Александр Беляев Создадим


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Андрона» > Александр Беляев "Создадим советскую научную фантастику"
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Александр Беляев «Создадим советскую научную фантастику»

Статья написана 4 июля 2008 г. 14:50

Размещая эту статью Александра Беляева еще раз благодарю сотрудников отдела ЭДД (электронной доставки документов) Исторической библиотеки в виде исключения отсканировавших отреставрированный номер газеты «Литературный Ленинград» от 14 августа 1934 года. Чтобы прочитать три абзаца находящиеся в самом низу страницы мне пришлось вспомнить навыки палеографии :-))), поэтому размещаю их в скобочках. Во избежание ошибок прошу проверить текст статьи по другим сохранившимся номерам газеты.


цитата

«Создадим советскую научную фантастику»

Если советская литература отстает от темпов нашего строительства, то научно-фантастический жанр является наиболее отсталым участком литературы. Статьи о нашей фантастике имеют обыкновенно такие заголовки: «О жанре, которого у нас нет». — «Научная фантастика — белое пятно на карте советской литературы»

Слишком нетерпеливые критики и читатели забывают, прежде всего, об одном очень важном обстоятельстве «исторического» порядка.

Произведения, напечатанные до первой пятилетки, естественно не могли отвечать современным требованиям — «показа перспектив развития техники в условиях планового социалистического хозяйства» (как ни странно, автору и это иногда ставится в вину). В то время научная фантастика имела более скромные задачи. В продолжении всей первой пятилетки научно-фантастический жанр был, по существу, снят с литературного производства. И лишь после окончания первой пятилетки настало время заглянуть и в будущее, — научная фантастика была призвана на действительную службу социалистическому строительству. Это было всего полтора года назад, срок едва достаточный, чтобы написать один хороший роман и уже совершенно не достаточный, чтобы создать по существу новый вид литературы, с новыми героями, новой тематикой, новыми сюжетами, новым содержанием, новыми литературными формами. При всей быстроте наших темпов, в год-полтора всего этого не создать.

На научную фантастику были возложены увлекательнейшие, но и труднейшие задачи. Большинство читателей и критиков не имеют представления о том, как велики эти трудности. Они столь сложны и многообразны, что в газетной статье можно дать лишь «краткий перечень» главнейших из них, отбрасывая по необходимости и богатый «иллюстративный» материал.

От научной фантастики у нас требуется строгая научная обоснованность. Границы нвуки и научной фантазии неуловимы. Если «допущение» недостаточно обосновано научно, произведение квалифицируется, (иногда и незаслуженно) как «беспочвенная фантастика», «псевдо-научная фантастика». Вполне же научно-обоснованные «допущения» по сути дела являются не научной фантастикой, а беллетристическим пересказом еще не вошедших в практику новостей науки и техники. Новый упрек: «мало фантастики».
Очень трудно установить и правильную пропорцию между научным и сюжетным материалом. Слишком занимательный сюжет отвлекает внимание читателя от научного содержания, вялый сюжет может оттолкнуть читателя от книги.

Советский научно-фантастический роман является не простым показом «техники будущего», но показом техники социалистической. В самых «технических» романах нельзя обойтись без показа общего хозяйственного развития городов, семьи, быта будущего. Автор должен быть «плановиком -экономистом», выходящих за пределы пятилетних планов. А это не легкая задача. При том автор должен угадать соответствие характера производственных отношений с уровнем производительных сил через энное количество лет. Главное же, произведение лишь тогда будет художественно- убедительным, когда сам автор ясно представляет жизнь будущего. вплоть до мелочей быта. А какова она?.. Несколько лет тому назад в Москве была дискуссия о городах и быте будущего. Итоги невелики: по ряду вопросов высказывались диаметрально противоположные мнения. Многие дискуссионные вопросы так и остались до сего дня дискуссионными. Имеющийся литературный материал для проекции жизни будущего явно не достаточен.

А между тем на авторе при показе будущего лежит огромнейшая ответственность, которой не знали фантасты и утописты минувших эпох. Ведь автор должен показать и показать идеологически верно, то самое будущее, ради которого мы сейчас совершаем героические подвиги, ведем напряженное строительство. Малейшая ошибка — и литературное произведение из начала организующего новое сознание может превратиться в свою противоположность.

Сюжет. Западная литература оставила нам десятки динамичных, увлекательных сюжетных стандартов. Тут <и интриги, и похищения, и погони, и заговоры, и месть, и преступления... Но все они имеют один корень — частную собственность.  Нам> не пригодны эти стандарты.


(Продолжение следует)




307
просмотры





  Комментарии
нет комментариев


⇑ Наверх