Дмитрий Володихин Мастер


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Green_Bear» > Дмитрий Володихин «Мастер побега»
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Дмитрий Володихин «Мастер побега»

Статья написана 20 января 2015 г. 18:00

Аннотация:

Молодой Чачу — еще не ротмистр. Молодой Дэк Потту — еще не Генерал. Молодой дядюшка Каан — уже профессор… Все они жили и мечтали о лучшем будущем. А из будущего к ним приближалась катастрофа. Им предстояло пережить крах великой Империи, а потом продолжить существование на ее обломках. А ведь когда-то «обитаемый остров» был цветущим…




Появление на свет межавторского цикла «Обитаемый остров» вызвало немалое раздражение у поклонников творчества братьев Стругацких, породив множество ожесточенных дискуссий. Однако если оставить за кадром субъективные споры о литературном качестве и целесообразности подобного проекта, то становится ясно, что он дарит прекрасную возможность сравнить, насколько изменилась отечественная фантастика со времен Стругацких. Как эволюционировали системы ценностей, литературные приемы, философские вопросы и проблемы. Что волнует современных писателей и читателей.

Не трудно догадаться, что большинство авторов воспользовались своими любимыми наработками, как стилистическими, так и идейными. Учитывая, что Володихин не только литературовед и писатель, но также и историк, то вполне логично, что «Мастер побега» был написан в историческом ключе. Реконструируя опустошительную ядерную войну, приведшую к гибели Империи, распад государства, череду революций и борьбу за власть среди различных группировок, автор явно берет за основу революцию в Российской Империи. Таким образом он избегает жестких привязок к конкретным личностям, событиям и датам, получая возможность свободно теоретизировать, моделировать общественные процессы, давать оценку тем или иным явлениям. Подобный прием не редкость, довольно часто современные писатели-фантасты обращаются к жанру альтернативной истории, чтобы избежать ненужных споров об исторической точности, мотивах и поступках известных деятелей. Например, так поступили Перумов и Камша в романе «Млава Красная».

Восстанавливая дух довоенной императорской России, Володихин широкими мазками рисует умиротворенное благополучное общество, которому неведомы страхи войны, оскал голода и болезней, разгул анархии и бандитизма. Предвестники грядущей бури едва уловимы — реестр военнообязанных, листовки и митинги, броские заголовки в газетах. Но год ожесточенных сражений быстро разрушает иллюзии. Беря студента-историка, Рэма Тану, автор подробно и убедительно показывает, как инстинкт самосохранения одерживает верх над чувством долга перед родиной и монархом. Как даже самый разумный и образованный человек ради выживания вынужден соглашаться на «меньшее зло», выбирая между плохим и очень плохим. И не играют здесь особой роли убеждения, идеология — просто есть черта, ниже которой опускаться нельзя, хотя приближаешься к ней с каждым шагом. А образованность лишь умножает боль и страдания, когда видишь насквозь все манипуляции, дешевую пропаганду для толпы, помпезные выдумки для своих, в точности повторяющие древние архетипы и образы. Трагичность судьбы в переломные времена становится красной нитью, пронизывающей роман.

Однако Володихин не ограничивается уровнем личностей и рассматривает ситуацию шире, в плане движений и сил. Монархисты, националисты, плутократы и красные — отчаянно враждующие, режущие всех, кто не с ними. Для большинства символы — лишь пустой звук, способ найти себя в смутное время, прилепиться к организации, чтобы не ощущать пустоты, не скитаться по дорогами. Но когда идея лишается сплачивающей силы, тогда на смену ей приходит страх и террор. И вновь каждый следующий виток противостояния оказывается все более кровавым и жестоким. Страна разлагается, вымирает, растрачивает последние ресурсы, теряя всякие шансы на восстановление.

Но в чем причина, где, по мнению автора, кроются истоки трагедии? В том, что если уподобить общество — зверю, то каждая революция, война, переворот переламывают ему хребет. И с каждым разом людям становится лишь больнее, с каждым разом устройство социума все дальше от идеала. И нерв общественной жизни безвозвратно разрывается, так что попытки сломать позвоночник и срастить правильно — уже бесполезны, приводят только к большей крови и страданиям. В этом кроется расхождение со Стругацкими. Ведь прогрессоры-земляне на Саракше оказывается всего лишь очередными лекарями, которые будут вновь перешибать хребет из самых, разумеется, благих побуждений.

Итог: сплав лиричной трагической истории и научного анализа кризисных процессов.

Моя оценка: 8/10





449
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение20 января 2015 г. 18:10

цитата Green_Bear

..олько изменилась отечественная фантастика со времен Стругацких. Как эволюционировали деградировали системы ценностей, литературные приемы, философские вопросы и проблемы. Что вол...

поправил, не благодарите
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение20 января 2015 г. 18:21
Строго говоря, эволюция — это процесс изменений.
А не оценка этих изменений по шкале «прогресса — деградации», «простоты — сложности» и т.д.
 


Ссылка на сообщение20 января 2015 г. 18:54
Причем эволюцию полезно рассматривать, как на примере выдающихся представителей, так и среднестатистических авторов. По каким-то параметрам, когда будет проводиться оценка, обнаружится упрощение, а по каким-то наоборот расцвет 8-)


Ссылка на сообщение21 января 2015 г. 16:18
Кстати, АБС не особенно-то и скрывали, что в ОО описывали СССР, переживший ядерную войну. Такой себе уровня конца 50-х, на момент войны. Цензоры это дело просекли, отсюда и немецкие фамилии ГГ вместо русских.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение21 января 2015 г. 17:28

цитата gleb_chichikov

Кстати, АБС не особенно-то и скрывали, что в ОО описывали СССР, переживший ядерную войну.

Согласен, хотя прежде как-то этой темой не интересовался. Но да, это вполне объясняет столь непривычный уровень развития техники и экспонаты вроде «ядерного трактора». Собственно, такой антураж, насколько я понял, был вполне свойственен фантлитературе той эпохи.

цитата gleb_chichikov

Цензоры это дело просекли, отсюда и немецкие фамилии ГГ вместо русских.

Честно говоря, ни разу не напрягали фамилии, поэтому, думаю, замысел был настолько силен, что деталями его не испортить. А вообще, хорошие вещи остаются хорошим вне зависимости от конкретной страны или десятилетия. «Мы» Замятина, «Обитаемый остров» Стругацких. Есть и сейчас неплохие книги, которые актуальны спустя годы. Да тот же «Мастер побега» — во многом точно описывает кризисные события. Террор, лицемерие, бандитизм...


⇑ Наверх