И наступит завтра Время


Вы здесь: Авторские колонки FantLab.ru > Авторская колонка «NataBold» > И наступит завтра. Время ультиматумов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

И наступит завтра. Время ультиматумов

Статья написана 16 февраля 12:45
Размещена в рубрике «Рецензии» и в авторской колонке NataBold

Это первая книга цикла «Архипелаги», и как это часто случается, ее нельзя назвать сюжетно завершенной. Это самое начало большой, судя по масштабам описываемого мира и количеству обозначенных сюжетных линий, саги.

Авторы отнесли свой роман к научной фантастике, приключениям и стимпанку. Это, несомненно, стимпанк, и, наверное, один из лучших образцов жанра из тех, которые я видела. Приключений тоже хватает, иногда их столько, что за ними несколько теряется даже внутреннее действие. Героям просто некогда рефлексировать или принимать осознанные решения – им для начала нужно хотя бы выжить. И да, пожалуй это научная фантастика в мягком ее варианте с приятным уклоном в социалку. Особо оригинальных допущений нет, но это не мир пара и магии, это мир пара и строгих научных обоснований. И надо сказать, что мир это довольно не простой, многоуровневый и тщательно продуманный в мельчайших деталях.

Впрочем, начинается история незамысловато. Как можно догадаться из названия цикла, действие разворачивается на архипелагах. Свыше двухсот лет прошло со времени последней, Тихой, войны, однако ее наследие никуда не делось. Население архипелагов поделено на победителей и проигравших. Потомки венси – представители некогда могущественного, высокотехнологичного народа, заключены в Стене – гигантском производственном компелксе, обеспечивающем комфортное существование йенцев, потомков победителей. Не согласные мириться с текущим положением дел, венси время от времени пытаются организовать бунты, которые, впрочем, легко подавляются, зачастую – не без помощи так называемых «мистри», людей, из-за которых и разразилась пресловутая Тихая война.

Мистри – люди с особыми психическими способностями, широко варьирующимися от предвидения ближайшего будущего, до телепатии и умения управлять другими людьми, внушая им свою волю. Именно стремление венси истребить всех мистри и привело в свое время к первому крупному конфликту. Однако, одержав победу, мистри пришли к власти, и жизнь их была бы совсем прекрасна, если бы собственный дар не сводил их медленно, но верно с ума.

Кроме этого разделения на «техников» и «псиоников», весьма условного, поскольку и мистри могут успешно заниматься наукой, и среди венси точно так же рождаются люди с даром, как всегда существует и чудовищное социальное неравенство.

Вкратце обозначенное в прологе, мироустройство раскрывается постепенно, пока авторы знакомят читателя с юной парочкой: обладающей даром Эвой, опальной племянницей королевы, жительницей богатого Стеклянного города, и Мором – венси, мальчишкой, одержимым биомеханикой, непутевым сыном  одного из мэров Стены. С самого начала понятно, что эти двое предназначены друг другу, и особой интриги тут ждать не стоит. Первые две главы авторы неспешно вводят читателя в мир, устраивая Эве экскурсию по незнакомой ей Стене, и заодно закладывая основу будущих ее отношений с Мором. Тут и там в тексте разбросаны намеки на некий заговор, поначалу напоминающий даже завязку детектива (увы, нет, заброшенные в начале загадки раскрываются далее без особых расследований, это не детектив), но повествование в целом неспешно, и лишь со второй главы оно пускается едва не вскачь, и тут динамика событий не падает уже до самого финала.

Личная катастрофа Эвы, с которой начинается завязка сюжета, оборачивается катастрофой мирового масштаба. События, как падающие костяшки домино, включают неостановимую цепную реакцию, и первую треть книги герои заняты в основном спасением собственной жизни. Беспечные картины первых глав сменяются рядом апокалиптичных сцен, выписанных с изрядной долей достоверности. На родной город Эвы и его окрестности обрушивается одна беда за другой, и тут очень верно показаны все возможные последствия вдруг рухнувшего порядка и воцарившегося хаоса: и беженцы, и мародеры, и проблемы чисто технического характера, когда останавливается и так не безупречно работавший механизм жизни большого города.

В первых же главах к Эве и Мору присоединяются Кассандра, девушка-мистри из низов, обладающая хаотичным даром предсказания, и Тори по прозвищу Прохвост, давний приятель Эвы, отношениями с которым, она, впрочем, уже начала тяготиться. Эти два персонажа задают еще две сюжетные линии, придавая роману дополнительную сложность и глубину.

Начиная со второй трети непрестанное убегание от опасностей заканчивается, и начинаются, наконец-то, осмысленные действия персонажей. Каждый из них ставит себе цель, к которой идет, не без ошибок и неудач, но достаточно уверенно и упорно. Внутреннее действие – необходимость решать сложные вопросы, делать выборы, преодолевать внутренние конфликты – наконец, уравновешивается с внешним. Приключений меньше не становится, но следить за ними интереснее вдвойне. Эва, благодаря своему происхождению, становится пешкой в политических интригах и отчаянно пытается пробиться в дамки.

Все характеры, даже второстепенные, прописаны хорошо и убедительно. За каждым из героев стоит своя история, и хотя еще не все они раскрыты в первой книге, авторы постепенно приоткрывают завесу тайны над прошлым героев, причем делают это больше через действие, а не через диалоги, что тоже очень приятно и радует.

Отдельно отмечу язык. Не только литературный, но и с четко выраженным авторским стилем. Речь героев персонифицирована. Продумана разница между языком разных слоев общества. Авторы вообще внимательно относятся к деталям, отчего мир становится зримым  и выпуклым.

Отдельная интрига книги – это собственно история Архипелагов, отгремевшей сотни лет назад войны и утраченных технологий венси. Хотя она пока не раскрыта полностью, уже чувствуется глубокая ее проработка. Спящий город Валеда, покинутый, но живой, не раз упоминается на страницах книги, и ближе к финалу читатель сможет попасть туда вместе с героями, чтобы увидеть мир, не похожий на уже знакомый быт Архипелагов. Надо думать, что дальше вполне вероятна и экспедиция на не менее загадочный Гармод – гигантский корабль-танкер, вершину технологий венси, сильно поврежденный, но так и не уничтоженный во время войны.

Единственный минус романа – он не завершен композиционно. По сути первая книга – это завязка. Авторы обозначили основные проблемы, с которыми столкнулись герои, но решать их им предстоит в новых томах саги. Мир обозначен масштабный, интрига закручена достаточно сложная, намечены три линии повествования. С интересом жду продолжения.

Роман доступен для чтения на сайте ЛитЭра





1154
просмотры





  Комментарии
byPo 


Ссылка на сообщение18 февраля 09:53 цитировать
Так здорово все описано, даже захотелось почитать, спасибо! Но такое ощущение, что я знаю уже все интересные моменты из-за многих и многих подробностей книги, что конец рецензии я даже пропустила, стремясь дать себе возможность познакомится с сюжетом самостоятельно 8:-0 но книга действительно зацепила. Спасибо за возможность с ней познакомится:-)
свернуть ветку
 
NataBold 


Ссылка на сообщение18 февраля 12:13 цитировать
Я постаралась описывать в самых общих чертах. Там еще куча мелочей, в которых, как известно, и кроется дьявол ;-)




Внимание! Администрация Лаборатории Фантастики не имеет отношения к частным мнениям и высказываниям, публикуемым посетителями сайта в авторских колонках.