Юлия Зонис Геном


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Green_Bear» > Юлия Зонис «Геном Пандоры»
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Юлия Зонис «Геном Пандоры»

Статья написана 11 ноября 2014 г. 18:27

Аннотация:

Ближайшее будущее. В результате биогенной катастрофы по всей Земле распространяются опасные виды животных-химер. Люди живут в анклавах и находятся в сложных отношениях с киборгами-андроидами, которые отстаивают свою независимость. Людьми руководят Бессмертные — генмодифицированная элита с весьма своеобразными вкусами. Кое-кто из них развлекается с помощью препарата «Вельд», пытаясь временно контролировать химер, прочие занимаются научными проектами по возрождению человечества или симбиозу с новой биосферой… Однако новая агрессивная биосфера непроста — она обладает собственным разумом и координирующими центрами. Власть над одним из таких центров сулит неограниченные возможности, но для начала необходимо найти виновников катастрофы…




Если посмотреть внимательно на постапокалиптические романы и выбрать те, что относятся к подвиду, описывающему биологическую катастрофу, а именно всевозможные убийственные вирусы, мутирующие организмы и генетические эксперименты, то окажется, что подавляющее большинство является банальными боевиками. Много разнообразного экшена, устоявшиеся штампы вместо научной подоплеки, незамысловатые характеры героев и линейный сюжет. В меньшинстве оказываются те книги, в которых авторы попытались уделить внимание психологической стороне вопроса или же углубились в область хоррора и мистики. На этом фоне цикл «Время химеры» Юлии Зонис смотрится чрезвычайно выигрышно.

Научный прогресс не стоит на месте и вот, человечество дерзко замахнулось на лавры Творца. Гениальные ученые сначала взялись за модификацию ДНК, переписывая последовательности генов, а затем шагнули дальше, создав биокомпьютер, способный управлять перестраивать и контролировать весь организм. А затем произошел Кадаврогеддон. Уцелевшие островки цивилизации — Британский, Сибирский, Японский — держат оборону, отбивая непрерывные атаки кадавров, однако в сути своей человечество не изменилось. Но кто знает, как изменится мир после рискованной экспедиции в захваченную кадаврами Северную Америку.

Имея специализированное биологическое образование, автор получает преимущество перед теми писателями, которые ориентировались лишь на расхожие штампы и популярные статьи. Более того, Зонис уверенно выстраивает научно-фантастические модели, не только свободно оперируя терминами, но также доступно объясняя смысл происходящего. Использовав в качестве отправной точки катастрофу, автор населяет заброшенные города и безлюдные леса разнообразными видами кадавров, учитывая специфичность факторов внешней среды, замкнутость экосистемы и особенности биологических ниш в новом мире, где из бурлящего бульона мутирующих организмов пытается родиться нечто новое и прежде неизвестно. Но сможет ли оно существовать без людей?

Кроме того, Зонис не зацикливается на клеточной биологии, рассматривая человечество и общественные отношения с точки зрения социально-исторических теорий, заимствуя терминологию Гумилева, ссылаясь на евгенику, а также законы эволюции. А рассмотрев — принимается экспериментировать руками героев, ускоряя процессы развития и усиливая внешнее давление, чтобы выкристаллизовать новое, более перспективное общество. Впрочем, неизвестно, будет ли оно хоть сколько-то походить на уже известные. К сожалению, в последнее время отечественные писатели довольно редко занимаются научно-фантастическим социомоделированием, словно стесняясь его, как пережитка старой фантастики. Тем приятнее, что роман «Геном Пандоры» вполне может конкурировать с зарубежными образцами.

Однако фирменный авторский стиль, тщательно взлелеянный такими сетевыми конкурсами, как «Рваная Грелка», тяготеет к экзотическим образам и необычным метафорам, что наиболее ярко проявлялось в неформатном сборнике «Боевой шлюп Арго». И далеко не всем такое по вкусу. Любовь автора к стилевым экспериментам проявилась и здесь, правда, по большей части на уровне отдельных эпизодов.

Начиная с обычной истории-путешествия, Зонис сперва предлагает клишейные типажи героев — жестокого ковбоя-охотника, исполнительного андроида и городского мальчишку — но, поиграв с читателями, она тут же начинает сдирать маски с героев, причем до самого конца нельзя быть уверенным, что сюрпризы закончились. Кроме того, автор делает значительные отступления в прошлое, чередует интерлюдии с воспоминаниями. При этом вторая часть романа является хорошим примером производственно-научной прозы, где хлестко и ярко описан быт ученых, циничные правила успеха и не особо добрый мир будущего. Стоит отметить, что роман широко разбрасывает ответвления сюжетных линий в виде имен, фактов и мимолетных сцен, которые проясняются лишь в сиквелах и приквелах.

Итог: пестрый коктейль-винегрет из постапокалиптики, генопанка и научной фантастики.

Моя оценка: 8/10





398
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение11 ноября 2014 г. 18:51
Хорошо расписал
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение11 ноября 2014 г. 20:02
:beer: Ну так, столько раз перечитывал.


Ссылка на сообщение11 ноября 2014 г. 19:54
Просто выворачивает от таких обложек.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение11 ноября 2014 г. 20:01
Я их вижу лишь дважды — когда выбираю книгу «на почитать» и когда оформляю рецензию. Так что могу только догадываться о ваших чувствах ;-)
 


Ссылка на сообщение11 ноября 2014 г. 20:05
мне хватило увидеть её один раз. например тут :(

Против текста ничего не имею — не читал.
 


Ссылка на сообщение11 ноября 2014 г. 20:34
Ты просто не видел первый вариант обложки и не сжег себе сетчатку)
 


Ссылка на сообщение11 ноября 2014 г. 20:45
ну.. зато я её не видел :)
 


Ссылка на сообщение11 ноября 2014 г. 20:50
Везунчик)
 


Ссылка на сообщение11 ноября 2014 г. 22:08
Явите миру страх и ужас, на ночку глядя интересно будет.


Ссылка на сообщение11 ноября 2014 г. 23:04
Вот-вот, винегрет и есть. Гумилев с кадаврами и ковбои с андроидами. А «Биохакер» еще экспериментастее. По бедности общего ландшафта сойдет конечно книжечка, но хотелось много большего.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение12 ноября 2014 г. 14:06

цитата Cumbrunnen

Вот-вот, винегрет и есть. Гумилев с кадаврами и ковбои с андроидами. А «Биохакер» еще экспериментастее.

В рассказах из сборника «Боевой шлюп Арго» степень неформатности и экспериментальности еще выше, иногда даже больше смахивает на лютый сюрреализм. В цикле подобного все же почти нет, к моему искреннему счастью, поскольку я таки приверженец более традиционных подходов. Хотя если сравнивать с тем же Райаниеми, то стиль Зонис также имеет индивидуальность и тоже весьма хорош. Понимаю, что хочется чего-то более привычного, но такова Юлия. Впрочем, в том же «Хозяине Зеркал» это смотрится органичнее, с учетом постмодернистских игр. А ландшафт... хорошая НФ есть, но вот с ее твердым вариантом, вроде Игана, Уоттса, Уилсона... вот здесь проблема, да.
 


Ссылка на сообщение12 ноября 2014 г. 18:07
Мерси Шелли? Я твердой НФ российского производства сто лет не читала.
 


Ссылка на сообщение12 ноября 2014 г. 18:40
Шелли — это уже почти классика, про него я даже не говорю. Нет, речь шла про последние лет пять. Так то можно припомнить и «Прикладное терраформирование» Катласа — довольно близкий вариант. Но вот чтобы создать масштабное полотно и возвести сложный научно достоверный конструкт из реальных и перспективных теорий, вроде того же «Отчаяния» Игана, «Морских звезд» Уоттса или «Спина» Уилсона — не помню. Следующий эшелон — навроде «Кризис. Легион» Уоттса, когда НФ смешано с чем-нибудь — у нас худо бедно представлен, в принципе, даже неплохо представлен. А вот с высшим сортом твердого НФ — грустнее.
 


Ссылка на сообщение12 ноября 2014 г. 19:48
соглашусь. кстати, а раньше? ефремова я мало читала, но там в основном социалка, то есть гуманитарная НФ. стругацкие опять не то. беляев разве что?
 


Ссылка на сообщение12 ноября 2014 г. 22:07
Сергей Павлов, прежде всего.
 


Ссылка на сообщение12 ноября 2014 г. 22:08
сейчас гляну
 


Ссылка на сообщение14 ноября 2014 г. 16:31
А где у Сергея Павлова — наука-то? Есть пара сюжетообразующих загадок, и нет решения, нет понимания, нет описания, тем более нету и применения этих новых явлений. По принципу — о, чудо! И далее многостраничная экспозиция чуда.


⇑ Наверх