Аластер Рейнольдс Дождь


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «imra» > Аластер Рейнольдс «Дождь Забвения». -- СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2015
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Аластер Рейнольдс «Дождь Забвения». -- СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2015

Статья написана 29 марта 2016 г. 10:11

Техничный конец или Спасение прошлого

dozhd_zabvenija

1959. Парижский частный детектив Флойд обычно не брался за расследование убийств. Это сфера ответственности полиции, а она не любит, когда влазят в ее дела. Тем более сейчас, когда президент Шателье закручивает гайки, готовясь натравить жандармов на любые меньшинства или инакомыслящих. Однако от этого дела полиция отказалась, посчитав случившееся несчастным случаем, и Флойд скрипя сердцем, соглашается присмотреться к гибели американки Сьюзен Уайт.

23 век. Археолог Верити Ожье обожала свою работу. Пробивать окна в историю, добывать артефакты Века Забвения. Пускай это занятие несло в себе массу опасностей, ведь мертвая родина человечества уже давно не прощала ошибок. И на обледеневшей Земле в последнее время случилась масса несчастных случаев. Один из которых, происшествие с учеником Себастианом Нервалем, стал последней каплей. Каплей, запросто способной оборвать карьеру Верити, а то и ее жизнь. Но именно благодаря этому происшествию Ожье получила предложение, от которого невозможно отказаться. Предложение попасть в прошлое. Во времена за столетие до Нанокоста. На еще цветущую, полную жизни, правда, альтернативную Землю. И не просто попасть, а привести оттуда нечто важное, способное, возможно, изменить историю обоих миров.

Уэльсец Аластер Рейнольдс относится к тому небольшому числу авторов научной фантастики, которые знают, о чем пишут. Ведь Аластер не просто всерьез изучал физику и астрономию, являясь обладателем докторской степени по астрономии, но и по сей день работает, что называется по профессии. Как фантаст Рейнольдс широко известен не только в Буржуинии, но и на наших просторах. На русский переведено семь его романов, пять из которых входят в цикл «Пространство Откровения». Но нашим сегодняшним героем стало абсолютно самостоятельное произведение, причем построенное весьма оригинально.

Читателя порадуют двумя линиями, одна из которых представляет альтернативный 1959. Вторая – далекое будущее, после катастрофы, сделавшей Землю непригодной для жизни.

Каждая проработана с умом, качественно, и достойна отдельной книги. Ну а вместе картина выглядит еще лучше.

«Прошлая» линия  обошлась без Второй мировой войны, и особого развития компьютерных технологий.

Жители «будущей» покинули мертвую землю, переселившись на Заросль — цепь орбитальных станций, построенных вокруг планеты.

Казалось бы ничего общего. Кроме обстановки в которой живут герои. А обстановочка вокруг, доложу я вам, еще та.

Франция 59-го все больше скатывается в тоталитаризм, превращаясь в полицейское государство. Практически без потерь перевалив 40-е, здешнее человечество, похоже, решает наверстать упущенное. Ненависть к инакомыслящим, жандармский произвол, политические преследования, избиения на улицах.

Но и в будущем все не слава богу. Ведь кроме ретров, жителей Заросли, испытывающих к планете-матушке исключительно археологический интерес, Землей интересуются прогры из Федерации полисов. Прогры, чей технический уровень на несколько порядков превосходит уровень их соперников. Соперников, которым приходится лавировать между партиями умеренных и агрессивных прогров.

В общем, скучать никому не приходится. А уж когда представители этих двух линий сойдутся, вечер окончательно перестанет быть томным.

И человек из будущего (пускай и знакомого более менее с периодом, куда он попал) шагнет на улицы Парижа прошлого. И закрутится расследование, с каждым часом приобретающее все большую важность. И начнут сжимать кольцо вокруг героев существа, которые просто не могли тут появиться. И донесутся тревожные отголоски событий из будущего. И встанет призрак угрозы столь ужасной, что любые атомные бомбы покажутся рядом с ней детскими играми на лужайке.

Нельзя также не упомянуть целый ряд интересных фантдопущений, используемые автором. Это и разрушительный Нанокост, слабо обоснованный, но интересный по задумке конец света. И А-вирус, лишающий возможности воспринимать музыку. И фурии, крохотные (и не очень) нано-машины, населяющие закованную в ледяной панцирь землю. И буквально набитые микроскопическими механизмами прогры. И идея загадочной гиперсети, «тоннелем метро» соединяющей отдаленные планетоиды. И, конечно, Аномально Большие Объекты.

А уж как Аластер поиздевался над идеей остановить техникой техногенную катастрофу! Так и слышится его ехидный голос, обращающийся к современникам: нашли, мол панацею в безудержном техническом развитии? Так и норовите сделать из технологии культ? Ну-ну, эти вот  уже попробовали. Результат им не понравился.

Плюс Рейнольдс по-полной использует жутко популярную в последнее время в литературе и кинематографе идею смешения жанров.

Мы поучаствуем в нуарном детективе, подбрасывающем нам все новые и новые события, происшествия, зацепки. Близко познакомимся с альтернативным Парижем 60-х. Поглядим сквозь иллюминатор на перипетии космической фантастики. Затаив дыхание очутимся подо льдом мертвой земли. Приподняв ворот плаща, пройдемся коридорами станций, полными шпионских интриг. Погрузимся в пучину социальной антиутопии.

Насладимся напряженным действием и получим хорошую пищу для мозгов. Пищу не слишком сладкую, и не особо диетическую.

Ведь Рейнольдс не является идеалистом. И не рисует нам картину будущего «Полдня». Его 23 век не очень то отличается от нашего времени. Те же интриги, та же подлость, те же драки за власть и карьеру. Те же всесильные спецслужбы. Те же жертвенные козлы отпущения. Те же подвижники науки, готовые на что угодно для добычи нового артефакта.

Но и фанатом текущего положения вещей, борьбы «за кусок пожирнее», он также не выглядит. Потому описывая все это, Аластер будто спрашивает своего читателя: такое будущее ты хочешь увидеть? Ради этого работали лучшие ученые и мыслители?

Или стоит задуматься, и начать менять ситуацию прямо сейчас, не дожидаясь 23-го века?

Эрго. Стильная нуарная детективная научная фантастика, оперирующая яркими фантдопущениями, и идеями, способствующими еще раз задуматься над будущим человечества.





1669
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение29 марта 2016 г. 10:50
Как раз думала, чтобы такое вот, с будущим и размышлениями. Спасибо,думаю оценить.


Ссылка на сообщение29 марта 2016 г. 10:56
Сейчас читаю «Город бездны» и многое из этой рецензии отзывается. Это и нуар атмосфера детектива 60-х, и наномеханизмы, которые Рейнольдс очень любит. Ну и конечно его фирменная фишка — несколько сюжетных линий.


Ссылка на сообщение29 марта 2016 г. 11:16
Дааа...
Сколько людей, столько мнений.
Хуже «Дождя...» только «Префект», который я и не помню уже. Но читалось бодренько так.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение30 марта 2016 г. 23:12

цитата ilya_cf

Сколько людей, столько мнений

Насчет «Префекта» согласен, а «Дождь» довольно атмосферный :-)


Ссылка на сообщение29 марта 2016 г. 12:23
Спасибо за отзыв. Книга вызывает интерес, как впрочем и все, что вышло у Азбуки по автору.
Цикл «Пространство» осилил, мне понравился, особо первых 3 книги. Отдельный «Дом Солнц» тоже понравился. «Дождь» пока стоит на полке, еще не читал. Жду еще 2 обещанные книги.


Ссылка на сообщение29 марта 2016 г. 12:39
Хороший н/ф детектив, без откровений, но с густой атмосферой нуара.
Конечно, некоторые моменты в виде детей, скажем так, с особенностями, напоминали
бульварное чтиво, но в целом прочитанным доволен.


Ссылка на сообщение29 марта 2016 г. 16:02
Из пяти прочитанных у Рейнольдса романов (Дождь + 4 из цикла ПО), этот считаю лучшим у автора. Более того, поставлю его на условную полку лучших прочитанных мною нф романов (когда не просто научно, но еще и увлекательно, стильно, от чтения получил огромное удовольствие). Буду перечитывать.


⇑ Наверх