Рецензия на роман Р


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «osipdark» > Рецензия на роман Р. Ибатуллина "Роза и Червь"
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Рецензия на роман Р. Ибатуллина «Роза и Червь»

Статья написана 16 апреля 2016 г. 22:24

Контакт, розовые черви и червивые розы

Поиски добротной новой российской фантастики постоянно меня куда-то ведут. В этот раз выбор пал на недурно прорекламированный роман в качественном издании Роберта Ибатуллина «Роза и Червь». К сожалению, я не могу сказать, что новооткрытое произведение — шедевр отечественной НФ или старт к возрождению таковой... Но обо всем по порядку.

Перед нами самиздатовская книжка, которая-таки сумела пробраться на бумагу более-менее крупного издательства, в очень приличной обложке да еще и с иллюстрациями. Редкость, да и только! И по восторженным отзывам, рекомендациям о самой книге Ибатуллина, которая, следуя из них, является чем-то совершенно новым и стоящим в российском книжном пространстве, переполненным попаданцами, сталкерами и жителями метрополитена, я принялся за «Розу и Червя». Но практически сразу принявшись за прочтение, стали всплывать многочисленные минусы этого произведения.

Одним из самых основных изъянов у Ибатуллина стал простенький язык. Не на уровне Эллочки-людоедки, но до середины дотягивает с трудом. Правда, с какой-то стороны это и плюс, если брать быструю скорость чтения данной работы (менее дня ушло). Диалоги особенно подкачали. Иногда они смотрятся ну совсем нереалистичными и театральными. Самыми «лучшими» примерами подобных стали разговоры семейства Янгов (первое, перед отправкой Зары), переговоры лидера Иделистана и космиков (тоже из начала книги, там, где толковый мусульманский политик заявляет во всеуслышание, что «умные нам не нужны»; what is?!) и пересказ Мартовской революции для детей колоний Дуэта. Большего маразма даже для детей самых тоталитарных стран, вроде оруэлловских, регулярно переписывающих свою историю, сложно было придумать — так это уже двадцать пятый век, продолжение развития информационного общества. Нет, действительно Ибатуллин считает, что с помощью такой дерьмовой театрализованной пропаганды можно надурить человечество, практически с рождения живущего в мире доступной и различной информации? Но не все диалоги уж совсем из ряда вон. Попадаются и вполне вписывающиеся в авторский стиль, вроде разговоров Арлекина и гейммастера. По-моему, самые что ни на есть лучшие моменты «Розы и Червя»!

Другим крупным минусом, уже не относящемуся к стилистике, является будущее. Вроде бы и продуманное, по мне — уж совсем нереалистичное. И не поймите меня неправильно, но я, избалованный произведениями западных коллег Роберта, вырос на будущем если уж и без межзвездных сверхсветовых путешествий, то уж точно с ИИ, ИР и технологиями, выходящими за грани человеческого понимания. И тут не просто конец двадцать первого века или двадцать второй... Это, мать его, двадцать пятое столетие! А мир, кроме нескольких десятков автономных колоний в космосе и Роем светлячков, мало чем отличается от сегодняшних будней. И ладно, да, допустим, что человек за это время не изменится — также останутся все его регулярные дрязги на любой почве, но технологии... Технологии! Да они должны были такой толчок получить после Удара, ограничения ресурсов из-за потери Земли. А если уж и вспомнили о последнем, то не понимаю, почему на нее сразу же забили люди, владеющие технологиями проживания на постоянной основе в климате Венеры и под градом космической радиации? И почему, за столько-то веков, даже не начато терраформирование планет земной группы? Почему земной прогресс выглядит таким замороженным? Можно, конечно, в оправдание этому вспомнить отрывок из самой книги, где говорится о невозможности создания ИИ с самосознанием, но ведь упоминается в той же «Розе и Черве» момент с разумным телескопом до Удара, самостоятельно публиковавшем статьи. Да и опыт инопланетных братьев это опровергает, так что момент отсутствия настоящих ИскИнов не объяснен до конца. Или просто не продуман. Последнее, что меня смутило в мире будущего, стал поначалу интригующий анархополис Зеленый Мост. Вот, подумал я, оригинальность — подумал даже, что подобное политическое разнообразие будет распространяться и на колониальный мир. Ан-нет. Да и это якобы негосударственное образование на дело оказалось обыкновенной олигархической республикой с рабовладением, имущественными отношениями и так далее. До сих пор не понял, почему автору захотелось именовать этот явный олигополис анархополисом.

Следующий минус — герои. Действительно, у Ибатуллина не наблюдается одного какого-то главного персонажа. Но не наблюдается у него и живых, интересных героев. Нет, ну, некоторые из них интересны, но автор не раскрывает их до конца. А жаль. Из-за этого впечатление о «Розе и Черве» как о сыром тексте у меня только усилилось. Да еще и эта концовка, которую бы продлить чуть-чуть в плане хронологии сюжета...

Но и без плюсов не обошлось. Роман, все-таки, вышел не таким уж и плохим. Читался он с интересом, пусть и моменты и космической политике между колониями вышли скучноватыми. Понравились фантастические идеи автора. Во-первых, это момент религии. Уже не раз отмечалось, что исламскую часть у Роберта получилось вытянуть не плохо. И это так, но лично мне больше приглянулась секта реалистиков, или как их там. Очень продуманная деталь книги. И одна из лучших. Тема Контакта, устройства галактической цивилизации, их стремлений по отношению землян — все это тоже вышло на уровне, но по сути уже не ново. Правда, в данном случае мне вспоминались не переведенный недавно роман Лю Цысиня или похожий цикл Джона Райта, которые на Ибатуллина похожи лишь ожиданием скорого и опасного Контакта, а некоторые другие произведения. Например, Брин с «Возвышением», «Пламя над бездной» Винджа, заключительный роман «спиновского» цикла Роберта Уилсона, а также два других его романа — «Горящий рай» и «Слепое Озеро» и другие подобные западные НФ-книги.

Так что книжка получилась очень двоякой. Сыроватая в плане реализации, некоторые ее идеи, пусть и не совсем свежие, — должного уровня. Советовать читать или не читать данный роман не буду, ибо не знаю. Во всяком, издание меня очень порадовало, несмотря на ляп с датой отправки в печать. И с оцениванием сложно — роман тянет на промежуток от «семи» до «восьми»... Поставил бы «7,5», да нельзя. Поэтому «семь» честно заработанных баллов «Розе и Червю».

7/10





2033
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение16 апреля 2016 г. 22:39
забавный случай, хулительная песнь еще хуже чем роман.


Ссылка на сообщение16 апреля 2016 г. 23:16
Хых. Так совпало, вот как раз начал читать этот роман. Потом свой отзыв сформулирую. Но по первой сотне страниц подтверждается моё мнение, которое я высказал ещё в теме-анонсе книги, когда выкладывали ознакомительный фрагмент.
Это — ПОДРОСТКОВАЯ фантастика. Берём чётко эту данность и все минусы романа встают на свои места (ну кроме языка автора, тут уж как умеет так и пишет). И как подростковый — роман очень даже неплох. А вот если расценивать роман с точки зрения серьёзной взрослой фантастики — да, лажа получается. ))
Завтра дочитаю и как полноценный отзыв сформулирую — поделюсь (в карточке романа, в отзывах).


Ссылка на сообщение16 апреля 2016 г. 23:20
Интересно, а если бы автором Розы был не никому не известный Ибатуллин, а, к примеру, Энн Леки, то с какой скоростью ей бы присудили за этот роман Британку? И какими бы шикарными отзывами пестрела бы пресса — закачаешься :-)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение16 апреля 2016 г. 23:22
Так и Леки была неизвестной (хотя излишнее раздувание интереса вокруг ее работ есть, да).
И согласен насчет того, что роман больше подростковый. И как подростковый он очень хорош, но подавался же в совсем другом виде!
 


Ссылка на сообщение16 апреля 2016 г. 23:24

цитата osipdark

И как подростковый он очень хорош, но подавался же в совсем другом виде!

+ + +
Истинно так. Главная проблема — эффект обманутых ожиданий. Мечталось о чём-то взрослом неординарном типа как у Жарковского «Хобо».
Но как подростковый роман — силён. Лет в 14 душу бы за него продал 8-)
 


Ссылка на сообщение16 апреля 2016 г. 23:27
В том-то и дело. Виноваты рекламщики из «Селадо» — за издание спасибо, а вот за остальное...
 


Ссылка на сообщение17 апреля 2016 г. 10:17

цитата osipdark

Виноваты рекламщики из «Селадо» — за издание спасибо, а вот за остальное...


Угу, с рекламой перемудрили. «Синдром обманутых ожиданий» в полный рост, как и было сказано.

С другой стороны, задача маркетологов издательства -- книжку продать, а не сказать о романе всю правду как она есть. С этой задачей, как я понимаю, они справились неплохо.
 


Ссылка на сообщение17 апреля 2016 г. 13:36
Я бы даже сказал, «перевыполнили план»
 


Ссылка на сообщение16 апреля 2016 г. 23:38
Желание рецензента отыскать все плюсы и минусы понятно, но, при всём моём к Вам уважении, 7 или 7,5 балла за этот роман — маловато. Ведь в ЛЮБОМ эпохальном Виндже, Игане или Райаниеми (умолчу об Рейнольдсе) при желании можно отыскать столько ляпов, несуразиц и логических несоответствий — калькулятора не хватит. А Роза не настолько уж плоска и наивна. Накиньте хотя бы 0,5 балла на то, что роман местного разлива:-), и уже 8, а это серъёзный показатель
 


Ссылка на сообщение16 апреля 2016 г. 23:51
Метался между семью и восемью, но эти диалоги... Они сделали свое дело. И отсутствие некоего более грандиозного будущего. Но роман для меня очень близок к восьми баллам. Может, потом и изменю свою оценку.
 


Ссылка на сообщение17 апреля 2016 г. 00:22
Ну, в 2312 тоже будущее без грандиозности, но ведь читаешь, и думаешь: «Верю!» А в Розе горстка выживших, пусть и с неплохими технологиями, но в условиях жесточайшего демографического коллапса, со всеми минусами спешной эвакуации и тд и тп... К примеру, автор избавил нас от «межпланетных эскадр» — каждый корабль, по сути, на вес золота, как и дОлжно быть в такой ситуации
 


Ссылка на сообщение16 апреля 2016 г. 23:54
Кстати, по поводу названных вами зарубежных авторов. Рейнольдсу я, бывало, и семь, и шесть баллов ставил. Иган сухеньким из воды тоже не вышел. У Винджа есть свои погрешности... И Уоттсу, вокруг которого развился небывалого размаха культ, за «ЛС» я поставил шесть баллов всего лишь. Так что не портят мои семь-почти-восемь баллов этому роману)
 


Ссылка на сообщение17 апреля 2016 г. 00:24
Поклон Вашей объективности:-) Полез к Вере Джона Лава, хотел укорить Вас оценками сего романа, логика в котором отсутствует, как понятие — и увидел там Вашу 7.
 


Ссылка на сообщение17 апреля 2016 г. 00:55
Подскажите, кто нибудь до Леки писал об едином осознании нескольких организмов?
Может Роберт вынес на бумагу новую идею которой не было до него?
 


Ссылка на сообщение17 апреля 2016 г. 01:09
Да ладно! Роевой разум, это настолько распространённый приём...
https://en.wikipedia.org/...
 


Ссылка на сообщение17 апреля 2016 г. 01:23
Получив твердую тройку по иностранному языку со словарем, решил попросить помощи в теме «что бы такое почитать»
и вот еще, Леки пишет конечно не о роевом разуме конечно, но для начала разговора подойдет.
 


Ссылка на сообщение17 апреля 2016 г. 01:29
Краткий перевод
Книги с роевым разумом (что на русский переводилось):
«Последние и первые люди» Олав Стэплдон
«Непобедимый» Станисалав Лем
«Рой» Брюс Стерлинг
«Рой» Майкл Крайтон
«Стая» Франк Шетцинг
 


Ссылка на сообщение17 апреля 2016 г. 01:32
Спасибо. Отключаюсь на пару недель. Можете выделить те вещи где речь идет об одном сознании управляющем несколькими организмами?
 


Ссылка на сообщение17 апреля 2016 г. 15:50
«Пламя над бездной» Вернора Винджа, например.
 


Ссылка на сообщение17 апреля 2016 г. 01:36
Да нет у Леки никаких новых идей. Эксперимент с непониманием полов главной героиней — есть. Клонирование диктатора, для инспекций... Ну представьте себе Сталина (Цезаря, Наполеона, Ришелье, Чингизхана) который для командировки в какую то область или республику клонирует себя. И так 3 тысячи лет. Реально ли подобное? И чем бы это закончилось?
 


Ссылка на сообщение17 апреля 2016 г. 01:45
Мне не нравиться корреляция наших оценок, думаю нам не стоит обсуждать реальность идей.
На тему новизны идей Леки я буду готов ответить после прочтения «Роя, Роя, Стаи и пр»
Но новизну идей Роберта я готов тут обсудить.
 


Ссылка на сообщение17 апреля 2016 г. 02:04
Аналогии можно найти с чем угодно, где угодно, и когда угодно. Ибатуллин предлагает свой вариант будущего, когда нас, для защиты локального сервера всекосмического Интернета немножко регрессируют и подводят к безальтернативному (фактически) выбору. Интересной ли у него получилась Роза? На мой взгляд — да.
 


Ссылка на сообщение17 апреля 2016 г. 02:23

цитата smykov

для защиты локального сервера всекосмического Интернета
Прошу, не говорите, что это новая идея, о которой мы должны говорить.
 


Ссылка на сообщение17 апреля 2016 г. 02:36
Да книги вообще оцениваются по критерию «интересно, понравилась, буду перечитывать» или «больше в жизни в руки не возьму». Роза, для меня, из тех, что «буду».
 


Ссылка на сообщение17 апреля 2016 г. 07:51
Насчёт новизны идей Роберта я уже говорил; галактическая сеть и у Винджа, и у Уилсона встречается. При том у последнего — в разумном варианте.
 


Ссылка на сообщение19 апреля 2016 г. 20:32

цитата smykov

Да книги вообще оцениваются по критерию «интересно, понравилась, буду перечитывать» или «больше в жизни в руки не возьму». Роза, для меня, из тех, что «буду».

Согласен. Роман читается легко и интерсно. Насчет новизны можно спорить до хрипоты. И ничего нового в этом не будет. А касательно того что это подростковая книга... Подростковая — это когда молодежный слэнг и мат чуть ли не в каждом диалоге. Иначе «подростки» не поймут. Да и читать вряд ли будут.
 


Ссылка на сообщение19 апреля 2016 г. 21:37
Не стоит выворачивать наизнанку термин «подростковый»;-)
 


Ссылка на сообщение20 апреля 2016 г. 11:32
А может быть не стоит «копаться» в каждом диалоге в книге, написанной легко и интересно.
Написанной начинающим в НФ автором. Бить его по рукам за каждую фразу.
Вы не «Слово о полку Игореве» исследуете.
Возьмите, к примеру, «Поселок» К. Булычева — тоже подростковая фантастика.
А я ее до сих пор перечитываю с удовольствием.
Современных подростков научная фантастика в большинстве мало интересует (разве что фильмец посмотреть). А читать... Читать они будут скорее О. Громыко, и «Пятьдесят оттенков серого». Ну и какие-нибудь мало вразумительные «с.т.о.ч.к.е.р.ы.»


Ссылка на сообщение16 апреля 2016 г. 23:23

цитата smykov

Интересно, а если бы автором Розы был не никому не известный Ибатуллин, а, к примеру, Энн Леки, то с какой скоростью ей бы присудили за этот роман Британку? И какими бы шикарными отзывами пестрела бы пресса — закачаешься :-)

+ 1
По мне, так творению Лэки этот роман не сказать бы что прямо уж так грандиозно уступает )))
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение16 апреля 2016 г. 23:24
Так о том и речь. Он — не уступает, на мой взгляд.
 


Ссылка на сообщение16 апреля 2016 г. 23:28

цитата smykov

Так о том и речь. Он — не уступает, на мой взгляд

Дочитаю — в своём отзыве выскажусь более определённо и главное постараюсь аргументированно :)


Ссылка на сообщение20 апреля 2016 г. 04:09
Читал на СИ. Очень даже ничего.


Ссылка на сообщение21 апреля 2016 г. 12:48
Дочитал, кстати. В двух словах — нехватает глубины и в наличии неправдоподобные поведенческие моменты. Зато нет перебора в диалогах как у премииносной Лэки, например. И есть дюже удачные моменты.
Как подростковая фантастика — ОЧЕНЬ хорошо. В любом случае, на голову выше всякой фигни из «фантастического боевика» и прочих подобных книжных серий.
Возвращаясь к сравнению с Лэки, начатую несколькими постами выше. Лэки, конечно, более по-взрослому свои книги написала. Но при необходимости выбора что оставить себе в коллекцию, я бы выбрал книгу Ибатуллина.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение21 апреля 2016 г. 12:58
Разве «подростковая» не значит «ставить вопросы и отвечать на них» ? Нужные вопросы, адаптированные и прочее. «Тяп-ляп» не значит подростковая, как мне кажется.
 


Ссылка на сообщение21 апреля 2016 г. 13:14

цитата printd

«Тяп-ляп» не значит подростковая, как мне кажется.

Таких «тяп-ляп» море в любой подростковой фантастике, в том числе и у мэтров типа Хайнлайна. Тяп-ляп в данном случае наивность, повышенные гипербализированность, утрированность, упрощённость и т.д. и т.п.
Потому и говорю что — подростковая.


⇑ Наверх