Комиссар Мартин


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Тиань» > Комиссар Мартин Бек
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Комиссар Мартин Бек

Статья написана 22 июля 2017 г. 16:58
Пер Валё и Май Шёваль
Пер Валё и Май Шёваль

Декалогию о полицейском сыщике Мартине Беке Пер Валё и Май Шёваль писали на протяжении десяти лет: с 1965 по 1975 годы. И охватывает она также десятилетний период из жизни героев: с 1964 по 1974. Можно сказать, что перед нами детективы в режиме реального времени: на страницах книг авторы создавали картину той жизни, которая их окружала.

Дождь в Стокгольме
Дождь в Стокгольме

Жизнь эта наполнена ощущением тесноты, духоты и уныния. Швеция предстает скучной, неуютной. Такой ее видит полицейский следователь Мартин Бек, страдающий от духоты в кабинетах, давно отдалившийся от жены и детей, постоянно испытывающий какие-то недомогания. В работе он прячется от всего остального, несостоявшегося.

Команда Мартина Бека расследует убийства. Авторы же ведут собственное расследование, анатомируя преступление как явление общественной жизни. В центре внимания шведского тандема — личность преступника, мотивы и предпосылки его действий. Сознательно отказавшись от традиции аполитичности детективного жанра, Пер Валё и Май Шёваль  создали цикл романов о преступлении как социально обусловленном явлении в современной им Швеции.

В своей аналитике Авторы старались быть объективными, исследовали различные варианты преступного поведения.

В стартовом романе цикла «Розанна» показано преступление, не связанное с какими-то особенностями именно шведского социума тех лет. Также как и серия убийств в романе «Мужчина на балконе». Это  человеческие трагедии вне экономики и политики, в основе которых отчужденность и слабые связи между людьми, одиночество. В романах «Швед, который исчез», «Исчезнувшая пожарная машина» показано преступление как метод разрешения разногласий внутри поставивших себя вне закона людей и групп. Эти романы в целом близки к традиционному полицейскому или криминальному детективу.

Социально-политическая составляющая преступления выходит на первый план начиная с шестого романа цикла — «Полиция, полиция, картофельное пюре». В этой и последующих историях номинальный преступник часто вызывает гораздо больше сочувствия, нежели жертва. Преступление совершается как протест в порыве отчаяния, когда вместо помощи декларативно существующие для этих целей государственные структуры добивают человека морально, лишают последнего смысла жизни.

Романы декалогии не равноценны по своим литературным достоинствам: есть яркие, запоминающиеся, как «Смеющийся полицейский» или «Запертая комната"; есть более слабые, как уже упоминавшиеся «Розанна» и «Полиция, полиция, картофельное пюре», в которых наблюдается нелогичность поведения полиции и преступника. Но в целом все романы достаточно увлекательны и при последовательном чтении показывают нарастание социальной напряженности в обществе и политизацию полицейских следственных подразделений, превращение их из органа расследования преступлений в еще одну карательную спецслужбу.

Кадр из сериала «Комиссар Мартин Бек»
Кадр из сериала «Комиссар Мартин Бек»

Процесс этот показан наглядно, на примерах поведения. Если в начальных романах цикла практически любые следственные ситуации разрешала пара полицейских, действующих с минимальным использованием силовых средств, то по мере его развития полицейские операции обретают масштабность, граничащую с безумием. Так, в романе «Подозревается в убийстве» на задержание двух не столь и опасных преступников брошены десятки полицейских с собаками, вертолетами, слезоточивым газом и т.д. При том что реально задержание производят двое полицейских, которые не утратили здравый смысл и сумели опередить всю эту ужасающую армаду.

Создавая серию социальных романов, Авторы не перестали быть детективщиками. У них есть свой стиль, умение создавать и резко менять атмосферу короткими репликами. Также в каждой книге присутствует хотя бы один допрос, который читаешь с напряженным вниманием, вслушиваясь в каждое слово и интонацию. Это может быть допрос-поединок, как в «Розанне», где сошлись два равных противника. Или осторожная беседа Мартина Бека с трехлетним свидетелем, как в романе «Мужчина на балконе», когда слова и жесты малыша пытаются истолковать вместе полицейский следователь, родители и старшая сестренка. В каждой книге есть также структурирующая деталь, она появляется задолго до финала, настойчиво притягивает к себе внимание следователя и читателя. Наиболее ярко этот момент выражен в «Шведе, который исчез», когда Мартин Бек снова и снова перебирает в уме содержимое чемодана предполагаемой жертвы. Если читать внимательно, преступление можно раскрыть. Хотя и заблудиться тоже можно, неправильно оценив авторскую подсказку.

Работа полицейских кажется похожей на труд архивариуса. Они кропотливо собирают огромное количество фактов, систематизируют их и постепенно из начального информационного хаоса складывается четкая картина преступления. Так работает система полицейского сыска — главный герой полицейского детектива, где нет следователя-одиночки, но есть команда, напарник, который и глупые версии выслушает без насмешки, и спину прикроет, если это потребуется.

Вот только результат работы полиции не всегда радует. Преступление раскрыто, преступник наказан, окончательно растоптана еще одна человеческая жизнь. Защиту получает не тот, кто в ней реально нуждается по законам справедливости, а тот, кого приказано защищать.

В корпусе полицейских детективов Мартин Бек и его команда стоят особняком. Это профессионалы системы, которые по возможности пытаются ей противостоять.  





1234
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение22 июля 2017 г. 17:16
Из сего цикла хорошо помню только Полиция, полиция, картофельное пюре! — очень в своё время впечатлило...

А в целом же отчего-то у меня аллюзии на Сименона — может, из-за некоторой имменетной социальной составляющей...
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение22 июля 2017 г. 17:21

цитата lena_m

А в целом же отчего-то у меня аллюзии на Сименона

Пожалуй, что-то общее есть... Только комиссар Мегрэ больше одиночка, хоть и полицейский. А Мартин Бек — командный игрок. Но настроение книг действительно имеет много общего.


Ссылка на сообщение22 июля 2017 г. 18:14

цитата lena_m

социальной составляющей
Доходящей до сюрреализма в «Террористах» :-D
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение22 июля 2017 г. 18:16
Да, слегка безумный роман.:-)


Ссылка на сообщение22 июля 2017 г. 19:57
Просто великолепный цикл!
И с неплохим юмором, кстати.
Читал вразнобой, ещё в ВС и прочих ЗД.
Но вот уже много лет лежит в электрическом виде весь цикл, суверенный неким Готье Неимущим.
Надо все-таки распечатать и прочитать подряд.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение22 июля 2017 г. 20:11
Подряд он читается совсем по-другому. Если выберет время перечитать, наверняка не пожалеете.


Ссылка на сообщение22 июля 2017 г. 23:32
Вот именно, Мартин Бек, командный игрок. И в романах цикла, он как член команды. А вот в это издание (наконец дошли руки), добавил и изображение его команды. https://fantlab.ru/edition73626
И еще, сколько раз пытался посмотреть шведский сериал, а сегодня прочитав статью посмотрел одну серию. Не, всё же наш Мартин Бек из фильма «Полиция, полиция...», мне больше нравится. И Скаке, у нас лучше и Пер Монсон юморной.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение23 июля 2017 г. 15:20

цитата SAG

сколько раз пытался посмотреть шведский сериал, а сегодня прочитав статью посмотрел одну серию. Не, всё же наш Мартин Бек из фильма «Полиция, полиция...», мне больше нравится. И Скаке, у нас лучше и Пер Монсон юморной.

А у меня никакие фильмы про этих героев смотреть не получается. Не нравится, не так все выглядят, не так разговаривают и вообще всё не так, как я хочу)


Ссылка на сообщение25 июля 2017 г. 12:27
тоже признаюсь в своей любви к «Полиция, полиция, картофельное пюре!»8-)
А так... Романы Сименона мне всё-таки намного больше по душе.
ну вот так как то. 8:-0
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение25 июля 2017 г. 15:04
Вы правы, Сименон — прекрасный автор. У меня тоже один из любимых)


⇑ Наверх