентября 2014 г. 10:31
Отлично! Любимая рубрика снова работает!
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение25 сентября 2014 г. 10:35
Да. Были летние каникулы.
Дальше постараемся без перерывов.


Ссылка на сообщение25 сентября 2014 г. 16:27
А мне «Улитка» не понравилась. Много у Стругацких читал, но именно эта книга совсем не пошлА:-(
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение25 сентября 2014 г. 18:36
Ничего удивительного здесь нет. Эта книга не всем подходит. Я тоже раньше её недолюбливал, а сейчас перечитать бы надо. Интерес появился.
Рекомендации у нас не бесспорные и посоветовать книги, которые бы нравились всем без исключения просто невозможно.
 


Ссылка на сообщение26 сентября 2014 г. 14:35
Аналогично мне тоже не понравилось.
Причем вначале мне попался какой-то вариант «Улитки» про Перца — вообще тяжело читать было.


Ссылка на сообщение27 сентября 2014 г. 08:17
про Переца, наоборот, самое интересное. ИМХО ;-)
Только две недели, как я перечитал Улитку. Воспоминания еще свежи


Ссылка на сообщение27 сентября 2014 г. 14:19
Ура! Борхес в рекомендациях.

Про Стругацких говорить бессмысленно — не читать их это всё равно что не читать школьную программу. Быть за или против, и по каким именно причинам — это уже каждый решает, но не читать вообще — бессмысленно.

А вот популяризация других, менее известных шедевров — это всегда хорошо.


⇑ Наверх