Рецензия на книгу Дэна


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «vvladimirsky» > Рецензия на книгу Дэна Симмонса «Пятое сердце»
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Рецензия на книгу Дэна Симмонса «Пятое сердце»

Статья написана 19 января 2017 г. 08:22

«Пятое сердце» называют завершающим томом «литературоцентричной» трилогии Симмонса «Террор»-«Друд»-«Пятое сердце». По-моему, не совсем верно: редкая книга автора обходится без литературных аллюзий. Но тут он, безусловно, довел метод до апогея.

Этюд в литературных тонах


Дэн Симмонс. Пятое сердце: Роман. / Dan Simmons. The Fifth Heart, 2015. Пер. с англ. Екатерины Доброхотовой-Майковой. Обл. Сергея Шикина. — СПб.: Азбука. М.: Азбука-Аттикус, 2016. — 640 с. — (The Big Book. Дэн Симмонс). 5000 экз. — ISBN 978-5-389-09280-8.

Ненастной парижской ночью судьба свела на берегу Сены двух незнакомцев: болезненного вида джентльмена под пятьдесят, недавно приехавшего из Англии, и высокого мужчину со скандинавским акцентом и орлиным профилем, выдающего себя за норвежского путешественника. Обоих привела сюда одна цель: свести счеты с жизнью. Но встреча изменила многое, и уже через пару дней эта странная парочка оказалась на борту парохода, отплывающего прямиком в Североамериканские Соединенные Штаты...

Все ли знал о Шерлоке Холмсе, великом сыщике с Бейкер-стрит, сэр Артур Конан Дойл? Чем больше выходит в свет фильмов и книг, сериалов и комиксов об этом культовом персонаже, тем крепче сомнения. Вот и Дэн Симмонс внес свой вклад в дискредитацию классика. Холмс, с которым знакомит нас автор «Пятого сердца», не слишком похож на героя, якобы сгинувшего в Рейхенбахском водопаде. У него немного другая биография, иной характер, да и приключения, ставшие основой для «отчетов доктора Ватсона», по словам самого сыщика, на самом деле проходили совсем иначе, чем описано в «Медных буках» или «Скандале в Богемии». Впрочем, внести посильный вклад в «альтернативную холмсиану» — не главная и далеко не единственная цель Симмонса. Хотя бы потому, что невольным напарником сыщика становится фигура не менее масштабная: писатель Генри Джеймс, тонкий стилист, классик предмодернизма, автор «Поворота винта», самой известной повести о призраках в англо-американской литературе двух последних столетий. Именно в первой половине 1890-х Джеймс пережил серьезный творческий кризис, который привел к кардинальному изменению манеры письма — и в итоге к неожиданному прорыву, произошедшему когда писателю перевалило за пятьдесят. Ну что ж: погонявшись за убийцами и бомбистами, поневоле пересмотришь жизненные приоритеты...

В «Пятом сердце» Холмс отправляется в Америку чтобы расследовать давнее убийство, выданное за самоубийство, разоблачить мировой заговор и заодно разрешить экзистенциальную проблему: является ли он человеком из плоти и крови — или всего лишь персонажем, придуманным второсортным беллетристом? Тем временем Генри Джеймс, американец по рождению и британец по сознательному выбору, человек наблюдательный, чуткий и умный, исподтишка изучает спутника — и, надо сказать, делает заключения психологически настолько точные, что впору обзавидоваться любому детективу. Будущему классику не чужды снобизм, мнительность, болезненное самолюбие, приступы меланхолии, чересчур серьезное отношение к условностям викторианского этикета, — но это уравновешивается искренним уважением к чужой свободе и чужой жизни, а так же безупречным вкусом и широкой эрудицией в самых неожиданных областях. Ну и еще одна черта роднит его с напарником: с недавних пор Джеймсу тоже не дает покоя вопрос, кто реальнее — тот, кто рожден от мужчины и женщины, или тот, кто сотворен словом?..

Кропотливый филолог и неравнодушный историк найдут в «Пятом сердце» материал, которого хватит для нескольких монографий, не уступающих этой книге по объему. Роман Дэна Симмонса — сложная, многослойная, ажурная стилизация, причем не только под прозу Генри Джеймса («хиленький паровозик-глагол в конце предложения тянет сорок два грузовых вагона придаточных оборотов») и Артура Конан Дойла... то есть, простите, доктора Ватсона. На страницах книги появляются и другие видные представители литературы конца XIX-начала XX веков: Сэмюэл Клеменс, Генри Адамс, Редьярд Киплинг, Теодор Рузвельт — и каждый из них вносит в повествование свой вклад, вплетает в общий хор свой голос. Исторические загадки, до сих пор не получившие однозначного объяснения, сюжетные повороты из бульварной «желтой» серии, прямые и завуалированные отсылки к предыдущим романам автора — в ход здесь идут самые разные ухищрения. Дэн Симмонса не первое десятилетие пристально исследует тему «взаимоотношения между автором, и персонажами, которых он создает», между биографом и героем биографии, сочинителем исторических романов и подлинными историческими личностями, которых тот упоминает. Задача постоянно усложняется, в уравнение вводятся все новые неизвестные: это началось еще в «Колоколе по Хэму» (1999) и в последующие годы шло по нарастающей. В «Терроре» (2007), «Друде» (2009), «Черных холмах» (2010) и «Мерзости» (2013) автор подбирался к этой теме то с одной, то с другой стороны, но апогея достиг, на мой взгляд, именно в «Пятом сердце». Общее впечатление несколько портят прямые и однозначные ответы, которые Симмонс вложил в уста двух резонеров в финале, но что поделаешь: в классическом детективе не обойтись без обязательной «сцены в гостиной», когда сыщик собирает всех подозреваемых и подробно рассказывает им, кто же на самом деле пристукнул графа и стырил фамильные драгоценности.

Пожалуй, «Пятое сердце» лучшая книга Дэна Симмонса за много лет — что уже говорит о многом. Правда, чтобы уловить больше смысловых оттенков, читателю придется как следует покопаться в словарях и биографических справочниках. Но это, мне кажется, не та работа, которая должна пугать поклонников создателя «Гипериона».


Источник:

—  «Мир фантастики» №5, май 2016. Том 153

Предыдущие рецензии в колонке:

(ссылки на рецензии кроме трех последних убраны под кат)

— на книгу Адама Робертса «Стеклянный Джек»

— на книгу Льва Данилкина «Клудж»

— на книгу Майкла Муркока «Глориана; или Королева, не вкусившая радостей плоти»

— на книгу Мариши Пессл «Ночное кино»

— на книгу Гарри Гаррисона «Гаррисон! Гаррисон!»

— на книгу Джонатана Кэрролла «Замужем за облаком»

— на книгу Келли Линк «Вляпалась!»

— на книгу Фредерика Пола «Ретроспектива будущего»

— на книгу Йена Макдональда «Бразилья»

— на книгу Кира Булычева «Похищение чародея»

— на книгу Кирилла Кобрина «Шерлок Холмс и рождение современности»

— на книги Джеймса Грэма Балларда «Высотка» и «Чудеса жизни. От Шанхая до Шеппертона»

— на графический роман Алана Мура «Бэтмен: Убийственная шутка»

— на книги Уильяма Гибсона «Виртуальный свет», «Идору» и «Все вечеринки завтрашнего дня» (трилогия Моста)

— на книгу Кэтрин Валенте «Сказки сироты. В ночном саду»

— на книгу Михаила Успенского и Андрея Лазарчука «Соль Саракша»

— на книги Василия Щепетнёва «Чёрная земля» и «Певчие ада»

— на книгу Нила Геймана «Не паникуй! История создания книги «Автостопом по Галактике»

— на книгу Феликса Гилмана «Расколотый мир»

— на книгу Евгения Лукина «Бытиё наше дырчатое»

— на книгу Чайны Мьевиля «Железный Совет»

— на книгу Антонии Байетт «Обладать»

— на книгу Ольги Онойко «Сфера-17»

— на книгу Макса Барри «Лексикон»

— на сборник Пола Андерсона «Патруль Времени»

— на книгу Леонида Юзефовича «Зимняя дорога»

— на книгу Станислава Лема «Черное и белое»

— на книгу Фредерика Пола «Ретроспектива будущего. Мемуары»

— на книгу Дэрила Грегори «Пандемоний»

— на книги Антона Первушина «Ходячие мертвецы. Зомби-нашествие на кинематограф» и «Иные пространства»

— на книгу Кирилла Еськова «Америkа (reload game)»

— на книгу Кирилла Кобрина «Шерлок Холмс и рождение современности»

— на книгу Иэна Бэнкса «Несущественная деталь»

— на книги Владимира Аренева «Мастер дороги» и «Душница»

— на книгу Гиллиан Флинн «Острые предметы»

— на книгу Грега Игана «Отчаяние»

— на книги Дмитрия Комма «Формулы страха» и «Гонконг: город, где живет кино»

— на книги Майка Гелприна «Хармонт: наши дни» и «Миротворец 45-го калибра»

— на роман Дэвида Кроненберга «Употреблено»

— на книгу Роберта Хайнлайна «Ворчание из могилы»

— на книгу Майкла Муркока «Византия сражается»

— на книги Марии Галиной «Куриный бог» и «Автохтоны»

— на книги Павла Крусанова «Ворон белый. История живых существ» и «Царь головы»

— на книги Феликса Пальмы «Карта времени» и «Карта неба»

— на книги Виктора Пелевина «S.N.U.F.F.» и «Любовь к трём цукербринам»

— на книги Уильяма Гибсона «Нейромант» и «Граф Ноль. Мона Лиза овердрайв»

— на книгу Дмитрия Казакова «Черное знамя»

— на книги Умберто Эко «Откровения молодого романиста» и «Сотвори себе врага»

— на антологию «Зеркальные очки» под редакцией Брюса Стерлинга и книгу «Машина различий» Уильяма Гибсона и Брюса Стерлинга

— на книги Сергея Носова: «Полтора кролика» и «Фигурные скобки»

— на книгу Кима Стенли Робинсона «2312»

— на книги Питера Уоттса «Морские звезды», «Водоворот», «Бетагемот» (трилогия «Рифтеры»)

— на книгу Нила Стивенсона «Вирус «Reamde»»

— на сборник статей и рецензий Сергея Шикарева «13»

— на книги Вернора Винджа «Пламя над бездной» и «Глубина в небе»

— на книгу Александра Золотько «Анна Каренина-2»

— на книгу Дэна Симмонса «Фазы гравитации»

— на книги Майкла Суэнвика «Хроники железных драконов», «Однажды на краю времени» и «Танцы с медведями»

— на книгу Нила Геймана «The Sandman. Песочный Человек. Книга 4. Пора туманов»

— на книгу Романа Арбитмана «Антипутеводитель по современной литературе: 99 книг, которые не надо читать»





2530
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение19 января 2017 г. 08:34
Согласен, превосходная книга. Глубокая, тонкая, изящная.
Которую, на мой взгляд, в читательской среде категорически недооценили, скользнув по поверхности фабулы, и все.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение19 января 2017 г. 08:49
Мне кажется, она просто прошла мимо своей ЦА. «Пятое сердце», грубо говоря, не столько для читателей «Мира фантастики», сколько для подписчиков «Иностранной литературы».
 


Ссылка на сообщение19 января 2017 г. 09:43
И опять соглашусь. :-)


Ссылка на сообщение19 января 2017 г. 08:58
Мне тоже очень понравилась. Террор меня не впечатлил, скорее из-за моих личных заморочек. Друда я прочёл не без удовольствия, а вот Пятое сердце такие произвело впечатление.
Периодически ловлю себя на мысли перечитать


Ссылка на сообщение19 января 2017 г. 14:14

цитата

На страницах книги появляются и другие видные представители литературы конца XIX-начала XX веков: ... Теодор Рузвельт

???
Сам роман не понравился, это стилизация не под Джеймса, а под, извините, бульварный роман начала 20 века не самого высокого пошиба.
Если от экшена перейти к собственно литературной составляющей, то это уровень даже не университетского преподавателя, а скорее школьного учителя, с «Друдом» никакого сравнения8-]
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение19 января 2017 г. 14:26
Да, а что? Теодор Рузвельт автор книг «Жизнь на ранчо и охота следопыта» («Ranch Life and the Hunting-trail», 1888), «Жизнь Томаса Харта Бентона» («Life of Thomas Hart Benton», 1887), «Оливер Кромвель» («Oliver Cromwell», 1900) и «Гувернер Моррис» («Gouverneur Morris», 1900), сборника публицистики «Эссе по практической политике» («Essays on Practical Politics», 1888), а главное — четырехтомного исторического исследования «Покорение Запада» («The Winning of the West», 1889-96). И не только.
 


Ссылка на сообщение19 января 2017 г. 14:32

цитата

а, а что? Теодор Рузвельт автор книг

И эти книги его делают «видным представителем литературы» уровня Твена и Киплинга?
 


Ссылка на сообщение19 января 2017 г. 14:34
Уровня чего? Уровня популярности? Нет, конечно: как литератор он был несколько известнее в свое время.
 


Ссылка на сообщение19 января 2017 г. 14:37
Рузвельт как литератор был в свое время популярнее Марка Твена, я правильно понял?
 


Ссылка на сообщение19 января 2017 г. 14:43
Да. Возможно, в заблуждение вводит то, что работали они в разных нишах. Рузвельт не писал беллетристику, не обращался к легким жанрам. Известность он получил как автор серьезных исторических и, как сказали бы сегодня, научно-популярных книг. Но «Покорение Запада» входило в список обязательного чтения каждого образованного американца довольно долго.
 


Ссылка на сообщение19 января 2017 г. 14:48
Вот оно что, не знал8-]. Спасибо за разъяснения


Ссылка на сообщение20 января 2017 г. 02:55
Крохотная поправка: «Поворот винта» — не роман, а рассказ. В лучшем случае короткая повесть :)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение20 января 2017 г. 08:41
Согласен, спасибо, поправлю. Только, конечно, не рассказ и не «короткая повесть»: оригинальное жанровое определение novella, большая повесть — в русском переводе там шесть авторских листов. И еще периодически используют словосочетание «готический роман», что и сбивает с толку.


Ссылка на сообщение20 января 2017 г. 14:21
А я счастливый — куплено, конечно, но ещё не читал. Счастливый — ибо у меня это удовольствие ещё впереди :-)
От «Друда» я был в полном восторге, предвкушаю прочтение «пятого сердца» :cool!:
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение20 января 2017 г. 14:23
:beer:


Ссылка на сообщение20 января 2017 г. 14:25
Спасибо за рецензию! Симмонс меня определенно радует, и Песнь Кали, Гиперион, Террор и Друд. А Холмы и Мерзость еще не читал. Сначала прочту эту, а потом и к ним вернусь.


Ссылка на сообщение22 января 2017 г. 20:35
А мне роман не понравился, детективная интрига провалена напрочь


Ссылка на сообщение23 января 2017 г. 14:05
Спасибо за отличную рецензию.
Прекрасная книга, не уступающая «Друду, или Человеку в чёрном».
И теперь, внимание, главный вопрос: кто же рассказчик?)
Моих литературных познаний не хватило для того, чтобы ответить на этот вопрос).


Ссылка на сообщение24 января 2017 г. 13:02
На вкус и цвет..
Мне понравился больше Друда и еще больше Террора.
Но до Гипериона как до Марса пешком...
Хотя они абсолютно разные, и даже сравнивать их бестолку.


⇑ Наверх