Джек Вэнс Аноме о свободе


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «primorec» > Джек Вэнс "Аноме": о свободе и несвободе
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Джек Вэнс «Аноме»: о свободе и несвободе

Статья написана 27 мая 2015 г. 05:11

Я не даром сравнила «Дердейн» с романами Хайнского цикла Ле Гуин. Это произведение, где проработано практически все: мир, герои, и нет ничего второстепенного. Но все это ради одного — поговорить о том, что важно для ныне живущих. в данном случае о свободе и власти.

Сначала хотела написать отзыв на весь цикл разом: романы невелики и более похожи на части одного объемного произведения. Но начала читать вторую часть и поняла, что они различны по своему наполнению. И достойны того, чтобы каждой уделить внимание. Поэтому с радостью рекомендую любителям социальной фантастики с существенным приключенческим уклоном: Джек Вэнс «Аноме»:


Джек Вэнс «Аноме»
Помнится, когда я прочитала последний роман из Хайнского цикла Ле Гуин, то впала в беспросветную тоску. Казалось, уже не найти в фантастике произведений с такой же степенью проработки, с такой достоверностью — не вымученной, а обыденной, бытовой, когда сразу и безоговорочно веришь в каждую деталь, пусть при этом и нарушаются все известные физические законы. Казалось, уже не будет такого же глубокого проникновения в самые сокровенные уголки человеческой души, в какую бы причудливую оболочку эта душа не была бы заключена. И не будет такого горького и откровенного разговора с писателя с читателем о вечных проблемах человечества.

Никогда не говори «никогда». Вот перед нами трилогия Джека Вэнса, не слишком известная, судя по количеству отзывов. Настолько близкая ко всему, о чем я тосковала после Хайнского цикла, насколько это возможно.

Перед нами история сначала мальчика, потом юноши и мужчины, который перестал быть маленьким рабом Муром и стал негласным правителем целого мира Гастелем  Этцвейном. История в сущности однозначная- о том, что такое несвобода, и что такое свобода.

Планета Дердейн — мир очень благоприятный и добрый к человеку. Он позволил воплотить разным фанатикам самые бредовые свои фантазии,  создать огромное множество независимых человеческих сообществ, отличающихся странными социальными связями и традициями. Общество внешне безопасное, относительно благополучное и процветающее. И беспредельно несвободное, где жизненный путь каждого определен веками проверенными традициями и законами, но главное — всеобщим и добровольным отказом от личной свободы.

Мир этот проработан с этнографической точностью. Каждая деталь, каждое причина поступка и сам поступок соответствуют описываемому социальному устройству, богатой истории и легендариуму. Пусть порой происходящее доведено до полного абсурда, но от этого не становится менее достоверным, поскольку базируется на самых основах человеческой природы. На жажде покоя и безопасности, страстном желании избежать любой ответственности за трудные и непопулярные решения, и таком же, не менее страстном,   желании переложить вину за свои беды на кого-то другого.

История начинается, как рассказ о личном обретении свободы и постепенно превращается в общечеловеческий разговор о власти и свободе, об их сочетании и взаимодействии. Есть в романе один очень впечатляющий эпизод: перерождение раба Мура в свободного человека Гастеля Этцвейна. В нем очень много человечности, в том, как герой, пытаясь вырваться из темницы, то бросается вперед, то отступает, ползет темноте на ощупь по грязному полу, плачет, стонет, пока не выбирается и распрямляется, становясь внутренне свободным, хотя на нем и остается рабский ошейник. И эта внутренняя свобода дает ему возможность ставить и достигать, казалось бы, недостижимые цели, задавать непростые вопросы и искать — пока не находить, а только искать — ответы на них.

Но вот к концу истории разговор уже идет совсем о другом. Мы так часто говорим о том, что правители плохи и бездарны, они все делают не то и не так, а попади нам в руки настоящая, реальная власть, то мы бы... Вот он случай — власть в руках свободного, мыслящего, добропорядочного, справедливого, милосердного, взявшего ее с самыми благими намерениями. Он сможет наделить свободой людей, которые пропитались многовековым рабством? Он улучшит мир? Или ввергнет его в хаос и разрушение? Ответ мы получим уже в следующей части.

Роман должен понравиться поклонникам Ле Гуин своей этнографичностью, неспешностью и психологизмом. Читать его можно только, как часть целого. Это скорее часть большого романа, чем отдельное произведение. Он оставляет чувство незавершенности большим количеством неразрешенных загадок и ничтожно малым числом даже не ответов- намеков на ответы.





181
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение27 мая 2015 г. 06:22

цитата primorec

Вот перед нами трилогия Джека Вэнса, не слишком известная, судя по количеству отзывов.


Неудивительно! Первое издание на русском языке появилось в конце прошлого года в Штатах. В России трилогия не издавалась никогда. ( http://fantlab.ru/blogarticle34761page1 ) Спасибо за отзыв.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение27 мая 2015 г. 06:51
очень достойная вещь. пока есть только одна претензия — некоторая натяжка с социальной организацией общества планеты. но в рамках рассматриваемых автором тем — вполне допустимо и не напрягает.
 


Ссылка на сообщение27 мая 2015 г. 07:42
Натяжка есть. :-) Но Вэнс часто замечал, что некоторые упрощения необходимы, чтобы не усложнять сюжет излишними деталями — и всегда приводил в пример тот факт, что почти все люди во всей Вселенной говорят у него на одном языке (исключения очень редки). Литературная вольность, не более того.
 


Ссылка на сообщение27 мая 2015 г. 08:12
самым большим допущением мне показалось существование и многовековое функционирование варианта анонимной власти, без бюрократического аппарата. Но невозможно поверить, что при любом уровне технологии возможно такое прямое управление. Или что за все время не было попыток узурпации, мошенничества или злоупотреблений. Хотя тут явно что-то нечисто — много намеков и недомолвок. Думаю и этот вопрос будет далее разрешен более логичным образом.
 


Ссылка на сообщение27 мая 2015 г. 16:40
Управление в кантонах локальное, так что местная бюрократия там должна была существовать. Функция Аноме — только взрывать ошейники нарушивших закон. И даже в этом случае — очевидная натяжка. У автора рангом пониже натяжка не была бы настолько заметна на фоне фантастического мира, У Вэнса мир настолько реалистичен, что это бросается в глаза. Абсолютно единоличная власть невозможна. Вэнс это хорошо понимал, но по сюжету она была нужна, ну и вот :-) Поэтому я и говорю: литературная вольность . Можно называть это ляпом, а можно — творческим допущением :-)))

Кстати, мне всегда нравилась музыкальная составляющая книги, даже больше приключенческой ...


⇑ Наверх