Александр и Людмила Белаш


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Green_Bear» > Александр и Людмила Белаш «Война кукол»
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Александр и Людмила Белаш «Война кукол»

Статья написана 8 августа 2017 г. 16:56

Аннотация:

Они еще не совсем люди, но уже и не механические игрушки, повинующиеся встроенной в мозг программе. Они ушли, чтобы стать свободными, создавать свои семьи, просто жить и работать. Они никому не хотят зла, но их преследуют и уничтожают или стирают память и возвращают хозяевам. Остается одно — воевать. Но не с людьми — законы робототехники незыблемы, — а с такими же, как и они сами, киборгами, пока еще лояльными по отношению к человеку. Начинается отсчет нового времени, времени войны кукол.




Огромный стомиллионный Сэнтрал-сити от горизонта до горизонта распростерся по поверхности планеты гигантским каменным спрутом, ячеистым пятном, многоликим и бездонным лабиринтом. Горы небоскребов и шпили башен тонут в сизом тумане и удушливом смоге, в небе струятся потоки флаеров, улицы пестрят яркими огнями и рекламой. Покупай, владей, отдыхай, веселись! Каждый сектор, зона, район — как отдельная страна со своими нравами и населением. Развалины Пепелища и Руин плотно контролируются с воздуха полицией, кипуче и беззаконно бурлят трущобы Манхлэнда и Гриннина, крутится в рабочей круговерти Синий Город и недосягаемо сияет великолепный Элитэ. Город жаждет зрелищ и сказок, чтобы отвлечься от серой обыденности. И однажды беглые киберы, бездушные куклы по мнению большинства, внезапно отказываются безропотно скрываться и скитаться, бросая вызов равнодушной системе в лице проекта "Антикибер", которым заведует талантливый системщик Хиллари Хармон.

Ключевой составляющей романа "Война кукол" Александра и Людмилы Белаш, открывающего одноименную трилогию, являются кибертехнологии, а точнее нео-Азимовская роботехника. Знаменитые Три Закона в базисе — ствол мозга, затем сектора и оперативка, жестко откалиброванный словарь — чтобы исключить разночтения или ошибки. Казалось бы, для киборгов — шедевра научно-технической мысли — найдена потребительская ниша. Чувственные секс-партнерши, исполнительные секретари, заботливые гувернеры, ловкие гладиаторы, надежные телохранители, покорная прислуга — порой сразу несколько ролей в одном лице, и по вполне доступной цене, если ты медиа-звезда или конгрессмен. Но находятся смельчаки — баншеры, программисты-хакеры — которые "гарпунят" таких кукол и перепрошивают вирусной ЦФ, дающей киборгу новую целевую функцию — свободу выбора, развития, самоосознания. Теперь киборгам есть что ценить и терять, однако большинство предпочитает бегство и прятки. Лишь "семья" Чары с ЦФ-6 внезапно решает объявить войну охотникам.

Другой не менее важный смысловой слой — это социальная проблематика, которая вплетена повсеместно, от ироничных диалогов до развернутых описаний. Сэнтрал-сити огромен, в нем создаются и теряются миллиарды, а потому и разрыв между богатыми и нищими тоже огромный. Кто-то живет в коттеджах, питается натуральными продуктами и регулярно отдыхает на курортах. Кто-то всю недолгую жизнь прозябает в бигхаусах, давится синтетическими суррогатами и промышляет по развалинам. Так свежезагарпуненный киборг с удивлением обнаруживает, что вокруг полно людей, которым требуется медицинская помощь, которые страдают от недоедания, которые живут рядом с грудами токсичных отходов. И бывшая кукла поп-звезды искренне не понимает — почему люди не заботятся друг о друге и допускают такую нищету. "У них нет Первого Закона, вот и звереют" — объяснит ей недавно обретенная "сестра". Неудивительно, что Сэнтрал-Сити периодически сотрясают массовые беспорядки, что общество чудовищно разобщено — и по районам, и по доходам, что люди жаждут сказок, чтобы отрешиться от серости и унылости будней.

Киберпанк в романе представлен классическим бунтом, неисправимо подростковым — чего еще ждать от киборгов, которые лишь несколько лет, как свободно мыслят? Многое в антураже успело за прошедшие двадцать лет приобрести благородный оттенок ретро. Умилительно смотрятся дискеты, ностальгически — сетевые регионы. Треки — мобильники — уже давно стали неотъемлемой частью современной жизни. Но вряд ли авторы ставили цель сделать идеально точный футурологический прогноз на века вперед. Зато ретро-оттенки придают истории урбанистическую сказочность и ощущение близкого чуда, которое поддерживают атмосферные вставки из местного фантсериала, стилизованного под анимэ. Ксенологическая линия описывает расовое многообразие Сэнтрала — одиннадцать, включая человечество. И двенадцать, если считать киборгов. Тем не менее, значимую роль играют помимо людей только три — волосатые яунджи, изысканные бесполые туанцы и ящероподобные ихэны. Остальные расы выступают в роли декораций, которые подошли бы даже масштабной космоопере.

Но любая история бессмысленна без ярких и убедительных героев. Персонажей "Войны кукол" крайне трудно разделить на главных и второстепенных, к ним быстро привыкаешь и вскоре сопереживаешь всем, даже условным или реальным антагонистам. Кибер-семья Чары с боевыми "дочками" — Маской, Косичкой, Дымкой, Гильзой и Лилик. Киборг Фанк, старый бедный клоун — почти по Шекспиру, до поры успешно играющий роль директора театра, справляющийся лучше многих людей и нелюдей. Хиллари Хармон, системщик и психолог, лидер проекта "Антикибер", трудоголик и профи. Габар, молодой яунджи, нечаянно связавшийся с баншерами. Киберы из группы усиления проекта — изощренный интриган Этикет, служака Ветеран, изысканный Кавалер и упрямый Рекорд. А еще беспринципный ведущий телешоу Доран, истеричная поп-звезда Эмбер и многие другие лица, мелькающие в паре эпизодов, но успевающие запомниться, несмотря на обилие актеров этого кибер-театра. "Кибер", поскольку идеальный человек, если обобщить требования, должен быть подобен киборгу-кукле... или наоборот?

Итог: нестандартная кибер-социальная история в урбанистических декорациях.

Моя оценка: 9/10

Смотрите также:

  1. Рецензия на роман Александра и Людмилы Белаш «Темные звезды».





1694
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение8 августа 2017 г. 17:50
Крайне недооценённая вещь. Крайне! Да и Оборотни космоса, и Капитан Удача, и Имена мёртвых — золотой фонд нашей фантастики
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение8 августа 2017 г. 18:16

цитата smykov

Крайне недооценённая вещь. Крайне!

К сожалению, да.
На мой взгляд, эта трилогия достойна того, чтобы стоять в одном ряду с известными романами Азимова. Тем более что во второй и третьей части добавляется не только философская линия, но и условно метафизическая — с пророком Энрике. Повествование становится и вовсе многомерным.
Я уже молчу, что текст просто просит, чтобы его разобрали на цитаты.

«Ни F60.5, ни Крокодил не заговаривали о деньгах — просто, если F60.5 уцелеет, он вернет оружие, какое сохранится. А парень Обезьяны — механик, оружейник — приведет его в порядок и уложит в тайник до следующего раза. F60.5 уверенно считал всех таких, как Крокодил, полоумными. Крокодил, в свою очередь, серьезно полагал, что F60.5 — полный кретин, который непременно свернет себе шею. Они были очень довольны друг другом и относились друг к другу с искренней симпатией.»

«— Бывает, и охотятся, — мрачно заметила Коса. — Люди — дефективный вид разумных. Одни мы понимаем, что им нужно здоровье, еда, чистое жилье. А сами они друг о друге не думают. Их мир — подлый.
— Но Первый Закон…
— У них его нет, вот и звереют.»

«Косичка сменила тактику — в три шага оказавшись у машины, она достала «уран» и уткнула его в корпус, напротив блока жестких дисков.
— Давай, Стик Рикэрдо, садись и включайся. А то я сейчас нажму — и ты научишься книги читать вместо монитора.»

«Генерал, если вы думаете, что, когда мы подадим друг на друга в суд, Доран от хохота подавится собственным языком, то вы ошибаетесь. Он получает сумасшедшие деньги именно за то, что может нести околесицу не запинаясь и не думая. Язык — его главный рабочий орган; по-моему, он его застраховал.»

«— В том виде, как это делается на телевидении, — Этикет бросил короткий взгляд на альтиметр и курсограф и точным, строго дозированным движением немного отжал штурвал от себя, — общественного мнения не существует. Это ложная установка. На телевидении применяются либо психотронные кодирующие программы, либо программы, удовлетворяющие человеческие комплексы и инстинкты — информационный голод, жажду смены обстановки, избавление от монотонности, возможность заполнить время, сбросить эмоции. Для этого существуют игры, сериалы, сенсации и Доран.»


Поэтому и решил, что сделаю рецензии на все тома этой трилогии.
 


Ссылка на сообщение8 августа 2017 г. 18:20

цитата Green_Bear

Поэтому и решил, что сделаю рецензии на все тома этой трилогии.


Очень правильное решение. Спасибо за труд. И на «космическую» трилогию, плиз:-)
 


Ссылка на сообщение8 августа 2017 г. 18:23

цитата smykov

И на «космическую» трилогию, плиз

Ее надо будет еще прочитать для начала. Я стараюсь часть книг любимых авторов откладывать впрок, про запас на «голодный» год:)

цитата smykov

Очень правильное решение. Спасибо за труд.

:beer:
 


Ссылка на сообщение8 августа 2017 г. 18:29
А Имена мёртвых не читали?
 


Ссылка на сообщение8 августа 2017 г. 18:31
Тоже нет — побоялся на тот момент уклона в мистику. Впрочем, за последние годы я прочел немало мистико-фольклорных рассказов и повестей у супругов Белаш, поэтому, быть может, пересмотрю решение.

А вы читали «Темные звезды»? Вот где продолжение по духу подростково-задорных приключений:)
 


Ссылка на сообщение8 августа 2017 г. 18:37

цитата Green_Bear

Тоже нет


Ну-у, я вам по доброму завидую — вам только предстоит погрузиться этот роман. Там мистика — второстепенное, а то и третье-.

цитата Green_Bear

А вы читали «Темные звезды»?


Да, и вначале не поверил, что авторы Белаш, настолько сильна разница между Звездами и остальными романами этих авторов
 


Ссылка на сообщение8 августа 2017 г. 18:41

цитата smykov

Да, и вначале не поверил, что авторы Белаш, настолько сильна разница между Звездами и остальными романами этих авторов
Ну, «Темные звезды» — приключенческо-подростков ые, в отличие от той же «Войны кукол», где экшена очень мало и играет он третьестепенную роль, вопреки названию.
Если сравнивать с западным young-adult'ом, то «Темные звезды» выглядят вполне прилично. Точно лучше той же Шваб, о которой я недавно писал.

цитата smykov

Ну-у, я вам по доброму завидую — вам только предстоит погрузиться этот роман. Там мистика — второстепенное, а то и третье-.

Ога, буду знать!


Ссылка на сообщение8 августа 2017 г. 19:30
Обе трилогии, Куклы и космическая, в общем, связаны. Тот же мир, персонажей «космоса» упоминали в Куклах..
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение8 августа 2017 г. 19:43
Ага.
Но в нашей базе почему-то они не объединены даже в условный цикл.
 


Ссылка на сообщение8 августа 2017 г. 19:52
Читал Кукол довольно давно, но, в качестве примера, руководитель проекта, когда на него особо насели, бросает фразу «Уйду к Джомару...» (продолжение фразы не упомню) Джомар — руководитель другого, особо секретного проекта по киборгизации. Главный герой космической трилогии — питомец (или жертва) Джомара.
 


Ссылка на сообщение8 августа 2017 г. 20:02
Я уже молчу, что там одни и те же ксено-расы — это я по «Эскорту», который читал отдельно, заметил:)
 


Ссылка на сообщение8 августа 2017 г. 20:06
Вот-вот.
 


Ссылка на сообщение8 августа 2017 г. 22:25

цитата Green_Bear

Но в нашей базе почему-то они не объединены даже в условный цикл.
Так что нам мешает их объединить? Левон возражать не будет.
 


Ссылка на сообщение8 августа 2017 г. 23:27
Там и другие произведения в Метацикле есть: рассказы «У воды» и «Семейный портрет» (не опубликован) и повесть «Долина злосчастья» (см. последние комменты здесь: http://belash-family.l...)
 


Ссылка на сообщение9 августа 2017 г. 07:01
Поправите тогда? Ну и Левону в личку, как мы уже обсуждали. А то я читал только «Войну кукол», с рассказами не знаком — где их лучше ставить, в каком порядке.


Ссылка на сообщение8 августа 2017 г. 20:09
Для меня каждое произведение Александра и Людмилы Белаш — просто откровение. Так было с именами мертвых, так случилось с каждым томом войны кукол. «Капитан Удача ждет своей очереди, Темные звезды еще не приобретены.

Всегда поражался, почему выйны кукол не стали хитом. До сих пор недоумеваю, если честно.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение8 августа 2017 г. 20:16

цитата Сказочник

Всегда поражался, почему выйны кукол не стали хитом. До сих пор недоумеваю, если честно.

У меня есть две гипотезы.
Первая — полное несовпадение аннотации, обложки и названия с жанром цикла. Например, я ожидал экшена и боевки. А получил шикарный — но тем не менее — социально-философский-роботехнический-психолог ический киберпанк.
Вторая — достаточно низкий ритм (внешние события) при обилии сюжетных линий и достаточно высоком теме (внутренних событиях). Пока история разгоняется, пока мы узнаем действующих лиц... в общем, если вспомните первую гипотезу — то многие просто не поняли, о чем книга. Где война-то? Какие киборги-девчонки, веселые подначки... Это уже потом видишь и как покалечило прошлое Маску, и как стискивает кулаки Чара, и как надломлено застывает Фанк — «я старый бедный клоун».

цитата Сказочник

Для меня каждое произведение Александра и Людмилы Белаш — просто откровение. Так было с именами мертвых, так случилось с каждым томом войны кукол. «Капитан Удача ждет своей очереди, Темные звезды еще не приобретены.

О да, уровень Белаши держат высокий.


Ссылка на сообщение8 августа 2017 г. 20:36
Оборотни и Капитан — великолепные образчики ксенофантастики. Очень мощно и оригинально прописаны «чужие» общества.


Ссылка на сообщение8 августа 2017 г. 23:01
Странно, мне казалось, что именно после вашей рецензии я вышел на этот роман %-\
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение9 августа 2017 г. 06:59

цитата Siver-Snom

Странно, мне казалось, что именно после вашей рецензии я вышел на этот роман

После рецензии на «Темные звезды» Белашей, скорее всего:)
https://fantlab.ru/blogarticle34177
 


Ссылка на сообщение9 августа 2017 г. 21:47
Не, на Звёзды-то я помню)) Про Кукол значит привидилось, я, оказывается, на рецензиатов практически и не подписан (второй всё отрицает).
 


Ссылка на сообщение10 августа 2017 г. 07:28
Бывает:)

Нет, я про Кукол точно не писал, потому что уже давным-давно собирался и обещал, но лапы добрались только сейчас.


Ссылка на сообщение9 августа 2017 г. 07:40
От себя замечу, что эта книга заставила меня радостно пищать так, как меня последний раз развозило, разве что, от Плоского Мира и подобного. Это шикарнейшая ажурная социалка с отсылками на реал, это цепляющие, яркие, сочные персонажи, каждого из которых понимаешь так или иначе, даже таких засранцев, как Эмбер и Доран.
Про линию с Кавалером *спойлер, спойлер* я вообще молчу, меня развезло так развезло на ю_ю и не по разу. А ещё меня по профессиональным причинам очень сильно вынесло от «копания в мозгах» киберов, это просто 11\10.
В общем, это шикарная конфетка, полностью плюсу статье.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение9 августа 2017 г. 07:43
:beer:
Вот да, ты меня мощно смотивировала отбросить сомнения и взяться за рецензию.
И это, прошу заметить, в первой книге еще почти нет линии с варлокерами и Энрике, нет «семьи» Детей сумрака, нет грызни в конгрессе.
 


Ссылка на сообщение9 августа 2017 г. 07:45
Ну там уже есть затравки как минимум на варлокеров
 


Ссылка на сообщение9 августа 2017 г. 08:05
Эге:)
Тут самое эпичное, как меняется отношение Гаста. В первых главах он прикалывался про варлокеров — сравнивая молодежь с куклами, которым хоть что вкладывай в голову — а на передаче уже открыто объявил себя поклонником Энрике. И даже не захотел задабривать безопасников, не отказался от убеждений.


Ссылка на сообщение9 августа 2017 г. 18:40
Почему такие вещи не переиздаются? Как же хочется иметь серию золотого фонда нашей фантастики, какие-то томики по доброй памяти, какие-то тома как раз, чтобы ознакомиться.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение10 августа 2017 г. 17:24

цитата UrbanChaos

Почему такие вещи не переиздаются? Как же хочется иметь серию золотого фонда нашей фантастики, какие-то томики по доброй памяти, какие-то тома как раз, чтобы ознакомиться.

Увы и ах, издательства не любят рисковать с переизданиями книг, которые уже вышли на бумаге и давно лежат в сети.

Здесь бы дождаться издания продолжения «Темных звезд«! :(


Ссылка на сообщение10 августа 2017 г. 17:12
Отличная книга! И упомянутые «Темные звезды», смешные и приключенчески-озорные — тоже. И вообще — у них все отлично!
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение10 августа 2017 г. 17:29
:beer:
Почаще бы рекомендовали книги Белашей другим — а то легко забыть среди полчищ новинок...
 


Ссылка на сообщение11 августа 2017 г. 09:08

цитата

Почаще бы рекомендовали книги Белашей другим — а то легко забыть среди полчищ новинок...

Полностью согласен, брат-медведь! :beer:
Именно поэтому я и написал отзывы на множество их вещей, в которых настоятельно рекомендую «широкой общественности» познакомиться с авторами, безусловно этого заслуживающими! ;-)
От себя могу добавить, что мир «Войны кукол» и «Капитана Удачи» действительно один, плюс к нему же относятся некоторые рассказы, но когда я писал отзывы на эти вещи, я был совсем неопытным ещё лаборантом, 8:-0 поэтому и не написал кураторам библиографии. Хотя в самом отзыве почти трёхлетней давности были и такие слова: Во-первых, я никак не могу понять, почему НИГДЕ нет никаких упоминаний, что действие цикла происходит в той же Вселенной, что и «Война кукол»? Можно было бы всё понять, если бы не было упоминаемых в «Войне кукол» персонажей, но в цикле упоминается и Хлип, и Доран, и даже Хиллари Хармон!!! Что самое главное, после прочтения этого цикла, многие моменты «Войны кукол» становятся понятнее. Так что надо бы на досуге заняться исправлением библио... К тому же у меня довольно обширная переписка с авторами в личке, там и по другим «условным циклам» много вопросов имеется. 8-)
От себя лично позволю порекомендовать цикл «Русская Океания». Мой отзыв (до сих пор, кстати, единственный) вот, благо скачать можно прямо отсюда, с ФантЛаба.
P.S. За рецензию и попытку привлечь внимание читающее (и при этом думающего) населения к отличным книгам — спасибо огромное!
 


Ссылка на сообщение13 августа 2017 г. 10:32
Тут же пошел и скачал «Русскую Океанию». :cool!:
 


Ссылка на сообщение13 августа 2017 г. 11:33
Поделитесь потом впечатлениями, плиииз ^_^ ^_^ ^_^
Хотя бы в личке :beer:
 


Ссылка на сообщение13 августа 2017 г. 15:48
Это не скоро! Список длинный 8-)


Ссылка на сообщение11 августа 2017 г. 14:46
Читайте Белашей, если любите умную фантастику. Тех же Кукол. Имена мертвых. Родным посуветуйте. Друзьям. Знакомым. Пусть про них наконец узнают больше 3,5 человек, набредших на их книги чисто случайно...
Это говорит вам человек, питающий нечто среднее между безразличием и отвращением к современной русской фантастике.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение11 августа 2017 г. 22:11
Так мы читаем! И отзывы/рецензии, как видите, пишем. Вот только в том-то и бела — хорошо, если сотни читателей наберутся... :-(((
Я у них даже как-то бета-ридером выступал — поступило от авторов предложение прочитать небольшой роман, до сих пор, кстати, неизданный. Что самое главное — он тоже оказался отличным! :cool!:
 


Ссылка на сообщение7 сентября 2017 г. 10:45

цитата Angvat

Это говорит вам человек,  питающий нечто среднее между безразличием и отвращением к современной русской фантастике.

Все так сурово?)
 


Ссылка на сообщение7 сентября 2017 г. 11:18
А то) Некоторые знакомые считают меня каким-то идейным русофобом. Дошло до того, что когда я стал рекомендовать этих самых Белашей, кто-то мне на полном серьезе заявил, что они наверное мои знакомые, раз я хвалю их книги... К слову, если бы не товарищ Seidhe, я бы и мимо «Имен мертвых» прошел, такие у них дикие обложка и аннотация.
 


Ссылка на сообщение7 сентября 2017 г. 20:16

цитата Angvat

екоторые знакомые считают меня каким-то идейным русофобом

Нет, судя по вашим оценкам вы одинаково не любите и русских, и западных авторов))

цитата Angvat

такие у них дикие обложка и аннотация.

Ой, вот это запросто, особенно в России. Бывает, что книгу засовывают в совершенно чуждую ей серию, малюют обложку с персонажами из телевизора... упс, почему читатель не раскупает ее? Странно... (на самом деле нет)


Ссылка на сообщение13 августа 2017 г. 09:44
Обалденная трилогия! Поминю просто залпом ее проглотила учась курсе на втором) еще в тот момент Blind Guardian «Twist in the Myth» только что вышел, вот я под него и читала :-))) А вообще прекрасная социальная фантастика, молодежь вообще должна зацепить. Почитала сейчас ветку, не вспомнила уже почему пропустила другие их вещи? Спасибо Green_Bear за отзыв, буду наверстывать упущенное!
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение7 сентября 2017 г. 10:45

цитата Atra

А вообще прекрасная социальная фантастика, молодежь вообще должна зацепить

Причем социальные проблемы, описанные в трилогии, абсолютно актуальны и сейчас)

цитата Atra

не вспомнила уже почему пропустила другие их вещи?

Ну вот я бережливо припас на будущее — когда еще такое отличное чтение найдется снова?!

цитата Atra

Спасибо Green_Bear за отзыв, буду наверстывать упущенное!

:beer:


⇑ Наверх