Утопия 1907


Вы здесь: Авторские колонки FantLab.ru > Авторская колонка «С.Соболев» > Утопия 1907 года
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Утопия 1907 года

Статья написана 1 февраля 11:23
Размещена в рубрике «Самодельные и малотиражные издания» и в авторской колонке С.Соболев

Роберт Блэчфорд "Страна чудес"

Robert Blatchford "The Sorcery Shop: An Impossible Romance", London, Clarion Press, 1907.

Это книжка 1923 года, издание времен НЭПа:

Это портрет автора:

Титульный лист и первая страница предисловия:

А это современное переиздание:

Роберт Блэчфорд "Страна чудес"

Robert Blatchford "The Sorcery Shop: An Impossible Romance", London, Clarion Press, 1907.

272 стр, иллюстрации Евгения Мельникова.

Об авторе

Роберт Пиль Глэнвилл Блэчфорд

Robert Peel Glanville Blatchford

Роберт, второй сын Джона Блэчфорда, бродячего комедианта, и Джорджины Луизы Блэчфорд, актрисы, родился 17 марта 1851 года в Майлстойне. Отец умер в 1853 году. Мать продолжала играть на сцене, а два сына (Монтегю и Роберт) помогали ей, участвуя в комедийных постановках. В молодости семья постоянно нуждалась в средствах. В 1862 году семья обосновалась в Галифаксе, где Роберт стал периодически посещать школу и работать в типографии, получая всего 18 пенсов в неделю. Несмотря на отвращение к общеобразовательной школе, Роберт рано начал читать (свободное время для чтения давали частые болезни) — Библия, похождения пилигримов и Чарльз Диккенс. Когда мать получила постоянную работу портнихи, то смогла устроить сыновей в подмастерья. Так Роберт попал на фабрику по производству щёток, где познакомился с Сарой Кроссли (Sarah Crossley).

В 1871 поступил на службу в армию, в которой прослужил семь лет – в Ирландском полку (103 стрелковый Дублинский), где научился писать. В 1877 году покинул армию, однако долго находился в запасе, так как сохранялась угроза войны с Россией. После увольнения работал в текстильной компании Weaver Navigation Company в Нортвиче, куда перебрался в 1880 год после свадьбы с ранее названной Сарой Кроссли. Там же Роберт пытается стать актёром.

Но работы для актёров нет и в итоге он становится журналистом, вел колонку в газете в Лидсе. Постепенно он полностью перешел в журналистику, сначала в Лондоне, а затем в Манчестере, где писал воскресную хронику под псевдонимом Nunquam (Nunquam Dormio – я не сплю). Его доход вырос до значительной по тем временам суммы 1000 фунтов стерлингов в год.

Все чаще он писал о рабочих трущобах в Манчестере, познакомился с местным социалистом Джо Уоддингтоном. Блэчфорд наконец стал социалистом после прочтения «Принципов социализма», написанных Генри Хиндманом и Уильямом Моррисом.

Блэчфорд не был теоретиком, но пришел к социализму, потому что видел в социализме практическое решение нищеты и бедности. Позже он писал:

«Я никогда не читал Маркса. Я получил идею коллективной собственности от H.M. Гайндмана; остальную часть моего социализма я сам себе придумал. Английский социализм – не немецкий социализм, не марксистский социализм, это гуманный социализм, он не завязан на экономическую теорию, а зависит от человечности и здравого смысла».

В газете «Утренняя Хроника» (Morning Chronicle) редактор не позволял писать Блэчфорду о социализме, поэтому Блэчфорд ушел с работы, в 1890 году в Манчестере создает местное отделение Фабианского общества, и в 1891 году открывает еженедельную газету «Кларион» (The Clarion) вместе со своим братом Монтегю и его друзьями Алексом Томпсоном, Эдвардом Фей и Робертом Сазерсом.

«Кларион» отличался живостью подачи материалов и разнообразием статей, состоявших из новостей, комментариев, рассказов, стихов и песен.

Как писал Джордж Р. Тейлор в своей книге «Лидеры социализма прошлого и настоящего», опубликованной в 1910 году:

«Tipton Limited продает больше чая, чем любая другая фирма, Bever продает больше мыла чем кто бы то ни было, а г-н Блэчфорд и Clarion породили больше социалистов, чем любое конкурирующее издание».

В 1890-х годах популярность Блэчфорда и его журнала достигает своего пика. Журнал организует целое одноимённое движение: существует общество велосипедистов-социалистов, журнал для детей, скаутское движение, хоровое общество, в 1906 г. был выпущен сборник песен «Кларион». Аудитория журнала резко разрастается. Одновременно Блэтчфорд стремительно правеет. Во время бурской войны он поддерживает правительство. Негативное отношение к суфражизму и к религиозным движениям также ограничивают круг его почитателей. Но всё равно в 1910 году еженедельный тираж составил 80 000 экземпляров.

Также Блэчфорд известен как выдающийся атеист, противник евгеники и английский националист. В 1897 умирают двое его детей. Потом умирает жена. После этого Блэчфорд обращается к спиритуализму. Скончался писатель 17 декабря 1943 г.

Далее еще фотографии иллюстраций:





1021
просмотры





  Комментарии
монтажник 21 


Ссылка на сообщение1 февраля 11:52 цитировать
Прекрасно!!! Так держать!!! Замечательное дело делаете, Сергей! Вот только по поводу 1000 фунтов в год у автора в 1880-е (в статье) o_O Не могло быть такого. Явное преувеличение — тогда средний класс начинался с 100 фунтов в год на семью:beer:
свернуть ветку
 
С.Соболев 


Ссылка на сообщение1 февраля 11:55 цитировать
Интересно про доходы, интересно.
 
монтажник 21 


Ссылка на сообщение1 февраля 12:28 цитировать
В своё время пришлось8-) проштудировать8-], когда писал про Майн Рида:-DА вообще — было бы здорово посмотреть, что из западной фантастики печатали в СССР в первой половине 1920-х — там явно есть о чём поразмыслить и подумать, как это повлияло на дальнейшее развитие НФ у нас в стране.
 
С.Соболев 


Ссылка на сообщение1 февраля 13:00 цитировать
Да, беда что некоторые филологи (Маша Звездецкая например) до сих пор при генезисе рассматривают только отечественные произведения, абсолютно не понимая что весь круг чтения влияет, а не не только местная литература.
 
Linidj 


Ссылка на сообщение1 февраля 12:39 цитировать
Уважаемый Монтажник. Могло такое быть.8-) Доход рантье среднего класса в Уэльсе в 1880-1890-е гг от 400 до 1500 фунтов в год. Были ещё владельцы ферм, доход которых составлял до 2000 фунтов в год. Это средние показатели, бывало и больше и меньше. 100 фунтов — это нижняя планка среднего класса, куда входили даже работники ферм и прачки. Рабочие на фабриках имели больший доход (до 300 фс в год), но это в зависимости от должности (от пролетария до менеджера). Тут советская историография наплодила массу работ от академика Е.А. Косминского до сборников документов «Проблемы британской истории» 1978-1982 гг выпуска. С уважением к вам, как историк ;-)
 
монтажник 21 


Ссылка на сообщение1 февраля 12:42 цитировать
Спасибо за справку. Но отвечу все же в личку, чтобы не засорять полемикой, не относящейся к замечательному изданию:beer:
swgold 


Ссылка на сообщение1 февраля 12:59 цитировать
Я вот только одно не понял: «рано начал читать» а потом «поступил на службу в армию... где научился писать» — это реально такой разрыв между чтением и письмом или баги в биографии?
свернуть ветку
 
С.Соболев 


Ссылка на сообщение1 февраля 13:02 цитировать
Меня это тоже смутило, но ведь так и происходит — сначала чтение, потом письмо. Не наоборот же.
 
swgold 


Ссылка на сообщение1 февраля 13:06 цитировать
Разрыв по времени всё равно не должен быть большой, мне кажется. Может, печатные буквы освоил сразу, а там имелось в виду каллиграфическое письмо? :-)
 
С.Соболев 


Ссылка на сообщение1 февраля 13:10 цитировать
Вот выше два историка поумнее меня, может уточнят. Что привычно для нас, то было необязательно для раньшего времени — типа чтения вслух.
 
swgold 


Ссылка на сообщение1 февраля 13:13 цитировать
Это да. Где-то писали, что чтение про себя изобрели только в XVI веке...
 
С.Соболев 


Ссылка на сообщение1 февраля 13:21 цитировать
Угумс.
Толкователь 


Ссылка на сообщение1 февраля 13:44 цитировать
Спасибо за антикварную информацию!
В новом издании замечательные иллюстрации Евгения Мельникова!
свернуть ветку
 
С.Соболев 


Ссылка на сообщение1 февраля 13:49 цитировать
В базу внес

https://fantlab.ru/work993840
 
Linidj 


Ссылка на сообщение1 февраля 15:22 цитировать
Спасибо за отзыв по иллюстрациям! Будем совершенствоваться.




Внимание! Администрация Лаборатории Фантастики не имеет отношения к частным мнениям и высказываниям, публикуемым посетителями сайта в авторских колонках.
⇑ Наверх