Мечты сыновей


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «visto» > Мечты сыновей Сталина
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Мечты сыновей Сталина

Статья написана 16 ноября 2014 г. 11:34

...Соколовский, подняв глаза, видит родные черты отца советских лётчиков. Иосиф Виссарионович слегка улыбается с портрета.

М. Водопьянов. Поезд над облаками.




В эти дни исполняется 115 лет со дня рождения Водопьянова Михаила Васильевича (1899-1980) — известного советского лётчика. Что является уже само по себе поводом к публикации, но есть и другие интересные находки, неизвестные большинству посетителей Фантлаба.

Для краткости, выделяю из биографии Водопьянова лишь дальневосточные авиационные деяния. 1930 год — пилот Михаил Водопьянов и бортмеханик Николай Аникин открывают воздушную линию из Хабаровска на Сахалин (Хабаровск — Нижнетамбовское — Николаевск-на-Амуре — Оха-на-Сахалине). Перелёт туда и обратно занял 11 суток. День начала перелёта — 9 января — отмечается ныне, как День рождения гражданской авиации на Дальнем Востоке. В том же году Водопьянов совершил перелёт Москва — Хабаровск. 1933 — совершает испытательный полёт Москва — Петропавловск-Камчатский — Москва, во время которого самолёт потерпел аварию на Байкале. Бортмеханик Серёгин погиб. Водопьянов, по выздоровлении через полгода (сотрясение мозга, множественные переломы) дооборудовал свой самолёт к повторению перелёта на Камчатку. После гибели парохода «Челюскин» (1934) прибыл по железной дороге вместе со своим самолётом в Хабаровск для участия в операции по спасению челюскинцев. За это, в числе первых, был удостоен звания Героя Советского Союза (Звезда Героя № 6). 21 мая 1937 пилотировал одну из двух головных машин при перелёте с материка на организуемую в районе Северного полюса дрейфующую станцию «Северный полюс» (СП-1).




МЕЧТА БЕСФАМИЛЬНОГО

Теперь о фантастике героического лётчика. Самое известное произведение — повесть «Мечта пилота» (1936), позже переработана автором в пьесу с тем же названием. Про то, как в 1930 году лётчик Михаил Бесфамильный, увлечённый идеей посадить свой самолёт на «полярной шапке Земли», берётся за организацию такой экспедиции. И вот, в один из дней 1938 года (фантастика «на два года вперёд» — супер-ближний прицел), Архангельск митингом провожает экспедицию. Далее следует повествование о буднях трудной экспедиции. С мельчайшими деталями, вплоть до описания азартной игры на папиросы консервными банками... Коротенькие вставки о фантастических изобретениях — незамерзающая смесь для радиаторных моторов, прибор-автопилот, радиомаяк, вшитые в шлём миниатюрные наушники, электроплитка для варки кофе в хвосте самолёта... Всё, как говорится, по Амундсену: «Я достиг полюса потому, что в числе прочего снаряжения не забыл взять с собой ножницы и бритву». В «Мечте пилота» можно наткнуться на забавные ситуации, например, случай про «пилота»-хвастуна, любителя поразить слушателя выдуманными историями о своих лётных достижениях. Помните, когда ему вместо приглашения полетать над Москвой случайно вручили хлебную карточку... И он «полетал» на предельной высоте... Был ли это преднамеренный или случайный розыгрыш? Чтобы вывести хвастуна на чистую воду... Не важно. О розыгрыше на полюсе мы ещё поговорим, когда будем представлять... необычное «произведение» Водопьянова, незамеченное библиографами. Чуть позже, а пока вернёмся в палатки к нашим героям, ведь им ещё предстоит «переночевать» полярную ночь на дрейфующей льдине...

И вот: «...Лыжи советского самолёта коснулись полюса. Мечта осуществилась. Полюс наш!» Казалось бы тут и надо бы поставить точку в повести. Но нет! Водопьянов продолжает свою историю, рассказывает читателям для чего нужен был героический полёт на макушку Земли. На целый месяц лётчики переквалифицируются в научных сотрудников и уходят под командование к профессору, чтобы помочь ученым понять Север... Научиться усмирять его ледяной характер... Потом было не менее трудное и опасное возвращение из страны холода.

В эпилоге повести «Мечта пилота» автор признаётся: «Эта книга есть не что иное, как своеобразная психологическая подготовка лётчика к будущим перелётам». А вы говорите: Фу! Ближний прицел!

23 мая 1937 года в хабаровской газете «Тихоокеанская звезда» (№ 116) была опубликована большая статья «На Северном полюсе – флаг нашей Родины». На следующий день (24 мая, № 117) в этой же газете вся третья полоса была отдана Михаилу Водопьянову: фотопортрет, отрывок из 10-й главы его книги «Мечта пилота». В предисловии к публикации «Полюс наш!» Водопьянов с гордостью пишет: «...Прошёл год как вышла книга, и мечта моя уже осуществилась!»




КОМАНДИР КОРАБЛЯ СОКОЛОВСКИЙ

(Водопьянов, М. Воздушный экспресс. (Окно в будущее) // Техника молодёжи. — 1949. — № 6. — С. 26-28, 32. Рис. К. Арцеулова. Водопьянов, М. Поезд над облаками. (Окно в будущее) // Техника молодёжи. — 1952. — № 5. — С. 14-16. Рис. К. Арцеулова)




Два, связанных одними и теми же героями, фантастических рассказа о строительстве и эксплуатации гигантского воздушного экспресса. Первоначально экспресс был задуман как пассажирское судно, вмещающее столько пассажиров, сколько мест в транссибирском железнодорожном экспрессе Москва — Владивосток. По ходу повествования мы пройдёмся по комфортабельному двухфюзеляжному летающему поезду вместе с его командиром — Фёдором Ивановичем Соколовским. Посмотрим новую кинокомедию, посетим ресторан, на третьем этаже заглянем в камбуз к повару Флегонтычу. Во время этой прогулки узнаем славную историю русского авиастроения в части многомоторных кораблей. И, разумеется, помечтаем о предстоящем кругосветном беспосадочном полёте воздушного экспресса, который станет воплощением в жизнь мечты Валерия Чкалова, чей портрет висит на стене капитанской каюты.

Через три года Водопьянов вновь приглашает нас в салон воздушного экспресса, продолжающего летать по маршруту Масква — Владивосток — Москва. Что же изменилось? Вместо портрета Чкалова — портрет Сталина... Нет, конечно не только это. «Мощь великой Советской державы позволила поставить новые задачи...» Одной из них стало строительство новой ГЭС в бассейне труднодоступной для транспорта и весьма удалённой от промышленных центров страны реки Студёной. Веду палец по карте Родины от Москвы на северо-восток к Морю Лаптевых, потом «обыскиваю» Якутию, Чукотку... и обнаруживаю вышеозначенную реку почти в центре «Носа на полдень». Так давным-давно именовался полуостров Камчатка. Да! Путь далёкий, долгий и... бездорожный. «Только самолётом можно...» Конструктор Николай Николаевич Киреев (читатель может в деталях ознакомиться с биографией этого человека, прочитав роман М. Водопьянова «Киреевы», увидевшем свет в «Воениздате» в 1961 году) взялся за, казалось бы, невыполнимую задачу — поднять в воздух 200 тонн полезного груза... Решение, причём простое, как это часто бывает в реальной жизни, приходит неожиданно. «...Конструктор хлопнул себя по лбу: — Вот где решение!» Затем, преодолев некоторые трудности при переоборудовании «летающей лодки», первый воздушный поезд, наполненный грузом по весу равный шестнадцати товарным вагонам, появился в небе над рекой Студёной.

Рассказы Михаила Водопьянова «Воздушный экспресс», «Поезд над облаками» и роман «Киреевы» можно смело объединять в один цикл. А вот следующее произведение, явно «внецикловое», я затрудняюсь даже причислить к разряду фантастических, но отнести к реалистическим почему-то руки не слушаются.

        


НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ИНТЕРЕС ПРОФЕССОРА МАЦА

Дорогой Виталий Георгиевич!

Наша научная группа проводит в настоящее время важные исследования, вызванные вспышкой гельминтоза среди полярников. Как известно, источником этого заболевания является сырое мясо арктических животных — белых медведей, нерпы и ряда сортов рыб, заражённых различными видами гельминтов, особенно широким лентецом (Diphillobotrium latum) и трихинами (Trichinella spiralis).

Заражение происходит при употреблении в пишу строганины — сырого замёрзшего мяса, считающегося в Арктике деликатесом, а также при контактах с собаками, которые тоже являются носителями этих паразитов. По данным американских специалистов, показатель зараженности превышает 66,5 процента. Поскольку участники Высокоширотной экспедиции, в основном, жители средней полосы, весьма важно выявить, имеются ли среди них случаи глистных инвазий. Это представляет большой научный и практический интерес. Вы являетесь единственным представителем медицины в экспедиции, и потому прошу Вас принять посильное участие в этой важной и актуальной работе. С этой целью необходимо собрать пробы кала у всех участников экспедиции, упаковать их в металлические емкости (с этой целью можно использовать тщательно отмытые консервные банки), утеплить и с попутным самолётом отправить в Тикси в адрес экспедиции Института коммунальной гигиены.

Ваша работа войдёт в комплексный отчёт Института в качестве самостоятельного раздела.

С глубоким уважением профессор Мац.

Р.S. Если Вам потребуется для работы книга профессора Заварзина «Глистные инвазии» — сообщите. Пришлю с первой оказией».

Конверт с этим письмом был передан прилетевшим на полярную станцию Михаилом Водопьяновым лично в руки Виталию Воловичу. Было это в конце 1940-х или в самом начале 1950-х годов. Впоследствии выяснилось, что авторами этого розыгрыша с подложным письмом от профессора Института коммунальной гигиены были Михаил Водопьянов и Евгений Сузюмов. (Волович, В. Опасное задание // Вокруг света. — 1995. — № 3. — С. 22)



Справки о персонах, вовлечённых в розыгрыш:

Волович Виталий Георгиевич (1923-2013), академик Академии космонавтики, полковник медицинской службы, доктор медицинских наук, профессор, Почетный полярник. Член Союза журналистов России. Награжден орденами: Ленина, Красного Знамени, Трудового Красного Знамени, Отечественной войны, тремя орденами Красной Звезды, отмечен Дипломом Ю.А. Гагарина, лауреат премии Андрея Первозванного «За Веру и Верность». В 1949 году Виталий Георгиевич был откомандирован в распоряжение Главного управления Северного морского пути в качестве флагманского врача (флагманский врач заведует медицинскою частью, как во врачебном, так и в гигиеническом отношении). С этой поры на многие годы связал свою жизнь с Арктикой. В 1949 и 1950 годах участвовал в высокоширотных воздушных экспедициях в Центральном полярном бассейне. Врач-десантник Волович в 1949 году выполнил особо важное государственное задание: совершил первый в мире прыжок с парашютом на Северный полюс (в паре с А.П. Медведевым), этот прыжок до сих пор имееет гриф «Секретно». Акт приземления советских парашютистов официально зарегистрирован, но предназначен для служебного пользования. Позже Воловича и Медведева тихо наградили боевыми орденами Красного Знамени.



Сузюмов, Евгений Матвеевич (1908-1998), кандидат географических наук, почётный полярник. Участник многих экспедиций Главсевморпути и АН СССР в Арктику, Антарктику, Атлантический и Тихий океаны. Писатель. В июне 1941 года Е. Сузюмов был откомандирован в Главное Управление Северного морского пути (ГУСМП). Сначала работал на о. Диксон диспетчером штаба, с окончанием навигации прибыл в Архангельск в распоряжение Папанина и был назначен адъютантом, позже — помощником Уполномоченного ГКО. Весь военный период Е. Сузюмов провел в непосредственном распоряжении Папанина. В начале 1946 года Сузюмов демобилизовался в звании капитана административной службы ВМФ и был направлен на работу в аппарат Главсевморпути, где занимался вопросами организации экспедиций в Арктику. В 1947, 1949 и 1954 годах сам принимал участие в высокоширотных воздушных экспедициях (ВВЭ) с многочисленными высадками на дрейфующий лед, включая в точке Северного Полюса.


Профессор Мац, скорее всего имеется ввиду Л.И. Мац, профессор Центрального института коммунальной санитарии и гигиены (с 1944 по 1992 годы — НИИ общей и коммунальной гигиены).

Фраза вместо точки:

Человек без мечты, как птица без крыльев: гадить может, а летать нет. (Автор не известен)

Дополнительный видеоматериал из киноархива. 1937 год. М.В. Водопьянов и многие др. Полярная станция № 1:

http://ria.ru/riatv/20120606/666596027.html

В оформлении страницы использован: рисунок с первой полосы газеты «Ленинградская правда» от 18 августа 1938 года. Авторы — А. Яр-Кравченко и А. Шепелюк. М.В. Водопьянов (второй справа). Просьба к знатокам: среди знаменитых лётчиков, изображенных на рисунке, ещё, как минимум, трое имеют отношение к НФ. Подскажите на рисунке, где они?; библиографические карточки из личной библиотеки В. Бури; фрагмент проекта будущей экспозиции в Музее покорения Северного полюса; фотографии В. Воловича взяты с сайта:


http://www.mountain.ru/article/article_display1.php...




745
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение16 ноября 2014 г. 12:41
Браво, Виктор Петрович! «Мечта пилота» году так в 1954м была издана и на украинском.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение16 ноября 2014 г. 12:46
На ФЛ только это>:-| https://fantlab.ru/work236592
Слабовато! Подсобирайте, пожалуйста, украинские издания Водопьянова и... куратору. То-то помощь ему будет! А Вам спасибо огромное!
 


Ссылка на сообщение16 ноября 2014 г. 13:05
Это у Юрия Шевелы ( к нему В.П. Мильгунов знает тропу ) имеются раритетные варианты этой книги.
И в этой книге упоминается несколько раз http://www.labirint.ru/books/...
 


Ссылка на сообщение16 ноября 2014 г. 13:17

цитата slovar06

В.П. Мильгунов знает тропу

Добро! Свяжусь с ним 8-)


Ссылка на сообщение17 ноября 2014 г. 20:28
О Михаиле Водопьянове, разумеется, слышал, но вот то, что он и фантастику «ближнего прицела» писал, раньше не знал. Спасибо, что просветили.


Ссылка на сообщение18 ноября 2014 г. 11:18
Из лётчиков того периода писали фантастику Байдуков, Беляков и Мазурук ( правда, не могу их узнать на фото ).
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение18 ноября 2014 г. 12:00

цитата slovar06

правда, не могу их узнать на фото

А сделайте попытку — из 10 возможных (даже из 8): Водопьянов указан, Чкалова узнаете...


Ссылка на сообщение23 ноября 2014 г. 11:42
Крайне заинтригован — что же с розыгрышем? Доставили ли образцы кала полярников в институт коммунальной гигиены?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение23 ноября 2014 г. 13:50

цитата olexis

что же с розыгрышем

Нет, не доставили, даже банки для этого важного дела не успели подготовить... А «сценарий» был прописан до момента отправления «ценного груза» (морозить «груз» нельзя было — он только тёплый мог «сообщить» результат). По «сценарию» лётчик должен был поднять шум, затребовать разрешения от начальства свыше, короче — именно в те минуты Волович «вошел» бы в зенит полярной славы с... (скажем с сувенирами) с «шапки мира» от полярников.
Да что я Вам пересказываю. Прочтите сами:
http://zhurnalko.net/=travel/vokr...
А за одно и всю подборку автора (со страницы 20 журнала). Приятного чтения :-D


⇑ Наверх