4 Николай


Вы здесь: Авторские колонки FantLab.ru > Авторская колонка «тессилуч» > №4 Николай Томан
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

№4 Николай Томан

Статья написана 12 января 06:48
Размещена в рубрике «Как издавали фантастику» и в авторской колонке тессилуч

Автор, который начал публиковаться ещё в конце 30-х годов, произведениями фантастики "ближнего прицела""Дождь" и "Ветер"(1938г), "Чудесный гибрид"(1939г), а затем военной "Мимикрин доктора Ильичева" (1939г). Потом во время войны и после неё пишет военные повести и рассказы на основании своего военного опыта и в основном о разведке и контрразведке.

К фантастике автор вернулся только в 1949году опубликовав в журнале Вокруг света  рассказ "Исчезновение Дмитрия Астрова". В начале 50-х годов Н. Томан пишет антиимпериалистические памфлеты, многие из которых являются фантастикой.

Писатель выпускал много книг, но так как они были в основном про разведчиков купить их было трудно, поэтому первая его книга, которую мне купили был сборник фантастики "Говорит космос!"(1961г) https://fantlab.ru/edition57673

После того как записался в библиотеку начал читать его повести и рассказы в альманахах "Мир приключений". Один из рассказов также оказался фантастикой: "Маde in..." (1962г)

Затем автор пишет скучные повести "Ближнего прицела": "В созвездии Трапеции"(1963г), Операция "Безумие", "Неизвестная земля" и другие.

Последняя фантастическая вещь "Робот "Чарли" грабит банк" (1973г)

Николая Томана я также включил в библио "Четыре писателя в четырех жанрах" на Фэндоме.

Книги о разведчиках Николая Томана выходили в серии "Военные приключения" и в подписной "Библиотеке приключений-2". В некоторых также есть элемент фантастики на время их написания.

  Запоминающейся фантастики Николай Томан почти не создал. Разве только фантастический памфлет преобразованный затем в повесть "Катастрофы не будет, если..."(1960г) о борьбе с астероидной опасностью.

P.S. "Говорит Космос!" (Детгиз 1961г) Для среднего и старшего возраста. Рис И Кускова, Тираж 165000 экз. Блок шитый, корешок матерчатый.

Ответственный редактор А Н Стругацкий.

Сдано в набор 31.03.1961г., подп. к печати 12.08.1961г. Цена 38 коп.

Отпечатана в Таллине

В конце данные по выходу в 1961году 6 книг фантастики и приключений

Издательство просит читателей присылать свои отзывы в Дом детской книги





474
просмотры





  Комментарии
hellsing 


Ссылка на сообщение12 января 11:15 цитировать

цитата тессилуч

Запоминающейся фантастики Николай Томан почти не создал.

А должен был? Я тут задумался, что «загадками истории» являются как раз обращения «нормальных» писателей к НФ.
Книги «Говорит космос!» и «В созвездии Трапеции» у меня есть. В рамках общего издания фантастики 60х произведения не так уж и плохи. Читал я их легко. Но и «изюминки» не было. Читались они как «производственные»... Понятно, что Емцев с Парновым и Днепров при довольно сухом иногда письме все-равно Томана переигрывали.
Замечу, что Днепров-Мицкевич тоже был разведчиком, да еще каким. А фото Днепрова позади маршала Жукова на подписании капитуляции Германии — это нечто. Тем не менее и вовсе «нелегендарный» Томан был, ну, «это наш второй надежный эшелон». Для читателей «попроще», что-ли.
Его приключения были интереснее.  
Ну и писал он «до упора». Ведь в 74 умер. А про робота «Чарли» — это в 73 напечатали...Накануне.
А в «Энциклопедии фантастики» написали «трафаретные шпионские детективы». Только Томан как раз и создавал этот трафарет. Не писал по нему, а создавал. И получается, что «фуу» — это сейчас, а тогда было интересно.
свернуть ветку
 
тессилуч 


Ссылка на сообщение12 января 12:07 цитировать

цитата hellsing

Не писал по нему, а создавал.

Детективы у него были конечно интереснее, «Майд ин..» мне очень понравилась в 1963 году свежей идеей.:-)
Karavaev 


Ссылка на сообщение12 января 12:11 цитировать
Конъюктурщиком был этот Томан. Всегда тонко чувствовал откуда ветер дует, правда один раз ошибся и чуть не присел.
свернуть ветку
 
тессилуч 


Ссылка на сообщение12 января 12:15 цитировать

цитата Karavaev

Конъюктурщиком был этот Томан.

В 30-40 многим приходилось нос по ветру держать. Вон Шпанова вообше в поражении ВВС обвиняли, а он просто доктрину Тухачевского озвучивал
 
Karavaev 


Ссылка на сообщение12 января 12:28 цитировать
Неа. Томан все время держал. И после войны тоже.
Поэтому глубоко справедливо, что нынче он забыт и практически никому не нужен со своими обличительными побасёнками
 
тессилуч 


Ссылка на сообщение12 января 12:31 цитировать
Так я и написал, что актуальна только астероидная опасность.
 
hellsing 


Ссылка на сообщение12 января 12:43 цитировать
По поводу забытости — а у нас точно помнят Геннадия Гора, Ариадну Громову, даже Биленкина или Гансовского? А Зиновия Юрьева? Ведь кроме памфлетов он писал очень сильную фантастику. Отнюдь не памфлетную.
Зато можно настрогать 30 романов дерьма — и все тебя запомнят.
 
Karavaev 


Ссылка на сообщение12 января 12:44 цитировать
Помнят.
 
тессилуч 


Ссылка на сообщение12 января 13:01 цитировать
Гора забыл вместе с Гегелем и Фейербахом.:-)))
 
A.Catsman 


Ссылка на сообщение12 января 23:15 цитировать
Гор был неплохим писателем, чья карьера началась еще до войны, по нынешним
временам довольно скучным, автором скорее притч и философских аллегорий. Но
уж точно лучше посредственностей-приспос обленцев, очень средних ремесленников
вроде Иванова-Томана-Немцова. Эти «творцы» сейчас могут быть интересны разве что
мазохистам.
 
тессилуч 


Ссылка на сообщение12 января 23:23 цитировать
Но мне аналогично Томану у него запомнилось только одно произведение «Изваяние»
 
A.Catsman 


Ссылка на сообщение12 января 23:48 цитировать
«Изваяние» как раз уже отходит от фантастики. А в начале 60-х были
популярны «Кумби», «Глиняный папуас» и т.п. Но было много более «читабельной»
Фантастики, которую и помнят в основном сейчас. Варшавский, Гансовский, Ларионова...
Они, в отличие от ремесленного хлама, читаются и сейчас.
 
тессилуч 


Ссылка на сообщение13 января 00:40 цитировать
Конечно, но Биленкина я также ремесленником считаю, а Днепрова и Назарова перечитываю.
 
psw 


Ссылка на сообщение14 января 14:01 цитировать
Так обличительных побасенок с «той» стороны печаталось ничуть не меньше. Но это совсем не мешает их авторам считаться классиками: детектива, как Рекс Стаут, или фантастики, как Гарри Гаррисон. Или тот же Грейди в вещах после «Шести дней Кондора» — тот еще баснописец :).
 
hellsing 


Ссылка на сообщение12 января 12:35 цитировать
Дуэ. Итальянца. А Тухачевский был прожектером (это мне дружно говорили историки, которые его писания читали поболе, чем я). Поэтому Дуэ в тему у него пошел.
Но тут не все ясно — Павленко и Шпанов действительно коньюнктурно и довольно тупо рубанули свои «удары». А Томану это было не надо. Шпионский роман востребован? Да. И давно. Военные приключения? Да. И пишет он в основном в 60е. Но славы, скажем, Юлиана Семенова ему никак не достичь.
Я ж и пишу — «это наш второй надежный эшелон». Делает табуретки, но крепкие!
glupec 


Ссылка на сообщение14 января 10:54 цитировать
В колонке «Как издавали фантастику» наконец-то появился обзор, посвященный НЕ очередному серенькому переизданию АБС от АСТ. Казалось бы, как хорошо!..
Беда в том, что это не обзор изданий. Это просто заметка о творчестве автора.
Такое лучше постить в рубрику «Калейдоскоп фантастики». Более по теме будет 8:-0
свернуть ветку
 
тессилуч 


Ссылка на сообщение14 января 18:01 цитировать

цитата glupec

Такое лучше постить в рубрику «Калейдоскоп фантастики»

Просто я зарегистрирован автором этой темы, а пишу о том, что в СССР было много авторов для которых фантастика была делом второстепенным, но её издавали под авторитет этих авторов.
 
ЯэтоЯ 


Ссылка на сообщение14 января 18:24 цитировать

цитата тессилуч

в СССР было много авторов для которых фантастика была делом второстепенным


Ну, дык, мой любимый Шефнер. Я много читал воспоминанаий об Бродском, Довлатове и пр. литературном Ленинграде тех времён — и ежли он упоминался где — то исключительно как поэт. А об даже нефантастике, а просто прозе — никаких упоминаний...
glupec 


Ссылка на сообщение14 января 10:56 цитировать

цитата

первая его книга, которую мне купили был сборник фантастики «Говорит космос!»(1961г)

Вот и напишите про нее. Какие там шмуцы, иллюстрации, корешок, обрез... С фото и комментариями.
А то я вижу пока только ссылку на издание.
свернуть ветку
 
тессилуч 


Ссылка на сообщение16 января 09:55 цитировать
Внимательно оглядел и написал поскриптум
Panzerbjorn 


Ссылка на сообщениепозавчера в 12:45 цитировать
Я не без удовольствия в детстве прочитал книжку «Говорит Космос!» (досталась от отца). Потом прочитал еще у Томана книгу «Неизвестная земля», которая тоже пошла неплохо, хотя сейчас уже вспоминается неотчетливо. А «В созвездии трапеции» до сих пор вспоминаю с приязнью)))
свернуть ветку
 
тессилуч 


Ссылка на сообщениепозавчера в 12:49 цитировать
«В созвездии трапеции» прочитал в альманахе «Мир приключений»-в детстве понравилась, но перечитвать не стал. Остальную фантастику было скучно читать.




Внимание!Администрация Лаборатории Фантастики не имеет отношения к частным мнениям и высказываниям, публикуемым посетителями сайта в авторских колонках.