Самая страшная книга


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «danihnoff» > Самая страшная книга - 2016
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Самая страшная книга — 2016

Статья написана 9 июня 2017 г. 17:25

Мне нравится сетевой фольклор. Все эти крипи-истории, выдавленные коллективным бессознательным на электронные страницы испуганных (или страстно желающих испугаться) тридцатилетних мальчиков и девочек. Проклятые файлы, убивающие, если их открыть. Скрытая часть интернета, доступная лишь избранным. Сталкеры, находящие в брошенных зданиях двери в забытые покои остывших мертвецов. Скримеры и вечный непреходящий перевал Дятлова. Новые культы древних богов и тайны зеркал. Убийцы в интернете, маньяки, которые сидят с нами в одних и тех же соцсетях, древние твари, которые следят за вами через вашу же вебкамеру. Люди, которые бегут из бытового ада в ад настоящий, такой уютный и обжитый, и всё это — огромная часть современного интернета, на которую современные же писатели почему-то почти не обращают внимания, предпочитая снова и снова переосмысливать прошлое. А ведь это удивительное место, я бы даже сказал место новой искренности (про искренность писатели любят поговорить, вот и я вставлю сюда это словечко). Да, есть кино, где как-то пробуют показать что-то не просто страшное, но страшное по-современному, однако в результате получается дешевая дрянь, фильмы категории Б, которые смотрят только не слишком взыскательные зрители вроде меня. Ну и как по мне жанр хоррора и крипи-историй – это все-таки немного разные вещи. Крипи-истории – дьявольские дети интернета, в интернете им по большей части и стоит оставаться. В крайнем случае – пусть будет книга. Скачанная через тор, с флибусты, адский сборник страшных рассказов.

“Самая страшная книга — 2016” – как раз сборник крипи-историй. По крайней мере меня в ней заинтересовали именно те истории, которые так или иначе либо связаны с интернетом, либо рассказывают нам о предшествующих девяностых: веерные отключения света, попытки добыть денег, ножки буша, занесенные снегом поселки, забытые этой страной (если вы понимаете, о чем я). Никому не нужные дети ельцинской эпохи, постепенно врастающие в цифровой ад нулевых и дальше. Я ничего не ожидал от этой книги. Я скачал ее совершенно случайно. И открыл в читалке тоже совершенно случайно. Более того: около половины рассказов не смог прочесть до конца (прошу прощения у авторов). Но оставшиеся рассказы – это то, что надо. Тот самый сетевой фольклор, который я хотел увидеть. Не могу сказать, что это какое-то новое слово в литературе. Нет там нового Пушкина или Чехова. Да и не надо. Потому что случилось главное: через эти рассказы я почувствовал (внезапно) дуновение современности. Ад одиночества, ад людей, пытающихся убежать оттуда, где страшно скучно, туда, где просто страшно.

В рассказе Провоторова “Мужики” главный герой убегает из города в деревню. Он не любит людей, предпочитая одиночество, такой современный дауншифтер, художник с ноутбуком подмышкой. В деревне происходят определенные пугающие события, но, что любопытно, сами события не так интересны, как предшествующий им ленивый денек с близящимся закатом: вся эта тревожность, какие-то нелепые случайности, встречи, смешной мужичок (кажется, что он вот-вот цыкнет зубом в духе соцреализма), старушка с корзинкой грибов, прочие милые детали умирающего деревенского быта. Рассказ хорош, но в этом сборнике у Провоторова есть и лучше: “Веерное отключение”. Здесь уже про мальчишку родом из девяностых, может это как раз про детство главного героя “Мужиков”: почти весь рассказ мы не выходим из квартиры, в которой просто-напросто отключили свет. Мальчик остался один, и мы внимательно следим за его переживаниями. И это чертовски интересно! Наступает вечер, свет не дают, отец в командировке, мать у тети, а свечки и спички – в других комнатах, и это так близко, и одновременно так безумно далеко, потому что страшно просто встать с кресла, чтобы сходить за ними сквозь темноту, мимо зеркал, мимо скрипящей дверцы шкафа, мимо окошка вентиляции. Удивительно хороший криповый рассказ.

“Ночной пловец” Дмитрия Витера – типичная (в хорошем смысле) криповая история про одинокого мужчину, его бросила жена (девушка?), он тоскует и, чтоб забыться, топит себя в работе, а после работы – ходит поплавать в бассейн. История простая, но страшная, отличная байка из интернета.

“Узор” Матюхина – крипи-байка про адский узор в каждом из нас. Ну может и не в каждом из нас. Конечно, не в каждом из нас: мы ведь все такие светлые человечки на просторах сети. А главный герой просто скачал дьявольский рисунок из интернета, и этот рисунок изменил его. Почему антивирусом не пользовался, спрашивается? Рассказ о страхе перед сетью (мало ли с чем можно столкнуться на просторах!), о страхе перед людьми вроде бы родными и близкими, о разобщенности поколения цифры. Главному герою, например, и в голову не приходит поговорить с женой о том, что с ним происходит в редкие моменты просветления. Лучше лишний раз порубать в “World of tanks”, верно?

У рассказа есть несколько технических недочетов (как мне показалось), но все-таки он весьма неплох.

“Багровая луна” Кабира хороша, но главный злодей довольно банален. Давайте признаем: классические оборотни умерли в восьмидесятых, нужен действительно хороший реаниматор, чтоб их оживить. Зато какая тут военная часть, какая промерзшая тайга, какой дьявольский холод и какой всюду снег! Прекрасный антураж, любопытные герои, есть все, чтоб история стала по-настоящему криповой.

Ну почти все.

“В иллюминаторе” Костюкевича – не самый банальный сюрреалистичный рассказ про космонавтов на станции, сталкивающихся с неизведанным. К счастью, никаких очевидных чужих. Герои умирают (ха-ха) от алекситимии и тупых тяжелых предметов. Крипота в наличии.

“Закон Скримера” Елены Щетининой – все как надо, криповая байка из интернета, готовьтесь вы(ср)дать тонны кирпичей, дорогой читатель. Главный герой мечтает сделать такой скример (короткий видеоролик с внезапной и страшной концовкой), чтоб все ахнули и шапки долой! – но у него ничего выходит, а потом его находит настоящий гений в создании скримеров и… ну вы понимаете. Тут-то все и происходит. При желании можно поразмышлять о таланте и посредственности, о тоннах копипасты, которая заполонила эти ваши интернеты, о синдроме поиска глубокого смысла. Весьма неплохо в любом случае.

На этом, пожалуй, все. Несколько рассказов из сборника я оставил за кадром: один из них хорош, но не тянет на крипи-историю, а еще про пару говорить не буду нарочно.

Потому что в хорошей криповой байке всегда должна оставаться недосказанность.





1756
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение9 июня 2017 г. 20:30
Спасибо за добрый отзыв)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение9 июня 2017 г. 20:40
Вам спасибо. Отличные рассказы.


Ссылка на сообщение10 июня 2017 г. 01:29
Интересная рецензия. Правда, не понял фразы «Нет там нового Пушкина или Чехова. Да и не надо». И вот интересно что — проходят конкурсы, кто-то голосует, кто-то выигрывает. А потом — выходят такие «страшные» книги. Хотелось бы, чтобы авторы умели хотя бы писать, чтобы еще и страшно — это уже машинку для губ надо)) Так что не соглашусь, надо, надо и Чехова, и Пушкина, и Коллинза, и Диккенса. Да только нет их и не будет видимо. Не нужны большинству...
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение10 июня 2017 г. 01:47
Все эти отличные авторы уже были. Когда про автора говорят вот, мол, новый Чехов, это очень подозрительно: вполне вероятно, ничего нового после Чехова он не сказал (и не скажет).

Конкретно в этом сборнике (как минимум) безусловно хорош Провоторов. Писать умеет.

Если же вам так необходимо буйство языка и красоты стиля от современных авторов, которые умеют писать, можете заглянуть в толстые литературные журналы. «Новый мир», «Октябрь» и так далее. Не могу сказать, что все там абсолютно хорошо, но определенный уровень имеется. Насчет «страшного» — тут сложно что-то советовать, все индивидуально. Кого-то бродячие собаки пугают, а кто-то смело спит у подъезда в обнимку с бутылкой.


Ссылка на сообщение15 июня 2017 г. 13:22
Провоторов, безусловно, выдается из общей массы
то же могу сказать про Иванова -- его «сказочная» проза хороша
стилизация под Майринка -- не совсем удачна, но старательна
и Яма -- истинный хоррор, как по лекалу — красота!
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение20 июня 2017 г. 09:10
Согласен, Яма, весьма добротная вещь!


Ссылка на сообщение21 июня 2017 г. 14:04
Автору статьи надо прочитать скачать сборник «Темная сторона сети». Наверняка тоже что-нибудь интересное найдет


⇑ Наверх