Ваня Маша или


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «wayfarer» > "Ваня + Маша = ...", или Человеческое уравнение
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

«Ваня + Маша = ...», или Человеческое уравнение

Статья написана 24 декабря 2010 г. 23:22
Ayreon — The Human Equation (2004)



— Is this a dream or is it real?
— Sometimes the dreams become reality
— But I don't know what to feel
— Then I will guide you through this haze...


Думаю, у многих из нас хоть раз в жизни да возникало желание разобраться в себе, «навести порядок» в своём внутреннем мире. И порой это оказывается весьма непросто, да что там — порой даже самые именитые психологи оказываются в тупике перед собственными чувствами. А уж сколько книг и фильмов посвящено непростым взаимоотношениям человека с окружающими и с самим собой — не счесть. Ниже речь пойдёт об очередном таком произведении, но уже из области музыки, в форме с гордым именем рок-опера.
Общая информация об исполнителе и альбоме



Обложка «The Human Equation»

Нидерландский композитор и мультиинструменталист Арьен Лукассен, без сомнения, входит в число лидеров современной прог-рок и прог-метал-сцены. Его творчество не ограничивается одной группой — в число известных проектов входят и Star One с песнями по мотивам научно-фантастических кинофильмов, и пустившиеся в самостоятельное плавание Stream Of Passion с очаровательной солисткой Марселой Бовио, и меланхоличный Guilt Machine... Но самым главным детищем Арьена, конечно же, является Ayreon. Название дано в честь главного героя рок-оперы The Final Experiment (дебютного альбома Ayreon) слепого певца Айреона, которому являются видения о далёком будущем человечества.
За исключением второго релиза, Actual Fantasy, все альбомы Ayreon являются концептуальными, и в основном посвящены научно-фантастическим темам, таким как космос, путешествия сквозь пространство и время. В этом плане Human Equation можно назвать исключением, так как в нём Лукассен обращается уже не к просторам космоса — но к глубинам человеческой психики. Тема, казалось бы, куда более приземлённая — но от этого не менее интересная и полная загадок. Масштабность, и где-то даже пафос предыдущих альбомов сменились камерностью, интимностью.
Стиль альбома в большинстве источников определяют как progressive rock/metal. Впрочем, от «чистокровного» прога (а ля Dream Theater) здесь не так много — вы не найдёте здесь сверхвиртуозных гитарных запилов на несколько минут, а структура песен зачастую не отличается замысловатостью. The Human Equation скорее представляет из себя «сборную солянку» из стилей — помимо заявленных рока и металла там можно найти и фолк, и электронику, и симфонические фрагменты. И, при всём своём разнообразии, эти компоненты сочетаются на удивление гармонично.
Действующие лица и сюжет


Вокалисты и их партии

Всего в альбоме было задействовано 11 вокалистов, в соответствии с количеством действующих лиц. Итак, прошу любить и жаловать:
Я (Me) — James LaBrie (Dream Theater)
Жена (Wife) — Marcela Bovio (Stream Of Passion)
Лучший друг (Best Friend) — Arjen Lucassen
Страх (Fear) — Mikael Akerfeldt (Opeth)
Агония (Agony) — Devon Graves (Dead Soul Tribe)
Гордость (Pride) — Magnus Ekwall (The Quill)
Разум (Reason) — Eric Clayton (Saviour Machine)
— не путать с Clapton'ом!;-)
Любовь (Love) — Heather Findlay (Mostly Autumn)
Страсть (Passion) — Irene Jansen
Гнев (Rage) — Devin Townsend (Strapping Young Lad)
Отец (Father) — Mike Baker (Shadow Gallery), R.I.P.


Альбом разделён на 20 композиций, каждая из которых озаглавлена как «День №...» и собственно название песни. Итого — 20 дней, в течение которых разворачивались события сюжета.
Если бы мы классифицировали The Human Equation на Фантлабе, то в категории «Сюжет» пришлось бы ставить галочку напротив «Параллельный», т.к. присутствуют две основных сюжетных линии, действия которых происходят в разных плоскостях. Но об этом ниже.
Начинается всё с того, что главный герой после аварии лежит в коме, а в палате над ним склонились Жена и Лучший друг. Собственно, эта палата и является первым местом действия.
В это время главный герой («Я») «просыпается» в странном месте, которое оказывается, по сути, его «внутренним миром» (да, именно так — это второе место действия). Перед ним предстают не менее странные персонажи, которые олицетворяют собственные эмоции ГГ. Всего их семь — Агония, Страх, Гордость, Разум, Страсть, Любовь и Гнев.


[Me] But who are you, why are you here?
[Reason] I am you and you are all of us


Эмоции вступают в диалог с ГГ, напоминают ему о событиях прошлого, попутно вступая в споры между собой и пытаясь убедить ГГ в своей правоте. Так, в композиции School, где протагонист вспоминает себя в школе, мы слышим спор между Гордостью и Разумом. Первая считает, что уважения надо добиваться силой, второй — с помощью общения.
Так, постепенно, из диалогов Жены и Лучшего Друга, разговоров Эмоций мы узнаём историю главного героя, чтобы понять, что же привело к автокатастрофе (которая, к слову, носила странный характер — автомобиль среди бела дня врезался в дерево, хотя других машин на дороге не было). Нам становится известно, что отец ГГ был весьма жестоким человеком и презирал своего сына, а затем и вовсе бросил семью. Протагонист заново переживает события своего прошлого — школьные годы,  влюбённость, смерть матери... Повзрослев, он стал преуспевающим бизнесменом — но для этого ему пришлось подставить Лучшего друга. Протагонист становится холодным и бесчувственным, и даже своей жене практически не уделяет внимания. В итоге, увидев однажды жену в объятиях лучшего друга, он в отчаянии садится за руль и врезается в дерево на полном ходу (приняв последнее за ненавистного отца).
Заканчивается всё тем, что... Э, нет, не буду рассказывать!

Музыка


Арьен Лукассен

Как я уже упомянул, с точки зрения стилей альбом вышел многогранным. «Открывашка» Isolation — это тихие акустические переборы в куплетах, «тяжёлые» риффы на припеве, а в середине — эмоциональный 2,5-минутный синтезаторный проигрыш, иногда дополняемый электрогитарой.
Pain — вполне укладывается в рамки рока. Вслед за ней — синтезаторно-гитарная Mystery и симфо-рОковая Voices.
«Day 6: Childhood» — пожалуй, одна из моих любимых на альбоме, в немалой степени благодаря завораживающему вступлению и вкрадчивым голосам Грейвса с Окерфельдтом. Hope — трек простой, но дико позитивный, с лёгким оттенком ностальгии.
«Мал золотник, да дорог» — так можно высказаться по поводу двухминутного инструментала Playground. Мелодия начинается тихо-тихо, словно украдкой, переходит в пение скрипки, и вот уже разливается мощью электрогитары. У меня он вызывает ассоциации с «Утром» Грига. Это надо слушать.
Memories с цепляющим проигрышем после припевов. Просто очень эмоциональная Love. 9-минутная Trauma, в середине которой атмосфера и звучание приближаются к doom metal. Очень спокойная и лиричная Sign соседствует с энергичной Pride. Унылая (в плане атмосферы, а не качества;-)) Betrayal с шикарным скрипично-электронным проигрышем. Очень примечательна фолк-металлическая Loser со вступлением на диджериду и колоритным вокалом Майка Бейкера (кстати, это единственный трек, где появляется персонаж Отец).
Трек Accident меня зацепил менее остальных, хотя вроде бы всё на месте — и атмосфера есть, и техника... Зато Relization привёл в восторг, особенно первая его, инструментальная половина. Ну и, наконец, достойно завершающие альбом Disclosure и Confrontation.
Отдельно хотелось бы отметить работу вокалистов. Во-первых, все они вписались в свои роли блестяще, и явно выложились на все 200%. Особо я бы выделил Микаэля Окерфельдта (Страх) с его тихим, но уверенно-холодным вокалом (впрочем, в паре мест он выдаёт и свой фирменный инфернальный гроул), Эрика Клейтона (Разум) — очень красивый баритон, и Марселу Бовио (Жена), чей голос просто очаровывает. Хотя и «рявкающий» Таунсенд, и «высокочастотные» ЛаБри и Эквалл, и все остальные — справились отлично. Меньше других понравился, пожалуй, сам Лукассен — всё же как композитор он куда лучше, чем как вокалист.

И в заключение

Я бы рекомендовал этот альбом достаточно широкой аудитории — в том числе тем, кто не увлекается роком и металлом. В целом музыка сравнительно лёгкая и хорошо воспринимается уже с первой прослушки, но при этом весьма красивая и техничная.

И, для заинтересовавшихся — подборка видео, связанных с альбомом. Всё на английском!

Видеоклип на песню «Loser»
Трейлер The Human Equation
Арьен Лукассен о The Human Equation
Далее — ссылки о подборе вокалистов. Везде рассказывает сам Лукассен.
James LaBrie and Arjen Lucassen
Devon Graves and Magnus Ekwall
Heather Findlay and Mikael Akerfeldt
Irene Jansen and Eric Clayton
Mike Baker, Devin Townsend, Marcela Bovio




549
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение26 декабря 2010 г. 13:10
Альбом отличный, но мне больше последняя опера нравится, у которой название в двоичном коде. Там такой сюжет, такие тексты! И исполняют Даня Гильденлёв, Йорн Ланде, Йонас Ренске, Аннеке
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение26 декабря 2010 г. 13:32
Вот при всём своём звёздном составе и прочих достоинствах, «01011001» стоит у меня на втором месте. tHE как-то больше за душу берёт.
К слову, Ренксе мне как вокалист совсем не доставляет... Какой-то у него вокал занудный слишком (сугубое ИМХО) Хотя на Dance Of December Souls (1991) он выдавал нечто невообразимое!
 


Ссылка на сообщение26 декабря 2010 г. 13:38
tHE более такая личная и лиричная опера. А вот 01011001 — это научно-фантастический техногенный эпик, и музыка там соответствующая. :-)
Вокал Йонаса мне нравится, последние четыре альбома Кататонии — в топе занимают высокое место.


Ссылка на сообщение27 декабря 2010 г. 08:53
Спасибо за интересный отзыв! Теперь бы переводом текстов запастись — для полноты восприятия данного альбома:-)))
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение27 декабря 2010 г. 08:58
Всегда пожалуйста!:beer:

цитата Affrodita

Теперь бы переводом текстов запастись — для полноты восприятия данного альбома

Думаю, на просторах Интернета хоть кто-то да переводил. Если нет — может, на досуге организую подстрочник.
 


Ссылка на сообщение27 декабря 2010 г. 09:02

цитата wayfarer

Если нет — может, на досуге организую подстрочник.
Олег, это было бы здорово!!!:cool!:


⇑ Наверх