Генри Лайон Олди Бык из


Вы здесь: Авторские колонки FantLab.ru > Авторская колонка «imra» > Генри Лайон Олди «Бык из машины». -- СПб.: Азбука, М.: Азбука-Аттикус, 2017 г.
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Генри Лайон Олди «Бык из машины». -- СПб.: Азбука, М.: Азбука-Аттикус, 2017 г.

Статья написана 9 января 11:33
Размещена в рубрике «Рецензии» и в авторской колонке imra

Нисхождение с цифрового Олимпа, или О судьбе аватар в электронной Греции

byk_iz_mashyny

В городе Кекрополь начинают гибнуть аватары богов цифрала. Причем не в результате болезни (здоровье у аватар завидное), или несчастного случая, а явно насильственной смертью. Девять убийств за два года.

Обычно хозяева цифрала беспощадно карают за такие злодеяния. Но в этом случае реакции нет никакой. Ни от полиции, ни от прессы, ни от самих повелителей цифрового Олимпа.

И лишь Питфей, аватар Слепой, богини правосудия, да его внук Тезей стараются разобраться в том, что же все-таки происходит на благословенных и проклятых улицах Кекрополя.

До старой доброй фентези. До космических эпопей. До якутского эпоса и зеркального хоррора Генри Лайон Олди уделили прилично внимания колыбели европейской цивилизации. Восхитительный «Герой должен быть один». Медитативный «Одиссей, сын Лаэрта». Неожиданный «Внук Персея». На этом Ахейский цикл харьковские авторы завершили. Однако, как говорили сами Олди, им «давно хотелось рассказать историю про Тесея и Минотавра».

И вот она перед нами.

Но, как всегда у Олдей — одного из лучших русскоязычных фантастов современности, эта история изрядно нас удивит, несмотря на то, что мы отлично знаем ее с детства.

Дело происходит отнюдь не в древней Греции, а вполне в наше время (плюс-минус лапоть). От Эллады в наследство городу и миру Кекрополя достались в основном имена да названия. Коринф. Трезены. Спарта. Антиопа. Эпаминонд. Прокруст. Полифем. Икар. Синид. До боли знакомые, только наполнение изрядно отличается. Эпаминонд – предводитель шайки байкеров. Прокруст — доктор и благотворитель. Синид – инспектор полиции. Икар – его младший подчиненный.

Этот мир изрядно похож на наш. Тут, так же как и у нас, есть конфликты, сословное деление, коррупция, террористы и запущенные кварталы, есть преступники и копы, есть граждане и есть люди низшего сорта – переселенцы и беженцы. Есть хакеры, вай-фай, бои без правил, наркота и военные.

Однако вай-фай мира «Быка из машины» покрывает всю землю. Связь бесплатна. Практически все гаджеты заменил универсальный вайфер. А главное – глобальная информационная сеть, окутавшая планету, породила цифрал, а также переходные мембранные зоны между тварным миром и цифралом. И собственно «богов цифрала». Искусственный интеллект самозародившийся из нулей и единиц. Чудовищ, возникших в пучинах электронного океана, созданного людьми. Информацию сходную по содержанию и характеру, перешедшую из количества в качество.

Теория о том, что слишком быстрое, экспоненциальное или даже гиперболическое развитие информационных технологий рано или поздно вызовет к жизни скайнет, богов из машины, развивающийся интеллект или механического черта в ступе, бытует давно. Причем эти создания будут кардинально иными, чем боги, созданные гомо сапиенс на заре своего существования. Олимпийцы, асы, обитатели египетского или славянского пантеона являлись теми же людьми, только с изрядным могуществом, трубой повыше и дымом погуще. Они руководствовались теми же побудительными мотивами и эмоциями, что и мы: любовью, дружбой, завистью, ненавистью, ревностью. Их можно было понять и просчитать.

С богами цифрала в новом романе Олди гораздо сложнее. Они в корне отличаются от нас. Они даже, скорее всего не считают людей разумными, ведь для этих гениев чистого разума и логики наши попытки работать мозгами (а точнее объяснять с их помощью свои инстинктивные действия) выглядят крайне неубедительно. Это не живые существа, а совокупность тех самых пресловутых нолей и единиц. Они лишены биологического начала, а заодно человеческого эмоционального разума. Они вообще не знают, что такое эмоции и чувства. Хотя эти неведомые им понятия, недоступные им ощущения по полной программе привлекают жителей цифрового Олимпа. И воспользоваться нашими телами для познания, прорыва границ возможного они завсегда готовы. Отсюда и аватары – разовые и постоянные, вокруг которых закручивается сюжет «Бога». Гостиницы или скафандры, как обзывает их многомудрый Питфей.

И хотя собственно богов в книге мы не увидим, тема искусственного интеллекта, глобальной информационной сферы и того, что может зародиться в ней, стала ключевой линией романа. Какими могут быть отношения между биологическим разумом и электронным? Что нас ждет — сотрудничество, война, использование сильным слабого? Возможно ли вообще признание холодным цифровым разумом пылкого и эмоционального человеческого? Вечные вопросы.

Но и кроме основной, в романе хватает тем «на подумать». О безудержном стремлении людей к долгой жизни, а то и бессмертию. О познании и стремлении расширить границы – являющихся непременными свойствами любого разума. О маниакальных желаниях, прочих грехах типа жажды первенства, и их тлетворном влиянии. В общем, помимо увлекательной истории для чувств и тела «Бык» не забывает и о пище для мозгов.

Также охота упомянуть мрачноватую, нуарную детективную линию, идущую через весь роман. Следить за расследованием обстоятельств гибели аватар, проводящимся Питфеем и Тезеем волнительно и интересно. Пазл складывается неторопливо, но уверенно, почти с каждой главой нагнетая напряжения и добавляя в картину новые недостающие части. И так до самого конца. Кстати, такой интерпретации финального сражения я с ходу и не припомню.

Но, конечно, история о Минотавре абсолютно невозможна без Тезея. Один из протагонистов книги мало того, что силач и боец, каких мало (полубог, ничего удивительного). Так он еще и человек хороший, притом с мозгами. Кстати и Тесея из мифов дурнем не назовешь, взять хотя бы славу устроителя демократии. Тезей Пелопид получился у Олдей существом практически без изъянов, а заодно без страха и упрека. Внимательный любовник и хороший товарищ. Чуткий, спокойный, уверенный – глыбища, а не человек (что вы хотите, полубог, ничего удивительного).

Из остальных героев больше всех запомнились юный и порывистый Икар, а также старый умудренный интриган Питфей, не зря получивший прозвище Паучок.

Язык как всегда великолепен. Будто живой разворачивается перед нами город Кекрополь, его трущобы, улицы, клубы. Благодаря внутренним монологам и действиям до донышка раскрываются образы героев, предложения буквально тают во рту как изысканное лакомство.

Плюс нас ждут масса отсылок и аллюзий на древнегреческие мифы. От первых подвигов Тезея до нити Ариадны, или Икара, идущего на взлет – своеобразные «пасхалки» для любителей творчества товарища Куна.

Да, Тезей слишком положителен. Мир несколько схематичен. И без откровенного антагониста Олди решили обойтись. Но все это лишь мелочи, нюансы, авторские акценты, абсолютно не портящие впечатление от интересного романа талантливых авторов.

Эрго. Напряженная и захватывающая история о том, к чему может привести развитие информационной сферы. От классического мифа о Тезее и Минотавре осталась лишь грустная атмосфера да древнегреческие имена с названиями. Взамен мы получили интересный сплав научной фантастики, киберпанка, нуарного детектива и фентези с аллюзиями на Грецию. И это хорошо. Классику мы и у Куна прочитаем.





1905
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение9 января 12:26 цитировать
>Кекрополь
кек 8:-0


Ссылка на сообщение9 января 17:18 цитировать
Честно говоря, сколько ни пробовал читать Олди из-за любви к Древней Греции, но каждый раз оставался при мнении, что лучше как раз Куна почитать...8:-0 Ну или англоязычных фантастов на эту же тему. А Олди всё так опошляют и примитизируют, что за Родину стыдно... Печально это, при условии, что русская классическая филологическая школа — одна из сильнейших в мире.


Ссылка на сообщение9 января 17:57 цитировать

цитата georgkorg

Олди всё так опошляют и примитизируют

Не больше, чем Мэри Стюарт -- Артуриану.
Миф -- одно, литературная его интерТРЕПАция -- совсем другое. ;-)

з.ы.: imra, статья хорошая, спасибо. :beer:
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение10 января 00:26 цитировать

цитата glupec

Миф -- одно, литературная его интерТРЕПАция -- совсем другое.

Как я понимаю, это следует читать следующим образом:
«Да, Олди всё опошляют и примитизируют, но им можно, потому что они интерТРЕПИруют миф.»
 


Ссылка на сообщение10 января 14:08 цитировать
Вы еще скажите, что Ливанов и Энтин опошлили\примитивизировали сказку бр. Гримм ;-)
 


Ссылка на сообщение10 января 20:11 цитировать
А я не высказывал своего мнения. Только перефразировал ваши же слова.


Ссылка на сообщение10 января 09:16 цитировать

цитата georgkorg

Олди всё так опошляют и примитизируют

1. Что за объект «всё» опошляется? События? Отношения? Мотивации? Красочные описания? В чем проявляется пошлость? Низведение невыразимых и недоступных для понимания деяний богов до уровня человеков?
2. Аналогичный вопрос по «примитизации».

Как раз Куна прекрасно читать в детском и подростковом возрасте, все просто и доступно, за что ему высокая оценка. Однако же обвинений в примитизации не видно.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение10 января 14:10 цитировать

цитата galaxy56

В чем проявляется пошлость?

Очевидно, в подколках Гермеса насчет женского платья.
Больше как-то не припомню, что б подходило под эту категорию.
 


Ссылка на сообщение10 января 14:12 цитировать

цитата galaxy56

Куна прекрасно читать в детском и подростковом возрасте, все просто и доступно, за что ему высокая оценка

Не-е-е! Человеку, выросшему на Катерине Гловацкой, В. и Л. Успенских или Голосовкере, Кун даже в детском возрасте не пойдет. Проверено. 8-)


Ссылка на сообщение10 января 09:18 цитировать

цитата miamortu

Как я понимаю, это следует читать следующим образом:
«Да, Олди всё опошляют и примитизируют, но им можно, потому что они интерТРЕПИруют
миф.»


Ну-ну, без передергивания никак?
а «понимать» так:
Олди интерпретируют мифы, и это не является ни пошлостью, ни примитизацией.


Ссылка на сообщение13 января 11:36 цитировать
Интерпретация древнегреческих мифов — старинная литературная забава. Сразу приходят на ум «Мальпертюи» Жан Рэя, «Тесей» Рено. «Илион» Симмонса. Что же тут пошлого?




Внимание! Администрация Лаборатории Фантастики не имеет отношения к частным мнениям и высказываниям, публикуемым посетителями сайта в авторских колонках.
⇑ Наверх