ТВ Dennou Coil


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Demincev» > ТВ: Dennou Coil / Кибер-виток
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

ТВ: Dennou Coil / Кибер-виток

Статья написана 27 июля 2016 г. 03:45
Размещена:

 

Пока мир очарован технологиями дополненной реальности на примере игры Pokemon GO, хотелось бы рассказать о сериале, фабула которого основана на играх куда более занятных и технологически продвинутых, чем ловля виртуальных покемонов. Оригинальный концепт   этого сериала вынашивался годами, и не зря. Он уже не повторит ошибок своего «духовного» предшественника, сериала «Эксперименты Лэйн» (1998), потому что знает, куда свернуло развитие «всемирной паутины» после миллениума. И меж тем останется в той же линии вопрошания, что и полнометражки «Призрак в доспехах» (1995) и «Паприка» (2006), вкупе с сериалом «Технолайз» (2003) и уже упомянутыми «Экспериментами Лэйн». Вызывает интерес, как развившиеся цифровые технологии изменяют не только окружение человека, но и — что более важно — сознаваемые границы человеческого естества.

  Сюжет сериала разворачивается вокруг группы шестиклассников вымышленного города Дайкоку, чьим любимым времяпрепровождением является игра в кибер-очках. Кибер-очки эти выглядят как самые обычные стекла на дужках, технические же возможности их значительно превосходят те, что предлагаются сейчас в «умных» очках корпорациями Гугл и Майкрософт. Что, в общем-то, логично: время событий датируется 2026 г.

Признаю, чутье на технический прогресс авторам не изменило. Согласно хроникам "Кибер-витка", массовый выпуск очков начался в 2014 г. Согласно хроникам реальной жизни, Гугл представила свои очки в 2012 г., а Майкрософт — в 2015 г. Согласитесь, неплохая точность для 2007 года.

Предположив, что компьютерная техника и дальше будет развиваться в направлении минимизации габаритов, увеличения включенности в интернет-коммуникации и адаптирования интерфейса к не опосредованным какими-либо устройствами командам, создатели сериала изобразили для нас мир, где, надев кибер-очки, вы с легкостью сможете взаимодействовать с голографическими объектами любых масштабов и сложности. Вы будете видеть программные вирусы и баги, обновления гео- и метаданных локаций, сбои в ПО, как обновляются и взаимодействуют между собой разной степени давности массивы данных. Все это детально, красочно, с убедительной визуализацией. Вы даже сможете завести себе кибер-питомцев — собачек, хомячков, котиков и др. Но, как и любые другие цифровые объекты, ни песики, ни баги, ни загадочные порталы не осязаемы и не ощущаемы никак иначе, кроме как с помощью кибер-очков.

Ровно до тех пор, пока вы сознаете свою взрослость и ваше рациональное мышление не признает никаких других вариантов. Однако главные герои — дети, их воображение куда шире и вместительнее скептического разума взрослого, в нем с легкостью уживутся и высокие цифровые технологии, и городские легенды/мифы, заполняющие лакуны между известным и неизвестным об окружающем мире. Реальность, генерируемая кибер-очками, оказывается наравне с реальностью повседневной. В этом, пожалуй, и заключается основной конфликт сериала: чтобы «переработать» ошибки прошлого, побороть свои страхи, заполнить пробелы в воспоминаниях и действительно начать понимать друг друга, персонажам приходиться встать перед выбором, что важнее — кибер-реальность или обычная жизнь. Ответ, конечно же, прост и очевиден в своей нравоучительности: важно и то, и другое, нужно лишь помнить, что кибер-реальность — только малая часть обыденности.

  Сценарий, к сожалению, не лишен неловкостей и слабых моментов, хотя бы потому что встретятся и эпизод-филлер, пересказывающий события начала сериала, и откровенно развлекательные моменты с «вирусными» бородами, убеганиями от антивирусов «Сатчи», выкармиливанием «нелегалов» «метабагами»... Что, наверное, простительно для проекта, ориентированного на максимально широкую аудиторию. Трансляцию вел, ни много ни мало, образовательный канал телекомпании NHK, японского аналога би-би-си. Таймслот был вечерний, престижный, да и производственный комитет у сериала был хорошего финансирования. Что, опять же, неудивительно, поскольку несмотря на частичную инфантилизацию контента, созданный кибер-универсум отличался завидной проработанностью деталей и исключительно сильной драматургией (ну, по крайней мере, большинство эпизодов).

 

красненький — это Сатчи
красненький — это Сатчи
метабаг
метабаг

Мицуо Исо, автор и режиссер "Кибер-витка", малоизвестен в аниме-кругах, хотя уровень его таланта может быть легко определен, если уточнить, что его дизайны использовал Мамору Осии в уже упомянутом «Призраке в доспехах», а Сатоси Кон соавторствовал ему (опять же в дизайне) в эпизоде Magnetic Rose аниме-антологии «Воспоминания о будущем» (1995). Исо эффектно решил проблему совмещения мифологического и рационального, материализовав компьютерные технологии в метафорических образах. Уже упомянутые «нелегалы», например, выглядящие, как черные подвижные сгустки, — всего лишь потенциально опасные программные коды. «Сатчи», похожие на надувные матрешки с куриными лапками, — это антивирусы. «Метабаги», изображенные в виде разноцветных кусочков мозаики, являются частями ненужных более программных кодов. Из «метабагов», кстати, можно делать «метачипы» — уже цельные, полученные путем компиляции, программные коды. Выглядят «метачипы», как талисманы офуда. А если вы на «ты» с программированием, то можно даже создавать «шифры» — собственные программные коды, они, в свою очередь, похожи на каббалистические знаки. Не забыл автор и о сакральных пространствах. В храмы и тории нет доступа для «Сатчи». Объясняется это тем, что они вне юрисдикции их разработчика (вместе с территориями школ и больниц, а также частной собственностью). Герои не раз будут спасаться о погони в храмах и путешествовать по кибер-измерениям через тории. Такое вот очень японское видение цифровых технологий.

нелегал-плезиозавр
нелегал-плезиозавр
метачип
метачип

  И все же драматургию делают не метафоры, а поступки героев и их объяснения. В сюжете будут и административные тяжбы, и переезды, и неперменный атрибут практически всех аниме — летний фестиваль. Будут и самодеятельные расследования, школьные исследования, подростковые «бунты». Первая любовь, и несчастная, неразделенная. «Притирка» характерами, школьные издевательства и примирения. Борьба с корпорацией, скрывающей серьезные уязвимости программного обеспечения от общественности (квазиспойлер).

 

Ясако с сестренкой и кибер-питомцем
Ясако с сестренкой и кибер-питомцем
Мегаба
Мегаба

Однако самой ценной заслугой этого сериала, на мой взгляд, стало включение в сюжет «малых форм смерти». Технически, за все эфирное время никто из живых существ в мире "Кибер-витка" не гибнет. Но гибнут программные коды — кибер-питомцы, например, или «нелегалы», эмпатия к которым возрастает от эпизода к эпизоду (чего стоит сцена с последним «плезиозавром»). Либо герои имеют дело с последствиями смертей уже свершившихся, будь то погибшая от автопилотируемого автомобиля Канна, подружка Харакена, или дедушка главного персонажа Ясако, муж Мегаба. Либо же это околосмертные состояния, как кома брата Исако, или многочисленные «витки» персонажей — состояния рассинхрона физического и кибер-тел, когда в реальном мире человек в обмороке, а в цифровом с ним может твориться что угодно. В таких обстоятельствах трудно не повзрослеть, даже если тебе всего 11 лет.

 

Исако
Исако
Харакен
Харакен

Конечно, создатели подсластили пилюлю, введя в оборот технологии «переноса сознания» в цифровой образ, когда личность человека начинает автономно функционировать, будучи как бы в «облачном» хранении. На этих технологиях, к слову, базируется основной твист истории, поэтому дальше я распространяться не стану.

Вообще, технологически "Кибер-виток" удивительно сложен, хоть в его мире и остановился прогресс на автопилотируемых машинах и кибер-очках. Я долго ломал голову, но так и не смог представить, каким программным обеспечением и насколько обширной распределенной сетью дата-центров должна обладать корпорация, производящая очки, чтобы позволять конечному пользователю влегкую оперировать гологорафическими объектами в сложнейшей цифровой среде, мгновенно обрабатывая жесты управления — кинетику тела, мимику лица, голос, движения глазных яблок. Ведь, по сути, кибер-очки — это такой эргономичный неинвазивный нейрокомпьютерный интерфейс, открывающий доступ к онлайн-функционалу ПО. В наш 2016-ый — недостижимая мечта.

  Меж тем больше всего я полюбил "Кибер-виток" за его интонации. Слегка простоватое в своей назидательности, аниме медленно, но верно наслаивает поветвовательные пласты и мешает жанры, создавая ощущение, что это не очередная парабола для детей школьного возраста, а емкая и неустаревающая аллегория на вечное противоборство мира грез и мира реалий в человеческом сознании.

  В этом сериал обнаруживает сходство с "Матрицей" Вачовски, хотя акценты в них расставлены совсем иначе. "Матрица" более техноцентрична, киберпанковская по характеру, антиутописткая по настроению. "Кибер-виток" ожидаемо мягче, человеколюбивее, оптимистичнее. Но и там, и там предлагают «снять очки», избавиться от иллюзорной действительности и мужественно начать жить в настоящей; преодолеть внутреннюю изоляцию, поверить в свои силы.

  Настроенчески сериал практически безупречен: сдержанный в цветовом исполнении, меланхоличный, почти медлительный в ритмическом плане, он цепко держит внимание, даже когда мелодраматически подходит к концу. Странно, что его так недооценил зритель: сериал хорош и на фоне научно-фантастических собратьев, и на фоне представителей жанра школьная повседневность. Даже на образчик мистического триллера бы сгодился. Взгляните, вдруг он ждал именно вас?

   P.S. Я не знаком со всеми русификациями сериала, но по возможности рекомендую смотреть с английскими субтитрами — там более адекватный текст.





1540
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение27 июля 2016 г. 08:38
Спасибо за интересный обзор. Еще в далеком 2007 начал смотреть этот сериал, но тогда он был только на стадии ongoing. Первые серии понравились, но как-то дальше сериал выпал из внимания и я про него благополучно забыл. Спасибо за напоминание!
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение27 июля 2016 г. 10:43
Всегда пожалуйста!)


Ссылка на сообщение27 июля 2016 г. 09:35
Спасибо. Сериал я еще посмотрела в 2008 году, мне он тогда очень и очень понравился. Сначала казалось что он для детей, но дальше втянулась и очень сложно было оторваться. Фанатею от Мегабабы. :cool!:
Жаль, что таких сериалов очень мало, похожего я не нашла ничего из нового. И даль что он недооценен, мир там уникальный, драматургия хороша и главное есть законченность.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение27 июля 2016 г. 10:45
Рад, что я не единственный смотрел)


Ссылка на сообщение27 июля 2016 г. 14:08
Один из лучших просмотренных сериалов и один из самых запоминающихся OST'ов в опенинге, до сих пор приятные мурашки от него бегают. Спасибо за подробнейший анализ сериала!
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение27 июля 2016 г. 14:24
Если бы это был подробный анализ... Так, лишь общие впечатления. С этим аниме тот самый случай, когда хоть книгу напиши, все равно будет казаться, что что-то упустил. Но, в любом случае, спасибо!)


Ссылка на сообщение27 июля 2016 г. 16:24
Классное аниме, помню как я его посмотрел примерно в том же году, как он вышел. Оставил море впечатлений, ходил потом советовал посмотреть всем более-менее адекватным людям:-)))


Ссылка на сообщение27 июля 2016 г. 17:47
Хорошая анимешка.
В принципе — любителям жанра — смотреть.
Мне тогда понравилась. :beer:


Ссылка на сообщение27 июля 2016 г. 20:48
Ну что ж, придется теперь смотреть
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение27 июля 2016 г. 21:29
Сколько безысходности в ваших словах))


⇑ Наверх