Книга на все времена Выпуск


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Рубрика «Наш выбор!» > Книга на все времена. Выпуск #49. Магический реализм / Пограничные жанры
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Книга на все времена. Выпуск #49. Магический реализм / Пограничные жанры

Статья написана 12 августа 2015 г. 09:58
Размещена:

  



Очередная рекомендация Фантлаба в рубрике «Книга на все времена» посвящена теме Пограничных жанров и Магическому реализму.
---
В статье даётся одно произведение крупной формы. Для объективной оценки мы стараемся привести четыре отзыва на книгу — три положительных и один негативно-критический.
Помимо крупной формы, в статье предложены произведения средней и малой формы, заслуживающие по нашему мнению места в данной рубрике рекомендаций.
---
Рекомендация «Книга на все времена» служит для выбора популярных, известных фантастических книг различных направлений. Здесь мы стараемся показать признанные шедевры и эталоны фантастической литературы, которые заслуживают прочтения в первую очередь. Рубрика ориентированна преимущественно на начинающего читателя с небольшим «стажем» или на тех, кто желает «изучить» новые для себя направления в фантастике.
Выбор произведений происходит по специальной методике и осуществятся не только администраторами, но и специально приглашёнными для этого посетителями сайта. Новая статья появляется примерно раз в месяц.
---
Напоминаем, что все рекомендации общим списком можно посмотреть здесь:
Сводный список рекомендаций в данной рубрике



Аннотация:
Девочка-подросток Саша приезжает с мамой на юг. Море, солнце, пляж... что может омрачить отдых? Только странный и страшный человек в непроницаемых темных очках, который «никогда не требует невозможного». Так ли это — и придется проверить Сашке. Проверить, даже если придется заменить привычный, уютный мир местом, где властвует страх. И узнать на собственном опыте, что означает «в начале было слово»...

---
Рейтинг Фантлаба (оценка/количество оценивших):



Награды:
Звёздный Мост (лучший роман), 2007
Мраморный фавн (роман), 2007
Книга года по версии Фантлаба (лучшая книга отечественного автора), 2007  
Серебряная стрела (лучшая фантастическая книга, лучший женский образ), 2008
Мечи (Лунный Меч), 2008
РосКон (роман, Премия премий), 2008
Сигма-Ф (крупная форма), 2008
Филигрань (Большая Филигрань), 2008

Интересные факты:

  1. Название романа — строчка из «Гаудеамуса» (гимн студентов, исполняется на латыни) и связано с темой и обстановкой произведения.
  2. Роман был отмечен многими литературными критиками и специализированными изданиями («Если», «Мир фантастики»), номинировался на несколько премий в области литературы. Издан за рубежом — кроме русского и украинского переведён на английский и польский языки. Книга получила широкую известность в России и ближнем зарубежье.
  3. В 2012 году компания «Bazelevs Distribution» заявила о желании снять фильм по роману Марины и Сергея Дяченко «Vita Nostra». Сценарий писали авторы. Премьера планировалась на 2014 год. Однако активная работа над фильмом пока не ведётся (на первый план вышли иные проекты, связанные с Дяченко), а срок показа перенесён.



Отзывы посетителей сайта:

suhan_ilich:
Жизнь коротка? Конечно, да. Чья жизнь? Жизнь 16-летней Саши, которая во время отдыха на юге внезапно понимает, что от человека в черном, преследующего ее, не сможет защитить никто. Жизнь ее матери, ведь именно угрозы в ее адрес заставляют Сашу выполнять унизительные задания. Жизнь студенческая, особенно жизнь студентов необычного института в котором в результате оказывается главная героиня. Короткая пора — два с половиной жутких  года, когда тебе не дают жить так как ты хочешь, а дальше страшный экзамен по специальности, на котором бывшие студенты перестанут быть людьми. Так чья же жизнь? Однозначного ответа Дяченко не дают, наверное все вышеперечисленные...
Обычно стержнем произведений Дяченко является нравственная проблема, которую приходится решать главному герою/героям. И которую супруги заставляют решать для самих себя читателей, поступишь ты так или предпочтешь что то другое, месть, как герой «Привратника», понимание, что ты убиваешь людей которые общаются с тобой, как в «Долине Совести». Нравственная проблема по определению не может иметь однозначного решения, и героям придется много подумать прежде чем сделать выбор. «Vita Nostra» на первый взгляд не исключение, практически уже в самом начале это проблему мы видим. Незнакомец, предлагающий выбрать между унижением и смертью матери не оставляет других вариантов. Но Саша эту проблему решает практически сразу, и дальнейшего развития этого нравственного конфликта с этого момента нет. Героиня «катится» по той дороге, которую она выбрала в начале романа, не останавливаясь до самого конца, где Дяченко снова «спрашивают» ее нравится ли ей так жить, нравится ли постоянно из страха предавать саму себя? Дяченко, как будто сжалившись над Сашей, второй раз дали ей возможность самой определить дальнейший ход событий...
Как я выше писал, нравственного конфликта на протяжении большей части истории нет. Дяченко подменяют его довольно интересной, но не новой идеей о сложном взаимодействии человека и текста. Мир это гипертекст, который подчиняясь определенным правилам составляют Слова. Эта идея смотрелась бы куда лучше в контексте творчестве Генри Лайон Олди, у Дяченко она выглядит лишней, они не знают, что с ней сделать, повествование очень сильно привязано к земным страстям и какие то абстракции на таком фоне выглядит чужеродными. Дяченко даже не дают понять читателю, что это за гипертекст, и, главное, зачем понадобилось обучать новые Слова. За это, наверное и снизил оценку на балл.
Сама история, рассказанная авторами, как всегда превосходна, она играет ту функцию, которая и должна играть, она вызывает чувство глубокой эмпатии с Сашей, читатель будет жить, радовать и страдать с героиней «Vita Nostra» до самого конца. Однако, дырок в сюжете, достаточно.
оценка 9

Nog:
Среди множества отзывов на книгу регулярно попадаются определения типа «отечественный Гарри Поттер». Даже до прочтения подобные слова внушали некоторое недоверие, теперь же единственной моей реакцией было бы совершеннейшее недоумение. Менее схожих между собой книг надо ещё поискать. Ну да, и там и там речь идёт об обучении в закрытой от обычных людей школе, и изучается там что-то сверхъестественное. Но стоит углубиться в книгу хоть чуть-чуть, и становится очевидно, что эта параллель между произведениями Дяченко и Ролинг единственная, да и она не особо прослеживается. «Гарри Поттер», повторюсь, был и остался сказкой, пусть и мрачной в конце; «Вита ностра» не содержит ни капли сказочного ни в едином слове. И гнетущая атмосфера здесь достигается не увеличением удельного количества трупов на авторский лист, а глубочайшим проникновением в психологию человека, вынужденного выполнять невозможное и стремиться к недостижимому, или по крайней мере кажущемуся таковым, причём делающего это под страхом смерти как для себя, так и для своих близких. История Саши, трудная и жестокая, но описанная при этом довольно простым языком, потрясает и затягивает, не позволяя перевести дух до самого конца, да и потом расстаться с ней непросто. Разумеется, постепенно подоплёка происходящего в институте несколько проясняется. Все студенты выполняют роль Слов в каком-то Гипертексте, который, как я понял, является основой нашего мироздания. Впрочем, к этому мы ещё вернёмся, когда речь пойдёт о недостатках, а пока ещё несколько слов о том, что получилось действительно хорошо. Жизнь героини, несмотря на специфику института, состоит не только из одной учёбы. Мысли, чувства, отношения с родными, однокашниками и учителями – всё это описано исключительно увлекательно и интересно, да и другие герои получились очень хорошо. Благодаря этому и вся книга воспринимается очень положительно. Но вот высший балл я ей поставить всё же не могу. И вот почему. Несмотря на то, что с формальной точки зрения цель обучения раскрыта, яснее она от этого не становится. Ну да, есть Текст, есть Слова... И что дальше? Какую роль играют эти самые новые Слова, которые вводятся в Текст каждый год? С чего вообще всё это началось? Если вначале действительно было Слово, то где в то время располагался этот самый институт специальных технологий? Кто такие учителя – такие же бывшие ученики или какие-то иные существа? Вопросов к мироустройству возникает множество, ответы же либо отсутствуют, либо скрыты глубоко позади мыслей и эмоций героев. Не знаю, оставили ли авторы разгадки на долю продолжения или же просто решили, что для их книги они не важны, результат один – мир остался незавершённым, и впечатление от романа это портит. Но портится оно незначительно – Дяченко явно всё своё внимание устремили на развитие линии Саши Самохиной, и уж она-то получилась отлично. Впрочем, это я уже повторяюсь.
Итог: великолепный образец психологической прозы, к фактической стороне которого, правда, можно всё-таки придраться. Но в этих придирках смысла большого нет, с этим я заранее соглашусь, хотя сам их и высказал. В любом случае, прочесть эту книгу определённо стоит.
оценка 9

Kroshka_Po:
У меня, с Вашего разрешения, не отзыв, у меня — благодарности авторам.
Благодарность первая: за то, что они еще в предисловии написали — «роман светлый и добрый. И героиня остается жива, даже более того». Я человек глубоко эмоциональный, и всасывающе-гнетущую атмосферу книги смогла пережить до конца только благодаря этому знанию — в итоге все будет хорошо.
Благодарность вторая: за недосказанности. Я их обожаю! Недосказанность — это потенциал, семя, зачастую рождающее взрыв фантазии, воображения. И очень хочу, чтобы продолжения не было, иначе круг замкнется, и веер вероятностей будет определен однозначно. Лучше уж я сама додумаю, что именно произошло, кем является тот или иной герой, и для чего это все вообще было. А потом еще раз додумаю, и еще.
Благодарность третья: за совершенно новое, увиденное мною только в «Vita» качество текста —  голографичность. Я не могу точнее передать свое впечатление. Как та самая, описанная в романе, картинка, которую надо отодвинуть, расфокусировать зрение — и всплывет что-то иное. Вот такое же ощущение — только от текста. Наверное, тандем Дяченок вышел на новый уровень единения сознаний. Я не знаю, как они писали раньше, но в этой книге они нашли какой-то иной, кардинально другой способ.
Благодарность четвертая — за восхитительную, полную миром романа ночь, промелькнувшую совершенно незаметно. За голову, буквально гудящую от идей и мыслей, каждый раз, когда я вспоминаю загадочный институт Торпы и Сашу.
Зацепило, благодарю, спасибо.
оценка 9

Критический отзыв:

Алексей121:
Возникли ассоциации с:
-Чак Паланик «Бойцовский клуб»
-Стивен Кинг «Корпорация «Бросайте курить»».

Не возникло ассоциаций (как ни странно) с:
-Гарри Поттером (и любыми другими маг. академиями)
-Собственными воспоминаниями об учебе в вузе.

А теперь подробнее.
Был неприятно удивлен. После добротной «Долины совести» и настойчивой рекомендации фантлаба (книга года, опять же) не ждал такой подставы.
Помнится, у Стивена Кинга был рассказ, в котором главный герой решил бросить курить и обратился для этого в соответствующую корпорацию. Подписал договор, и услышал примерно следующее: «Мы будем за тобой следить. Закуришь — начнем пытать твоих родных». Так вот, тут то же самое, только героиня никаких бумажек не подписывала и заниматься ей придется куда менее приятными вещами, чем избавление от вредных привычек. Форменное БДСМ, право слово. Читать эту книгу все-равно что наблюдать, как котенка мучают. Саше еще повезло, кое-кого добренькие наставнички проституцией на полставки заставили заняться. И для чего? Ради невнятной, ничего толком не объясняющей концовки? Конечно, хорошо, что Саша «остается жива, даже более того», но зачем надо было голышом плавать? Можно, конечно, порассуждать, допустить, что бредовые испытания требовалось, чтобы перешагнуть за нормы человеческой логики и морали, а постоянная угроза жизни родных доносит до читателя мысль... ну например такую «жизнь преподает нам уроки, подчас жестокие и казалось бы бессмысленные, но если не учится, будет плохо не только тебе, но и близким». Вот только способ, которым авторы подают эти мысли для меня неприемлем. Эдакий «Бойцовский клуб», в котором никто не спросит, хочешь ли ты получить по морде. «Новичок обязан принять бой» и все тут. Не хочешь — значит ты лодырь, тряпка и слюнтяй, за это мы перебьем всех твоих родных, начнем с бабушки. Ах, да, помни юный студент, первое правило института специальных технологий города Торпы — никому не говорить об институте специальных технологий города Торпы. Если вдруг родственники узнают, чему тебя в нем учат, станешь сиротой.
И никакого протеста. Только принуждение, плавно переходящее в доминирование.
Авторские приемы начинают надоедать задолго до середины. Саша учится-учится, потом — раз, накосячит, начинает переживать, как бы добренькие наставники ее маму не прибили. Вроде  обошлось. А через десяток страниц она опять накосячит. И по новой. Повторить n раз, до достижения нужного количества авторских листов, желательно показав как можно больше жалких и неприятных моментов из Сашиной жизни. Встречаются совсем уж тревожные звоночки, вроде обязательной дефлорации, как части обучения. Хорошо, что добренькие наставнички не догадались Сашу на ритуальный лингам посадить, и на том спасибо. Бедная, бедная наша главная героиня.
Кстати, интересное наблюдение. Полкниги добренькие наставнички говорили студентам: «Мы не будем говорить, чему вас учим, вы все-равно не поймете». Так вот, когда объяснения, наконец, прозвучат, они оказываются вполне понятны среднему читателю, даже тому, кто ни разу в жизни не плавал голышом и не ходил по малой нужде в парке. Странно, правда?
Увы, у книги есть объективные достоинства, которые не дают мне влепить ей  банан. Роман написан очень увлекательно (увлекательно мучают котенка).
прекрасным, легким языком. Вторая и третья часть сильно разбавлена студенческой бытовухой и рассуждениями, о том, что мир — это набор слов. Доминирование и угроза родным никуда не пропадает, но занимает значительно меньшую часть текста, отчего воспринимаются гораздо спокойнее и столь сильных негативных эмоций уже не вызывают.
За художественные достоинства накину несколько баллов и поставлю не ту оценку, которую хотел.
оценка 5

Средняя и малая форма



1. Николай Васильевич Гоголь «Нос»

Аннотация:
Не надо было коллежскому асессору Ковалеву бриться у пьяницы цирюльника Ивана Яковлевича, Бог видит, не надо было...

2. Александр Сергеевич Пушкин «Каменный гость»

Аннотация:
Дон Гуан, высланный из Мадрида королем Испании, тайно возвращается назад. Здесь он встречает дону Анну, мужа которой ранее убил на дуэли. Теперь она носит траур и каждый день появляется на могиле Командора, чтобы провести время в молитве. Дон Гуан охвачен стремлением добиться от доны Анны любви, а затем открыть ей имя убийцы её мужа.

3. Вашингтон Ирвинг «Рип ван Винкль»

Аннотация:
Гуляя по берегам Гудзона, Рип ван Винкль встретил коренастого старика, который тащил на себе бочонок водки. Рип отведал сего напитка в изрядном количестве и лег вздремнуть. Последствия сна были удивительными.

---
Если вы что-то хотите добавить к материалам статьи, предложить или посоветовать, то пишите в комментариях или непосредственно автору статьи.




2609
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение12 августа 2015 г. 13:56
Отличный выбор и в крупной и в малой форме! Все рассказы относятся к любимым и запомнившимся. интересно Пушкин первый раз попадает в рекомендации?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение12 августа 2015 г. 16:28

цитата Bizon

интересно Пушкин первый раз попадает в рекомендации?
Раньше уже рекомендовали сказки Пушкина.


Ссылка на сообщение12 августа 2015 г. 14:41
Ну, даже не знаю, что и сказать... Увидев метку «магический реализм» ожидал всяких Кортасаров/Борхесов, а тут Пушкин с Гоголем и Дяченко ??? Малая форма, конечно, сомнений не вызывает, а вот «Vita Nostra»... Не могу сказать, что роман совсем уж никуда не годный, но ооочень уж на любителя. Полностью согласен с приведённым отзывом Алексея121 — слишком уж неоднозначное производит впечатление. Да и впечатление некой гадливости от него остаётся. А больше всего напрягает нагнетание атмосферы. Весь роман ждёшь чего-то сногсшибательного, а заканчивается всё каким-то пшиком, на мой взгляд. Одним словом, рекомендовать к прочтению всем и каждому я бы лично не стал...
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение12 августа 2015 г. 23:40
Великолепный роман, напрасно Вы так. Я ненавижу русскоязычную фантастику, практически ничего не могу дочитать до конца, но здесь — я пас. Великолепно! Кстати, вполне себе магический реализм.
 


Ссылка на сообщение13 августа 2015 г. 05:55

цитата Seidhe

Увидев метку «магический реализм» ожидал всяких Кортасаров/Борхесов, а тут Пушкин с Гоголем
Если перейти на страницу полного списка (смотрим ссылку в начале статьи) рекомендованных произведений, то картина будет более целостной.

цитата Seidhe

Не могу сказать, что роман совсем уж никуда не годный, но ооочень уж на любителя. Полностью согласен с приведённым отзывом Алексея121 — слишком уж неоднозначное производит впечатление. Да и впечатление некой гадливости от него остаётся. А больше всего напрягает нагнетание атмосферы. Весь роман ждёшь чего-то сногсшибательного, а заканчивается всё каким-то пшиком, на мой взгляд.
У меня похожие ощущения от «Сто лет одиночества», но ничего не поделать — и Маркес, и эта книжка Дяченко собрали кучу премий и получили признание.
Рубрика специфическая. Вот вкусы и не сходятся.
А рассказы вполне классические и отражают ранний этап истории фантастики, когда жанры и направления ещё не были чётко выражены.


⇑ Наверх