ДЕВОЧКА КАК ГЕРОЙ ГЕНДЕРНЫЙ


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «olexis» > ДЕВОЧКА КАК ГЕРОЙ: ГЕНДЕРНЫЙ ПЕРЕВОРОТ В ДЕТСКОЙ ФЭНТЕЗИ
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

ДЕВОЧКА КАК ГЕРОЙ: ГЕНДЕРНЫЙ ПЕРЕВОРОТ В ДЕТСКОЙ ФЭНТЕЗИ

Статья написана 16 октября 2016 г. 18:51

Я только девочка, мой долг…

Марина Цветаева

Пожалуй, именно этот образ в литературе изменился разительней всего – современные литературные девочки-подростки не слишком похожи на своих предшественниц. Или совсем не похожи? Впрочем, без преемственности образа все же не обошлось и в современных героинях угадываются черты их предшественниц.

Образ девочки-спасительницы – один из постоянно присутствующих образов в литературе – возник еще в девятнадцатом веке. Поначалу такая девочка спасает что-то маленькое, семейное, личное – сад, забитую маленькую служанку (как у Фрэнсис Ходжсон Бернетт), та, что постарше – возлюбленного (как у Шарлотты Бронте). Впрочем, может быть, самой первой настоящей «спасительницей» в детской литературе следует считать попавшую в Страну Оз американку Дороти (ставшую впоследствии на русской почве Элли) – именно она спасла волшебную страну сразу от двух злых колдуний.

Тема спасения мира прочно утвердилась именно в детской литературе со времен Второй мировой войны – реальный мир в тот момент особо остро нуждался в спасении. Как всегда, первыми откликнулись на насущную потребность англичане (английская детская литература всегда «бежала» на голову впереди всех остальных). К. С. Льюис и Дж. Р. Р. Толкиен – добрые друзья и единомышленники – написали каждый свою сагу о спасении мира. Идея, что мир спасают слабые и маленькие (дети у Льюиса и хоббиты у Толкиена), была для обоих чрезвычайно важна. Для обоих она является практическим применением христианского постулата – «сила совершается в немощи». Пройдет еще пятьдесят лет, и такой «немощной силой», спасающей миры, станет именно девочка.

В реалистической литературе рамки спасения ограничены рамками реальности, в которой ребенок или подросток вообще мало что может сделать. В сказке и в фэнтези возможности поистине неограниченны, можно спасти соседского мальчика, а можно целую страну или даже целую вселенную. Читая о таких героях, ребенок, который в реальности должен ходить в школу и подчиняться родителям и воспитателям, приобретает огромную силу, на которую в любом другом контексте, кроме книжного, он никак не может рассчитывать. Лучше всего это проиллюстрировано в «Бесконечной истории» Михаэля Энде. Страна Фантазия нуждается в ребенке, но и он нуждается в Стране Фантазии, которая у подростка превращается в Страну Фэнтези, где все возможно.

Долгие годы феминистские идеи и борьба женщин за свои права как будто не особенно касались детской литературы, героини-девочки по-прежнему делились на две категории – либо женственные и страдающие, в конце концов вознаграждаемые по заслугам, либо сорванцы, те, кого по-английски называют «tomboy», лазающие по деревьям и старающиеся во всем быть похожими на мальчиков. Обе категории девочек постоянно выказывали сноровку и ум, но все же настоящие (то есть опасные) приключения доставались на долю мальчишек.

Даже само словосочетание «юношеская литература», по крайней мере в русском языке, предполагало, что девушкам там делать нечего. Слишком долго идея равноправия двух полов присутствовала в литературе для детей и подростков только в форме девчоночьих жалоб на то, что им не разрешают ходит в штанах или играть в футбол. Но наступил двадцать первый век, и детская литература словно вдруг неожиданно для самой себя обнаружила давно существующую феминистскую идею. Первыми ее подхватили именно подростковые книжки. Раз появившись, феминистские идеалы стали распространяться в литературе для детей и подростков со скоростью лесного пожара.

Полностью читайте на сайте журнала Переплет





1208
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение16 октября 2016 г. 20:54
Вижу игнорирование общедоступных фактов.
Алиса Кэрролла никого не спасает и никак не сорванец. А дети капитана Гранта? Персонаж «Субмарины Голубой кит» женственней Селезневой. «Кузька в новой квартире» Александровой.
Рассматриваются только положительные персонажи. А даже Диана Уинн Джонс выдала такую галерею портретов добивающихся «своего», что ой-ой-ой насколько не Герды и не Золушки.
Вне поля зрения поведенческие модели — да хоть Туве Янссон «Волшебная зима» дает пример абсолютной самостоятельности. «Обряд перехода» Паншина.
Ну и, конечно, то, что Дмитрий Емец дал феминистский ответ Роулинг:cool!:

.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение16 октября 2016 г. 20:56
Напишите ответ?
 


Ссылка на сообщение16 октября 2016 г. 21:17
А Роулинг в курсе, что кто-то там пытался что-то ей ответить?
 


Ссылка на сообщение16 октября 2016 г. 21:22
Не только в курсе, но даже судилась:-D


Ссылка на сообщение16 октября 2016 г. 21:00
А выше это что?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение16 октября 2016 г. 22:18
Развернутый))) в виде статьи?


Ссылка на сообщение18 октября 2016 г. 00:35
А потом из них вырастают final girls... Хотя если в хронологическом порядке, то наоборот — из final girls вырастают девочки-герои. Ну или не вырастают, но какая-то связь тут есть. Не может не быть.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение18 октября 2016 г. 11:45
Вот не знаком с термином)) femine fatal знаю
 


Ссылка на сообщение19 октября 2016 г. 08:57
Это из слешеров. Последняя девушка, которой хватает сил и решимости бросить вызов маньяку и победить. Когда-то — тоже чисто мужское развлечение.
 


Ссылка на сообщение23 октября 2016 г. 20:19
В одном из фильмов с таким названием она кончила человек 5 маньяков — «спецгруппу по убийствам девушек». Элегантных, в духе 50х. И самыми черными способами.
Что касается девушек, то они в фэнтези давно и надолго.


Ссылка на сообщение23 октября 2016 г. 20:33
Интересная штука насчет «переворота». Если учесть, что героини типа Элли (а за ней Энни), Суок, Герды, героинь сказок Прокофьевой, Оли и Яло в «Королевстве Кривых Зеркал» в советской сказке только строем не идут, то вы о «перевороте» с какого момента говорите?
Пеппи вроде не сказка, но и не реализм. И этим девочкам сплошняком доставались как раз опасные приключения. Про Алису нет смысла упоминать — этот двигатель получился многотомный.
А «мальчикам» наконец «вернул» мир сказки Крапивин. Вот тут именно паренькам раздолье.


⇑ Наверх