Прочитано в ноябре


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Pouce» > Прочитано в ноябре - 2016
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Прочитано в ноябре — 2016

Статья написана 5 декабря 2016 г. 18:18


      

   Александр Розов "Дао Кенгуру"


Второй приквел к циклу "Конфедерация Меганезия" (мои отзывы на другие книги цикла можно посмотреть, например, здесь). Действие романа происходит во 2-м году по меганезийскому летоисчислению. В первом приквеле (https://fantlab.ru/work584814">Мауи и Пеле, держащие мир) меганезийцам удалось осуществить Алюминиевую революцию, заложить основы нового общественного устройства и общественной же мифологии, и отбиться от желающих подавить революцию оффи из первого и третьего миров. Во втором романе описывается период после Зимней войны и подготовка к новой войне, которая неизбежна, поскольку меганезийский дурной пример грозит подорвать сами основы мирового порядка (насчёт этого я не уверен, поскольку меганезийская идеология и рационализм могут быть восприняты далеко не каждым, а те, кто их примет, просто уедут в Меганезию). Пока же руководители мирового порядка надеются встроить Меганезию в существующую систему невоенными методами. Меганезийцы делают вид, что поддаются, а сами срочно изготавливают ядерное оружие, как единственную гарантию от нападения.


Роман важен для понимания всего цикла, поскольку в нём автор даёт некоторые временные вехи (так, по моим прикидкам, Алюминиевая революция произошла где-то в 2030 году) и прямым текстом на весьма доступном уровне проговаривает вещи, до которых читатель в прежде вышедших романах должен был додумываться сам. Например, дано прямое определение Алюминиевой революции, как анархистской анти-системной. Ещё одной особенностью этого романа, отличающей его от остальных произведений цикла, является явно выраженный главный (и даже заглавный) персонаж — Джоана Смит, агент ЦРУ по кличке Кенгуру, направленная в Меганезию в качестве резидента и неизбежно ставшая двойным агентом. Впрочем, других персонажей тоже традиционно много.


Как и остальные книги цикла рекомендую любителям почитать о различных вариантах возможного будущего и поразмышлять о том, как реально устроено и как должно бы быть устроено общество, а также как осуществляются переходы к этим возможным новым вариантам. Сильно идеологизированным читателям, стоит, на мой взгляд, воздержаться от чтения.


P.S. Ну и цитатка для памяти:

"– Знаешь, коллега Упир, есть такой 6-ступенчатый принцип Дао:

Тот, кто лишь пытается начать, никогда не начнет.

Тот, кто слишком торопится, ничего не достигнет.

Тот, кто виден всем, не может видеть сам ясно.

Тот, кто считает себя правым, не может стать лучше.

Тот, кто заставляет себя, не достигнет успеха.

Тот, кто потакает себе, не может совершенствоваться.


      

   Александр Розов "Волонтеры атомной фиесты"


Третий приквел к циклу "Конфедерация Меганезия". Действие романа происходит во 2-3-м годах по меганезийскому летоисчислению. В первом и втором приквелах ("Мауи и Пеле, держащие мир" и "Дао Кенгуру") меганезийцы осуществляют Алюминиевую революцию и защитив её результаты от внешней агрессии, пользуются возникшей передышкой, чтобы подготовиться к неизбежной новой войне, создав единственную надёжную гарантию от нападения — атомную бомбу. В "Волонтёрах атомной фиесты" оффи заканчивают подготовку и уже готовы к нападению. Сумеет ли Меганезия выстоять и в этот раз? И если сумеет, то какой ценой?


Как и предыдущий, роман важен для понимания всего цикла. Автор продолжает прямым текстом проговаривать вещи, до которых читатель в прежде вышедших романах должен был додумываться сам. Плюс излагает много новых идей. Кстати, впервые за весь цикл пара эпизодов происходят на территории современной России и в них действуют русские. При этом становится отчасти понятно, что произошло с Россией, и почему в основных романах цикла если и упоминается, то лишь некая Сайберия.


Рекомендации те же, что и в предыдущих случаях.


P.S. Цитаты:


Канадский профессор философии истории несколько раз кивнул, кажется, собираясь с мыслями, или точнее, подбирая четкие формулировки, и лишь затем произнес:

- Вероятно, следует начать с идеи этой книги. До сих пор я искал социальные модели в прошлом, и старался проследить, как они проецируются на современность. А в этот раз возникла идея поискать социальные модели в будущем, и проследить, из каких точек современности они проецируются.

- Хэх… — штаб-капитан сосредоточенно помассировал затылок левой ладонью, — …Мне всегда казалось, что будущее, это что-то, чего еще нет. Если не считать фантастики.

- А почему ты с такой легкостью выкинул фантастику? — спросил Найджел Эйк.

- Потому, что это не будущее, а субъективный вымысел. Кажется, так по научному.

- То, что ты сказал, кэп, это не по научному, это по бытовому. Если смотреть с позиции любой объективно и систематически построенной науки о человеке и обществе, то мы обнаружим, что лишь отдельно взятое фантастическое произведение, это субъективный вымысел, а весь корпус фантастики в комплексе — это объективное будущее, которое в текущий момент многовариантно. Оно определится, лишь, когда станет прошлым.

- Наверное, — возразил Корвин, — все-таки, когда оно станет настоящим.

- Нет, — канадец покачал головой, — о настоящем моменте мы слишком мало знаем. Это призрачная тонкая грань. Только прошлое более-менее стабильно, и то лишь условно, поскольку, если качественно переписать фрагмент истории, то этот фрагмент заменяет историю, физически имевшую место, и становится социально-объективным.


"- Извини, кэп, но мне требовался твой спонтанный ответ. Это крайне существенно для проверки четырех этических постулатов Ламонта.

- Что за постулаты такие, которые надо так проверять? — поинтересовался Корвин.

- Вот они. Первый: людям следует стремиться к творческой работе и счастью. Второй: счастью не нужно моральное обоснование. Третий: ничего сверхъестественного нет. И четвертый: люди, руководствуясь интеллектом, и свободно сотрудничая друг с другом, могут построить счастливую и устойчиво-благополучную жизнь."


"- Значит, человек — тот же зверь, только умный, а альтруизм — это просто чепуха?

- Нет, Маргарет. Альтруизм — элемент идеологии государства, подавляющий здоровые биологические желания человека, и его способность сопротивляться принуждению. Раньше это делала государственная церковь, а теперь — школа и TV..

- Значит, Хрю, вас учат, что альтруизм — это зло. А эгоизм — норма?

- Нет. Эгоизм — элемент идеологии государства, подменяющий здоровые биологические желания человека погоней за фальшивками, нарисованными государством.

- Минутку, Хрю, вас учат, что, и альтруизм, и эгоизм, это одинаковый обман?

- Ну, конечно! Как Иегова и Сатана: и то и другое выдумано в книжке-библии! Все эти средневековые полюса: рай и ад, святость и грех, высокое духовное и низкое плотское, просто токсичный мем оффи-культуры, информационный яд для мозга. Человек может обладать многомерным пространством, а оффи-культура втаптывает его в одномерный отрезок между двумя вымышленными противоположностями. Такая вот диспозиция."


      

   Виктор Ульяненко "Шокирующие китайцы. Все, что вы не хотели о них знать. Руководство к пониманию"


Если верить предисловию, автор — востоковед, один из лучших знатоков китайского языка в России, объездивший весь Китай и имеющий богатый опыт общения не только с книгами, но и реальными китайцами — от простых людей до крупных бизнесменов. Автор отмечает, что наши представления о Китае весьма далеки от действительности и откровенно мифологичны, что не может не раздражать понимающего человека. И вот что говорит автор о цели написания своей книги: "Таким образом, книжка, которую вы сейчас держите в руках, призвана хотя бы в малой степени (Китай огромен во всех отношениях, а ложкой моря не вычерпать, но все же, все же) способствовать ликвидации того информационного вакуума, который может почувствовать каждый российский человек, захотевший узнать что-либо о РЕАЛЬНОМ Китае, НЫНЕШНИХ китайцах и их НАСТОЯЩИХ мышлении, психологии, привычках, обычаях и внешнем облике. Мне хотелось хоть немного восполнить тот пробел, который имеется у большинства наших сограждан в части представлений о современном Китае и его обитателях. Нам никуда не деться от этих наших ближайших соседей, так что пора бы о них кое-что узнать. Желательно что-нибудь реальное."


Пишет автор в весьма язвительной манере, при упоминании о российских властях переходящей в саркастическую. Что может отпугнуть некоторую часть читателей, особенно тех, у кого образ Китая сложился на основе фильмов и воспоминаний знакомых, побывавших в недельной турпоездке в Китае. Не могу судить, насколько автор прав, но из общих соображений его описание Китая гораздо ближе к истине, чем те, которые мне попадались раньше. И, соответственно, полезней для тех, кого Китай интересует не как далёкая загадочная цивилизация, о которой лучше мечтать, не пытаясь приблизиться, а как реальная страна, в которую можно поехать и с которой, возможно, придётся работать. Читается книга легко, затрагиваемые темы представляют непосредственный практический интерес.


Могу порекомендовать интересующимся Китаем и просто любознательным.


P.S. Цитата для пиволюбов: "Ежесекундно в Китае употребляется внутрь не меньше железнодорожной цистерны этого живительного напитка, причём непременно с бодрым вскрикиванием "Ганьбэй!" ("Осушим стаканы") — не забудьте этот лозунг, он непременно пригодится вам в Поднебесной; когда ваши китайские друзья обнаружат ваше знание данной формулы, они придут в нескончаемый восторг".


А эту цитату впечатлительным любителям домашних животных, особенно кошек, лучше не читать: "Горе кошке, попавшей в китайскую семью. Скорее всего, ее посадят в клетку, где она и проведет остаток жизни; во время «прогулки» ее также могут привязать за шею на такой короткий кусок веревки, что бедное животное не сможет ни сесть, ни лечь без риска быть удавленным. Могут посадить в тесную клетку и выставить на весь день под палящее солнце, без воды и пищи. Собака также рискует прожить всю свою жизнь за решеткой. А еще мне вспомнились маленькие беленькие крольчата, которые в изобилии продаются на улицах китайских городов для забавы избалованных ожиревших детишек-«маленьких императоров». Эти живые игрушки обычно упакованы в клетки такого размера, что не могут там ни встать, ни повернуться, и остается беднягам только слегка пошевеливать ушками, носиками и хвостиками… Когда они задохнутся от тесноты, в этом маленьком решетчатом саркофаге их и хоронят, вернее, просто выкидывают на помойку".


      

   Виктор Ульяненко "Китай: версия 2.0. Разрушение легенды"


Продолжение книги того же автора "Шокирующие китайцы. Все, что вы не хотели о них знать. Руководство к пониманию", о которой я писал ранее. Интересующимся рекомендую прочитать предварительно тот отзыв. В новой книге автор продолжает описывать современные китайские реалии, затрагивая темы, не рассмотренные в первой книге, и расширяя описание некоторых рассмотренных. Язвительности несколько поубавилось, но лишь несколько, поскольку автор, как он сам утверждает "склонен к мизантропии". Впрочем полезность книги от этого не уменьшилась. Пожалуй, для желающих поехать в Китай, и/или вести дела с китайцами, эта книга даже полезней первой. Но читать (если читать) надо всё же обе.


Рекомендую интересующимся Китаем и просто любознательным.


P.S. И пара цитат:


"Врач ТКМ [традиционной китайской медицины] – птица редкая и удивительная. Пользуясь цветистыми и развесистыми сравнениями из старорежимной китайской литературы, он «подобен дракону и фениксу». (Заметьте, что в данном случае автор, которого вы, весьма возможно, привыкли воспринимать как язвительного самодовольного хмыря, совершенно серьезен, не допуская ни тени улыбки, – сделайте выводы). Знаний и умений, необходимых ему для успешной работы, он добивается практически всю жизнь, тратя массу усилий и времени для профессионального роста… И, к слову сказать (пусть это и не особенно волнует больного, идущего к доктору за помощью), настоящий врач традиционной медицины исключительно важен и в общечеловеческом смысле – как реальный носитель драгоценных знаний, являющихся частью той самой «пятитысячелетней культуры» в истинном понимании этого слова."


"В китайской культуре существует устойчивая водобоязнь. Она основана на поверье о том, что моря, реки и прочие водоемы населены духами утопленников, которые (в отличие от наших отечественных и западно-импортных русалок, частенько вполне добродушных к простым людям, – привет всем от Жизели) крайне злобны к живущим пока на этом свете и при первой возможности утаскивают последних под воду, в свои мрачные могилы на дне… Разумеется, множество образованных и культурных горожан на подобные предрассудки давно уж махнули рукой (как и на злосчастную «четверку»), и с удовольствием ходят в ближайший бассейн на занятия по плаванию, и в выходные там бывает просто не протолкнуться от обилия народу; да вон на северо-востоке Китая даже клубы «моржей» есть, между прочим! Однако, попадая на море, немногие китайцы рискуют доплыть хотя бы до линии буйков…





293
просмотры





  Комментарии
нет комментариев


⇑ Наверх