Секция фантастики на XLI


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «snovasf» > Секция фантастики на XLI Международной конференции ОИКС "Мир и разрешение конфликтов в американской культуре" 4-8 декабря 2015
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Секция фантастики на XLI Международной конференции ОИКС «Мир и разрешение конфликтов в американской культуре» 4-8 декабря 2015

Статья написана 20 ноября 2015 г. 20:35

Конференция открывается 4 декабря на факультете журналистики, секция фантастики будет заседать 5 декабря в субботу, с 17 до 20 часов. Дискуссия будет проходить на английском языке (если приедут запланированные гости — надежда есть!)

Желающие придти послушать и принять участие в обсуждении  могут прислать свои данные (ФИО и место работы\учёбы) по моему адресу — см. ниже — до 29 ноября. Списки отдаются в ректорат 30 ноября.

Полная программа конференции будет доступна в понедельник на сайте факультета журналистики МГУ www.journ.msu.ru и Общества по изучению культуры США www.rsacs.org

Секция 7 Фантастическая образность в искусстве

Координатор – старший научный сотрудник кфн Лариса Григорьевна Михайлова (факультет журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, larmih@gmail.com

1. Б.А. Максимов

Факультет журналистики МГУ им М.В. Ломоносова, Россия

Оппозиция пуританства и «просвещенного сознания» в новеллистике Н.Готорна

Общеизвестно, что Готорну в равной мере претили крайности пуританизма (например, нетерпимость к человеческим «грехам», кальвинистская концентрация на «зле», религиозный фанатизм), и изнанка Просвещения (прежде всего, прагматичный имморализм). В докладе я хотел бы проследить, как именно проявляются различия пуританской и просветительской идеологии в этике и в натурфилософских воззрениях (включая идею «чудесного») в ключевых новеллах Готорна. Кроме того, мне кажется важным рассмотреть причины, по которым пуританское сознание и просветительская идеология вступают в открытую, непримиримую конфронтацию.

2. Леа Бергер

Университет Западный Париж — Нантер-ля-Дефанс, Франция

Империалистическая международная политика США и американское научно-фантастическое кино 1950х гг.: паранойя, вторжение и сосуществование

В докладе рассматриваются фильмы  «Война миров» (The War of the Worlds,1953) и «День, когда Земля остановилась» (The Day the Earth Stood Still,1951): трактовка контакта и темы установления мира.

3. Л.Г. Михайлова

Факультет журналистики МГУ им М.В. Ломоносова, Россия

Тема контакта с внеземным разумом в XXI веке: трансформация подходов

На протяжении c 1930х до 1980х годов, тема контакта, возникнув вслед за темой войны миров, постепенно развивалась как в литературе, так и в кинематографе, обретая формы постижения иной культуры, зачастую весьма нелёгкого, но неминуемо выводящего из изоляционизма представлений о собственной исключительной ценности. Однако, казалось бы, прочно утвердившись, в новом столетии уже ставшая привычной тема контакта уступила место новым сомнениям в возможности достижения взаимопонимания. Это отмечается в литературе, но особенно на кино- и телеэкране 2010х, где «небеса падают», а инопланетяне соревнуются в кровожадности. Поворот вспять? Звёздные войны вместо Звёздного пути?

Однако внимание привлекают новые подходы, идущие по «нейтральной территории». Энн Леки, собравшая все основные премии 2014 года, изображает в романе «Справедливость дрона» («Ancillary Justice») империю, выросшую на аннексии миров, где мало-мальское сопротивление пресекается превращением в соединённые нейросетью вместилища части сознания разума корабля захвата. Но проверенная столетиями стратегия даёт сбой, когда даже воплощение «меча карающего» обращается против махинаций верховной правительницы. Безграничная власть развращает, и тут последней преградой становится представление о чести, справедливости и верности изначальным принципам последнего оставшегося от взорванного корабля дрона, в котором теперь сосредоточен опыт сверхчеловеческого разума и в то же время человеческая любовь к песням. В докладе будет представлен анализ дискуссии в российском фэндоме, возникшей по поводу «феномена» Леки.

4. Ричард Финн

Уитирея, Веллингтон, Новая Зеландия

Научно-фантастический театр против научно-фантастического кинематографа: как изобразить мир

В докладе основное внимание будет уделено вкладу театра в драматургию визуализации  фантастической образности и прогнозам развития научно-фантастического театра.

5. Анна Рузина

Факультет журналистики МГУ им М.В. Ломоносова, Россия

Is Our Reality Real, and If It Is Unreal, Whether Is It Evil?

Проблема “фальшивой реальности” в эссеистике Филипа К. Дика

В своих произведениях Филип Дик ставил ряд вопросов, главным из которых был: «Что есть действительность?». Поиски ответа на этот вопрос можно проследить в эссеистике писателя.

Эти поиски привели Филипа Дика ко внутреннему конфликту: общепризнанные истины о нашей действительности расходились с ощущением того, что все вокруг нас – огромная подделка.

Из этого вытекает другой конфликт – если мы живем в «фиктивной реальности», являемся ли мы «псевдо-людьми, такими же ненастоящими и поддельными, как и та информация, что окружает нас со всех сторон». В этом случае фиктивная реальность является злом.

Исследуя в эссе «Как построить вселенную, которая не рассыплется через пару дней» (1978), «Космогония и космология» 1978 года, а также обсуждая ее в интервью с Чарльзом Плэттом (1980), Филип Дик приходит к заключению, которое помогло устранить внутренний конфликт: не существует ни одной объективной реальности, каждый живет в своем субъективном мире и субъективный мир более сильной личности может вторгнуться в мир более слабой личности. Так как часто вторжение осуществляется очень тонким и завуалированным способом, мы не оказываем сопротивления. Согласно Филиппу Дику, это источник всех проблем и большая драма.

6. Наталия Сержант

Белорусский государственный педагогический университет, Минск, Беларусь

Проблема  разрешения конфликтов постиндустриального общества в литературе киберпанка

Современные технологии диктуют новые мировоззренческие парадигмы, и соответственно, формируют новый образный ряд в культуре и литературе. Наиболее ярко иллюстрируются эти тенденции в литературе киберпанка (романах Уильяма Гибcoнa «Нейромант» (1984), Брюса Стерлинга «Схизматрица» (1985), Нила Стивенсона «Алмазный век» (1995) и других). В статье рассматриваются различные технологические модели мироздания и образы киберпространства, представленные в произведениях киберпанка, которые символически отражают и прогнозируют тенденции развития техногенной культуры, воплощают страхи и ожидания, связанные с современными нанотехнологиями.





808
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение20 ноября 2015 г. 20:50
ФилипДикология интересно.


Ссылка на сообщение21 ноября 2015 г. 09:56
Спасибо, Лариса Григорьевна!


Ссылка на сообщение27 ноября 2015 г. 18:31
Если кто надумал придти и не успел сообщить — завтра и послезавтра можно ещё включить в список. В понедельник отдаю.
Гости готовятся.


⇑ Наверх