И ещё о пенной


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «MikeGel» > И ещё о пенной волне
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

И ещё о пенной волне

Статья написана 13 марта 2017 г. 00:52

Без малого год назад я написал статью про “пенную волну”. Была довольно обширная дискуссия, потом она завяла, и я больше эту тему не поднимал. Однако за последнюю неделю и, видимо, в связи с грядущей серией авторских сборников от авторов пенной волны, я услышал в том или ином виде “оказывается, существует пенная волна, а я и не знал(а)”.  Услышал человек от десяти, разных, и с разным отношением к сказанному – от скептической ухмылки до подлинного интереса. Скепсис превалирует.

“Тоже мне волна, а я никого из них не читал”, — это усреднённый комментарий по поводу, с интонациями гордости в виртуальном голосе.

“Что это за волна, которая сама себя объявляет? Это бездарные графоманы, которых никто не печатает”, — ещё один усреднённый комментарий.

Пришла пора рассказать, как я лично к этому отношусь.

Начну с заявления. Я не считаю себя ни выдающимся писателем, ни писателем вообще. Я много раз это говорил и не поленюсь повторить. Я —  литератор, одержимый вредной привычкой, аддиктом писать рассказы. Эта привычка – доминирующая, я не могу от неё избавиться, несмотря на то, что вот уже много лет осознаю тщетность своих усилий. Другими словами, я — графоман. Прошу не искать здесь кокетства – его нет.

Десять с небольшим лет назад я написал свой первый рассказ. За последующие пару лет я написал их ещё два десятка – от совсем слабых и беспомощных до тех, за которые мне и сейчас не стыдно. После чего я стал пытаться их опубликовать.

Я получил от ворот поворот отовсюду, куда совался. Чаще всего ответом на мои письма было молчание. Иногда меня награждали словами “не подходит”, “не годится”, “не интересует”. Так было до тех пор, пока меня не заметил Борис Натанович, вечная, светлая ему память!  

Я стал публиковаться. В журналах, в сборниках, в антологиях. Сначала со скрипом, через пень-колоду, потом всё чаще, регулярнее и шире. Так продолжалось и продолжается восемь лет. Я писал. Сегодня некоторые мои рассказы читают на уроках литературы в школах. По одному сдают ЕГЭ. Ещё по некоторым чего-то ставят в уездных театрах и на любительских студиях. Всё. Если взять усреднённого потребителя фантастики и спросить, кто такой Майк Гелприн – он чаще всего ответит “а х-р его знает”.

Таким образом, не прошло и десяти лет. как мне удалось осознать, что мой путь ведёт в никуда. В тупик. Мой авторский сборник, изданный в “Астрель, Спб” с треском провалился. Меня взяли в штат журнала “Русский пионер”, я пишу туда тексты, и читатели их потребляют. Читателей много, но это не мои читатели, не моя аудитория. Я сомневаюсь, что кто-то из них помнит мою фамилию.

Это было то, что касается меня, грешного. Но я уже не первой молодости человек, я начал писать в возрасте, в котором пора заканчивать. И я десять лет бил в двери лбом. Некоторые распахивались от дубизны моего черепа, другие так и остались запертыми.

Так вот – вокруг меня десятки таких же, как я. На моих глазах многие из них взлетали, бились лбами в закрытые двери, расшибались и бросали писать. И среди них – крайне талантливые парни и девочки, разочаровавшиеся, уставшие слушать, что “фантастика умерла”, что “мы не будем читать отечественное говно”, что “нас кормят всякой парашей”, что “мы, читатели, платим свои кровные за экскремент”.

Много их бросило, много. Но некоторые остались. И некоторые ещё пока остались. Несмотря на то, что за последние десять лет короткую форму угробили. Несмотря на то, что пробивать запертые двери башкой больно. Несмотря на то, что бесперспективно. Несмотря на то, что опубликоваться по знакомству – как высморкаться, а по таланту – накось, выкуси.

Отдушиной для таких, как я, стали конкурсы. Мы встречались на них, общались на них и продолжаем это делать под снисходительные замечания ‘конкурсы — зло”, ‘конкурсы – дерьмо”, “конкурсы – куплены”, “конкурсы – занятие для закомплексованных бездарей”.

Без малого год назад я назвал тех, о ком говорил выше, пенной волной. Я не нашёл лучшего сочетания. Я перечислил, чем мы схожи. Чего мы хотим. Что делаем. Как относимся к тому, что делаем и хотим. Но не сказал главного.

Сейчас скажу. Мы пишем о людях, и мы умеем о них писать! Во всех жанрах, в множестве форм, времён, тем, идей, подач, фабул, концептов. Умеем! Не хуже тех, кто был до нас. Не хуже тех, кому повезло, потому что они писали, когда ещё короткую форму не затоптали ногами, когда ещё издатели обращали внимание на авторов не по количеству производимой макулатуры за единицу времени и не (только) по размеру сисек. Когда ещё были журналы и в них публиковали рассказчиков, когда ещё выпускали сборники и не вынуждали читателей брезгливо плеваться от их содержания.

Мы есть. И нас много. Сейчас выйдут авторские сборники лучших из нас. Линейка, основанная на пенной волне. Очень возможно, что мы провалимся — для этого в течение десяти лет сделано много всего. И, возможно, мы прорвёмся. Куда? Я не знаю.

И напоследок. Почитайте нас, люди добрые! Бросьте в издательскую шапку грошей. Скажите о нас “говно” – но после того, как прочли. Не до. Не по суждению заносчивых знатоков. На своём читательском опыте – непредвзятом. И тогда, может быть, некоторые из вас согласятся, что пенная волна есть. Что она – вот. И, может быть, таких согласившихся будет немало.





405
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение13 марта 2017 г. 01:03
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение13 марта 2017 г. 10:39
^_^


Ссылка на сообщение13 марта 2017 г. 10:07
Сколько я видел комментариев по поводу пенной волны, сводятся они не к тому, как и кто пишет. Сводятся они к тому, что у «волны» должно быть общего поболее чем:
— мы пишем о людях (почти все хорошие авторы о них пишут)
— внелитературные привычки (а тут у нас волна писателей, которые любят десятилетний коньяк)

Т.е. вопросы не к вам, как к авторам (кто-то вас знает, кто-то нет). Вопросы все к тому, что непонятно с чего нескольких авторов приписали к «волне», не проговорив ничего, что их в эту волну объединяет уникального литературного.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение13 марта 2017 г. 10:48

цитата Dark Andrew

не проговорив ничего, что их в эту волну объединяет уникального литературного


— невостребованность
— неизвестность
— некоммерческое отношение к писательству (как к хобби)
— пренебрежительное отношение читателей
но это было не литературное, это социальное
— короткая форма
— внепроектность
— полижанровость
— полиморфизм
— гиперэмоциональность
— а какая хрен разница
это были более литературные пункты :)
 


Ссылка на сообщение13 марта 2017 г. 11:47

цитата MikeGel


— короткая форма
   — внепроектность
   — полижанровость
   — полиморфизм
   — гиперэмоциональность

Первые три пункта относятся к морю других авторов, два следующих мне непонятны — значение «полиморфизма» применительно к тексту от меня ускользает.
 


Ссылка на сообщение13 марта 2017 г. 11:53
Можно конкретнее? К кому именно из тех, что пишут последние 10-12 лет, относятся первые три пункта?
Под полиморфизмом я имел в виду множетсвенность форм подачи.
 


Ссылка на сообщение13 марта 2017 г. 11:55
Полиморфизм для текста — я думаю это когда все пишут на одном языке рассказы на заданную тему (скажем так аналог одного набора хромосом), но у одного вдруг получается стихотворение. Это и есть многообразие из одного источника.
 


Ссылка на сообщение13 марта 2017 г. 12:00
Скорее когда один берёт тему киберпанком, второй — постапком, третий — стоунпанком, четвёртый — памфлетом и т. д. Тема при этом одна.
 


Ссылка на сообщение13 марта 2017 г. 12:01
А, вон как. Разными жанрами.
 


Ссылка на сообщение13 марта 2017 г. 12:06
Угу. Ну ещё и разной моралью в обнимку с разной авторской позицией.
 


Ссылка на сообщение13 марта 2017 г. 11:50

цитата

склонность к графомании


Значение слова «графомания» изменилось что ли уже? Зачем его использовать, это же антиреклама.
 


Ссылка на сообщение13 марта 2017 г. 11:55
Я немного ерничаю. И толкую «графоманию» как вредную привычку, безотносительно прочих присущих ей черт.
 


Ссылка на сообщение13 марта 2017 г. 11:57
Будучи читателем накушался графомании, бегу ее как огня.
 


Ссылка на сообщение13 марта 2017 г. 12:02
Ну хорошо. Как назвать состояние, когда понимаешь, что тратишь множество времени, сил на занятие, не приносящее ни дохода, ни известности, ни перспектив, ни зачастую элементарного морального удовлетворения? Готов заменить графоманию на нужное слово, только никак не найду его.
 


Ссылка на сообщение13 марта 2017 г. 12:10
Все слова имеют какие-то особенные коннотации. Это одержимость, но одержимостью очень широкий спектр влечений называют. Хотя у одержимости нет графоманского родимого пятна «отсутствие творческих способностей». С другой стороны есть еще более обидное, нежели «графоман», слово — логорея.

Да в конце концов старое доброе слово «хобби» — все признаки на лицо. Масса времени уходит, без прибыли, готов тратиться на присобления для хобби больше чем на обустройство быта и еду вместе взятые.
 


Ссылка на сообщение13 марта 2017 г. 12:16
Да — согласен. Но если написать слово «хобби» само по себе — оно, в отличие от ёмких «графомании» и «логореи», малозначимо. Придётся писать 'литература для нас — хобби» или иное сочетание слов, чтобы выразить свою мысль. Однако если режим правки не ушёл ещё — я поменяю, спасибо.


Ссылка на сообщение13 марта 2017 г. 11:49
Окей.
Убедили, точнее — меня зацепило обсуждение к той давней статье, а именно ветки комментариев Владимирского и Шикарева.
Надо будет охватить рассказы оставшихся для меня неизвестными «авторов «пенной» волны» и высказать, наконец, свое мнение. Потому что на данный момент я читал только Венгловского, Гелприна, Кожина, Кокоулина, Провоторова. Осталось охватить женскую составляющую волны, чтобы не быть голословным.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение13 марта 2017 г. 12:04
Посмотрел оценки. Вы читали пять моих рядовых рассказов. Видимо, преимущественно с местного конкурса. За остальных не скажу — не смотрел. Не слишком много, чтобы составить какое-то определённое мнение и совсем неудачная выборка — но вполне достаточно, чтобы больше не читать — тут вы правы.
 


Ссылка на сообщение13 марта 2017 г. 12:17

цитата MikeGel

Посмотрел оценки. Вы читали пять моих рядовых рассказов. Видимо, преимущественно с местного конкурса.

цитата MikeGel

Не слишком много, чтобы составить какое-то определённое мнение и совсем неудачная выборка — но вполне достаточно, чтобы больше не читать — тут вы правы.

По пунктам.
Я уже давно не люблю выставлять оценки сборникам.
Нет, не пять. Плюс «Саранча, скопец, палач», «Свеча горела», «Счастливчик» и «На посту», «По кругу». Вдвое больше.
С ФЛР только один. «Пешечное мясо».
Подборка вполне удачная, здесь и разные жанры — в том числе в смеси. Хоррор и темное фэнтези, нф и социальная, психологическая фантастика, стимпанк и просто фэнтези — куда без него? Даже «блатная тема» присутствует.
Больше того, здесь есть конкурсные рассказы, есть написанные прицельно под тематические антологии.
 


Ссылка на сообщение13 марта 2017 г. 12:21
Ну если оценки вы не ставите, то и автор не может судить о вас, как о читателе, не так ли? Других показателей, за исключением оценок и отзывов, на фл нет. Но да — этот спектр вполне годный, чтобы вам, читателю, судить обо мне, как об авторе. И если он оставил равнодушным — дальше читать смысла нет.
 


Ссылка на сообщение13 марта 2017 г. 12:28

цитата MikeGel

Ну если оценки вы не ставите, то и автор не может судить о вас, как о читателе, не так ли?

Нет.
Читатель/критик/редактор судит об авторе по текстам.
Если вы судите читателей только по оценкам, но не отзывам, мнениям или молчаливым прочтениям — ведь кое-какие вещи вы транслировали через АК, то это ваше личное право, да, но не более того.

цитата MikeGel

Других показателей, за исключением оценок и отзывов, на фл нет.

Есть оценки сборникам, например.
На ФЛ вообще же свет клином не сошелся. Есть отзывы/рецензии в журналах. Также кто-то вычитывает антологии/рассказы для составления ном-списков, например.

Вообще же, еще в прошлой дискуссии про оценки красочно высказался Владимирский. С малой формой у меня нечто схожее.

цитата MikeGel

Но да — этот спектр вполне годный, чтобы вам, читателю, судить обо мне, как об авторе.

Принято.
 


Ссылка на сообщение13 марта 2017 г. 12:37

цитата Green_Bear

Читатель/критик/редактор судит об авторе по текстам.
Если вы судите читателей только по оценкам, но не отзывам, мнениям или молчаливым прочтениям — ведь кое-какие вещи вы транслировали через АК, то это ваше личное право, да, но не более того.


Ась? А как иначе прикажете? По оценкам я вижу, как читатель отнёсся к моему творчеству. Особенно если сравниваю их с его же оценками другим авторам. По отзывам вижу тоже. Телепатией не страдаю, угадыванием не занимаюсь.

цитата Green_Bear

Есть оценки сборникам, например.
На ФЛ вообще же свет клином не сошелся. Есть отзывы/рецензии в журналах. Также кто-то вычитывает антологии/рассказы для составления ном-списков, например.


Ну не сошёлся. Отзывы/рецензии в журналах принадлежать одному (одному!) читателю. На флибусту я не хожу. По сетям в поисках не шарю, да и зачем? Иногда мне пишут письма с благодарностями. Иногда получаю с руганью. ФЛ — единственный инструмент, который помогает оценить читательское мнение более-менее объективно — по средней оценке. Других нет, да и откуда им взяться. Вы вот сидите на фл — активны здесь, даже гиперактивны, но оценки не ставите. Ну вас никто не обязывает, разумеется. Но и авторам судить о вас, как о читателе, трудно. Я читал несколько ваших отзывов на произведения. Хотите напрямоту то, что я о них думаю?
 


Ссылка на сообщение13 марта 2017 г. 12:44

цитата MikeGel

Ась? А как иначе прикажете? По оценкам я вижу, как читатель отнёсся к моему творчеству. Особенно если сравниваю их с его же оценками другим авторам. По отзывам вижу тоже. Телепатией не страдаю, угадыванием не занимаюсь.

Просто спросить?
Тем более что даже в плане отзывов есть не только ФЛ. Я в сеть из «ФанCity» обзоры так и не вытащил, например. А сейчас из блога не вижу смысла приносить сюда отзывы. Вообще. Пока что транслирую кое-что, по привычке еще.

цитата MikeGel

Но и авторам судить о вас, как о читателе, трудно. Я читал несколько ваших отзывов на произведения. Хотите напрямоту то, что я о них думаю?

*пожимая плечами*
Кому-то трудно, кому-то — нет. В обоих смыслах.
Мы с вами слишком разные люди (и по мировоззрению, и по предпочтениям), чтобы наши мнения сходились, про совпадали — даже не говорю. Поэтому хотите — пишите. Не хотите — не тратьте на дискуссию время.
 


Ссылка на сообщение13 марта 2017 г. 13:05

цитата Green_Bear

Просто спросить?
Тем более что даже в плане отзывов есть не только ФЛ. Я в сеть из «ФанCity» обзоры так и не вытащил, например. А сейчас из блога не вижу смысла приносить сюда отзывы. Вообще. Пока что транслирую кое-что, по привычке еще.


Любопытно, как вы себе это представляете. Авторы, обивающие пороги читательских кабинетов с просьбой высказаться? Я знаю таких, но в подавляющем большинстве это... удержусь от эпитетов.

цитата Green_Bear

Мы с вами слишком разные люди (и по мировоззрению, и по предпочтениям), чтобы наши мнения сходились, про совпадали — даже не говорю. Поэтому хотите — пишите. Не хотите — не тратьте на дискуссию время.


Если хотел бы — давно бы написал. Но раз вам это неважно, то время и вправду тратить не стану.
 


Ссылка на сообщение13 марта 2017 г. 13:12

цитата MikeGel

Любопытно, как вы себе это представляете. Авторы, обивающие пороги читательских кабинетов с просьбой высказаться? Я знаю таких, но в подавляющем большинстве это... удержусь от эпитетов.

Оценки вбил в базу.
Я говорил, что чем угадывать «качество» и «направленность» читателя по редким оценкам, иногда проще прямо спросить.
Обивание порогов — это совсем другое. И опять же зависит от круга общения, и как определять рамки.
 


Ссылка на сообщение13 марта 2017 г. 13:55
Да, увидел, спасибо за. Ну а что касается спроса — я никого никогда не спрашивал, кто хотел, тот сообщал, кто нет — тот нет. Хотя вру — одного парня, который ставил десятки и колы вперемешку спросил однажды, чего так. Ответ был — я типа так вижу. Ну вот весь спрос. И вообще, как по мне — последнее дело приставать к людям, чтобы заценили писанину. Разве что к близким друзьям, и то с ограничениями.
 


Ссылка на сообщение13 марта 2017 г. 12:13
Невнятно сказал — сейчас поясню. Автор определяется не своими худшими и не своими рядовыми произведениями. А своими лучшими. Если речь идёт о типовом рассказчике, у него есть тексты разного уровня. Практически у любого рассказчика, включая классиков. Чтобы составить мнение о рассказчике, следует читать лучшие тексты. Рядовые только в том случае, если лучшие пришлись по нраву, иначе нет смысла.
Если брать как пример меня — у меня из 200 опубликованных текстов тех, которые считаю лучшими — полсотни. В первый сборник таких вошло 20, во второй — 12, ну и ещё полтора десятка осталось. Остальные 150 — рядовые, проходные или как угодно назовите. Есть и просто слабые — в основном, из ранних. Вы проставили оценки пяти рядовым рассказам. Как-то так.
 


Ссылка на сообщение13 марта 2017 г. 12:20

цитата MikeGel

Если речь идёт о типовом рассказчике, у него есть тексты разного уровня. Практически у любого рассказчика, включая классиков. Чтобы составить мнение о рассказчике, следует читать лучшие тексты. Рядовые только в том случае, если лучшие пришлись по нраву, иначе нет смысла.

У меня сложное отношение к малой форме. Но тех же Грина, Бунина, Куприна, читал почти всех — по крайней мере, по несколько томов. И по тем вещам, которые считаются кем-то лучшими, авторов судить бы не стал.
А вот именно много рядовых+несколько лучших.
 


Ссылка на сообщение13 марта 2017 г. 12:25
У меня гораздо больший набор авторов короткой формы, у которых я читал всё или почти всё.
— Лондон
— Бабель
— О'Генри
— Твен
— Лем
— Стругацкие
— Сорокин
— Бунин
— Шукшин
Это навскидку. Но я подхожу по-иному. Я полный профан в творчестве множества авторов, которых читали вы. И мне нужны чрезвычайно веские основания, чтобы включить в свой рацион нового автора.
 


Ссылка на сообщение13 марта 2017 г. 12:37

цитата MikeGel

— Лондон

Отдельный(е) сборник(и).

цитата MikeGel

— Бабель

Один рассказ.

цитата MikeGel

— О'Генри

Отдельный(е) сборник(и).

цитата MikeGel

— Твен

Отдельные рассказы/повести.

цитата MikeGel

— Лем

Отдельные рассказы.

цитата MikeGel

— Стругацкие

Отдельные рассказы/повести.

цитата MikeGel

— Сорокин

Нет.

цитата MikeGel

— Шукшин

Нет.
Дело в том, что я зачастую не люблю малую форму, воспринимаю ее, как обрывки чего-то большего.
В домашней библиотеке есть два типа изданий в плане рассказов. Или толстые СС (может и ПСС, не проверял). Или антологии. Если автор мне хоть сколько-то нравился, то я вычитывал у него все из имеющегося под рукой. Вот, например, ПСС Чехова забыл — но у него мне нравились буквально считанные вещи, хотя прочитал все. Наверное, Грин — едва ли не лучшее по сумме впечатлений. Остальные шли по убывающей.
Поэтому отдельный рассказ мне прочитать еще относительно легко. Но уже второй-третий от того же автора...
 


Ссылка на сообщение13 марта 2017 г. 13:58

цитата Green_Bear

Поэтому отдельный рассказ мне прочитать еще относительно легко. Но уже второй-третий от того же автора...


Да тут понятно — подходы разные. Вы больше для эрудиции читаете, а я больше для удовольствия — как-то так, видимо. Мой список неполный — он на самом деле вдвое больше где-то. Но меня застрелите — я не стану читать Эриксона, Пекару, кто там ещё модный. А вы их подряд. Разные подходы.


Ссылка на сообщение13 марта 2017 г. 13:57
Немного не в кассу, но! Для короткой формы основной площадкой всегда, с моей точки зрения, были журналы. А, авторские сборники покупались мной по мнению, которое я составил читая журналы. Журналов нет — нет и успешных сборников рассказов.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение13 марта 2017 г. 14:00
Угу. Нету журналов. И короткая форма в ж-пе во многом поэтому — вы правы.
 


Ссылка на сообщение13 марта 2017 г. 14:31
Поэтому, абсолютно независимо от качества текстов — я не думаю, что у Вас будут причины для радости. А раскручивать новый НФ-журнал желающих явно нет.:-(
 


Ссылка на сообщение13 марта 2017 г. 15:17
На все воля божья. Если, конечно, он есть.


Ссылка на сообщение13 марта 2017 г. 20:07
«Богатыри — не мы», это струволна или нет?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение13 марта 2017 г. 20:27
А сейчас сколько времени?
 


Ссылка на сообщение13 марта 2017 г. 21:18
21:16 МСК
13 марта
2017 год от Рождества Христова
Голоцен
Антропоген
Кайнозой
Фанерозой
 


Ссылка на сообщение13 марта 2017 г. 21:19
Так сборники памяти Михаила Успенского, сабж, или нет?
 


Ссылка на сообщение13 марта 2017 г. 21:40
Сборники как таковые — нет, они как бы бумага + картон + глянец + буквы.
Тексты частично произведены пенной стру.... волной.


⇑ Наверх