Питер Уоттс


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Green_Bear» > Питер Уоттс «Эхопраксия»
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Питер Уоттс «Эхопраксия»

Статья написана 9 февраля 2016 г. 17:59

Аннотация:

Дэниел Брукс, удалившись в самоизгнание после ошибки, унесшей жизни семи тысяч четырехсот восьмидесяти двух пациентов, вынужден искать спасения от боевых зомби в монастыре таинственного ордена Двухпалатников. Он и не знает, что из орегонской пустыни ему суждено попасть в огненное сердце Солнечной системы, в гости к божеству медлительней ледников, проницательней вампиров и безжалостней безумных ученых. Терновый венец человечества вот-вот повернется иглами внутрь, ну а пока что-то огромное и чуждое за пределами терзаемой Сингулярностью Земли, в бесконечном фрактальном пейзаже солнечных протуберанцев, пытается представить себе, что значит быть Сири Китоном...




Роман "Ложная слепота" принес Питеру Уоттсу широкую известность, внимание критиков, международное созвездие литературных наград и номинаций — от Канады до Японии. Поэтому нет ничего удивительного, что отвлекшись на "Легион", новеллизацию компьютерной игры "Crysis", писатель вернулся к своему прославленному детищу и продолжил историю о мрачноватом будущем. Будущем, где ожили вампиры и существуют зомби, а люди массово переселяются в виртуальные Небеса, сливают мозги в роевые сверхсознания, укрощают солнечную энергию и управляют вращением торнадо. Будущем, где человечество столкнулось с неопознанным гостем, решившим заглянуть на огонек радиоволн и посмотреть, что за биомасса правит балом на столь комфортной планете. И вердикт гостей оказался нелицеприятным.

Если первая книга была посвящена Контакту во всех его гранях, начиная от этической и математической, а заканчивая вопросами биологии и нейрологии — что есть сознание, нахлебник-паразит или важное эволюционное достижение? — то вторая делает следующий шаг, рассматривая постразумы и фундаментальные основы мироздания. Многочисленные роевые разумы, технологические и органические, поглощающие отдельные сознания и создающие хрупкие гибриды, чтобы вознестись на следующий уровень понимания вселенной, переменные которого невозможно поместить в человеческий рассудок даже жаргонавта-синтета. Человечество раскалывается на фракции — мемозги, вампиры, мультиядерщики и ИскИны — сингулярность все ближе, но осознают ли отдельные индивиды, что гигантская машинерия разума достигла вершины саморазвития? И что познает такой сверхразум, обратив свой взор на вселенную, проникая в глубинные тайны, где наука оказывается бессильна, а на первый план выходит интуиция и предвидение.

Пытаясь охватить все больший диапазон научных проблем и тематик, Уоттс делает сиквел еще более громоздко-угловатым, неудобопонимаемым, все дальше заходя на территорию твердой-НФ. Порой "Эхопраксия", словно оправдывая свое название, начинает уже лишь имитировать художественное произведение, становясь более похожей на термоядерный философско-научный трактат, где плазма десятков гипотез и предсказаний мечется в туго закрученном тороиде ограничений на воображение и длину ассоциативных цепочек. Сюжет, туго сжатый и прямолинейный в "Ложной слепоте", здесь оказывается почти пунктирным и еще более коротким, почти декоративным, чтобы только донести до читателя философские вариации на тему соперничества науки и религии — ведь далеко не факт, что первая реально вернее, тонкостей зомбофикации — ведь в мозгах любого хомо сапиенс хватает переключателей и вложенных программ, а также вариантов транслюдей и места человечества во вселенной.

Но несмотря на обилие сверхспособностей, сверхлюдей и сверхсознаний, для фокальной точки зрения автор выбирает просто "исходника", "старомодника", биолога Дэниела Брюкса, у которого нет даже современных нейроимплантов, лишь обычные мозгоусилители. Он ковыряется в полевых исследованиях, потрошит змеек и зайцев, скармливая баркодеру мешанину из исходных и мутировавших фрагментов ДНК. И внезапно вовлекается в чудовищный вихрь событий, который заносит его и других героев к самому Солнцу, а затем низвергает в руины, на Землю. Компанию ему составляют Джим Мур, полковник с особыми полномочиями, разрывающийся между планетарной безопасностью и жизнью единственного сына — Сири Китона. Валери, беглая вампирка со сворой зомби, представляет собой фракцию нежити. И Лианна, синтет-переводчик, связывающая членов ордена Двухпалатников с человеческим миром. Вновь автор играет с мотивациями и целями, то сталкивая, то сближая персонажей во имя научной игры и диспутов.

Как и подобает Уоттсу, в послесловии он вываливает полторы сотни ссылок на научные статьи, попутно расшифровывая свои основные разработки. Несмотря на то, что сюжетно-художественная составляющая ослабла, "Эхопраксия" остается шикарной гимнастикой для интеллекта, изысканным пиршеством для ценителей смелых научных идей и гипотез. Даже не разбираясь досконально в мельчайших тонкостях, Уоттс мастерски жонглирует теориями и экспериментами, выстраивая иллюзию безошибочной картины, втягивая читателя в умопомрачительные игры софистики и космологии. Расширяет кругозор и заставляет по-новому взглянуть на красоту и сложность окружающего мира.

Итог: острый и жесткий роман гранитно-твердой НФ с множеством гипотетических примесей.

Моя оценка: 8/10




Смотрите также:

  1. Рецензия на роман Цезария Збежховского «Всесожжение».

  2. Рецензия на роман Питера Уоттса «Морские звезды».





1966
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение9 февраля 2016 г. 21:12
Великолепная рецензия! Спасибо! Наконец-то кто-то вступился за Уоттса на том уровне и с той компетентностью, которых он заслуживает:beer:
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение10 февраля 2016 г. 06:51
Пожалуйста! :beer:
Ну по компетентности мне до Уоттса далеко, конечно, но с зарубежными научными статьями приходится работать регулярно, поэтому я примерно представляю, как и что он вытворяет с научными теориями;)
Хотя пришлось попотеть, сортируя и раскладывая его головоломки)


Ссылка на сообщение9 февраля 2016 г. 21:47
Замечательная рецензия!!!! Все ясно и понятно, в отличие от Уоттса! :beer:
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение10 февраля 2016 г. 06:52
Спасибо 8-) Рад, что смог донести свою точку зрения на этот неординарный — при всех его плюсах и минусах — роман.


Ссылка на сообщение9 февраля 2016 г. 22:08

цитата Green_Bear

Уоттс мастерски жонглирует теориями и экспериментами, выстраивая иллюзию безошибочной картины, втягивая читателя в умопомрачительные игры софистики и космологии


Может это я такой дефективный, но лекции натянутые — с усилием — на диалоги, отнюдь не втягивают: легкое недоумение — ну разве люди так разговаривают без «допинга» — перерастает в откровенное раздражение — ну когда же персонажи уже заткнуться. Большее возмущение вызывает лишь перманентный страх перед излишне удлиненными клыками.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение10 февраля 2016 г. 06:58
Нет, вы абсолютно нормальный :-D — просто Уоттс рассчитывает на тех людей, кто готов получать удовольствие от чисто научной составляющей текста, без тщательной проработки художественной части.
И да, возможно, вы слабо знакомы с тусовками западных ученых или общением в отдельных площадках у нас) Научный образ мышления плюс специфичный взгляд на жизнь дают порой невообразимый результат))
 


Ссылка на сообщение10 февраля 2016 г. 10:13
Ну в общем-та страх у Брюкса он не просто так, от инстинктов, а очень хорошо в итоге обоснован.
;-)
 


Ссылка на сообщение14 февраля 2016 г. 16:54

цитата Shalalak

страх у Брюкса он не просто так, от инстинктов

Угу, в «Ложной слепоте» инстинктивному страху людей перед вампирами также было посвящено немало внимания.
Животное подсознательное плюс эффект «зловещей долины».
 


Ссылка на сообщение14 февраля 2016 г. 22:27
Не-не-не! Инстинкты там оказались совершенно ни при чем. Все было гораздо интереснее :)


Ссылка на сообщение10 февраля 2016 г. 11:23
Очень хорошая рецензия, спасибо!
Концентрация идей в романе колоссальная, его не читаешь, а скорее изучаешь. Отсутствие художественной стороны текста напрягает, поэтому никак не смог поставить высокую оценку
Теперь у меня два любимых автора, которые пишут о постчеловечестве: Уоттс и Ди Филиппо.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение10 февраля 2016 г. 13:26
Благодарю:)

цитата pavel-lob

Концентрация идей в романе колоссальная, его не читаешь, а скорее изучаешь.

Согласен, поэтому мне потребовалось два прочтения, чтобы создать окончательное впечатление от книги. Только тогда общая картина стала яснее)

цитата pavel-lob

Отсутствие художественной стороны текста напрягает, поэтому никак не смог поставить высокую оценку

Увы, я тоже был вынужден снизить оценку, хотя роман безусловно достойный, отличное твердое-НФ, а оно ныне редко встречается.
 


Ссылка на сообщение13 февраля 2016 г. 13:29

цитата pavel-lob

Отсутствие художественной стороны текста напрягает
Ну, вы преувеличиваете :-) Вполне там есть художественная составляющая, хотя и не такая цельная, как в Ложной Слепоте.
 


Ссылка на сообщение14 февраля 2016 г. 16:53
Просто объем художественных эпизодов — раскрытия/изменений характеров, боевых сцен или чисто антуражных описаний — достаточно мал, сравним с тем, что был в рассказе «Полковник» — это из нового издания «Ложной слепоты». В той же «Ложной слепоте» была достаточно большая линия, посвященная личности Сири Китона, с пространными флэшбеками. А здесь все больше по верхам, урывками, в крохотных ланчах между научно-философскими трактатами:)


Ссылка на сообщение10 февраля 2016 г. 15:31
Спасибо за рецензию!

цитата Green_Bear

роман безусловно достойный, отличное твердое-НФ, а оно ныне редко встречается.
по этому и поставил самую высокую оценку!
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение10 февраля 2016 г. 19:42
Всегда пожалуйста! :beer:


⇑ Наверх