Полмира Джо


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «beskarss78» > "Полмира" Джо Аберкромби
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

«Полмира» Джо Аберкромби

Статья написана 26 июля 2015 г. 09:34

Тинейджеры, взыскующие справедливости

Роман-приключение, описание путешествия «из варяг в греки»  — построен вокруг немудрящей идеи – всем дать по рогам. И украшают текст две составляющих – это умение автора писать батальные сцены и его же умение чуть отойти в сторону от логики схватки, показать, что мир малость посложней, чем удар в голову противника.

По структуре мира.

Первый пласт, это довольно узнаваемое ранее Средневековье. Есть условные «викинги», есть некое государство,  в своей роли похожее на империю Карла Великого, духовные структуры, которые можно считать похожими на католическую церковь (хотя и ограничено), имеется намек на Киев, на печенегов. И, наконец, некий Первогород, в котором легко узнать Константинополь.

Второй пласт – это легкая фэнтезийщина. Упоминаются эльфы, причем не какие-то лесные менестрели, а серьезные, технологически продвинутые существа – персонажи регулярно встречают громадные развалины, где из крошащегося бетона высовывается арматура. Естественно, дело не обходится без артефакта-вундервафли, но сюжет не сводится к работе со старинными штуковинами, а вращается вокруг современных персонажам интриг.

Третий пласт – довольно прямолинейное заимствование из популярной кинематографической культуры, причем с явным оттенком феминизма. Есть престарелая ниндзя, которая учит молодую воительницу – как сподручней викингов за бороды дергать. Имеется барышня-кузнец, разрабатывающая новые способы плавки стали. Есть осовременное мышление персонажей  — как бы не старался автор показать, что дело в Средневековье происходит – крайне мало верится в эту самую средневекововсть. Даже «отец Ярви» скорее походит на иезуита.

Да, герои явно бессмертны. Когда героиню до полусмерти бьют в третий раз, а она дальше прыгает – без фатальных переломов – понимаешь, что ей открыт почти неограниченный кредит «на бессмертие». Перелом носа и порванная щека – вообще-то предел тех проблем, которые можно им доставить. Неправильно сросшаяся после перелома нога? Сепсис и заражение крови? Просто новые болячки в южном климате? Нет, не слыхали они про такое.  

Герои — молодые люди, при самом начале взрослой жизни. Их бьют, к ним несправедливы, они даже не смотрят друг на друга — но автор проведет их общими дорогами.

Выпукло обозначены персонажи первого романа (а это – вторая книга в трилогии), они явно поднабрались опыта, толики цинизма, и продолжают выяснения отношений.

Если рассматривать текст, как приключенческий роман для восторженных подростков – к нему крайне мало претензий. Текст читается легко, быстро. Композиция выверена, а разноплановые концовки выстреливают в последней четверти текста, как связка фейерверков. Мораль в итоге торжествует – как и положено в нормальном воспитательном романе. Разве что любовная линия откровенно примитивна.

Но если подходить к тексту хотя бы с крупинкой соли – то все представляется в несколько мрачном свете.

Два основных недостатка – это нереальная удача персонажей и время получения ими критической информации.

Да, команде один раз не повезло  

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

Когда умерла очередная императрица. Но и старая знакомя «главного дипломата» оказалась воспитательницей при новой императрице, и главная героиня спасла жизнь новой императрице, и главный герой убил регента, покушавшегося на узурпацию власти.

Однако за весь год противостояния с «викингами», «империя франков» кроме блокады и дипломатического прикрытия самых дальних флангов – практически ничего не сделала.

В случае же развития романтических отношений

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

Сестра главного героя открывает глаза героини – мол, жили мы в бедности, а братец мой все творил и творил добро.  Возникает вопрос – герой и героиня вообще-то учились мечами махать у одного человека, в одно и тоже время, причем явно не один месяц. Жили не в современном городе, где про соседа ничего не знаешь, а как бы в средневековом северном поселении…

Есть еще заусеницы, вроде «шаолиньства».  Помню как-то зрители смеялись на русскими ниндзями с подковами – «1612-й» — интересно, как читатели  воспримут престарелую ниндзю с топориком?

Итого: в своей маркетинговой группе – роман хорош. И главное его качество – это умение показать, что личная справедливость штука правильная, но она не одна в мире правильных вещей. Более взыскательные читатели столкнутся с некоторой примитивностью, одномерностью мира.





379
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение26 июля 2015 г. 13:03
Ого. Люди уже прочитали... У меня этот томик на «лабиринте» всё-ещё в режиме ожидания висит, уже какую неделю....
PS
Рецензия для меня — симпатична. От чтения не отталкивает. Это радует. Спасибо на добром слове! :beer:


Ссылка на сообщение26 июля 2015 г. 15:12
Мне намного больше, чем «Полкороля», понравилось. Хотя до лучших вещей из «Земного круга» не дотягивает, по понятным причинам.

P.s. откуда эксмошный вариант надыбали?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение26 июля 2015 г. 15:59
Не украл :-)
 


Ссылка на сообщение26 июля 2015 г. 18:59
ЭКСМО изменило своему правилу — «выдаем на рецензию только бумагу»?)
 


Ссылка на сообщение26 июля 2015 г. 22:02
Мне ничего не известно о таком правиле


Ссылка на сообщение26 июля 2015 г. 15:13
Почему вы в империю франков Скагенхаус записали? Это ж те же викинги, просто поюжнее (бывший Копенгаген)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение26 июля 2015 г. 15:57
Если бы это было еще одно варварское королевство, путь и большое, но чисто северное — какое дело до него людям из «Константинополя»?
Ну грызутся между собой варвары бургунды с тюрингами или саксы между собой — плевать.
Другое дело, когда очередной «король королей» становится чем-то большим. Его владения выходят на «лазурное побережье». Тогда да — работа с ним (дружба или вражда) становится важной управленческой задачей.
В реальной истории самый показательный вариант — это именно Карл великий.
 


Ссылка на сообщение26 июля 2015 г. 17:15
Карл Великий сильно волновал Византию? У Аберкромби налицо суета из серии «путь из варяг в греки».

К лазурному побережью выхода у Скагенхауса нет от слова вообще. И не предвидится.
 


Ссылка на сообщение26 июля 2015 г. 18:13
https://www.sedmitza.ru/l... — сравнительно неплохое, хотя и длинное, пояснение тогдашних разборок между Карлом и Византией.

Если Аберкромби нарисовал карту — то да, я готов признать вашу правоту. Если нет — вам требуются более основательные аргументы.
 


Ссылка на сообщение26 июля 2015 г. 18:59
Вопрос подробно разбирался bydlomanом — http://bydloman.livejo...
 


Ссылка на сообщение28 июля 2015 г. 14:38
Посмотрел пост.
С одной стороны — действительно карта. С другой — именно на ней «север викингов» как бы разъелся до уровня империи «половины Европы».
 


Ссылка на сообщение28 июля 2015 г. 16:15
Это превед ^^дакам из Эксмо, которых только Пузий может заставить карту в книгу вставить (и то через раз). Читатель с картой Балтику, Двину, Днепр и прочее опознает легко. Читатель без карты — может только гадать.

«Разъеденность» Севера и «малость» Юга — это художественности, видимо, намекающие на точку зрения персонажей (ну или где масштаб нужен побольше, а где поменьше). Чем-то напоминает перспективную проекцию, пример: http://ic.pics.livejou...


⇑ Наверх