Еще два года назад, когда в кинотеатрах появилась первая часть «Хоббита», зрители поделились на два лагеря: первые утверждали, что кино получилось отменное (мол, какой-то «Властелин колец» и рядом не стоял!), вторые же пришли в ужас от превращения детской сказки в эпическое полотно. После «Пустоши Смауга» недовольные продолжали выискивать излишки эпичности, в то время как остальные наслаждались аттракционом погонь, преследований и торжества компьютерной графики над реальностью, а в перерывах гадали, какую долю в третьей части займет собственно Битва Пяти Воинств и сколько тумаков по ходу дела достанется старому знакомцу Саурону. К тому же, как мы помним, в процессе сражения Бильбо должен был получить камнем по голове и потерять сознание — а значит, переключения точки зрения личной/хоббитской на общую/масштабно-историческую стоило ожидать.
Что же получилось в итоге? Третий «Хоббит» демонстрирует полную гармонию названия и смысла: номинально Битва Пяти Воинств занимает большую часть экранного времени, однако ожидаемой победы исторических событий над индивидуумом не произошло. Такое впечатление, что Питер Джексон взял на вооружение жанровые особенности героического эпоса в его классическом литературном понимании (вроде «Песни о Роланде»), где важен не масштаб событий, а страдания главного героя, через призму которых и подается сюжет. Поэтому около пятидесяти процентов времени можно наслаждаться поединками в стиле «герой против антагониста», «герой против десятка антагонистов», «герой против сотни антагонистов», что неизбежно приведет к катарсису в финале. Надо отдать должное постановщику боев: получилось захватывающее зрелище, и во время пресс-показа зал несколько раз громко аплодировал после завершения очередной схватки. Особенно впечатляют эльфы: если кто-то мечтал посмотреть, как дерутся владыки — Элронд и Трандуил — в боевом моде (и с применением лося!), «Хоббита» обязательно надо смотреть на большом экране.
Правда, нужно сразу предупредить: в противовес личным поединкам не стоит ожидать эпичности от массовых сражений. Когда армии собираются, и становится понятен размах предстоящей битвы, возникает мысль: неужели Джексон наконец вспомнил о том, что масштаб «Хоббита» поменьше, чем у «Властелина колец», и надо бы это соотношение соблюсти? В итоге даже битва при Хельмовой Пади выглядит серьезнее, чем великое сражение у подножья Одинокой горы, что странно, учитывая претензии на глобальность повествования в предыдущих двух частях кинотрилогии. Но, с другой стороны, тут меньше неразберихи и «кучи малы», поэтому можно с превеликим удовольствием наблюдать за изысками эльфийской, гномьей и орочьей тактики (последняя особенно радует).
Если же отойти от пресловутой эпичности действия и говорить о конкретных деталях, то в «Битве пяти воинств» очень крутой антураж локаций (спасибо, кстати, что неожиданно показали Гундабад), назгулы в промежуточном, доселе неизведанном форм-факторе, неимоверно харизматичный гномий владыка Даин, роскошные ездовые животные и тролли в роли осадных орудий. В целом, два года назад запущенный аттракцион исправно продолжает работать, правда, к финалу становится все меньше динамики и все больше крупных планов. Где-то мы это уже видели, кстати, не иначе как в третьей части «ВК» — режиссер остается верен себе.
Конец фильма, как и следовало ожидать, служит мостиком между трилогиями Джексона: ружья развешаны на стенах, сюжетные нити приведены в порядок — прямо-таки хочется сесть и начать пересматривать «Хранителей». Финал получился достойным, единственное «но» — как-то непривычно будет без ожидания очередной части в следующем декабре.