Звезды исчезли


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Dark Andrew» > Звезды исчезли
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Звезды исчезли

Статья написана 4 октября 2015 г. 12:56

«Спин»
Роберт Чарльз Уилсон
Спин / Spin
2005, роман

В романе «Спин» рассказывается о жизни врача Тайлера Дюпре и его непростых отношениях со своими друзьями, братом и сестрой Джейсоном и Дианой Лоутонами. Вся его жизнь проходит на фоне колоссального события, получившего имя Спин, изменившего всю жизнь человечества. Когда Тайлеру было 12 лет, Землю окружил загадочный барьер. После появления барьера с орбиты на землю упали все спутники. Барьер не являлся абсолютно непроницаемым. Он не пропускал свет звёзд и Луны, хотя пропускал свет Солнца, но Солнце при этом выглядело как-то странно. На Солнце ученые не наблюдали никакой обычной солнечной активности, ни солнечных пятен, ни солнечных бурь. Самым же шокирующим открытием для землян стало то, что за барьером изменился ход времени.



Загадочное слово «спин» на обложке, как подсказывают англо-русские словари, означает одновременно и «поворот», и «быстро двигаться», и «растягивать, продлевать», и даже «рассказывать и писать» (не считая ещё дюжины вариантов). И что интересно – все эти значения подходят к роману Роберта Чарльза Уилсона. Жизнь человечества завертелась, после того, как случился Спин. В судьбах героев произошел резкий поворот, повлиявший на всю их последующую жизнь. Время одновременно растянулось и ускорилось…


«Звёзды исчезли». Эта фраза, как нельзя лучше описывает первую треть романа. Осознание катастрофы, ощущение непоправимого, паника из-за того, что никто не знает что будет дальше. Проходит время, герои взрослеют, но понимания таки не приходит. Уилсон раскрывает картину постепенно, отдельными штрихами – здесь фрагмент, там – кусочек. Но то, что весь роман показан глазами одного человека, Тайлера Дюпре, накладывает важный отпечаток. Он не ученый, не политик, он видит и знает о происходящем только то, что ему рассказывает его друг Джейсон Лоутон. И тем достовернее выглядят его воспоминания о детстве и юности, когда всё было просто и ясно – вот он, Тайлер, вот его лучшие друзья: Джейсон и его сестра Диана. Не важно, что они дети богатого преуспевающего бизнесмена, а он – сын домохозяйки Лоутонов. В детстве такие вещи воспринимаются проще. Игры, разговоры, влюбленность в Диану, которая не пройдёт никогда. И осознание после разговора со старшим Лоутоном: «Джейсон не такой, как другие. Да, я должен следить за ним, это моя работа». Основа семейной драмы, которая разворачивается на страницах «Спина» заложена именно на тех, первых страницах. И прямо с этого места роман начинает брать за живое. Настолько удачно выбраны герои, типичные по американским меркам, и настолько удачно сплетены (ещё одно значение слова spin) их судьбы с судьбой всего человечества, что временами диву даёшься, как Уилсону удалось гармонично соединить в одной книге столь многое, не дав ни одной из составляющих перетянуть одеяло на себя.

Но «Спин» — это большее, чем просто история трех человек. Научная составляющая масштабна и сильна. Как выясняется, звёзды пропали из-за кокона, окутавшего Землю и замедлившего время. Пока на Земле проходит год, во вселенной пролетают миллионы лет. Если всё так будет продолжаться, то Земле осталось прожить менее пятидесяти лет… И вот здесь Уилсон поднимает сразу несколько проблем, с которыми сталкивается человечество на данном этапе. Прежде всего – это неприспособленность к медленным катастрофам. Страшный катаклизм вызовет ответную реакцию – все силы будут брошены на спасение людей и восстановление нормальной жизни. Но катаклизм постепенный успокаивает всех; возникает ощущение, что всё тянется – и так будет и дальше. В «Спине» нашелся гениальный Джейсон Лоутон, который сумел вовремя этот факт осознать и начать исследование барьера вместе с поисками путей спасения. Найдется ли в подобный человек в реальной жизни, если случится подобное? Не факт.

Если в начале романа Уилсон играл на чувствах, то к середине главным движущим элементом становится масштабность, эпичность событий. Возможность в течении жизни стать свидетелем изменений во вселенной захватывает, также как и попытки ученых выяснить, кто создал кокон времени и главное, зачем они это сделали. И тут возникает ещё одна тема – вопрос познания мира. Количество религиозных фанатиков после появления кокона возросло в разы, и в их ряды вошла и Диана Лоутон. Противопоставленная брату, чей научный подход поначалу кажется столь же бесполезным, как и её вера, Диана всё глубже погружается в религию, считая, что всё в руках бога и пытаться что-то изменить бесполезно. Эта разница мировоззрений – научного и религиозного становится кристально ясной, когда задумки Джейсона начинают воплощаться в жизнь. Исподволь Уилсон даёт понять, что вера в бога – только боковая тропа познания, ведущая в тупик, и только за наукой будущее человечества.

Роман построен, как воспоминания Тайлера, чередующиеся с событиями в условном «настоящем» — увлекательном, но совершенно непонятном. Однако, чем ближе к финалу, тем больше появляется ответов на загадки прошлого. В итоге два времени становятся одним, подводя итог исследованиям Джейсона Лоутера и жизням Тайлера и Дианы. Такой финал, оптимистичный для пары героев, но открытый для человечества, намекает, что «Спином» дело не ограничится…


Итог: Считать "Спин "твёрдой" НФ не получится — в нём слишком много от семейной драмы. Считать "Спин" фантастической драмой тоже не получится — слишком в нём большая научная составляющая. А потому забудьте о ярлыках и просто наслаждайтесь отличной книгой!



----- ЦИТАТА

— Фальшивое солнце, — проронила Диана.

— Точно. Они дали нам фальшивый солнечный свет, потому что свет реального Солнца смертелен. Дали положенную дозу, распределили. Изобразили времена года, климат, приливы и отливы, нашу траекторию вокруг Солнца. Масса, момент, гравитационное взаимодействие… Все было организовано с целью сохранить нам жизнь.

— Организовано… Значит, это не природного характера штука. Технология, — решил я.

— Кажется, придется это признать, — кивнул Джейсон.

— Значит, они проделали это над нами.

— Толкуют о «гипотетическом доминирующем» либо же «контролирующем интеллекте».

— Но кому и зачем это надо?

— Не знаю. Никто не знает.




Впервые рецензия была опубликована в журнале "FANтастика".





2222
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение4 октября 2015 г. 13:09
Спасибо, очень хорошая рецензия на отличный роман


Ссылка на сообщение4 октября 2015 г. 13:23
Рецензия неплохая. Жаль, что у «Спина» продолжение было гораздо слабее
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение4 октября 2015 г. 13:25
Я думал выложить сразу все три рецензии: «Спин», «Ось», «Вихрь», но решил, что это не совсем будет правильно. Да, остальные романы слабее.
 


Ссылка на сообщение4 октября 2015 г. 13:33
То бишь будут и рецензии на Ось-Вихрь) Ждем :-)
 


Ссылка на сообщение4 октября 2015 г. 13:41
Они есть на сайте «Мира фантастики». Не уверен, что буду выкладывать их здесь.
 


Ссылка на сообщение4 октября 2015 г. 15:25
Было бы хорошо, ждем:-)


Ссылка на сообщение5 октября 2015 г. 18:56
Спасибо за обзор. А мне роман Уилсона чем то неуловимо напомнил творения Р. Э. Хайнлайна. Только вот не знаю чем...


Ссылка на сообщение7 октября 2015 г. 08:31
«Считать «СпинЕ» фантастической драмой...»


Ссылка на сообщение8 октября 2015 г. 18:02
Хотел отметить, что роман «Спин» — лучший из трилогии, но это уже написали здесь до меня. :)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение8 октября 2015 г. 18:59
Не могу не согласиться :-)
 


Ссылка на сообщение8 октября 2015 г. 19:06
Тяжело всё-таки автору на протяжении трёх романов быть искромётно непредсказуемым. Да ещё и оригинально-логично объяснить всё происходящее...
Вот у меня даже в комментариях не получается написать несколько оригинальных предложений.
 


Ссылка на сообщение8 октября 2015 г. 19:38
Забавно, что «Ось» мне понравилась нисколько не меньше, а вот «Вихрь» подкачал да, и с концовкой, и с основным содержанием.
 


Ссылка на сообщение8 октября 2015 г. 21:06
Ох, не знаю. По-моему, «Ось» просто очень и очень слаба.


⇑ Наверх