Киргизское предание Зловещая


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Beksultan» > Киргизское предание "Зловещая мельница"
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Киргизское предание «Зловещая мельница»

Статья написана 21 октября 2017 г. 07:59
Взято из книги Дыйканбаевой Айгерим «Кыргыз уламыштары» (Киргизские предания). В книге приводится под 123-м номером. Об источнике даны следующие сведения:
Информант: Жумаев Кадыраалы.
Место рождения: Нарынская область, Атбашинский район, село Карасуу.
Год рождения: 1937.
Образование информанта: среднее.
От кого услышал данное предание: от своего отца.
Профессия: санжырачы (знаток родословных).
Место, где записано предание: Нарынская область, Атбашинский район, село Карасуу.
Дата записи: 5 августа 2003 года.
Фольклорист, записавший предание: Калиева Кенжегул.


Зловещая мельница

В нижней части села Айбике, в местечке, называемом Кекире, один богатый человек построил как-то мельницу. Как только мельница заработала, земля под жерновами провалилась и жернова погрузились в землю. Несколько раз всё возводили заново, но история повторялась. Отчаявшийся богач устроил чтение сур из Корана, провел обряд «кадим» и спросил у муллы, как ему поступить, на что тот ответил, что мельница «жаждет крови». Надо закопать под жерновами живьем человека, посоветовал мулла. Богач купил одного бедняка, жившего в этом селе, оценив его в 50 коз, и захоронил этого бедняка живьем под жерновами своей мельницы. Но не прошло и нескольких дней, как жернова опять провалились под землю. Тем временем пока жена бедолаги, жизнь которого была куплена за 50 коз, убитая горем по несчастному, пожертвовавшему собой ради своих, осиротевших, детей, проводила дни, оплакивая своего мужа, кто-то украл всех этих коз. Бедная вдова, после этой кражи, потерявшая надежду прокормить своих осиротевших детей, забралась на скалу, расположенную в восточной стороне Кекире, и, проклиная богача, хозяина зловещей мельницы, сложила такой плач:

Из-за обилия своих черных коз
Разжирел наш дядюшка Карабек.

Пусть поглотит его одинокую голову
Проклятая мельница.

Стало много у него черных коз,
Стал богачом наш дядюшка Карабек.

Запродав ему свою голову,
Чтобы прокормить свою жену,

Погребен мой несчастный муж.
Стала пропастью его могила.

Мельница о двух жерновах,
И два раза не обернувшись, остановилась.

Не пошли впрок пятьдесят коз,
И двух месяцев не прошло, пропали они.

Вдову, потерявшую своего мужа,
Кто из ее народа будет искать?

Брошусь я со скал-близнецов,
Может тогда стану я подобной своему мужу.

Пропела женщина этот плач и, не перенеся своего горя, спрыгнула со скалы, разбившись об эту самую мельницу.




432
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение23 октября 2017 г. 10:32
Жуть какая! Спасибо :)

Странно, правда, что эти сказки такие как бы отрывочные. То есть, что там такое было с самого начала, что жернова проваливались? Что с этими козами, что жена бедняка стала обвинять богача?(Он их сам же и стырил обратно, что ли?) Интересно, это уже просто наше восприятие, избалованное авторскими обработками сказок с их логичными сюжетами, требует большей завершенности? Или сюжеты и вправду слегка отрывочны, и чтобы собрать всю сказку, надо провести большие исследования по многим областям?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение23 октября 2017 г. 20:43
Извиняюсь за немного сбивчивый ответ — все время не выкрою посидеть и не спеша обсудить.

цитата Saneshka

Странно, правда, что эти сказки такие как бы отрывочные
— вероятно объясняется форматом предания, которое не несет задачи как-то развлечь или занять (в отличие от той же сказки), а просто служит неким сообщением о том, что для самого рассказчика представляется как бы реальным фактом.

цитата Saneshka

То есть, что там такое было с самого начала, что жернова проваливались?
— ну может банально почва была слабая, что сказалось сразу же как построили не обычный дом, а некое «промышленное» сооружение. Что показалось для людей того времени чем-то необычным, требующим экстраординарных каких-то действий. Отсюда, видимо, и, вызывающий удивление, вердикт муллы.

цитата Saneshka

Что с этими козами, что жена бедняка стала обвинять богача?
— насколько я знаю, «кун» (вира, плата за убийство) в феодальном обществе того времени действительно составлял 50 голов скота. Но не коз конечно, а скотины повесомее — как минимум лошадей, а то и верблюдов. Видимо, вина богача в том, что он:
1) пожадничал на плате, воспользовавшись трудным положением нищей семьи;
2) цинично переставил местами лишение жизни (к тому же обдуманное, намеренное) и положенную за это оплату (чтобы компенсировать семье потерю кормильца) — как правило, кун полагался в том случае, если убийство было случайным, непреднамеренным.
 


Ссылка на сообщение24 октября 2017 г. 16:21

цитата Beksultan

банально почва была слабая
Мне кажется, «люди того времени» имели неплохие представления об инженерном деле :) Создается впечатление, что раз уж речь зашла о том, что надо проводить какие-то ритуалы и, более того, приносить человеческую жертву, проблема лежит не в материальной области. Хотя, конечно, это может быть снова более современным восприятием, но мне таки кажется, что в представлениях о сверхъестественном тоже должна быть своя логика.

цитата Beksultan

не коз конечно, а скотины повесомее
То есть, получается, что он и жизнь взял для собственной выгоды, и еще и с оплатой пожадничал!
 


Ссылка на сообщение25 октября 2017 г. 06:06

цитата Saneshka

Мне кажется, «люди того времени» имели неплохие представления об инженерном деле
— ну вполне возможно. Я просто предположил. История куцая, как вы сами заметили, очень мало сведений для каких-либо основательных выводов.

цитата Saneshka

с оплатой пожадничал
— я примерно поискал по поводу размера куна, в попавшихся источниках приводят числа, гораздо больше 50, как минимум 100 голов крупного скота. Насчет этого —

цитата

кун полагался в том случае, если убийство было случайным

— я, видимо, ошибся. Пишут, что в случае непреднамеренного убийства, кун вообще не выплачивался.
 


Ссылка на сообщение25 октября 2017 г. 10:15
То есть, вторая часть, по крайней мере, понятна: богач из сказания, будучи типичным богачом из сказания, пожадничал с оплатой, за что и поплатился.

цитата Beksultan

очень мало сведений для каких-либо основательных выводов
Да, меня это неизменно удивляет в этих отрывках. Возникает подозрение, что, вероятно, все эти авторизованные сборники легенд и сказок требовали сильно больше работы, чем просто «найти бабульку в отдаленной деревне и записать за ней».


⇑ Наверх