Кшиштоф Пискорский


Вы здесь: Авторские колонки FantLab.ru > Авторская колонка «Verveine» > Кшиштоф Пискорский, "Тенеграф"
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Кшиштоф Пискорский, «Тенеграф»

Статья написана 5 сентября 08:31
Размещена в рубрике «Рецензии» и в авторской колонке Verveine

«»
Кшиштоф Пискорский
Cienioryt
2013, роман

Прелесть средневековых переулков, отчаянность и темп повествования в стиле плаща и шпаги, тайны, родом из книг Артуро Переса-Реверто и чуточку магии, столь характерной для латино-американской литературы. Все вместе это составляет «Тенеграф», новый роман Кшиштофа Пискорского, одного из наиболее интересных творцов польской фантастики.

В портовом городе юга, Сериве, всякая тень – это окно в опасное и неизведанное тенепространство, туннели в которое открывают адепты тайных искусств. Шесть грандов сражаются за влияние ядом, предательством и сталью, малолетний король с трудом удерживается при власти, а инквизиция растет в силе.

Но это все дела, которые почти незаметны из окна маленькой комнатки на улице Альаминхо, где обитает Арахон Каранза Мартенес И’Грената И’Барратора,...


Прелесть средневековых переулков, отчаянность и темп повествования в стиле плаща и шпаги, тайны, родом из книг Артуро Переса-Реверто и чуточку магии, столь характерной для латино-американской литературы. Все вместе это составляет «Тенеграф», новый роман Кшиштофа Пискорского, одного из наиболее интересных творцов польской фантастики.

В портовом городе юга, Сериве, всякая тень – это окно в опасное и неизведанное тенепространство, туннели в которое открывают адепты тайных искусств. Шесть грандов сражаются за влияние ядом, предательством и сталью, малолетний король с трудом удерживается при власти, а инквизиция растет в силе.

Но это все дела, которые почти незаметны из окна маленькой комнатки на улице Альаминхо, где обитает Арахон Каранза Мартенес И’Грената И’Барратора, опытный учитель фехтования. Арахон жаждет лишь обеспечить безопасность близким людям и отложить достаточно денег, чтобы покинуть город. По крайней мере до времени, когда в его руки попадет тенеграф – выжженная на стекле картинка, представляющая таинственную фигуру...

«Тенеграф» — это не только богатый, хорошо написанный роман, наполненный удивительными поворотами действия, но еще и галерея героев, которые надолго остаются в памяти.

В Сериве тень может отбрасывать человека, удаленные на много миль двери могут соединяться, обычное пожатие ладони порой приносит трагические последствия, а солнце обладает черным братом-близнецом. Путешествие в этот город – это незабываемое переживание. Особенно в компании таинственного рассказчика романа.




Современное фэнтези стремится к культурному разнообразию: на страницах романов, изданных в последние годы, всё чаще и чаще появляются китайцы, индусы, арабы и так далее — герои, чья этническая принадлежность и сопутствующая ей культура лет двадцать назад были в этой области, как правило, экзотикой. Однако при том, что определённые «географические направления» становятся более популярными, на фэнтезийной карте по-прежнему есть белые — или почти белые — пятна.

Много ли вы можете припомнить ярких и необычных фэнтези-романов, на страницах которых возникает Испания или край, очень на неё похожий? Кроме «Львов Аль-Рассана» Г.Г.Кея? Палящее солнце, густые тени, мрачные переулки, благородные идальго, звон шпаг и так далее, и тому подобное… Да, по большому счёту — всего лишь новый набор стереотипов, но на фоне приевшихся сценариев, из которых тут и там торчат уши артуровского мифа, и дивного народа из британских холмов, чьи создатели вслед за Профессором пытаются доказать, что шаловливый Уилл Ш. с его «крылатыми малютками» был неправ, новые для фэнтези стереотипы выглядят свежо. В конце концов, клише — это инструмент, с помощью которого можно создать что угодно, от полной ерунды до истинного шедевра.

Что же создал Кшиштоф Пискорский? Прежде всего, новый мир, увлекательный и загадочный, нестандартный и пугающий, сбивающий с толку из-за обилия деталей касательно военно-политической истории, похожей и одновременно непохожей на ту, что известна нам. Забудьте о стереотипах: автор сумел не просто придумать уникальную систему магии и мироустройства, но и органично выстроить вокруг неё общество, технику, культуру, причём не одного государства и даже не одного континента. Кроме того, уже во время второго прочтения я стала обращать внимание на мелочи, свидетельствующие об эрудиции автора и о том, что с матчастью он поработал очень хорошо. Вот, допустим, такой пример: один из героев, печатник, вспоминает времена, когда «наибольшей проблемой было раздобыть побольше чернил, достаточно бумаги, найти переплетчиков и отыскать достаточно манускриптов, как древних, так и новых». Про поиски манускриптов первыми печатниками я читала в других источниках: да, так всё и было, лавинообразный рост популярности печатных книг привёл к тому, что первым производителям этих самых книг пришлось изрядно попотеть, разыскивая манускрипты, которые ещё не издал кто-нибудь из конкурентов. Или же: Дестреза, испанская школа фехтования; фамилия её основателя и второе имя главного героя «Тенеграфа» совпадают, и это явно не случайность. Можно ещё вспомнить датского астронома, который в молодости получил такое же ранение, как и второй главный герой «Тенеграфа», также в каком-то смысле астроном. Можно отыскать и другие совпадения, но в эту игру интереснее играть, как уже было сказано, при втором прочтении, коего книга, на мой взгляд заслуживает.

Ибо во время первого прочтения вы всё внимание уделите захватывающему сюжету, который скорее заставляет вспомнить авантюрно-приключенческие романы, чьё действие происходит в Испании или испаноязычных краях, чем какие-то другие фэнтезийные произведения, потому что — на мой взгляд — ничего похожего у других авторов фэнтези нет. Пискорский не копирует чужие достижения, а позволяет собственной фантазии подсказывать всё новые и новые нетривиальные пути развития истории. Не раскрывая её перипетий, скажу лишь одно: «Тенеграф» не раз вас удивит и даже, рискну предположить, ошарашит.

Итак, добро пожаловать в удивительный «испанский» театр теней, созданный польским автором. Вас ожидают встречи с отважными мужчинами и женщинами, опаснейшими магическими существами и коварными политиками, поединки и погони, интриги и предательства, трагические потери и чудесные находки. «Тенеграф» — яркое, запоминающееся, нестандартное и в чём-то лукавое произведение; если его магия на вас подействует, вы не заскучаете.

Пожалуй, у этой книги единственный недостаток: ну почему она не часть цикла?..





1749
просмотры





  Комментарии
Страницы: [1] 2 
cakypa 


Ссылка на сообщение5 сентября 09:42 цитировать
очень нравится ваша АК, пишите, пожалуйста, почаще
свернуть ветку
 
Verveine 


Ссылка на сообщение5 сентября 09:43 цитировать
Спасибо. :-)
 
glupec 


Ссылка на сообщение5 сентября 21:01 цитировать
С возвращением, Наталья :beer:
С.Соболев 


Ссылка на сообщение5 сентября 10:07 цитировать
Чудесно! А что не цикл — так это даже в плюс.
свернуть ветку
 
Verveine 


Ссылка на сообщение5 сентября 10:13 цитировать
Не забывайте, что наши с вами вкусы нередко расходятся. ;-)
 
С.Соболев 


Ссылка на сообщение5 сентября 12:07 цитировать
А это не страшно.
 
Seidhe 


Ссылка на сообщение5 сентября 10:15 цитировать
Поддерживаю чуть более, чем полностью! :beer:
Редкая нынче птица — внецикловый роман! Жду с нетерпением :cool!:
Seidhe 


Ссылка на сообщение5 сентября 10:15 цитировать
Как всегда — спасибо. :beer:
И как всегда — отлично написано, аж слюнки потекли в предвкушении :-)))
свернуть ветку
 
Verveine 


Ссылка на сообщение5 сентября 14:15 цитировать
И вам спасибо. :)
sityrom 


Ссылка на сообщение5 сентября 10:23 цитировать

цитата

Много ли вы можете припомнить ярких и необычных фэнтези-романов, на страницах которых возникает Испания или край, очень на неё похожий? Кроме «Львов Аль-Рассана» Г.Г.Кея?

Я бы вспомнил еще валентиновскую «Олу» и олдевскую Эскалону, красное вино (потому что, будем честны, «Ойкумена» — это все-таки фэнтези), но да, за испанский материал фантасты почему-то берутся очень редко, хотя казалось бы.
Отличная рецензия, спасибо. Книгу и так ожидал, но теперь она вызывает еще больший интерес )
свернуть ветку
 
Seidhe 


Ссылка на сообщение5 сентября 10:59 цитировать
Ну и цикл Ксении Медведевич Страж Престола, буквально пропитанный духом Аль-Андалуза, тоже нельзя не упомянуть 8-) Хотя это ближе именно к «Львам Аль-Рассана», чем к собственно Испании.
 
Verveine 


Ссылка на сообщение5 сентября 14:15 цитировать
Можно. :) Вконтакте упомянули ещё «Иберийскую рысь» Коваленко и «Крысолова» Уланова.
 
Seidhe 


Ссылка на сообщение5 сентября 14:16 цитировать
О как! Спасибо, эти не читал. :beer:
[несколькими минутами позже] Перешёл по ссылке и обнаружил, что один из рассказов Уланова, вошедших в роман, читал не так давно.
Причём отметил, что хочу почитать продолжение :-D
Sivetta 


Ссылка на сообщение5 сентября 10:35 цитировать
Спасибо!
Не буду ныть про то, что мало времени, про уныние при мысли о том, как мало и медленно я сейчас читаю, не буду жаловаться на неприлично длинный список книг которые-надо-прочитать-сейчас-же-из-тех-которые-ну жно-прочитать-в-первую-очередь-из-тех-что-нужно-пр очитать-обязательно-обязательно… Не буду напевать «Спи без меня, страна Испанья, будем считать, что я здесь не…»
Так вот, всего этого я делать не буду. :-[
А напишу, что Тенеграф я хочу прочитать, и прочитаю! Давно уже на заметке, а теперь так вообще :-)
свернуть ветку
 
Verveine 


Ссылка на сообщение5 сентября 14:13 цитировать
Про мало времени можем поныть вместе. :) Да и про Испанию заодно, я по ней скучаю...
Думаю, роман тебе понравится.
MarchingCat 


Ссылка на сообщение5 сентября 10:37 цитировать
Практически идеальный отзыв. Спойлеров нет, но о чём книга — понятно. Понравилась ли книга рецензенту — вопроса не возникает, чётко видно.
Очень хорошо и полезно для окружающих. Спасибо! :beer:
Я лично куплю этот роман.
И на колонку подписался. 8:-0
свернуть ветку
 
Verveine 


Ссылка на сообщение5 сентября 14:12 цитировать
Спасибо. 8-)
Veronika 


Ссылка на сообщение5 сентября 13:11 цитировать
Внецикловый роман — это же чудесно! Беру на заметку, возможно, куплю.
свернуть ветку
 
Verveine 


Ссылка на сообщение5 сентября 14:12 цитировать
Надеюсь, вам понравится.
Aazmandus 


Ссылка на сообщение5 сентября 13:48 цитировать
Интересно, с циклом понятно, но есть ли еще у автора произведения в этом мире? Т.е. другие герои в другом месте и в, возможно, другое время?
свернуть ветку
 
Vladimir Puziy 


Ссылка на сообщение5 сентября 14:08 цитировать

цитата Aazmandus

есть ли еще у автора произведения в этом мире


Это и входит в понятие «цикл». :-)
 
Verveine 


Ссылка на сообщение5 сентября 14:11 цитировать

цитата Aazmandus

но есть ли еще у автора произведения в этом мире?


Насколько мне известно, нет.
 
Aazmandus 


Ссылка на сообщение5 сентября 15:31 цитировать
Спасибо.

Vladimir Puziy, тяжело объяснить, но я больше подразумевал Ведьмака или Героя веков Сандерсона (как циклы), а была надежда на Плоский мир и независимость,  как например Стража и Ведьмы (цикл, но все же разное)
 
Vladimir Puziy 


Ссылка на сообщение5 сентября 15:37 цитировать
Я понимаю, о чём речь, однако ответ Наталья уже дала: роман внецикловый, а это значит _никаких_ связей с другими произведениями Пискорского у «Тенеграфа» нет. ;-)
 
Seidhe 


Ссылка на сообщение5 сентября 15:39 цитировать
Аж не верится, что по нынешним временам бывает и такое! :-)))
 
Vladimir Puziy 


Ссылка на сообщение5 сентября 15:52 цитировать
В Польше -- достаточно часто. Хотя и циклов хватает. :)
LegaLes 


Ссылка на сообщение5 сентября 15:58 цитировать
Спасибо за обзор. Чем-то напомнило «Город лестниц». Можно ли надеяться, что «Тенеграф» интереснее и мощнее?
свернуть ветку
 
Verveine 


Ссылка на сообщение5 сентября 16:13 цитировать
По-моему, они разные. Разные герои с разным мировоззрением, разная атмосфера, разный подход к построению сюжета. «Город лестниц» в плане мироустройства более абстрактный, а «Тенеграф» -- весьма конкретный (видимо, потому что автор отталкивался от конкретной страны и конкретного исторического периода). Общее, может быть, прослеживается лишь в уходе от центральноевропейского колорита. Только Беннет пошёл куда-то в Индию, а Пискорский -- за Пиренеи. :)
Мне оба романа понравились одинаково. Не могу сказать, какой из них мощнее, это каждый читатель сам для себя определит.
 
LegaLes 


Ссылка на сообщение5 сентября 16:42 цитировать
Придется теперь определять, никуда не денешься. Мне Беннет вроде бы и нравился, но послевкусие оказалось короткое. С миром хорошо получилось, с героями как-то, наверно, не очень. Будем теперь возлагать надежды на «Тенеграф».
 
Verveine 


Ссылка на сообщение5 сентября 16:44 цитировать

цитата LegaLes

Будем теперь возлагать надежды на «Тенеграф».


Надеюсь, он вам понравится. :)
Aryan 


Ссылка на сообщение5 сентября 17:39 цитировать
Спасибо, как всегда — интересно и завлекательно написано :-)
свернуть ветку
 
Verveine 


Ссылка на сообщение5 сентября 17:47 цитировать
И вам спасибо. :)
Страницы: [1] 2 



Внимание! Администрация Лаборатории Фантастики не имеет отношения к частным мнениям и высказываниям, публикуемым посетителями сайта в авторских колонках.
⇑ Наверх