9 по 9


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Алекс Громов» > 9 по 9
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

9 по 9

Статья написана 9 ноября 2016 г. 02:42

Каждый месяц Алекс Громов рассказывает о 9 книгах non-fiction.

«В 1767 г. король Дании впервые отправил на Восток научную экспедицию, чтобы ее члены собрали как можно больше информации, касающиеся различных отраслей знания, в том числе археологии. Ее руководитель Карстен Нибур, математик по профессии, скопировал в Персеполе множество надписей, которые впоследствии были переданы филологам… С тех пор почти все, кто посещал Восток, вносили свой вклад в изучение его руин, собирали древности копировали надписи».

Жорж Ру. Великие цивилизации Междуречья. Древняя Месопотамия: царства Шумер, Аккад, Вавилония и Ассирия. 2700–100 гг. до н. э.

Когда европейцы стали проявлять научный интерес к изучению восточных древностей? Итальянский аристократ и путешественник Пьетро делла Валле, оставивший одну из первых европейских записей о древнем Вавилоне и его «замечательные описания», побывал на персидской земле, посетив Персеполь.  Пьетро делла Валле был принят при дворе шаха Аббаса, став его гостем. Британский археолог, лингвист и дипломат Генри Роулинсон вошел в историю как дешифровщик  знаменитой Бехистунской надписи. В 1837—1844 годах Роулинсон многократно, рискуя жизнью, взбирался на Бехистунскую скалу и скопировал персидскую и эламитскую части надписи. Вернувшись в 1849 году на родину, Роулинсон через год напечатал и свои воспоминания, и саму надпись. В 1859 году он получил должность английского посланника в персидской столице, но через несколько месяцев ушел в отставку.

В тексте книги рассказывается о великих державах и их правителях, богах Шумера и шумерском пантеоне. Поскольку боги Месопотамии обладали различными статусами, то и размеры святилищ были у них разные. Часть богов – среди которых Шара и Забаба – были покровителями городов-государств. Объектами всеобщего поклонения был бог Луны Нанна, и его сын Уту. Отдельные главы посвящены эре героев, Хаммурапи и династии Саргона, величии и падению Вавилона. «В длинном клинописном тексте, составленном на трех языках: древнеперсидском, вавилонском и эламском – вырезанном на скале в Бехистуне (неподалеку от Керманшаха), чтобы увековечить память о победах Дария над врагами, сам перс рассказывает, как некий вавилонян по имени Нидинту-Бел собрал целое войско, провозгласив, будто является Навуходоносором, сыном Набонида, и захватил вавилонский престол. Дарий лично выступил против него, наголову разбил вавилонян на берегах Тигра и Евфрата и преследовал самозванца до самой столицы, где тот был схвачен и казнен».

«Старинный город на правом берегу Джамны когда-то именовали «Индрапрастха», его увековечили сказания «Пятой Веды» – «Махабхараты», как город бога гроз Индры, созданный братьями – пандавами. Один из них был Арджуна – участник легендарной Битвы Богов. Тысячелетия спустя, их потомки выстроили город на берегах двух рек Ямуны и Джамны, и также как предшественники сделали своей северной столицей. Туда позднее направились караваны шелковых путей, протянулись пыльные автострады и громыхающие железные дороги, полетели многотонные современные самолеты…»

Арти Д. Александер. Hayastan-Hindustan. Легенды и реальность

Повествование о современной и исторической Армении сочетается с новыми подробностями обычаев, истории и повседневной жизни Индии, что позволяет увидеть общие черты, казалось бы, далеких культур, в том числе говорится о том, что взаимопроникновение ювелирных тенденций заметно по старинным золотым изделиям, которые можно обнаружить в частных коллекциях и музеях. Есть некоторая схожесть национального менталитета, общие характерные черты и иногда внешнее сходство с жителями Северных регионов Индии. Так что совсем не выглядит удивительной всеобщая и непобедимая любовь к индийскому кино, причем не только у женской части населения: «…для армян это типично семейное кино, его нередко смотрят и мужчины, они даже помнят имена старых актеров и актрис».

По всему тексту рассыпаны замечательные колоритные описания и зарисовки, жанровые сценки, меткие наблюдения: «Часть районов армянских городов стремится сравняться с Европой, но окраины — типичная Азия. Ковры на улицах висят для чистки и продажи, разноцветное белье развешано для сушки, из окон и авто слышится шумная музыка, и поразительна женская местная мода подводить глаза с длинными стрелками в стиле индийских танцовщиц. Особое почитание традиций отразилось даже в неприятии американского фаст-фуда — их заменяют местные блюда, в числе которых и пресные лепешки, мало чем отличающиеся от индийских чапати и роти. Даже кушать национальные блюда в Армении принято и удобно именно руками, также как и в Индии. Еще до недавних пор таксисты Индии были известны своим желанием обмануть. Так было до тех пор, пока не появился единый тариф, с которым может ознакомиться любой пассажир. Но в Армении таксисты все еще напоминают прежних индийских и способны торговаться до последнего…»

Объектом особого внимания является армянский язык, заботливо подобранные примеры взаимопроникновения слов и понятий из персидского, санскритского и других. Видимо, свою роль играют не только общие корни, но и многочисленные заимствования, происходившие постоянно благодаря многочисленным купцам и кочевникам. Подобные явления характерны практически для всех соседствующих народов, по сути ничего особенного. Сходство можно заметить даже в привязанности к острым блюдам, правда, в Армении она зиждется на местных травах и остром зеленом перце, в отличие от популярного в Индии красного перца.

«Тараз», национальный костюм Айастана – страны с разными областями и климатическими условиями, всегда был столь же разнообразным, как региональные костюмы народов Индии. Но в настоящее время армяне надевают национальные костюмы в редких случаях, таких как фольклорные выступления и т.д. В семьях давно нет необходимости иметь такой костюм для каких-либо событий. В этом смысле тараз утратил свою значимость в отличие от церемониального индийского сари потому, что даже замуж в Армении давно принято выходить в европейских свадебных платьях. Орнаменты и узоры, представляющие собой в древности своеобразный язык, уже потеряли первоначальный смысл и существуют лишь на правах красивого декора.

«Навасард – второй новогодний праздник у армян отмечался 11 августа. Он связан с легендой о великом воине Айке. Великан Айк (или Хайк Лучник), который в Айоц Дзоре сразил в бою царя-тирана Бэла, освободил свой род и этим подвигом обеспечил свободу будущим поколениям. По легенде это событие произошло 11 августа 2492 г. до н. э. (или в XXII в. до н. э.). И это событие стало новой датой древнего календаря, став началом нового года. Название «Навасард» образовалось от слов «нав» (новый) + «сард» (год).

Свои имена месяцам, дням и часам давали не только армяне. Например, древний народ тамилы (Южная Индия) имели собственный календарь, в котором каждый Новый Год 60-летнего цикла также имеет имя».

«Очиняй язычок калама длинным и оставляй толстым. Обрезай калам под углом так, что когда нажмёшь им на бумаге, он издаст звук, подобный звону ал-Машрики. Рассказывают, что этот ал-Машрики был человеком, который изготовлял клинки предельной добротности и качества. Так что всякий, кто испытывал его клинок, обо что ни ударял, рассекал надвое; если же клинку придавали движение, то он начинал вибрировать и ввиду его крайней тонкости все слышали, как он издаёт звук».

Кази Ахмад Куми. Трактат о каллиграфах и художниках

Этот классический труд, посвященный мастерам, создававшим прославленные в веках персидские книги и превращавшим даже указы правителей в подлинные произведения искусства, был выпущен на русском языке при участии Института восточных рукописей Российской академии наук. В книге подробно рассматривается история различных почерков, применявшихся каллиграфами в те или иные исторические периоды. «До того как персидское письмо вошло в употребление и мастерская вселенной, как в нынешние времена, украсилась драгоценными каменьями письмён и диковинными узорами, существовало письмо ма‘кили, которое целиком состояло из прямых линий…».

Особое внимание в книге уделено главному инструменту мастера-переписчика — тростниковому перу-каламу, который именуется в тексте кипарисом в саду познания, ключом от врат счастья и светильником в нише стремления к знанию. Автор не только досконально точно, но и весьма поэтично рассказывает о классических почерках, их происхождении и тех каллиграфах, которых особо отличились в искусстве каждого из них. В заключительной части рассказывается о выдающихся художниках, позолотчиках и переплетчиках, биографические сведения сочетаются с притчами и повествованиями в стихах.

«Специалисты по войне на море до сих пор спорят, кто первым отказался от линейной тактики в пользу более сложных, новаторских решений. Некоторые считают, что это британский адмирал Горацио Нельсон. Другие уверены, что это Фёдор Фёдорович Ушаков. В любом случае, адмирал Ушаков – выдающийся тактик своего времени. Тактические приемы, которые применял Ушаков, — решительное сближение с противником в походном ордере, создание резерва, перемена места командующего – позволяли навязать противнику бои в невыгодных для него условиях и добиваться победы. По словам современных историков военного искусства, Ушаков – первый из русских флотоводцев, кто заявил о себе как мастер вождения флотов. Он являлся сторонником активной, наступательной тактики, хорошо водил собственный корабль, показывая пример подчиненным».

Дмитрий Володихин. Разгром турецкого флота в Лемносско-Афонском сражении 1807 года

В научном исследовании дается анализ Лемносско-Афонского морского сражения, в ходе которого русская эскадра под командованием вице-адмирала Д.Н. Сенявина нанесла поражение турецкой эскадре (под командованием капудан-паши Сейит-Али), которая лишилась даже своего адмиральского корабля. На основании архивных документов Володихин не только реконструирует те далекие события, но рассказывает о командирах русской эскадры и ее корабельном составе на 19 июня 1807 года.

В первой главе рассматривается неоднократно озвученный в военно-исторической литературе тезис – стояла ли цель соединением Сенявина, союзной эскадрой англичан, российским Черноморским флотом и отечественной армейской группировкой захватить Константинополь? По мнению Володихина, такой план в российском правительстве существовал, но в условиях шедшей тогда войны с Наполеоном, требовавшей от Российской империи все больше ресурсов, выглядел авантюрно.

В тексте уделено внимание провалу экспедиции английской эскадры адмирала Дж.Т.Дакворта в одиночку подойти к Константинополю. 10 марта 1807 года, после захвата русским десантом острова Тенедос, находившийся там турецкий гарнизон вместе с женами и детьми, был отпущен на Антолийский берег. В книге описана Лемносская десантная операция, рассказывается о корабельном составе и командирах турецкой эскадры, подробно разбирается ход битвы 19 июня 1807 года. В издание включены старинные иллюстрации, портреты российских флотоводцев, живописное изображение и чертежи фрегата «Венус», фото цитадели Лемносской крепости в наши дни.

«Едва ли Сенявин всерьез надеялся поставить точку в войне, разбив османский флот. Он прекрасно понимал, что колоссальный военно-промышленный потенциал неприятеля справится с этой проблемой. Думается, Сенявин планировал на долгое время вывести турецкий флот из игры и, что не менее важно, деморализовать его командный состав. Это были выполнимые задачи, и они в итоге оказались решены. Турецкий флот вовсе не «перестал существовать как боевая сила», но боеспособность его резко упала. Это могло бы стать серьезным шагом в сторону переговоров при общем благополучии на русско-турецких фронтах, а также благоприятной ситуации на международной арене».

«На плакате 1921 года «Зимняя распродажа» Эдварда Макнайта Коффера городская энергетика изображена при помощи абстракции параллельных линий, вздымающихся плащей и теснящихся зонтиков уличной толпы. На плакате 1926 года «На метро на летнюю распродажу» Хораса Тейлора действие перенесено внутрь помещения: женщины в шляпках-клошах и летних платьях с короткими рукавами изучают отрезы узорчатой ткани. А театральный аспект потребительского наслаждения раскрыт в плакате Альмы Фолкнер «Покажись в своем новом платье» (1928): женщина в неглиже стоит посреди гардеробной в своем пригородном жилище, она достала украшенное оборками платье из двойного одежного шкафа, как будто готовится к выступлению на сцене».

Кристофер Бруард. Модный Лондон. Одежда и современный мегаполис

Этот фундаментальный труд одного из виднейших историков моды посвящен нескольким столетиям, на протяжении которых «Лондон щепетильный» неизменно оставался всемирной столицей роскоши, изящества и стиля. Писатели разных времён и стран, к примеру, Теофиль Готье в своей «Милитоне», негодовали на модников, готовых отказаться от традиций и аутентичных костюмов ради изобретений британских портных. «Денди лондонский» был мемом для всего цивилизованного  мира. Да впрочем, и в колониях без него не обходилось — и обойтись не могло. Монография состоит из нескольких разделов, каждый из которых повествует о каком-то историческом периоде и тех тенденциях, что  проявляла в это время английская мода. Подробно и красочно описаны и нравы, и типажи.

К примеру, во времена, когда на раутах и променадах блистали знаменитые лондонские денди, обшивавшие их портные столь же исправно появлялись в свете. Автор приводит слова из «Английского соглядатая» Бернарда Блэкментла (под этим псевдонимом писал Чарльз Моллой Уэстмекотт): «Теперь совершенно невозможно наслаждаться обществом и чувствовать себя уютно на публике без того, чтобы оказаться в компании своего торговца свечами или мясника; или отправиться в приятную загородную прогулку и не встретить своего продавца льна или портного, у которого лошадь или экипаж лучше, чем у тебя... Теперь это деловой вопрос: многие из этих торговцев безделушками к западу от Темпл-бара считают, что для них следить за тем, во что одеваются люди, гуляющие в парке, а также за новыми лицами так же важно, как мне — наблюдать за фондовым рынком. Если они видят, что их клиент при деньгах и на хорошем счету, они решаются заполнить еще одну страницу в своем гроссбухе; если, напротив, тот выглядит робким, показывается только по воскресным дням и вызывает пренебрежение со стороны высоких особ — что ж, тогда они понимают, что от этого клиента пора отказаться».

Также в книге отображены: стремительное наступление демократичной моды, характерной для ХХ века; превращение жалких лавок подержанного платья во вполне приличные и даже в чем-то престижные секонд-хенды; развитие уличного стиля и популярность аксессуаров хенд-мэйд.

«Управление по контролю за пищевыми продуктами и лекарственными средствами США (FDA) не испытывало никаких сомнений, развеивая эту ауру таинственности. В 1989 году оно объявило: не существует доказательств того, что находящиеся в продаже «любовные напитки» усиливают либидо. И с того времени отказывало в лицензировании сотням пищевых и лекарственных продуктов, среди свойств которых был заявлен возбуждающий эффект.

И как будто для того, чтобы окончательно убить любые романтические заблуждения, в 2006 году управление, наконец, дало временное одобрение усиливающему половое желание средству, и это средство не было ни сладким, сочным и ароматным продуктом питания, ни порошком, сделанным из половых органов крупного животного. Это был бремеланотид — название несколько более романтичное, чем экспериментальное наименование этого вещества — РТ-141. Это жидкость без цвета и без запаха, которая вводится впрыскиванием в нос».

Джил Фулертон-Смит. Вся правда о еде

Кулинарное удовольствие – что это значит? Заводит ли вас пища? Какое воздействие оказывают те или иные продукты на организм человека? Для слишком нервных и впечатлительных сообщаем: «не все заболевания связаны с питанием».  Наши доисторические предки были эгоистами и поэтому они не оставили для нас не только своих меню, разбросанных повсюду пустых упаковок от пищи, но и кулинарных рецептов. Сколько вышло книг об Атлантиде, а вот про «щуку по-антлантовски» или «спагетти по-лемурийски» так ничего и не сказано. Но зато известно, что «пища первых людей была богата волокнами, которые, как известно, снижают уровень холестерина  в крови… При таком количестве овощей и постного мяса пища наших предков была богата ненасыщенными жирами, более здоровыми, чем насыщенные жиры и трансжиры, свойственные вредной пище».

Что же произошло? Как и почему человечество стало есть «не то»?  Увы, нет злодеев и коварных заговоров по погублению человечества путем откармливания на убой. Во всем виновата экономика – после индустриальной революции в Европе и Америке (а потом – в некоторых развивающихся) странах стало сильно изменяться питание людей: уменьшилось потребление свежих фруктов и овощей, появились гидрогенизированные жиры.

Но как же жить в мегаполисе, среди насмерть замороженных продуктов, гамбургеров и вкусовых добавок и при этом правильно питаться? Можно есть меньше – поскольку часто мы едим больше того, чем этого требует наш организм.

Для этого необходимо: «1.  Прислушиваться к своему организму, подсказывающему нам, сколько пищи необходимо, а не к сознанию, которое заставляет нас подчищать тарелку.

2. Следить за тем, сколько мы уже съели, — например, не убирая немедленно со стола куриные кости или конфетные фантики. Желательно взять это за правило и вести учет, письменный или по памяти, всего того, что мы съели за день.

3. Избегать шведских столов. Мы едим больше, когда больше выбор блюд.

4. Брать маленькие порции. Размер порции часто определяет количество съестного. Самое лучшее – не покупать большую порцию, даже если это выгодно».

Теперь подробнее о самой книге. На телеканале ВВС был одноименный цикл передач, и в каждой (соответствующей главам книги) были проведены эксперименты с участием пятистах добровольцев и более пятидесяти врачей, которые и оценивали результаты. Затем Джил Фулертон-Смит, автор цикла телепередач и книги, директор научно-популярных программ BBC, дал подробные комментарии к полученным результатам. «Промышленная обработка продуктов становится обычным явлением, в результате чего из пищи удаляются волокна и разрушаются полезные для здоровья питательные вещества. С начала XX столетия наша любовь к сладкой и жирной пище в сочетании с ее возрастающей доступностью приводит к тому, что все больше и больше людей страдают избыточным весом».

«В 1893 году Персидское страховое и транспортное общество Лазаря Полякова приобрело концессию на строительство дороги Энзели-Казвин, было образовано Общество Энзели-Казвин, получившее право проложить дорогу до Тегерана и Хамадана. 77 процентов выпущенных Обществом акций, по указанию С.Ю. Витте, были выкуплены государственным казначейством. Весь контроль над деятельностью Общества Энзели-Тегеранской дороги оказался сосредоточенным в руках правительства… Особая роль принадлежит Учетно-ссудному банку Персии, созданному Я.С.Поляковым и переданным им в управление Государственному банку. В 1894 году частный банк фактически стал структурой русского Государственного банка, являясь главным инструментом для закрепления России в Персии, провозглашенного в конце 1890-х годов Министерством финансов. По предложению С.Ю. Витте были определены основные задачи банка: содействовать «развитию активной торговли русских в Персии, сбыту туда русских фабрикатов, распространению среди персидского населения российских кредитных билетов, а равно вытеснению из Персии английских произведений».

Святослав Рыбас. Заговор верхов или Тотальный переворот

В первых главах описывается состояние Российской империи в конце XIX — начале XX веков. Начавшийся промышленный переворот способствовал увеличению числа представителей образованного класса. Но перед разразившейся Первой мировой войной страна не успела завершить экономические реформы, начатые Витте и Столыпиным.

Рыбас описывает экономические группировки того дореволюционного времени: «питерские космополиты», так называемые московские «ситцевые капиталисты». Далее следует биография последнего русского самодержца и рассказ о тогдашнем дворянском сословии, для которого роковую роль сыграла реформа 1861 года, приведшая к перерождению дворян-земледельцев. Чем же объяснялось движение империи на Восток? «После поражения в Крымской войне и утраты из-за сопротивления Англии всех преимуществ, полученных после войны с Турцией, Росси повернулась в противоположную сторону от Европы».

Отдельные главы посвящены Витте, банкирам и империи на внешних рынках. Не забыты также идеология и пропаганда, описана роль военной контрразведки и высшего генералитета, финансовой верхушки Российской империи. «Петроград был переполнен мобилизованными, беженцами, солдатами, переселенцами, все резко подорожало – квартиры, дрова и уголь, транспорт, продовольствие. Инфляция сводила на нет повышение заработной платы, которая к 1917 году выросла вдвое, а цены на основные продукты питания – вчетверо. Когда была введена продажа хлеба по низким нормированным ценам, лавки с дешевым хлебом окружили длинные многочасовые очереди; хлеб раскупался мгновенно, из-за чего родились слухи о грозящей продовольственной катастрофе.

Еще добавим, что 23 сентября 1916 года правительство ввело продразверстку и установило твердые цены, по которым крестьяне должны были продавать хлеб. «Вольные» же цены в три раза превышали твердые, а цены на промышленные товары не ограничивались, что явно било по деревне; появились слухи, что скоро цены на хлеб повысятся в 10 раз; крестьяне остановили все продажи».

«Вспять можно повернуть и всю эволюцию войны, несмотря на упрочившуюся культурную практику. В доевропейские времена маори Новой Зеландии считались самыми агрессивными людьми на Земле. Четыре десятка племен постоянно совершали кровавые набеги на деревни друг друга. В племенной памяти хранились оскорбления, нападения и требования мести. Главными добродетелями считались защита личной чести и смелость. Высшим достижением – победа с помощью оружия. Специалист по первобытным войнам Эндрю Вайда считает, что главным движителем воинственности маори была экологическая конкуренция. Месть приводила к открытым войнам за земли, а затем к территориальным завоеваниям. Союзы строились на родстве. Маори сознательно и уверенно расширялись за счет территорий самых далеких в генеалогическом отношении племен».

Эдвард Уилсон. О природе человека

Один из мэтров современной эволюционной биологии, Уилсон (дважды удостоенный Пулитцеровской премии, в том числе и – за эту книгу, американский академик и основоположник теории островной биогеографии) пытается придать вполне естественнонаучную эволюционную перспективу вопросу о соотношении «природного» и «культурного» в человеке. Отдельные главы посвящены наследственности, агрессии, сексу и альтруизму.

Анализируя высшие формы религиозного поклонения, Уилсон переходит к мифам и их связующей роли в далеком прошлом, еще до появления письменности, когда охотники рассказывали священные истории о создании мира. «Сложность мифов повышалась по мере усложнения обществ. Люди повторяли сложившиеся мифы, придавая им все более фантастическую природу… Снова и снова в мифах возникала манихейская тема двух высших сил, которые борются за власть над миром людей».

Так в мифологии развивалась манихейская тема двух борющихся высших сил. Другой темой многих сложных мифологий стали апокалипсис и миллениум. «Бог монотеистических религий всегда мужчина. Эта сильная патриархальная тенденция имеет ряд культурных источников. Пастушеские общества высокомобильны, хорошо организованы, часто воинственны. Все эти черты объясняют высокий авторитет мужчин. Важно также и то, что выпасом скота, от которого зависело экономическое благополучие общества, преимущественно занимались мужчины».

«Их довольно много на планете — мужчин и женщин, молодых и пожилых, образованных и нет, жителей столиц и провинциалов. Они как будто не отличаются от окружающих, хотя это не так: у каждого вдруг пробудился дар, не поддающийся объяснению. Теперь одни умеют летать, другие — становиться невидимыми, третьи — передвигать предметы силой мысли, четвертые — предсказывать будущее. И так далее. Уникумы держат в тайне свои способности, иначе их жизнь может стать невыносимой. Окружающие начнут их бояться, правительства захотят поскорее взять их под контроль, а мегакорпорации попытаются их использовать в корыстных целях.

Ной Беннет (Джек Коулман), он же Человек В Роговых Очках, знает то, что пока неизвестно планете. У него нет сверхспособностей, зато он работает в секретной организации «Primatech Paper». Ее хозяевам известно об уникумах. А еще они подозревают, что дар у многих проснулся не случайно. В день «Икс» в час «Ч» несколько героев, обладающих сверхспособностями, могут спасти Нью-Йорк от разрушения, а горожан — от смерти. Правда, в «Primatech Paper» пока не знают подробностей катастрофы. Чтобы проследить причинно-следственные связи, агенты организации охотятся за людьми, наделенными даром, заточают их в спецлаборатории и исследуют. Это незаконно и бесчеловечно, однако наниматели Ноя Беннета и его коллег считают, что цель оправдывает средства...»

Роман Арбитман. Серийные любимцы. 105 современных сериалов, на которые не жаль потратить время

Поскольку слово «серийный» приобретает все больше негативный оттенок,  в предисловии автор подчеркивает, что стремится разрушить этот стереотип, ведь есть достойные сериалы, которые к тому же являются и своеобразными  домашними любимцами.  Описывая свои критерии отбора сериалов в книгу, Арбитман первым называет завершенность – «глупо рассказывать о том, что еще не закончено и в будущем способно изменить нашу оценку». Второй критерий отбора – время, и точкой отсчета является последний год прошлого столетия.

В книге уделено внимание малоизвестным и уже позабытым сериалам, среди которых были и необычные проекты, к сожалению, не оцененные  по достоинству почтеннейшей публикой, привыкшей к стандартным зрелищам.

Возвращаясь к «Героям», речь о которых шла в самом начале, Арбитман подчеркивает, что «вообще за последние полвека создатели комиксов (многие из которых также были потом успешно экранизированы) нафантазировали столько экзотических суперспособностей, что даже для их беглого описания понадобился бы толстенный том формата энциклопедии, а носители этих свойств смогли бы запросто населить небольшой городок.

Понятно, что всякое отклонение от нормы — готовый спецэффект, особенно при наличии умелых мастеров компьютерной графики и неплохом бюджете. А уж если героев со сверхспособностями десяток, и каждый нарушает хоть один из фундаментальных законов природы, совокупного драматургического материала хватит на сезон. Но для развернутого действа, способного увлечь зрителя как минимум на три-четыре года, мало арифметического сложения историй отдельных персонажей. Нужно нечто большее: их совместное предназначение. Тим Кринг обеспечил своим героям главное в жизни — глобальную цель, к которой они идут, поначалу даже не осознавая этого».

К достоинствам книги можно отнести не только легкость чтения (сарказм & неумолимая логика повествования) и отсутствие пересказов сюжета, но именно анализ сериала с точки зрения использованных тем (и их эволюцию), а также сходств и различий с сопутствующими сериалами. Сами выходные данные сериалов (жанр, кто придумал, кто участвует, продолжительность) занимают довольно небольшую часть объема. К ним Арбитман прилагает и «свой рейтинг» — по десятибалльной шкале и без комментариев.

Именно такое жанровое разнообразие (хотя фантастика и мистика в этой подборке занимают достаточно места) делает книгу разнообразным яством – политическая драма вполне мирно соседствует с сомнамбулистическим триллером, а комедийный детектив – с мистической драмой.

На закономерный вопрос – а зачем нужна такая книга, когда надо смотреть, а не читать? – есть закономерный ответ: одно другому не только не мешает, но даже помогает. Текст позволяет взглянуть на сериалы «со стороны», отстраненно оценивая сюжет, а не игру актеров. И, возможно, узнать для себя что-то новое.

«Грань» стала едва ли не первым фантастическим сериалом, чей основной сюжет базируется не на квазинаучных химерах, а на конкретной гипотезе, которую ученые обсуждают всерьез. Еще в 1957 году американский физик Хью Эверетт III опубликовал тезисы диссертации под названием «Формулировка квантовой механики через относительность состояний». На ее основе позднее сформулировали теорию Мультиверсума: поскольку любой конкретный выбор — кладбище нереализованных возможностей, то одновременно может существовать множество вселенных, и в каждой из них осуществлен один из вариантов этого выбора.

Понятно, что даже формат сериала не выдержал бы всех вариантов, — поэтому Дж. Дж. Абрамсу хватило Земли-2, технически более продвинутой и ведущей тайную войну против нашей Земли-1. Там, в параллельной вселенной, нью-йоркские башни WTC уцелели, а ученый Уолтер Бишоп превратился в министра обороны Уолтернейта Бишопа и сделался главным вдохновителем войны двух параллельных измерений.

Эвереттовская идея, сперва показавшаяся руководству канала FOX не слишком перспективной для ТВ, тем не менее, была воплощена на телеэкране и помогла сериалу обрести новых фанатов».





1309
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение9 ноября 2016 г. 09:15
про сериалы понравилось.
настолько запоздалая попытка угнаться за трендом ,что это даже умиляет.


Ссылка на сообщение9 ноября 2016 г. 12:06
Спасибо.
Было бы совсем замечательно, указывай вы издательство и количество страниц


Ссылка на сообщение9 ноября 2016 г. 12:24
Неужели Арбитман посмотрел все 105 сериалов (и даже больше, ведь ему нужно было из чего-то выбрать)? А если не посмотрел, то как может писать?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение9 ноября 2016 г. 14:04
Не раз сталкивался с признаниями литкритиков, что книжки для рецензий отнюдь не всегда дочитываются до конца. Может, и здесь так же.
 


Ссылка на сообщение9 ноября 2016 г. 14:34
То есть вопреки названию книги Арбитману все-таки стало жаль потраченного времени? Так это ж тогда наглая ложь!
 


Ссылка на сообщение9 ноября 2016 г. 20:43
Арбитман смотрит всё, я у него в гостях был, проверено.
 


Ссылка на сообщение9 ноября 2016 г. 22:48
Всех гостей он усаживает смотреть Санту-Барбару ))
 


Ссылка на сообщение9 ноября 2016 г. 21:45

цитата Zangezi

Неужели Арбитман посмотрел все 105

А что такого? Я больше смотрел (у меня в коллекции более 1000)...
Я к тому, что это абсолютно реально. :-[


⇑ Наверх