Книга на все времена Выпуск


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Рубрика «Наш выбор!» > Книга на все времена. Выпуск #38. Хоррор/Мистика
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Книга на все времена. Выпуск #38. Хоррор/Мистика

Статья написана 27 октября 2014 г. 11:16
Размещена:


Очередная рекомендация Фантлаба в рубрике «Книга на все времена» посвящена теме Хоррор/Мистика.
Помимо произведения крупной формы, мы рекомендуем три произведения малой формы, заслуживающих по нашему мнению места в данной рубрике рекомендаций.
---
Рекомендация «Книга на все времена» служит для выбора популярных, известных фантастических книг различных направлений. Здесь мы стараемся показать признанные шедевры и эталоны фантастической литературы, которые заслуживают прочтения в первую очередь. Рубрика ориентированна преимущественно на начинающего читателя с небольшим «стажем».
---
Напоминаем, что все рекомендованные произведения можно увидеть в Сводном списке рекомендаций.

[/p][/subtitle]



Аннотация:
Попавший в кораблекрушение Чарльз Эдвард Прендик, оказывается на острове, где живёт и работает доктор Моро со своим помощником. Он становится нечаянным свидетелем экспериментов учёного, а также их последствий.

Рейтинг Фантлаба (оценка/количество оценивших):


Интересные факты
Как и все романы Г. Уэллса, «Остов доктора Моро» не является сугубо фантастическим произведением, где ставка сделана лишь на сюжет и события. Роман затрагивает весь базис человеческой социальности — религию, этику, социологию, психологию, научный прогресс, вопросы назначения разума.
Книга оказала настолько мощное воздействие на зарождающуюся фантастику, что образ жестокого творца-вивисектора не сходит с сцены художественных произведений до сих пор.
Роман неоднократно экранизирован. Под его прямым влиянием написано немало книг, например, знаменитое «Собачье сердце» М. Булгакова.
---
Переводы:
Помимо наиболее распространённого в советских изданиях перевода К. Морозовой, который признаётся хорошим, существует несколько дореволюционных переводов романа, ныне малоизвестных. В 1996 году в рамках проекта «Собрание сочинений Г. Уэллса» В. Бабенко сделал улучшенные и расширенные переводы некоторых произведений, в числе которых был и «Остров доктора Моро». Кроме того, в 2001 году был издан ещё один вариант перевода неустановленного качества от М. Зенкевича. Таким образом, знакомства с романом следует рекомендовать надёжный профессиональный перевод Виталия Бабенко.

---
Отзывы экспертов:

Dentyst:
Недавно перечитал. Ну и просмотрел по диагонали отзывы на одну из любимых и, по-моему, значимых книг, не только фантастики, но и вообще мировой литературы. Удивился — рецензентами в основном отмечена фантастико-ужасная сторона романа. Мне же кажется, что это как раз не главное в книге, хотя и важная составляющая текста.
А вот, что мне видится (послойно):
— Слой об ответственности творца перед своими творениями. Моро — творец, Бог, если угодно. Уж, если посмел вмешаться в природу, то не надо бросать на произвол судьбы своих недочеловеков, едва научив их читать, писать и лицемерно повторять строки «закона», своеобразной религии, которая (по мнению Моро) и делает человека человеком. Короче — «Ты навсегда в ответе, за тех, кого сотворил.» Извините за перефразировку другого классика.
— Слой сатирический. Общество зверолюдей — картинка-пародия-аллегория на общество человеческое. Живя цивилизованной жизнью и повторяя в разных вариациях заклинание «Разве мы не люди?», мы каждый день проявляем животные черты доставшиеся нам по наследству от предков-зверей. Недаром Прендику, вернувшемуся к цивилизации, в каждом мерещились явные звериные черты. А мерещились ли? Может быть он просто начал видеть суть вещей?
— Наверное, можно выделить и слой цивилизаторский. Великобритания в те времена взвалила на себя «бремя белого человека»(как будто кто просил) — окультуривать «отсталые» народы, часто даже против их воли. Вот и получали таких гиено-свиней, свободолюбивых и непокорных(Индия, Афганистан).
— Слой критикующий религию: зверолюди при свете дня хором повторяют за Глашатаем Закона заповеди Моро, чтобы ночью благополучно нарушать их — против природы не попрёшь. Что-то такого же рода случалось и в викторианской Англии — почтеннейшие и нравственные на людях граждане превращались за закрытыми дверями в неприятнейших людей.
Вот примерно то, что я разглядел в романе, и никаких ужасов, никаких страхов — просто логичное развитие тогдашнего (а быть может и нынешнего) общества, ну разве немного приукрашенное авторской фантазией. Значит и жизнь такая — страшная, когда вступают в конфликт пережитки животного прошлого с наработками цивилизации.
Ну и в заключение — история, говорят, повторяется дважды: первый раз, как трагедия; второй раз, как фарс. С этим романом то же самое. Спустя некоторое время наш соотечественник М.А. Булгаков написал свою версию переделки собаки в человека.
Оценка 10

Sergo2:
...перечитал книгу, читанную лет десять назад. И восхитился. Сейчас так не умеют. Точнее — не хотят.
Без нагромождения трупов и крови, без мистики и откровенных ужасов — создать настолько гармонично-страшную вещь! И не внешне страшную — психологически! Представляешь себе кошмарное общество несчастных зверо-людей, живущих в вечном страхе и в вечных искушениях. Запрет на естесственное — и наказание за следованию голосу природы. Ты создан в мучениях — и либо живешь в мучениях, либо умрешь в мучениях! И все по воле холодного интеллекта Всевышнего...
Не жили ли мы 70 лет в подобном обществе? Партия — тот самый Моро, требующий невозможного и наказывающий за невыполнение невозможного.
А мировая религия не пытается делать с человеком тоже самое?
Но как бы они все не старались — природа возмет свое. И человек будет следовать своему природному предназначению.
Оценка 10

redmarie:
Несмотря на безоговорочное восхищение романом, все-таки основное возникшее чувство — острая жалость.
К Прендику, которому не повезло попасть на остров, где пережив испытания не только физические, но и душевные, пройдя цепочку страх-жалость-отвращение-отчаяние, он уже никогда не станет прежним.
К Монтгомери, которому в его молодые годы достался удел одинокого пьяницы, не имевшего другого наставника, кроме Моро, и других друзей, кроме зверо-человека.
К Моро, который схож с тем жестоким малышом, что ради интереса отрывает мушке крылышки и отпускает полетать. Доктор играет с живыми существами как с конструктором: а что будет, если я совмещу это и это? И что самое страшное, он Верит в то, что творит благо! Жаль, такому таланту могло быть уготовлено достойное применение. Жалость вызывают и потуги доктора выдать себя за Создателя. Некое извращенное стремление к совершенству, когда в природе и так все гармонично и цельно.
И, наконец, к зверо-людям. Этим НЕДОчеловеку/НЕДОживотному. «Раньше они были животными, их инстинкты были приспособлены к окружающим условиям, и они были счастливы, насколько могут быть счастливы живые существа. Теперь же они были скованы узами человеческих условностей, жили в страхе, который никогда не умирал, ограниченные Законом, которого не могли понять...» Вся жизнь — сплошное беспросветное страдание...
Финальные события подавляют. А поскольку все описанное — «пародия на человеческую жизнь» и общество, современные реалии узнаются практически в каждом абзаце, становится горько.
По моему скромному мнению, если книга способна вызвать настолько сильные эмоциональные переживания, то это несомненно выдающееся произведение. Браво, мистер Уэллс!
Оценка 10

---
Критический отзыв

Внятного критического отзыва на данный роман обнаружить не удалось. Приносим свои извинения.

Средняя и малая формы


1. Эдгар По «Падение дома Ашеров» — 1839
Аннотация:
Родерик Ашер, последний отпрыск древнего рода, приглашает друга юности навестить его и погостить в фамильном замке на берегу мрачного озера. Леди Мэдилейн, сестра Родерика тяжело и безнадежно больна, дни её сочтены и даже приезд друга не в состоянии рассеять печаль Ашера.
После смерти Мэдилейн местом её временного погребения выбирается одно из подземелий замка. В течение нескольких дней Родерик пребывал в смятении, пока ночью не разразилась буря и не выяснилось одно чудовищное обстоятельство...


2. Роберт Стивенсон «Странная история доктора Джекилла и мистера Хайда» — 1886
Аннотация:
Странная и загадочная история таинственного Генри Джекила наводит на безотчетный ужас своей необъяснимостью. Каким образом добропорядочный, уважаемый всеми человек, с ровным, спокойным характером, может быть связан с этим порочным человеком Эдвардом Хайдом, совершающим зверские поступки? Почему такие странные условия в завещании доктора? Где обитает этот Хайд и куда он постоянно бесследно исчезает? Запутанные происшествия, в которых роковым образом переплетаются эти два лица, обрываются трагически… И только дневник покойного, изобилующий жуткими подробностями, проясняет картину происходивших событий.

3. Роберт Говард «Голуби ада» — 1938
Аннотация:
Двое мужчин на автомобиле скитались в поисках приключений. Они решили заночевать в случайно попавшемся заброшенном доме. Среди ночи один из них ушел на звуки странного свиста, доносившегося с верхнего этажа. А вернулся — мертвец с топором в руках.
Оставшийся в живых Грисвелл еле спасся. С помощью местного шерифа он пытается узнать — кто или что обитает в проклятом доме.




886
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение27 октября 2014 г. 15:03
спасибо
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение28 октября 2014 г. 12:50
Пожалуйста. Сейчас идёт «осенний марафон» (2 рекомендации в месяц) — восполняются летние каникулы, когда рекомендаций не было вообще.


Ссылка на сообщение28 октября 2014 г. 12:39
Подборка классических триллеров и детективов от фантастики 19 века. Не нравятся такие подборки. Нужно бы разных направлений и разбавить хотя бы 20-21 веком.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение28 октября 2014 г. 12:47
Ничего не понимаю... Про какую подборку идёт речь? Про 4 рекомендованных в статье произведения?
Если так, то сразу отправляю Вас читать статью снова до слов «...все рекомендованные произведения можно увидеть в Сводном списке рекомендаций». Два с во-о-от таким минусом за внимательность :-)
 


Ссылка на сообщение28 октября 2014 г. 13:32
Да вот так сложилось, что люблю эту рубрику и читаю хоть одно из предлагаемых произведений. Поскольку список рекомендаций знаю, половину уже читала, то эта рубрика у меня что-то вроде игральных костей, что в этом месяце незнакомого выпадет, то и почитаю. Из незнакомого в рубрике 2-3 произведения разных стилей и направлений всегда будут, а тут все одного направления. Разочаровало.
 


Ссылка на сообщение28 октября 2014 г. 13:39
моя не понимать.
 


Ссылка на сообщение28 октября 2014 г. 13:46
«Странная история доктора Джекилла и мистера Хайда» и «Голуби ада» — одного направления?o_O
Роман Уэллса — научно-фантастический хоррор.
Рассказ Эдгара По — мистика эпохи романтизма.
Повесть Стивенсона — классическая неоромантическая проза, сочетающая в себе признаки НФ, реализма и психологического хоррора.
Рассказ Говарда — ранний образец американской литературы ужасов в чистом виде.
 


Ссылка на сообщение28 октября 2014 г. 16:09

цитата practicANT

Поскольку список рекомендаций знаю, половину уже читала, то эта рубрика у меня что-то вроде игральных костей, что в этом месяце незнакомого выпадет, то и почитаю. Из незнакомого в рубрике 2-3 произведения разных стилей и направлений всегда будут, а тут все одного направления. Разочаровало.
Если Вы уже исчерпали сводный список и сейчас просматриваете новые статьи в поисках чего-то разнородного и экзотического, то могу сказать, что из «Книги на все времена» Вы выросли (особенно, если учесть, что «Остров доктора Моро» кажется почти одинаковым с «Голубями ада»). Эта рекомендация предназначена, главным образом, для начинающих читателей.
Обратитесь к «Фантлаб рекомендует», «Ретроспективе», персональным рекомендациям, или, наконец, к специализированным разделам на форуме типа «Литература Хоррора», «Что бы такого почитать?» и т.п. Там можно удовлетворить самый изысканный вкус.


Ссылка на сообщение28 октября 2014 г. 17:43
Хорошо :-) Спасибо!


Ссылка на сообщение28 октября 2014 г. 22:09
Падение дома Ашеров — какой перевод лучше? Галь или Энгельгардт?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение29 октября 2014 г. 06:15
Вот здесь не подскажу. Вообще, Галь считается эталоном.
Но лучше спросить в теме «Вопросы к знатокам». Там могут сказать наверняка.


⇑ Наверх