Рецензии на книги Майка


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «vvladimirsky» > Рецензии на книги Майка Гелприна «Хармонт: наши дни» и «Миротворец 45-го калибра»
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Рецензии на книги Майка Гелприна «Хармонт: наши дни» и «Миротворец 45-го калибра»

Статья написана 2 апреля 2016 г. 16:22

Как-то неправильно было 1 апреля рецензии публиковать. Особенно положительные, а тем более на книжки Майка Гелприна. Повешу сегодня парочку — обе из «Мира фантастики» за 2014 год.

Свой-чужой


Майк Гелприн. Пикник на обочине. Хармонт. Наши дни: Роман. — М.: АСТ, 2014. — 384 с. — (Пикник на обочине). Тир. 7000. — ISBN 978-5-17-082662-9.


Три десятилетия минуло с тех пор, как легендарный Рэдрик Шухарт в последний раз посетил Зону. В мире сталкеров многое изменилось, в Хармонте появились новые люди, Зона Посещения утратила стабильность. Но что важнее всего — появились новые артефакты, которые дают возможность подобрать ключик к главному секрету этого удивительного феномена...

От произведений, авторы которых в последние годы до полной утраты изначального смысла заездили понятия «Зона» и «сталкер», роман Майка Гелприна отличается кардинально. И, рискну сказать, в лучшую сторону. Книга «Хармонт. Наши дни» написана так, будто никаких «сточкеров» не было и в помине — так, сон, морок, сложнонаведённая галлюцинация. Это одно из немногих честных продолжений «Пикника на обочине»: с Рэдриком Шухартом, Мартышкой, Виктором Пильманом и прочими персонажами, знакомыми нам по первоисточнику — знаменитой повести братьев Стругацких. Гелприн даже перенял некоторые элементы стиля АБС — но счастливо избежал рабского копирования. Его Зона почти такая же, как у классиков, — и в то же время немного иная. Более домашняя, понятная, куда более лояльная к главным героям, полноправным наследникам сталкеров былых времен. Более человечная, пожалуй. Зона, которая отличает «своих» от «чужих», наделяет избранных особыми способностями, а кое-кого подпускает к бездонному источнику жестоких чудес. Собственно, вся эта книга — о своих и чужих. О том, что люди могут десятилетиями ненавидеть друг друга, могут стрелять друг в спины, уводить друг у друга хабар и женщин, но при этом на самом глубоком уровне оставаться единомышленниками, близкими по духу. Курт Воннегут, конечно, написал об этом лучше и остроумнее — помните словечко «карасс» из «Колыбели для кошки»? — но Гелприн достаточно чётко переложил заокеанскую премудрость на язык родных осин и грамотно встроил в узнаваемый антураж.

«Хармонт. Наши дни» — роман не выдающийся, но вполне достойный. Поставить более высокую оценку, увы, мешает вторичность: и Хармонт, и Зону Посещения, и сталкеров с хабаром, и даже бар «Боржч» придумал все-таки не Майк Гелприн. Ну и цинично-лживый слоган «Проект братьев Стругацких» на обложке, конечно, беспощадно режет глаз.




Самородок


Майк Гелприн. Миротворец 45-го калибра: Рассказы. — М.: АСТ, 2014. — 480 с. — (Сверхновая). Тир. 2000. — ISBN 978-5-17-084472-2.


«Миротворец 45-го калибра» — книга-событие, книга-веха. Во-первых, это сборник рассказов. Во-вторых, дебютный сборник рассказов. И наконец — и в главных! — дебютный сборник отличных рассказов. Целых три причины прочитать этот пухлый том от корки до корки.

Сборники «малой прозы» отечественных писателей-фантастов выходят в России только в двух случаях: если автор давно и хорошо известен «широкому кругу читателей» (Олег Дивов, Евгений Лукин) — или если за дело взялось издательство, специализирующееся на малых и сверхмалых тиражах (как «Фантаверсум», где вышли «Мастер дороги» Владимира Аренева, «Игра в классики на незнакомых планетах» Ины Голдин, «Вдоль по лезвию слов» Тима Скоренко). Майк Гелприн, бывший ленинградец, последние два десятилетия обживающий берега Нового Света, в число небожителей, клепающих бестселлер за бестселлером, определенно не входит: на сегодняшний день он успел издать только два романа. Между тем первый его сборник выпустили не где-нибудь, а в крупном московском издательстве «АСТ». Выпустили, правда, минимальным рентабельным тиражом в 2000 экземпляров, но не о том речь. Как это удалось и чего стоило редакторам, пробившим книгу в печать, не хочу даже задумываться. Однако ради такого результата стоило рискнуть. Думаю, не покривлю душой, если скажу, что Гелприн — лучший рассказчик, появившийся в нашей фантастике за последнюю пятилетку. К тому же рассказчик фантастически плодовитый: в периодике и антологиях издано сотни четыре его новелл, если не больше, а некоторые вещи перепечатывались неоднократно.

Если судить по двадцати двум рассказам, вошедшим в этот сборник (картежник сказал бы «перебор»), складывается впечатление, что Гелприна интересуют в основном три темы: постапокалиптика («Каждый цивилизованный человек», «Под землей и над ней», «Путь Босяка»); насыщенная и разнообразная жизнь роботов («Там, на юго-востоке», «Однажды в Беэр-Шеве», «Устаревшая модель, одна штука», «Поговорить ни о чем»); сюжеты, связанные со Смертью, которая бродит среди нас во плоти, и ангелами-хранителями, чья работа — в последний момент схватить Костлявую за руку («Смерть на шестерых», «Канатоходец», «Одна шестьсот двадцать седьмая процента», «Ангел-хранитель»). Напомню однако, что на этих страницах представлено дай бог пять процентов написанного Гелприным. На самом деле репертуар его гораздо богаче, писатель пробует себя в разных амплуа, а вовсе не топчется на одном месте, как может показаться случайному читателю.

Сборник, разумеется, неровен. Сюжеты некоторых рассказов построены на подчеркнуто наивных посылках. Например, «Свеча горела»: люди перестали читать, и в обществе постепенно отпала нужда в филологах — будто им, филологам, кроме литературоведения и заняться нечем!.. О многих рассказах можно сказать: «Отлично написано, но не свое». Скажем, «Сидеть рожденный» явно состоит в близком родстве со «Сроком авансом» Уильяма Тенна, «Ромб» — с «Девятью жизнями» Урсулы Ле Гуин, а «Чертовы куклы» — с «Пока не кончилось время» Любови и Евгения Лукиных. Но это вовсе не значит, что Майк Гелприн читал упомянутые рассказы, а если читал, то запомнил. Автор «Миротворца 45-го калибра» — писатель-самородок в классическом смысле слова. На жизнь он зарабатывает ремеслом, предельно далёким от изящной словесности, — карточной игрой. Тягу к творчеству ощутил достаточно поздно, уже натурализовавшись в Соединенных Штатах Америки. Литературных институтов не заканчивал, семинары не посещал — не считать же, в самом деле, литературной школой многочисленные сетевые конкурсы. Некоторая оторванность от литературного контекста в такой ситуации — пустяки, дело житейское. А вот лёгкость пера, отличный языковый слух, интуитивное понимание законов композиции — такому не в каждом университете научат, это дорогого стоит.

Думаю, Майк Гелприн чувствовал бы себя вполне комфортно рядом с классиками Золотого и Серебряного века англо-американской фантастики, от Фредерика Брауна до Роберта Шекли, от Клиффорда Саймака до Рэя Брэдбери. В любой ситуации Гелприн чётко видит зерно психологического конфликта, безупречно строит живые, насыщенные информацией диалоги, мастерски работает с рефренами, не лишён чувства юмора, умеет создать атмосферу «тревожного ожидания» и выдавить, если надо, из читателя слезу, — но, что существенно, не злоупотребляет этим навыком. Если бы каждый русскоязычный автор фантастических рассказов обладал хотя бы половиной этих талантов, можно было бы смело заявить, что наша «жанровая» литература переживает небывалый расцвет. Но, увы, Майк Гелприн у нас такой один.

Несмотря на специфический подбор рассказов, отличный сборник — и, что особенно радует, у автора хватит текстов еще на полдюжины книг, не уступающих этой по качеству.


Источник:

«Мир фантастики» №5, май 2014

«Мир фантастики» №10, октябрь 2014


Предыдущие рецензии в колонке:

(ссылки на рецензии кроме трех последних убраны под кат)

— на роман Дэвида Кроненберга «Употреблено»

— на книгу Роберта Хайнлайна «Ворчание из могилы»

— на книгу Майкла Муркока «Византия сражается»

— на книги Марии Галиной «Куриный бог» и «Автохтоны»

— на книги Павла Крусанова «Ворон белый. История живых существ» и «Царь головы»

— на книги Феликса Пальмы «Карта времени» и «Карта неба»

— на книги Виктора Пелевина «S.N.U.F.F.» и «Любовь к трём цукербринам»

— на книги Уильяма Гибсона «Нейромант» и «Граф Ноль. Мона Лиза овердрайв»

— на книгу Дмитрия Казакова «Черное знамя»

— на книги Умберто Эко «Откровения молодого романиста» и «Сотвори себе врага»

— на антологию «Зеркальные очки» под редакцией Брюса Стерлинга и книгу «Машина различий» Уильяма Гибсона и Брюса Стерлинга

— на книги Сергея Носова: «Полтора кролика» и «Фигурные скобки»

— на книгу Кима Стенли Робинсона «2312»

— на книги Питера Уоттса «Морские звезды», «Водоворот», «Бетагемот» (трилогия «Рифтеры»)

— на книгу Нила Стивенсона «Вирус «Reamde»»

— на сборник статей и рецензий Сергея Шикарева «13»

— на книги Вернора Винджа «Пламя над бездной» и «Глубина в небе»

— на книгу Александра Золотько «Анна Каренина-2»

— на книгу Дэна Симмонса «Фазы гравитации»

— на книги Майкла Суэнвика «Хроники железных драконов», «Однажды на краю времени» и «Танцы с медведями»

— на книгу Нила Геймана «The Sandman. Песочный Человек. Книга 4. Пора туманов»

— на книгу Романа Арбитмана «Антипутеводитель по современной литературе: 99 книг, которые не надо читать»





2291
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение2 апреля 2016 г. 16:45

цитата vvladimirsky

помните словечко «каррас» из «Колыбели для кошки»?

Я вот помню. В том числе то, что оно пишется с двумя «с» и одной «р» — «карасс» :)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение2 апреля 2016 г. 23:17
Спасибо, поправил.


Ссылка на сообщение2 апреля 2016 г. 16:50
Железный ты человек, коли читаешь проектные романы!
А сборник мне понравился
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение2 апреля 2016 г. 17:06

цитата Karavaev

Железный ты человек, коли читаешь проектные романы!

Вот так сразу — и серпом по яйцам;)
Бывают и там неплохие романы. Каждый десятый — читабелен, а каждый пятидесятый или сотый — даже хорош.
Правда, тут и от проекта многое зависит.
 


Ссылка на сообщение2 апреля 2016 г. 17:20

цитата Green_Bear

Каждый десятый — читабелен

О! Ну, я был неправ, чего там! Это ж меняет дело :0)))
 


Ссылка на сообщение3 апреля 2016 г. 10:26
Это ошибочный подход, который отдаляет критиков от читателей.
 


Ссылка на сообщение3 апреля 2016 г. 10:29
Отдаляет читателей от читателей. Они, читатели, разные. И у «проектов» не так давно читателей было в сотни раз больше, чем у «не-проектов».
 


Ссылка на сообщение3 апреля 2016 г. 10:39
Возможно. Я понимаю общий посыл, что среди проектов встретить шедевр получается очень редко. Однако сразу списывать 90% как шлак тоже неверно. Имхо.
 


Ссылка на сообщение3 апреля 2016 г. 10:41
Про проценты не скажу, это считать нужно, но ущербность «проектной литературы» по отношению к просто литературе, увы, очевидна и не требует дополнительных доказательств.
 


Ссылка на сообщение3 апреля 2016 г. 10:47
Проценты названы условно, с потолка. Мы же на сайте фантастики как- никак...
 


Ссылка на сообщение3 апреля 2016 г. 11:36
А я вот не с потолка брал;)
Двадцать романов из «Метро» прочитаны. Почти вся «Зона смерти» — несколько десятков. Штук шесть «Технотьмы», четыре «Анабиоза», три «Этногенеза», шесть из «Disciple»... Ах да, еще штук пять из «Проект Саракш»="Обитаемый остров».
Как видишь, с материалом я знаком ближе иных читателей — это не в твой огород камень, если что. Просто перед тем, как высказывать суждение — я стараюсь всесторонне изучить вопрос.
 


Ссылка на сообщение3 апреля 2016 г. 12:12
Конечно, не камень. Можно сказать Пугало поставил и задавил авторитетом. Однако я буду играть на знакомом поле. Сталкер.
Я думаю многие проекты нужно рассматривать, как одно целое с игрой. Я начинал читать серию, отложил в недоумении. А потом прошелся по Зоне и все стало ясно. Книги заиграли атмосферой, появилось понимание происходящего. Я Вам не скажу за всю Одессу, но из старой гвардии и новых — много приличных книг. Получше чем многие чисто авторские проекты.

Думаю стоит вернуться к обсуждению темы авторской колонки. Для меня сборник «Миротворец 45-го калибра» — это учебник, наглядное пособие, как надо создавать великолепные истории.
 


Ссылка на сообщение3 апреля 2016 г. 12:53

цитата ДмитрийВладимиро

многие проекты нужно рассматривать, как одно целое с игрой.


Я думаю, что литературное произведение нужно рассматривать как одно целое с литературой. Хотя если со значками, футболками, кружками с логотипами и другой промопродукцией, то книги по содержательности, конечно, несколько выигрывают.
 


Ссылка на сообщение3 апреля 2016 г. 13:02
А как же мир супергероев? Комиксы рождают фильмы, фильмы — новое увлечение комиксами и все это связанно и пересекается в мозгах смотрящих. Или тот же вархаммер, звездные войны? Это уже не просто книги связанные с этим миром, это свои вселенные, в которых все тесно переплетено.
Выигрывают, согласен.
 


Ссылка на сообщение3 апреля 2016 г. 13:13
Комиксы — особый вид искусства, но и там супергеройские работы стоит рассматривать в одном ряду с другими, несупрегеройскими.

Но вообще да, поп-культуру внимательно изучают социологи, психологи, антропологи, культурологи и другие специалисты смежных отраслей.
 


Ссылка на сообщение3 апреля 2016 г. 15:01

цитата ДмитрийВладимиро

Комиксы рождают фильмы, фильмы — новое увлечение комиксами

Первое утверждение — правильное, второе... эээ... как бы сказать-то помягче... :-(((%-\
Короче, если бы я не был фанатом Бэтмена, то вряд ли стал бы им после просмотра фильма Снайдера.

цитата

Или тот же вархаммер, звездные войны? Это уже не просто книги связанные с этим миром, это свои вселенные, в которых все тесно переплетено.

Насчет Вархаммера не знаю, не увлекался никогда. А ЗВ как раз пример обратного — захотел Дисней все свести к оригинальной трилогии, и вуаля.
Всегда есть какой-то первичный матерьял, «исходник», т.ск. И дополнения\приложения.
 


Ссылка на сообщение3 апреля 2016 г. 19:45
Чиво? Т.е. вариант, когда человечек посмотрел фильм/сериал про супер героя, а потом подсел/заинтересовался комиксами вы категорически отметаете? Ну, ок. Предлагаю остановится.
Тема колонки другая. Позитивная.
 


Ссылка на сообщение3 апреля 2016 г. 19:54

цитата ДмитрийВладимиро

вариант, когда человечек посмотрел фильм/сериал про супер героя, а потом подсел/заинтересовался  комиксами вы категорически отметаете?

Я посмотрел бертоновского «Бэтмена» в 1992-м. Тогда же и зафанател.
Спустя шесть лет узнал, что это герой комиксов.
А первый комикс про него прочитал о прошлом годе. Делайте выводы :-)))
 


Ссылка на сообщение3 апреля 2016 г. 15:18
 


Ссылка на сообщение3 апреля 2016 г. 17:15

цитата vvladimirsky

то книги по содержательности, конечно, несколько выигрывают

И что показательно, проигрывают по рентабельности. Обратная зависимость на лицо.
 


Ссылка на сообщение3 апреля 2016 г. 19:12
Кстати, мы ведь с Вами беседовали на фб по поводу сборника «Полдень и полночь АБС», да? Прошу прощения, если просто были похожие ники. Но если с Вами, то на всякий случай напоминаю, что Вы грозились высказаться. :)
 


Ссылка на сообщение3 апреля 2016 г. 19:19
Беседовали, да. :0)
Нет, тот сборник мне не понравился. Я, кажется, отписывался по этому поводу на фэйсбуке. Тут я уже ничего не пишу
Там есть интересные работы, но вторичность всё убивает. Для меня, разумеется.
Хотя я вполне допускаю, что тут сказывается моя предубеждённость, но я на объективность и окончательные вердикты и не претендую
 


Ссылка на сообщение3 апреля 2016 г. 19:22
Я ушёл с фейсбука, поэтому точно не видел. Но, мне сдаётся, вторичность в таких вещах есть априори, по определению. Если текст написан по мотивам, он никогда не первичен. То же относится ко «Времени учеников», всем «Сталкерам» и остальному.
 


Ссылка на сообщение3 апреля 2016 г. 19:26
Конечно. Поэтому я традиционно такие вещи игнорю, но там было Погружение у Рифа Октопус, поэтому я и купил.
Говоря упрощенно: мне Гелприн интересен как писатель, но в мирах АБС он мне не интересен совсем. И не он один.
В своё время я мониторил Время Учеников, так как они давали хорошую картину развития нашей фантастики. Но последние два сборника отбили у меня всяческую охоту, благо, я не критик, мне не нужно быть в курсе


Ссылка на сообщение2 апреля 2016 г. 16:50
Спасибо! ^_^


Ссылка на сообщение2 апреля 2016 г. 17:07
Спасибо за рецензию, при случае ознакомлюсь с «Хармонтом».


Ссылка на сообщение2 апреля 2016 г. 17:15

цитата

Виктором Пильмоном

Валентином Пильманом.

цитата

люди перестали читать, и в обществе постепенно отпала нужда в филологах

Люди таки перестали читать. А книги все еще выходят...


Ссылка на сообщение2 апреля 2016 г. 20:04

цитата

у автора хватит текстов еще на полдюжины книг, не уступающих этой по качеству.

Да хоть ещё один бы сборник издали — думаю, что раскупят влёт.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение2 апреля 2016 г. 23:21
 


Ссылка на сообщение3 апреля 2016 г. 13:06
Ну а сколько их там осталось? Пять, десять, сто?
А вот интересно, издательства мониторят рынок прежде, чем издавать книгу?
Можно просто устроить голосование на FL: кто за издание нового сборника Гелприна?
2000 голосов, конечно не наберется, но потребность отразится.
 


Ссылка на сообщение3 апреля 2016 г. 13:28
Судя по тому, что всего только одно произведение Майка Гелприна получило на Фантлабе более 200 (двухсот) оценок, расчёт на две тысячи весьма оптимистичен.
https://fantlab.ru/autor3...
 


Ссылка на сообщение3 апреля 2016 г. 13:44
За два года книга тиражом 2000 экземпляров не разошлась полностью и доступна во всех сетевых магазинах. К сожалению, выводы издателей однозначны.
 


Ссылка на сообщение5 апреля 2016 г. 14:07
Спасибо. Хорошая рецензия. Хорошая книга. Солидарен с оценкой :beer:
 


Ссылка на сообщение5 апреля 2016 г. 17:34
:beer:
 


Ссылка на сообщение5 апреля 2016 г. 17:50
:beer:


Ссылка на сообщение2 апреля 2016 г. 21:10
Спасибо, Хармонт заинтересовал. Если попадется, попробую на вкус.


Ссылка на сообщение3 апреля 2016 г. 00:14


Ссылка на сообщение3 апреля 2016 г. 00:36

цитата

Сюжеты некоторых рассказов построены на подчеркнуто наивных посылках. Например, «Свеча горела»: люди перестали читать, и в обществе постепенно отпала нужда в филологах — будто им, филологам, кроме литературоведения и заняться нечем!..


В сборнике есть рассказы с куда более наивным посылом, чем в «Свече». Зато этот рассказ читают люди, весьма далёкие от фантастики. Такой выход за пределы здесь должно было стоять слово «гетто» ареала мало кому удаётся. Да и у самого автора, по большому счёту, получился лишь однажды.
Что же касается реплики по филологов, то можно подумать, сам Василий Владимирский занялся чем-то другим, когда литературная критика перестала приносить былые дивиденды.

И ещё

цитата

«Сидеть рожденный» явно состоит в близком родстве со «Сроком авансом» Уильяма Тенна, «Ромб» — с «Девятью жизнями» Урсулы Ле Гуин


Насчёт Ле Гуин согласен, сам когда-то автору об этом говорил. А вот параллель с Тенном откровенно натянута на глобус.


Ну и вся эта глубокомысленность насчёт самородка настолько спорна, что спорить даже и не хочется.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение3 апреля 2016 г. 08:07

цитата Нил Аду

Что же касается реплики по филологов, то можно подумать, сам Василий Владимирский занялся чем-то другим, когда литературная критика перестала приносить былые дивиденды.


Я, дружище, не филолог. От слова «совсем». А филологи изучают не столько литературу, сколько язык. На одного литературоведа приходится два десятка представителей других направлений. Вот тебе список филологических специальностей МГУ: http://www.philol.msu.ru/studies/...
 


Ссылка на сообщение3 апреля 2016 г. 11:01

цитата

Я, дружище, не филолог.


Самородок, что ли?
 


Ссылка на сообщение3 апреля 2016 г. 11:11
Абсолютный! Как ноль.


⇑ Наверх