Букер почти не


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «shickarev» > Букер почти не виден
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Букер почти не виден

Статья написана 27 ноября 2015 г. 13:55

У появления на свет книги Дмитрия Казакова удивительная история. Ведущие российские издательства по различным причинам отказались публиковать роман, и «Черное знамя» вышло небольшим тиражом в малом издательстве «Шико» — сейчас севастопольском, а прежде луганском.

Однако издательские сложности привели к премиальному успеху. На конвенте любителей фантастики «Роскон» «Чёрное знамя» получило награду «Золотой Роскон» как лучший роман года. И даже попало в лонг-лист «Русского Букера» — для книги фантастического жанра случай не уникальный, но весьма примечательный. И хотя в этом году в том же лонг-листе и «Колыбельная» Владимира Данихнова, и «Агафонкин и Время» Олега Радзинского, маркировке «фантастика» в представлении читателей роман Дмитрия Казакова соответствует в наибольшей степени.

Действительно, вопрос «что было бы, если?» — один из самых традиционных для фантастики. «Черное знамя» обращается к одному из ключевых периодов русской истории: началу двадцатого века — и предлагает читателям иной, альтернативный вариант развития событий.

Главный герой романа, Олег Одинцов (фамилия «говорящая» — в ней и одиночество, и ординарность) — член Партии народов России с 1922-го года. Женат, имеет сына. Его жизнеописание, составляющее сюжет книги, раздваивается во времени на линию, рассказывающую о приходе к власти в России евразийского движения, и линию, рассказывающую о последствиях этого правления.

В этой версии истории сбылась вековечная мечта государственных деятелей России о контроле над Проливами в Средиземное море, продолжается территориальная экспансия, да и экономические успехи молодого евразийского государства несомненны. Оборотная сторона медали – преследование всех мыслящих иначе и предстоящая России война на два фронта.

Писатель проворачивает незамысловатый, но провокационный альтернативно-исторический трюк, выдвигая на место главного агрессора двадцатого века не нацистскую Германию, а Россию, понукаемую идеологией евразийства. Движение Партии народов России к власти, конечно, повторяет траекторию Национал-социалистической немецкой рабочей партии. С понятными поправками на иные реалии, иногда весьма забавные: например, первые собрания ПНР проходят не в пивных, а в помещениях обществ трезвости.

Схожую идеологическую инверсию осуществлял еще американский классик Синклер Льюис, в романе «У нас это невозможно» описав превращение Соединенных Штатов в тоталитарное государство фашистского типа. А вот фантаст Гарри Тертлдав в коротком рассказе «Джо Стил» рассказал, как президентом США стал сын иммигрантов, скрывший свою труднопроизносимую для американцев фамилию под звучным «стальным» псевдонимом.

Альтернативная история разработана Казаковым досконально. Вопреки ожиданиям историческая развилка установлена им не в 1917-м году (наиболее очевидный и слишком простой вариант) и даже не в событиях Первой Мировой, а во времена русско-китайской войны 1894-95 годов, что отменяет и русско-японскую войну, и революцию 1905-го года.

Справочный материал, описывающий и обосновывающий мир «Чёрного знамени» занимает несколько десятков страниц. Давление этого массива данных, пусть и не включенных непосредственно, «как есть», в книгу, выдавливает из текста художественную составляющую. Так что искать стилистические изящества в книге не стоит, чтобы не наткнуться на стилистические же шероховатости.

Впрочем, заслуги «Черного знамени» не в отсутствующих литературных красотах или наличествующих альтернативно-исторических подробностях.

Успех романа Казакова обусловлен точным попаданием в общественно-политические (и даже геополитические) реалии. Этим провокационным зарядом «Черное знамя», кстати,  походит на книгу Льюиса, опубликованную в 1935-м году, и позволяет Казакову выиграть по очкам у тех «общественно-значимых» авторов, которые вынуждены добирать актуальности публицистическими высказываниями в прессе или в фейсбуке.

Любопытно, что задуман роман был давно и работа над ним велась с 2009-го года. Для писателя, когда-то считавшего нормальной скоростью работы четыре романа в год и некоторое время этого темпа успешно придерживающегося, такие сроки равным образом аномальны и показательны.

Нужно отметить, что пусть столь резонансное и болезненное попадание в нерв общества и стало в значительной степени результатом стечения обстоятельств, важное место среди этих обстоятельств занимают авторские усилия и его же, автора, позиция.

В свое время из-под пера Казакова вышли невеселые «Русские боги» и «Высшая раса» — выпад против гламурной идеализации Третьего Рейха, вермахта и красивой формы Hugo Boss, популярных некоторое время среди некоторых писателей-фантастов.

«Черное знамя» — закономерное продолжение этой линии.

Критики в один голос характеризуют книгу как роман-предупреждение. И на сей раз пресловутые обстоятельства отодвигают на второй план тот факт, что предупреждение это не только и не столько против фашизма или нацизма, сколько против тотального идеократического государства.

Для пропагандистских механизмов Министерства мировоззрения, сотрудником которого  является Олег Одинцов, в общем-то безразлично содержание тех посланий, которые вдалбливаются в головы граждан. И призыв думать головой, а не газетными штампами и телевизионными картинками в условиях, когда сознание стало то ли средством, то ли плацдармом для ведения информационных войн, куда важнее разоблачения ужасов «евразийства».

К слову, реакция на «Черное знамя» подтверждает максиму о том, что жертвой идеологической обработки всегда считают противную сторону.

Уязвимость общества перед информационным давлением и манипулированием сопрягается в книге и с уязвимостью самого манипулятора, создающего и манипулирующего идеологемами и смыслами. Так для главного героя книги, перекраивающего реальность в соответствие с генеральной партийной линией, при сбое этой самой реальности единственным возможным исходом становится прекращение бытия.

На фоне довольно беззубой отечественной фантастики и многочисленных «попадаунов» в прошлое, реализующих там свои в(л)ажные мечты о «правильной» России – имперской, сталинской, возможны варианты  — роман Казакова выделяется особенно ярко.

На сегодняшний день «Черное знамя» — самое сильное произведение писателя, и планка для следующего романа поставлена высоко.





1723
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение27 ноября 2015 г. 14:03
А можно в двух словах: Локи наконец-то научился писать по-русски что-то оригинальное, или речь идёт про попадание романа в некий тренд?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение27 ноября 2015 г. 14:24
Ну вот, я так разошёлся, а оказывается, можно было двумя словами ограничиться.
Тогда эти слова: таки да.

Если серьезно, мне кажется, в рецензии я на этот вопрос, на оба эти вопроса ответил.

Если ещё серьезнее, считаю, что противопоставление, заложенное в вашем вопросе, во-первых, не совсем верно, так как одно другому не мешает. Во-вторых, умаляет значение вот этого «попадания романа в некий тренд». А ведь способность автора высказаться на острую тему, на «злобу дня» тоже важна.

К сожалению, в отечественной фантастике сейчас это редкость.
Надо ценить. ;)

Ну, и в «попадании» звучит некоторая случайность. Между тем, Казаков давно работает в этом ключе. И премиальный успех «Чёрного знамени» вполне заслуженный.
 


Ссылка на сообщение27 ноября 2015 г. 21:46
Самое грамотное произведение на сегодня от Казакова, по моему мнению.


Ссылка на сообщение27 ноября 2015 г. 14:12
Первый положительный отклик на Фантлабе, это интересно.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение27 ноября 2015 г. 14:13
Второй — вчера был от Фрумкина положительный отклик, в его колонке.


Ссылка на сообщение27 ноября 2015 г. 14:14

цитата

жертвой идеологической обработки всегда считают противную сторону.


супер
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение27 ноября 2015 г. 20:56
«прааативную» )
 


Ссылка на сообщение27 ноября 2015 г. 21:11
Во-во, если еще и этот ярлык навесить — так и вообще проблема выносится из пространства реферируемого обсуждения — в зону невменяемого осуждения.

По этой причине ГМОфобия будет существовать параллельно с гомофобией.


Ссылка на сообщение27 ноября 2015 г. 14:52
Два раза прочел название, как «Бункер почти не виден». Много думал о тонком намеке на тренд постапокалиптики. 8-)

По роману — если смогу дочитать, то спорить буду всласть, досыта, до победного;)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение27 ноября 2015 г. 14:55
> Два раза прочел название, как «Бункер почти не виден»

Ещё так — https://fantlab.ru/edition122414 )
 


Ссылка на сообщение27 ноября 2015 г. 19:16
:-D
«Казаков, как российский агент влияния в мировой литературе». Тянет на статью и вдруг на «статью», хи-хикс;)))


Ссылка на сообщение27 ноября 2015 г. 15:11

цитата

И хотя в этом году в том же лонг-листе и «Колыбельная» Владимира Данихнова

не помню, а в чем там фантастика была у Данихнова? маньяк, его ищет следователь...
и второй вопрос: рецензии, опубликованные на фантлабе, в библиографию вносим с пометкой «сетевая публикация»?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение27 ноября 2015 г. 15:26

цитата sham

рецензии, опубликованные на фантлабе, в библиографию вносим с пометкой «сетевая публикация»?

По желанию автора, ЕМНИП.
 


Ссылка на сообщение27 ноября 2015 г. 15:44

цитата sham

не помню, а в чем там фантастика была у Данихнова?

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

Там фигурировала еще некая черная тварь величиной с колесо обозрения, которая могла быть, а могла и не быть плодом воображения некоторых персонажей.

Элемент нереального в романе очень зыбок, да, но его вполне можно считать фантастическим.
 


Ссылка на сообщение27 ноября 2015 г. 15:47
Автор всеми силами от ф-ки открещивается, а вы его опять в «гетто» загоняете.
 


Ссылка на сообщение27 ноября 2015 г. 15:52
Да ужас вообще, вот так вот какой-то левый человек где-нибудь на форуме ляпнет, что ты фантаст — и не отмоешься потом.
 


Ссылка на сообщение27 ноября 2015 г. 19:14

цитата sityrom

вот так вот какой-то левый человек где-нибудь на форуме ляпнет, что ты фантаст — и не отмоешься потом

Вот вам и мне хиханьки, а тот же Скоренко прямо запрещал называть его где-либо фантастом, ибо, паки и во истину))
 


Ссылка на сообщение27 ноября 2015 г. 20:14
У Скоренко на многие вещи взгляды очень своеобразные, но любим мы его не за это :)
С другой стороны, вполне себе реалист Рубанов пишет периодически фантастику и не стесняется ее таковой признавать.
 


Ссылка на сообщение27 ноября 2015 г. 21:14
Рубанов (если верить его одному давнему интервью веселенькому) живет там где книги не имеют никакого значения, поэтому для его реноме не страшно, фантастом кличут или прозаиком.
 


Ссылка на сообщение27 ноября 2015 г. 21:08
Тогда надо про автора писать так: «Книга Скоренко, который запрещает называть его фантастом».

Это как про ИГИЛ — «террористическую организацию, запрещённую на территории РФ»
 


Ссылка на сообщение27 ноября 2015 г. 21:24
:beer: Надо будет при случае уволочь и обкатать, если вы не против)
 


Ссылка на сообщение27 ноября 2015 г. 21:44
Да легко :beer:
 


Ссылка на сообщение27 ноября 2015 г. 21:05
Есть мнение и впечатления, что к фантастике часто причисляют вне зависимости от содержания книги и в зависимости от литературно-издательской биографии автора :)
 


Ссылка на сообщение27 ноября 2015 г. 20:59
Как справедливо написал ниже (или выше?) sityrom фантастический, «сверхъестественный» элемент в «Колыбельной» есть. Но это и не важно.
Ярлычок «фантастика» за автором уже закреплён, и в шорт-листе(!) он несомненно представляет фантастический цех.
Отдувается за всех наших. :)
 


Ссылка на сообщение27 ноября 2015 г. 21:01
А это не совсем сетевая — http://www.ng.ru/ng_ex...
У меня в Эклибрисе ещё что-то выходило. Я чуть позже напишу в личку.


Ссылка на сообщение29 ноября 2015 г. 19:49
Спасибо.
Но рус. фант. в лучшем случае топч. на м.


⇑ Наверх