Метрополис


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Клован» > "Метрополис" (1927)
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

«Метрополис» (1927)

Статья написана 19 сентября 2016 г. 11:38

    Откуда есть пошла кинофантастика

    

    Мало сейчас снимают фантастику. Я имею в виду не боевики про зеленых человечков, железных буратин или суперменов ― этого-то добра достаточно, а фильмы, пусть и со стрельбой, но где-то на заднем плане, а не с первой минуты до последней, чтоб главное в другом было. Нет, такое кино, конечно, снимается, но до широкой публики, как правило, не доходит. Кто-нибудь смотрел «Человек с Земли»? Нет, пена ширпотреба выносит нам поделки типа «Гравитации» — горькие слезы и гомерический хохот любого, кто помнит школьный курс физики или «Марсианина» — незнамо который раз повторенная история, с новыми спецэффектами и старыми косяками. А ведь хочется!

    Вот так в поисках «чего-нибудь посмотреть» докопался я до 1927 года, до «Метрополиса». Каюсь, читал про этот фильм несколько раз — «самый дорогой фильм своего времени», «один из любимых фильмов Гитлера», «самая масштабная постановка» — в таком все духе ― но не смотрел. И, признаться, благодаря аннотациям — «город будущего, разделенный на две части ― под землей жилища рабочих, а наверху сады элиты» — был уверен, что это экранизация «Машины времени» Уэллса. Зря.

    

Съемки затопления
История восстановления фильма не менее интересна, чем история создания или сюжет. Оригинальная режиссерская версия длиной более трех часов была показана всего несколько раз. Затем фильм с показа сняли и, для американского проката, жестоко порезали, сократив до полутора часов, и полностью удалив несколько сюжетных линий. А затем то же самое проделали и для немецкого проката. Сам Фриц Ланг в этом издевательстве участия не принимал. В итоге весь двадцатый век мир смотрел только эту эрзац-копию довольно сомнительной ценности. Но в восьмидесятые нашлась небольшая часть фильма, и продолжительность выросла до двух часов. А уже в XXI веке в Аргентине нашлась еще одна копия. Весь фильм тщательно перемонтировали (длительность той версии, что смотрел я, составила 2 часа 27 минут) и теперь он намного ближе к тому, что было показано в Берлине в январе 1927 года. И продолжает оставаться надежда, что найдется и все остальное.

    Часто повторяю: есть фильмы, состоящие из штампов, а есть фильмы, эти штампы производящие. Конечно, истинные киноведы меня наверняка поправят и докажут, что какие-то вещи появились раньше, но все же выскажусь — «Метрополис» задал модель фантастического фильма на многие десятилетия вперед и создал множество приемов, с успехом использующихся до сих пор. Скажем, титры лесенкой, создающие иллюзию, будто они удаляются ― ничего не напоминает? А превращение «механической куклы», робота, в копию живого человека, неотличимого от настоящего, но, в отличие от оригинала, полностью подчиненного воле создателя? А рука, тянущаяся из-за кадра, будто камера на голове? ― теперь во всех шутерах. А уж образ полусумасшедшего изобретателя, похожего на бешеную обезьяну ― и вовсе классика.

    Итак ― Метрополис, «город будущего». Фильм начинается кадрами пересменки рабочих: стрелки на циферблатах двух часов ― двадцатичетырехчасовых, обычных и десятичасовых, отмечающих смену ― встают на двенадцати и две огромные колонны движутся по коридорам навстречу друг другу, одни на работу, другие ― домой, глубоко под землю, в город рабочих. Зрелище впечатляющее, но у меня невольно возник вопрос: а кто находится у станков, пока эти тысячные колонны размеренно, покачиваясь как зомби, медленно вышагивают по подземельям? Потом в фильме не раз говорится, что машины ни на секунду нельзя оставлять без присмотра, а тут смена бесконечно топчется. Первая нестыковка фильма ― ну, да и ладно, зато кадр эффектный, его даже Pink Floyd потом в своей «Стене» использовали. А мы из подземного города переносимся на самый верх, в «Клуб сыновей» — комплекс стадионов, театров, библиотек. И, наверняка, вот они ― любимые кадры Гитлера (всего через несколько лет в Нюрнберге построят нечто подобное) ― стадион с гигантскими статуями спортсменов, купола великолепных зданий и сады. Здесь проводит время элита города, и среди них Фредер, сын Йо Фредерсена, отца-основателя Метрополиса. Конечно, накрашенные глазки и губки главного героя сейчас вызывают совсем не те чувства, что предполагалось режиссурой – имеется в виду, что это, хоть и мужественный, но чувствительный молодой человек.

Фредер Фредерсон
Фредер Фредерсон
Робот-Мария
Робот-Мария
Йо Фредерсен и «Худой»
Йо Фредерсен и «Худой»

    Что ж, не буду пересказывать сюжет – фильм о многом. О любви, конечно – и Фредера к Марии, и его отца к его умершей матери, и безумного изобретателя Ротванга к ней же. О социальной несправедливости, которая сейчас, сто лет спустя, уже действительно принимает эти уродливые формы, показанные в «городе будущего». О революции. Об управляемости толпой – как легко ее заставить делать то, что нужно незаметному руководителю. О техническом прогрессе и как нечистые руки могут довести любое изобретение до ужасной изнанки. О многом.

    Поражают воображение масштабы съемок. Когда видишь гигантскую панораму города и знаешь, что это не нынешняя компьютерная графика, а настоящая модель, просто челюсть отваливается. Десятисекундную панораму снимали шесть недель, скрупулезно двигая сотни моделек машин для покадровой анимации. А сцены с людьми? Больше тридцати тысяч статистов! Семьсот детей в сцене затопления подземного города! М-да.

    И, конечно, несказанное удовольствие доставляет просмотр именно немого фильма. Мимика, движения героев – все совсем иное, к чему мы привыкли. Удивительна актриса Бригитта Хельм, сыгравшая Марию и робота-двойника – настолько замечательно передала разницу между этими персонажами, что с первого взгляда понятно, кто именно сейчас в кадре. Уморителен Фредер с его потешной беготней и заламыванием рук. Совершенно замечателен Альфред Абель, сыгравший Йо Фредерсена – вроде бы роль отрицательная, как же – миллионер, загнавший строителей своего города-мечты в подземелья, злодей, спровоцировавший рабочих на революцию, чтобы уничтожить их – но при этом настолько симпатичный, что ни разу за весь фильм не вызывает негатива, наоборот, сочувствие. А уж изобретатель Ротванг! Мне кажется, его до сих пор копируют – Мориарти в нашем Шерлоке Холмсе, Кристофер Ллойд в «Назад в будущее»…

    Посредником между головой и руками должно быть сердце

    Смотрите хорошее кино! «Метрополис» стоит у самых истоков того, что называется «научно-фантастический фильм».



Тэги: кино


1747
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение19 сентября 2016 г. 14:28
Великое кино. Смотрел только «аргентинскую» копию — совершенный, законченный фильм; страшно, как его могли порезать.
Ляпы искать не хочется, для того времени они простительны. А «топчущаяся на месте» смена вполне объяснима: мне кажется, рабочие постоянно, день и ночь идут в таком темпе к станкам. Кто подошел к окончанию смены — заменяет людей у станков. Остальные... наверное, идут дальше. И так без конца.

Бригитта Хельм после этого фильма в числе моих любимых актрис, позже посмотрел еще несколько лент с ней. Жаль, она не задержалась в звуковом кинематографе.


Ссылка на сообщение21 сентября 2016 г. 00:16
Потрясающий фильм, «разошедшийся на цитаты». И не только в кино. Сразу вспоминаются видеоклипы Queen и Арии))
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение22 сентября 2016 г. 00:37
Действительно, первейшая ассоциация-цитата
>>


Ссылка на сообщение24 сентября 2016 г. 01:23

цитата Клован

Мало сейчас снимают фантастику. Я имею в виду не боевики про зеленых человечков, железных буратин или суперменов ― этого-то добра достаточно, а фильмы, пусть и со стрельбой, но где-то на заднем плане, а не с первой минуты до последней, чтоб главное в другом было. Нет, такое кино, конечно, снимается, но до широкой публики, как правило, не доходит. Кто-нибудь смотрел «Человек с Земли»? Нет, пена ширпотреба выносит нам поделки типа «Гравитации» — горькие слезы и гомерический хохот любого, кто помнит школьный курс физики или «Марсианина» — незнамо который раз повторенная история, с новыми спецэффектами и старыми косяками. А ведь хочется!

Человек, пост которого Вы почему-то удалили, был совершенно прав: «Метрополис» не имеет никакого отношения ни к «Гравитации», ни тем более к «Марсианину». Этот фильм стал первоосновой жанра, который нынче принято называть «антиутопией». В частности, отсылки к «Метрополису» можно встретить во многих картинах данного жанра, начиная с «Бразилии» Терри Гиллиама и заканчивая экранизацией романа Оруэлла «1984». Поэтому упоминание фильмов Куарона и Скотта, в контексте данной статьи смотрится вообще ни к месту. Если так хотелось приложить нынешние фантастические фильмы о космосе то следовало писать рецензию не на картину Ланга, а на «Путешествие на Луну» (1902) ;-)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение24 сентября 2016 г. 11:27
Господи, как сложно-то все! Несчастные «Гравитацию» и «Марсианина» я упомянул не по жанровым совпадениям, а лишь потому, что это единственные два недавних известных фильма, которые я припомнил, в которых нет стрельбы по плохим парням. «Бразилия» и «1984» сняты тридцать лет назад. «V — значит вендетта», при всех его несомненных плюсах — все равно боевик. И так далее. Может, я выразился непонятно, тогда извиняюсь.
А «человек, пост которого я удалил», в первой же строчке написал, что статью не читал после «неуместных нападок на отличные фильмы». А я считаю «неуместным» писать комментарии к непрочитанной статье
 


Ссылка на сообщение26 сентября 2016 г. 09:47
Ошибаетесь. Я дочитал ваш отзыв, хотя начало и отбило желание.

цитата

Несчастные «Гравитацию» и «Марсианина» я упомянул не по жанровым совпадениям, а лишь потому, что это единственные два недавних известных фильма, которые я припомнил, в которых нет стрельбы по плохим парням.

Значит, вы не следите за современной кинофантастикой. К боевикам никакого отношения не имеют фантастические фильмы «Из машины», «Она», «Теорема Зеро», «Превосходство», «Кловерфилд, 10», «Патруль времени» — и это только навскидку и за последние 4 года. Кстати, «Из машины» с его роковой роботессой гораздо ближе к «Метрополису», чем космическая фантастика. Но в любом случае «стрельба по плохим парням» не делает фильм нефантастическим.
 


Ссылка на сообщение27 сентября 2016 г. 09:54
Все хорошо, что хорошо кончается. Благодарю за вежливый ответ. Все недоразумения из-за недопонимания:beer:
Но уж, пардоньте, переписывать первый абзац не буду, без обид.
Отдельное спасибо за список фильмов — будет теперь что посмотреть. Действительно, не слежу за новинками, только то, что, как говорится, «из утюга» в уши лезет


⇑ Наверх