Nick Cave amp the Bad Seeds


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «geralt9999» > Nick Cave & the Bad Seeds "Push the Sky Away" (2013) & "Skeleton Tree" (2016)
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Nick Cave & the Bad Seeds «Push the Sky Away» (2013) & «Skeleton Tree» (2016)

Статья написана 12 сентября 2016 г. 23:45

Три года назад Ник Кейв (и The Bad Seeds, конечно же) выпустил в свет свой лучший альбом, “Push the Sky Away”. Не все, конечно, согласятся с подобным утверждением, более того – не все даже согласятся, что это был хотя бы просто хороший альбом. Но одно можно утверждать с уверенностью – редко когда человек делающий музыку уже более 35-ти лет находит в себе силы настолько мощно и уверенно изменить свой творческий курс и свои музыкальные ориентиры.


Black road long and I drove and drove

And came upon a crossroad

The night was hot and black

I see Robert Johnson with a 10-dollar guitar

Strapped to his back looking for a tomb

Well here comes Lucifer with his canon law

And a hundred black babies running from his genocidal jaw

He got the real killer groove

Robert Johnson and the devil, man

Don't know who is gonna rip off who

Driving my car, flame trees on fire

Sitting and singing the Higgs Boson Blues
[/i][/center]


При создании Push the Sky Away Кейв окончательно отказался как от мелодично-фортепианного звучания (которое он продвигал на протяжении четырех альбомов), так и от своего краткого “гаражного” этапа. Перемена должна была быть серьезной и заставляющей удивленно вскинуть брови каждого слушателя знакомого с предыдущим творчеством группы. И это, несомненно, удалось.

Драйв? А на кой он нужен — как бы восклицают Кейв с Эллисом. Напитаем альбом постоянным нагнетанием атмосферы, ощущением какого-то разворачивающегося триллера – и нормально выйдет. И ведь и правда – так только лучше.

Хуки? Ну нет уж. Придется вам цепляться за то малое, что соизволим оставить – продолжают издеваться творцы. За скрипичные и гитарные и синтовые лупы Эллиса, которые добавляют альбому призрачное качество, по словам самого Кейва. И ведь цепляемся! И так цепляемся, что через какое-то время после начала прослушивания начинаешь и задумываться – а так ли уж мелодии вообще нужны были Кейву все это время?


And all the ones who come

And all the ones who go

Down to the water

And all the ones who come

And all the ones who go

Down to the sea
[/i][/center]


Мрачняка вам в текстах? Ну ладно, тут уж Ник пожалел фэнов, решил не изменять себе окончательно. Есть вам мрачняк, есть. Но как-то не так, как прежде. То ли соответствуя общей концепции, то ли действуя по чистому наитию – но Кейв и лирику сделал такой себе прекрасно-призрачной – при этом в нужной мере добавил туда традиционных своих мест и персонажей (вроде Джубили Стрит и девушки по имени Би), ну чтоб поддержать этот самый триллер. Но глядя на ситуацию в целом – он, наверное, со времен “The Good Son” не был настолько светел в своей традиционной меланхолии. А вещи вроде “Mermaids” или титульной песни, в сочетании с их мягким и задумчивым музыкальным исполнением – вообще представляют собой чуть ли не воплощение чистой красоты в музыке.

Вообще-то, обычно я предпочитаю прям уж чересчур про отдельные песни не расписывать, но в данной ситуации, я нахожу необходимым сказать кое-что конкретное по двум идущим подряд трекам. Сначала про самый, эээ, энергичный трек альбома. “Higgs Boson Blues” собой не то чтоб представляет какой-нить панковый взрыв динамики – это все же было бы абсолютно неуместно в этой общей картине. Но в контексте альбома он выглядит поистине грандиозно-неумеренным опытом, подводящим все темы к эмоциональному концу, под аккомпанемент упорного и настойчивого spiritual groove-а (с).

Но заканчивать все так, вопреки остальному материалу – было бы неправильно, конечно же, поэтому заканчивается все на минорной ноте, которая дает больше оптимизма и уверенности в себе, чем какие-нить ноты мажорные – речь о самой “Push the Sky Away”. Эта вещь заставляет бороться и “отталкивать небо” (смерть, то есть) и идти по своему пути до конца, не взирая ни на что – ни на друзей, ни на врагов, ни на судьбу, ни на самого себя.


And if you feel you got everything you came for

If you got everything and you don't want no more

You've got it, just keep on pushing and, keep on pushing and

Push the sky away
[/i][/center]


К сожалению, судьба иногда заставляет обратить на нее внимание очень жестокими способами. Поговорим теперь о свежем альбоме The Bad Seeds – “Skeleton Tree”.

Сперва придется оговорить контекст создания и значения этого альбома. Избежать этого не удастся, хоть задача и абсолютно безрадостная.

В июле 2015-го года погиб (упал с обрыва) 15-тилетний сын Ника Кейва, Артур. Работа над следующим альбомом Bad Seeds к тому времени уже велась и даже некоторые песни уже были готовы. Но это трагическое событие изменило все. Каким бы вышел “Skeleton Tree” иначе? Об этом трудно и бесполезно рассуждать, ибо понятно, что любые сходства между гипотетической и финальной версиями имеют не столь много значения, как различия между ними.


The phone, the phone, the phone it rings, it rings, it rings no more

The song, the song, the song it spins since nineteen eighty-four

The phone, the phone, the phone, it rings, the phone, it rings no more

The song, the song it's been spinning now since nineteen

And if you want to bleed, just bleed

And if you want to bleed, just bleed

And if you want to bleed, don't breathe a word

Just step away and let the world spin
[/i][/center]


Ник Кейв, как известно, всегда создавала образ мрачного человека – и его музыка, и его тексты всегда этому образу отвечали. Можно сомневаться в стопроцентной правдивости подобного самопредставления (и вряд ли эти сомнения будут полностью неоправданны), но творческий человек, человек искусства, артист, музыкант – он же и должен заставить нас поверить в происходящее, в открытость его эмоций, в их искренность – и Кейву это тоже всегда удавалось (что как бы и говорит, что и фальшивкой он никогда не был).

Но никогда еще Кейв не представал столь открытым, откровенным, и незащищенным на записи. Он выплескивает свою безграничную скорбь на слушателя. Он действительно выкладывает всю свою душу на обозрение – пытаясь, наверное, хотя бы и таким образом немного ее исцелить. Если вы думаете, что при этом тяжело присутствовать – вы абсолютно правы. Если вы думаете, что это нечестно и несправедливо по отношению к слушателям – задумайтесь, кто сейчас может говорить что-то о справедливости скорбящему отцу. Если вы думаете, что от “Skeleton Tree” можно просто так оторваться и не принимать участия в настолько личном и горьком моменте – подумайте еще раз.


Cause nothing really matters

On the night we wrecked like a train

Purring cars and pouring rain

Never felt right about, never again

Cause nothing really matters

Nothing really matters anymore, not even today

No matter how hard I try

When you're standing in the aisle, and no, baby

Nothing, nothing, nothing

I need, I need, I need you
[/i][/center]


Музыкально, если попробовать отстраниться от всепроникающего чувства того, что все не так и никогда уже не будет, так как должно быть, мы имеем во многом логическое продолжение “Push the Sky Away” – но логичное, опять же, только учитывая трагедию. Тут есть и хоры, и приглашенная вокалистка, и куча скрипичных партий – но, естественно, не стоит и надеяться, что хоть что-то из этого здесь использовано в ключе оптимистичном или хоть сколько-нибудь светлом (как это бывало на Push the Sky Away”).

Нет, на этот раз Кейв уже окончательно отказался даже от создания подобий мелодий и прочей шелухи – так же как и практически полностью отказался от пения, в большинстве песен просто интонируя текст. В некоторых моментах прямо слышно, как он заставляет себя запеть (в “I Need You”, например) – и эти моменты разбивают сердце, даже если оно до этого умудрилось уцелеть.

Разные инструментальные лупы Эллиса – это то, что больше всего связывает новый альбом с предыдущим, но в этот раз они не являются призрачным сердцем альбома – нет, тут нет места для подобной романтики. Это жилы, которые хоть как-то сдерживают вместе эмбиентально-дроновые зарисовки, производящие впечатления прямо-таки кусков плоти, которые были беспощадно вырваны из больных мест и были принуждены к какому-то последующему существованию.


Here they come now, here they come

Are pulling you away

There are powers at play more forceful than we

Come over here and sit down and say a short prayer

A prayer to the air, the air that we breathe

And the astonishing rise of the Anthrocene

Come on now, come on now

Hold your breath while you're safe

It's a long way back and I'm begging you please

To come home now, come home now
[/i][/center]


Сложно, на самом деле, подходить к этой работе критически – даже если вы не являетесь поклонником творчества Кейва в целом. Тут другой совершенно уровень открытости, другой уровень эмоциональности, другой уровень самой музыки, которая как бы и не требует вообще существования слушателя (подозреваю, что и самому Кейву по большей части абсолютно все равно, как альбом будет воспринят – не для того он делался).

Не буду прикидываться кем-то, кем я не являюсь – я тоже неспособен оказался, по большей части, подойти к “Skeleton Tree” с должным критическим взором. Может и стоило бы сказать, что даже тот же “Blackstar” (тоже история одной трагедии) относился к слушателю с большей снисходительностью. Может и стоило бы сказать, что, скорее всего, я полюбил бы все эти песни и не зная ничего о причинах их существования в нынешней форме – но все же, идеальными их не назвать. Может и стоило бы покритиковать тот факт, что Кейв не поет.

Но кем бы я после этого был? Вот уж не знаю. И не думаю, что это имеет особое значение, когда ты сталкиваешься лицом к лицу с настолько глубокой скорбью облаченной в музыкальную форму.

Хотим мы того или нет, хочет Кейв того или нет, хотят ли его коллеги по группе того или нет – но “Skeleton Tree” – это музыкальное событие. Искреннее, сумрачное, эмоциональное до предела, за которым эмоций нет вообще – только пустота.

Но, боже мой, я бы променял это все на десяток Grinderman-ов, лишь бы Нику Кейву не приходилось переносить эту невозможную боль, свидетелями которой мы все стали.


Sunday morning, skeleton tree

Oh, nothing is for free

In the window, a candle

Well, maybe you can see

Fallen leaves thrown across the sky

A jittery TV

Glowing white like fire

Nothing is for free

I called out, I called out

Right across the sea

But the echo comes back in, dear

And nothing is for free
[/i][/center]





783
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение12 сентября 2016 г. 23:53
Спасибо за статью, хорошо получилось, эмоционально очень :beer:
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение12 сентября 2016 г. 23:59
Спасибо, что прочел :beer:
Я старался не слишком посрамить предмет разговора, поэтому если мои эмоции в тексте видны — это большой для меня комплимент.


Ссылка на сообщение13 сентября 2016 г. 00:28
Тот случай, когда даже и комментировать нечего.
Ну да, мы можем с тобой поспорить о «Push the Sky Away» — не считаю его лучшей работой Кейва, но, мне не нравится слово «атмосферность», но души у него отнять. Он живой, он банально красивый, грустный, но нисколько не злой или депрессивный. Воздушность очень правильное определение для него ты подобрал и, как ты, наверное, догадался, мне даже его переслушать захотелось.
Но вот когда речь заходит о «Skeleton Tree» критика здесь и в правду пасует. Я даже не знаю буду ли его когда-нибудь слушать — к такому опыту нужно быть подготовленным, и ну не уверен я, что к такому можно быть подготовленным. Если у Боуи его «смертный альбом» — это прощание, his last bow, и одновременно театр с ним в качестве актёра, то ведь это всё равно вызывает уважение: человек ушёл так, как прожил, и сделал из этого искусство. Это не может не восхищать.
В случае с Кейвом — нафиг такое искусство, никто такой боли не заслуживает. У Кейва только всё складываться началось хорошо, а здесь такой удар.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение13 сентября 2016 г. 00:36

цитата Мэлькор

мне не нравится слово «атмосферность»

Мне тоже, на самом деле.

цитата Мэлькор

Он живой, он банально красивый, грустный, но нисколько не злой или депрессивный.

При этом ты заметь — та же We No Who U R звучит очень даже угрожающе при всем этом — но не выбивается из общего ряда.

цитата Мэлькор

Я даже не знаю буду ли его когда-нибудь слушать — к такому опыту нужно быть подготовленным, и ну уверен я, что к такому можно быть подготовленным.

И тут ты, как бы, и прав.
Кейву нужно было этот альбом для самоисцеления выпустить — но, конечно, принять все условия слушателю будет тяжело. Просто потому, что Ник не мог себе позволить пощадить гипотетического слушателя, даже если бы и хотел. Скорее всего, он просто об этом и не задумывался — и обвинить его в этом тоже невозможно.
 


Ссылка на сообщение13 сентября 2016 г. 00:46

цитата geralt9999

При этом ты заметь — та же We No Who U R звучит очень даже угрожающе при всем этом — но не выбивается из общего ряда.
У неё такая особенность, правда.
Но в то же время это нежность и лёгкость музыки настолько поднимается и захлёстывает, что тычок в итоге не ощущается.

цитата geralt9999

и ну не уверен я, что к такому можно быть подготовленным.
«Не» забыл.8-]

цитата geralt9999

Кейву нужно было этот альбом для самоисцеления выпустить — но, конечно, принять все условия слушателю будет тяжело.
Думаю, иначе и быть не могло.
Думаю, если бы Кейв альбом не выпустил — это был бы очень плохой знак.
 


Ссылка на сообщение13 сентября 2016 г. 04:58

цитата Мэлькор

Думаю, если бы Кейв альбом не выпустил — это был бы очень плохой знак.

Ну я, честно, в прошлом году думал, что Кейв нескоро теперь на радарах покажется.
Но да, это, наверное, было бы очень плохо.


Ссылка на сообщение13 сентября 2016 г. 01:06
Отличная статья :cool!:
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение13 сентября 2016 г. 04:58
Спасибо, что прочитал :beer:


Ссылка на сообщение13 сентября 2016 г. 15:46
Спасибо за честную рецензию!

«Push the Sky Away» — лучшее, что я слышал за последние годы. О трагедии в семье Кейва узнал только сейчас. И конечно, это повлияет на восприятие нового альбома.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение13 сентября 2016 г. 16:18
Спасибо за комплимент :beer:

Да, Push the Sky Away для меня однозначно важнейший альбом 2010-ых вообще, что не так уж и мало значит, учитывая сколько классной музыки сейчас можно найти.


Ссылка на сообщение1 октября 2016 г. 17:44
Оба альбома за пределами великолепия, я такого чувства при прослушивании никогда не испытывал. Залип. Уже недели две как.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение1 октября 2016 г. 17:49

цитата Fadvan

Оба альбома за пределами великолепия, я такого чувства при прослушивании никогда не испытывал

Да, Push the Sky Away в свое время тоже стал уникальным опытом для меня — так что чувства знакомые :-)


⇑ Наверх