Книга на все времена Выпуск


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Рубрика «Наш выбор!» > Книга на все времена. Выпуск #60. Отечественное фэнтези
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Книга на все времена. Выпуск #60. Отечественное фэнтези

Статья написана 26 июля 2016 г. 20:51
Размещена:

 


Очередная рекомендация Фантлаба в рубрике "Книга на все времена" посвящена теме Отечественное фэнтези.
---
В статье даётся одно произведение крупной формы. Для объективной оценки мы стараемся привести четыре отзыва на книгу — три положительных и один негативно-критический.
Помимо крупной формы, в статье предложены произведения средней и малой формы, заслуживающие по нашему мнению места в данной рубрике рекомендаций.
---
Напоминаем, что рекомендация "Книга на все времена" служит для выбора популярных, известных фантастических книг различных направлений. Здесь мы стараемся показать признанные шедевры и эталоны фантастической литературы, которые заслуживают прочтения в первую очередь. Рубрика ориентированна преимущественно на начинающего читателя с небольшим "стажем" или на тех, кто желает "изучить" новые для себя направления в фантастике.
Выбор произведений происходит по специальной методике и осуществятся не только администраторами, но и некоторыми посетителями сайта. Новая статья появляется примерно раз в месяц.
---
Все рекомендации общим списком можно посмотреть здесь:
Сводный список рекомендаций в данной рубрике





Аннотация:
Николай Гумилёв мёртв? Нет, Николай Гумилёв жив! И жив не только в сердцах почитателей его поэтического гения. Во плоти, в наше время, в Сибири живёт и работает на благо людей великий поэт Серебряного века. Спасённый из застенков ЧК таинственной магической организацией, могущий «солнце останавливать словом», он стал «бойцом невидимого фронта» в войне со всякой нечистью, угрожающей спокойному существованию человечества.

---
Рейтинг Фантлаба (оценка/количество оценивших):



Дополнительная информация:

  1. Роман в 1998 году номинировался на ряд престижных премий отечественной фантастики: Странник, Бронзовая улитка, Сигма-Ф.
  2. "Посмотри в глаза чудовищ" является началом одноимённого цикла-трилогии.
  3. Критики в целом дали роману положительную и довольно высокую оценку. Книга, благодаря своей необычности, послужила основой для нескольких пародий, подражаний и непрямых продолжений, написанных другими авторами.
  4. Роман переиздавался с момента первой публикации шесть раз. Отдельные главы книги были озвучены в аудиопроекте «Модель для сборки».


---
Награды:
Интерпресскон (роман), 1998
Мечи, 1999
---

Отзывы посетителей сайта:

Dentyst:
Сначала случился «Жихарь» — полюбил. «Опоздавшие к лету» — тоже не оставили равнодушным. А когда увидел на одной обложке обе фамилии , то задумался — «А это как это понимать?» Для прояснения ситуации пришлось купить (тогда ещё дилогию) и с пристрастием изучить и изучаю до сих пор, потому как с первого раза кроме того, что очень понравилось сказать ничего не смог бы. Теперь, по прошествии лет сложилось более-менее внятное впечатление.
Дуэт двух таких незаурядных мастеров дал миру качественно новый стиль. Нельзя сказать, что в «сольных партиях» авторы звучали лучше или хуже, они звучали просто по другому. Как из меди и олова получается бронза , так и из этих двух талантливых авторов выплавился новый со своим творческим почерком, можно сказать уникальным. Яркость языка, необычность сюжета сделали роман весьма заметным явлением в российской фантастике.
Выбор Гумилёва на роль главного героя мне кажется не случайным. По ходу повествования выясняется, что Пятый Рим давно следил за творчеством Николая Степановича, с целью использования его творчества для нужд магии. И оценён он был очень высоко, раз сам Брюс, известный чернокнижник не постоял за ценой когда представилась возможность выкупить поэта из неволи. (А может и на самом деле Гумилёв мог «солнце останавливать словом» ?) И после выкупа началась «посмертная жизнь и деятельность» Гумилёва, которая и описывается в романе.
Пятый Рим , с которым судьба связала героя — своего рода Ночной дозор. Только к сотрудничеству в нём привлечены маги с мировым именем, занимающиеся охраной миропорядка. От опасностей непонятных простым людям. В общем «бойцы невидимого фронта». Ох и нелегко же им приходится...
Роман состоит как-бы из двух слоёв (а может и из большего количества) один — современный (борьба с новым врагом), другой — «исторический»(раскрывающий действия героев в прошлом). Оба слоя читаются с живейшим интересом — сюжеты и про «тогда», и про «сейчас» закручены лихо. Некоторая «сумбурность» изложения может отпугнуть приверженцев традиционной манеры письма, но почти всё новое не сразу получает признания.
И в заключение совсем коротко — это один из немногих современных отечественных ШЕДЕВРОВ.
оценка 10

Ev.Genia:
По мне, так эта книга совершенно невероятна, а главное, неожиданна по содержанию. Мне было очень интересно, как представят Авторы в своём труде известного поэта, его трагичную судьбу, не будет ли это слишком вычурным или, хуже того, пошлым. И как же здорово было увидеть рыцаря, настоящего рыцаря, спасителя человечества. И как жаль, что это не наяву. Авторы по–настоящему порадовали своим мастерством.
Книга читается невероятно легко и с большим увлечением. Никак не угадаешь, где, в каком годе, в какой стране окажешься в следующей главе, какие тайны и секреты откроются, кого спасать или что узнавать будет главный герой, с кем он встретится и какая задача встанет перед ним. Так много известных фактов представлено и как замечательно неожиданно они обыграны. Так много известных людей встречаются на страницах книги и пусть их портреты прописаны не основательно, ну так это и ни к чему здесь, ведь все они, большинство, проходящи и только единицы остаются надолго. Вот они то являют настоящую суть романа, раскрывают многослойный сюжет основательно. Приковывают внимание читателя своим талантом, умом, мастерством, могучим характером, ненасытной жаждой справедливости и такой же сильной усталостью, иногда грустью, но совершенной судьбоносной неизбежностью и невозможностью уйти с выбранного пути.
Обилие аллюзий, имен, дат, названий – здесь очень много всего встречается знакомого, а также и незнакомого, поэтому потребовался весь накопленный культурный багаж, чтобы понимать сюжет, но без особого напряжения и особо в уяснении сути я не усердствовала. Может я предвзято отношусь к оценке, ведь книга мне безумно понравилась. Я чувствала настроение главного героя. Вместе с ним мне было тревожно, грустно, довольно часто я улыбалась, оценивая его иронию и юмор и довольно часто я испытывала гордость за него.
Изложение книги рождает вопросы. Зачем нужны были здесь Марлен, Говард или Лавкрафт – особо то ничего для развития сюжета они не дают. Но ведь с их участием так классно описаны нюансы, детали – тонко, со вкусом, что в контексте всего повествования выглядит на своём месте, поддерживая сам стиль изложения. Мне кажется невозможно что–то изъять из сюжета.
Книга написана стильно, со вкусом и со знанием дела. Не знаю пока, что даст продолжение, но эта книга великолепна. Мне не сложно было увлечься ею, её персонажами, сюжетом, способом изложения, стилем написания – всё очень здорово. Только не нужно к ней относиться серьёзно. А ещё её смело можно растащить на цитаты, их здесь много – ярких, сочных и точных.
оценка 10

AlisterOrm:
...Только вчера, заканчивая чтение сей занятной вещи, понял, что она мне напоминает — четвёртую трилогию «Ока силы» авторства Валентинова. А ведь действительно — что-то есть, даже не в языке, а в самой немного комиксовой манере изложения, и подходе к сюжету. «Посмотри в глаза чудовищ» — это невероятный по своему составу коктейль, совершенно особый и неповторимый текст, который, правда, местами вызывает недоумение и ступор (особенно — в попытке осознать логику структурирования событий).
Сюжет здесь особого значения не имеет. Вернее сказать — он явно находится на задних перспективах. Гумилёв в современности — это от силы треть текста — остальное занимает совершенно сумбурные экскурсы в прошлое, аляповатые мазки личностей, событий, пейзажей, криптоисторических выкрутас и экскурсов в историю древних цивилизаций. Весь роман — одна огромная полупародия, в которой разобраться практически невозможно. Авторы вставили в текст огромное количество аллюзий, причём, как мне говорили, многие из них взяты из их собственной жизни, и из жизни фэндома.
Чтобы читать эту... вещь, скажем так — нужно обладать весьма высоким уровнем эрудиции. Разбросанные по всему тексту маленькие аллюзии, зацепочки, «ружья», рассчитаны на читателя, знакомого с литературной жизнью последних ста лет, и уж точно знают историю всяких мировых заговоров, тайных обществ, и прочих прелестей нашего псевдоисторического круга публицистов. Смелая, изящная пародия... Вот только с недостатком -она предназначена для узкого круга лиц, которым это всё будет понятно, который оценит этот постмодернистский микс и сможет его дочитать до конца. Не особенно осмысленное произведение, но — любопытное.
оценка 8

Критический отзыв:

Miya_Mu:
Очень противоречивое впечатление, очень. За язык, стиль и прочую внешнюю форму поставила бы десять, за содержание – единицу. Язык и другие литературные красоты, правда, резко обрываются к последней трети книги, зато конспирологический бред растет по экспоненте...и ведь так все хорошо начиналось, эх.
В какой-то момент мелькнула мысль, что авторы предвосхитили Маятник Фуко, сделав из конспирологических теорий шутку-обманку; когда главный герой появляется под именем Бонда, совсем было приготовилась радоваться изящному юмору – а вот же нет, если здесь и был юмор, то настолько тонкий, что заметить его мне не удалось. До сих пор ломаю голову – что это было? Ящеры все эти (тоже конспирологический жупел, если вдруг кто-то не знает), пинки в сторону коммунистов, гомосексуалистов, масонов, перепало даже суфиям и барону Субботе;   букет из конспирологических фетишей, замыленных уже в середине девяностых, в полный рост.
Однако мистерия ПВГЧ не в ящерах, не в Туле и не в тайниках под сухаревской башней; главная загадка в том, для кого это написано. Ну то есть читатель, не знающий поэта Гумилева, не оценит аллюзий и отсылок — ни путешествий полковника, ни пылающего жирафа, ни мелькающих упоминаний Ахматовой, ни имени новой жены, всех этих деталей, придающих тексту объем и обаяние. Зато с большой вероятностью доверчиво и радостно проглотит весь конспирологический компот, сервированный как наилучший коньяк.
Читатель же, отягощенный интеллектом и элементарной эрудицией, хоть и будет в состоянии оценить культурологический комикс, к конспирологии заведомо не предрасположен и брезглив, даже если речь идет о конспирологии инфантильной.
Так я и осталась в некоторой растерянности – а что это было-то? Зачем и для кого?
Без оценки

Средняя и малая форма


1. Сергей Казменко "Знак дракона"

Аннотация:
В подземелье под городской башней обитает дракон. Выход из подземелья охраняет заклятие. Но когда в городе и над ним появляются знамения, дракон может выбраться из подземелья и уничтожить всё и всех. Лишь одно может спасти город: один из горожан должен надеть ЭТО и сразиться с драконом.

Награды:
Интерпресскон (повесть), 1995

2. Алексей Пехов, Анастасия Парфёнова "Под флагом милорда Кугеля"

Аннотация:
Капитан пиратов Гулли ван Шайрх торопится — если он не выйдет вовремя в море, может потерять выгоднейший заказ. Но как выходить в море без корабельного мага, особенно при его роде занятий? И когда юнга приволакивает-таки нового мага на корабль, капитан спешно командует отходить. А зря — новый корабельный маг оказывается женщиной. А ведь женщина на корабле — знак беды... Вот только кто осмелится сказать об этом волшебнице?

---
Если вы что-то хотите добавить к материалам статьи, предложить или посоветовать, то пишите в комментариях или непосредственно автору статьи.




6434
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение26 июля 2016 г. 21:01

цитата

Очередная рекомендация Фантлаба в рубрике «Книга на все времена» посвящена теме Зарубежная фантастика.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение27 июля 2016 г. 01:38
Спасибо, сейчас исправлю.


Ссылка на сообщение27 июля 2016 г. 00:06

цитата

Алексей Пехов, Анастасия Парфёнова «Под флагом милорда Кугеля»


Ссылка ведёт на «Мост троллей» Терри Пратчетта.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение27 июля 2016 г. 01:39
Благодарю. Поправим.


Ссылка на сообщение27 июля 2016 г. 09:57

цитата

Книга, благодаря своей необычности, послужила основой для нескольких пародий, подражаний и непрямых продолжений, написанных другими авторами.
А можно их перечислить? Было бы интересно прочитать.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение27 июля 2016 г. 10:10
С ходу из статей критиков, прочитанных при подготовке материала, вспоминаю «Око силы» Валентинова и «Оправдание» Быкова.
Остальное лучше поискать в журнальных отзывах о романе и списке похожих произведений на странице Фантлаба.
 


Ссылка на сообщение27 июля 2016 г. 10:37
«Око силы» — очень вряд ли, посмотрите на даты написания.
 


Ссылка на сообщение27 июля 2016 г. 11:34
«Око силы» приводили как похожее или написанное при взаимовлиянии. Т.к. работа над «Посмотри в глаза чудовищ» была начата в 1996. Что-то даже публиковалось, если я только не ошибаюсь.
 


Ссылка на сообщение27 июля 2016 г. 13:40
У Валентинова первый роман написан в 1992 году, опубликован в 1995.
 


Ссылка на сообщение27 июля 2016 г. 19:28
Но центральная часть книг цикла писалась примерно в одно время с романом Успенского и Лазарчука.
Кроме того, в «Посмотри в глаза чудовищ» силён не только аллюзивный общекультурный пласт, но и завязка на отношения в фэндоме и в писательской среде. Там много привязок к современным авторам-фантастам и отсылок к их взглядам, книгам.
Вероятно, какая-то связь, влияние всё-таки есть, раз умные люди про это пишут. Сам оценить не могу — недостаточно знаком с обоими циклами. Поэтому ничего и не стал перечислять в статье.


Ссылка на сообщение28 июля 2016 г. 19:45
«Посмотри в глаза чудовищ», честно говоря, не читал, но произведения раздела «Средняя и малая форма» для меня лично однозначно находятся в числе вещей, которые можно отнести к категории «Книга на все времена«! :cool!:
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение28 июля 2016 г. 21:26
Удачных фентезийных рассказов и повестей вообще не так уж много. Поэтому выбирать нам довольно просто. Это с одной стороны.
А с другой — они быстро кончаются. И становится трудно подобрать новых достойных кандидатов на рекомендацию.
Будем стараться и дальше рекомендовать лучшее, что написано на русском языке в этом жанре.
Рад, что ожидания оправданы.


Ссылка на сообщение4 августа 2016 г. 17:19
Одна из лучших вещей как у Лазарчука, так и у Успенского.


⇑ Наверх