Лапси


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «beskarss78» > "Лапси"
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

«Лапси»

Статья написана 18 марта 2018 г. 12:56

Импортозамещающий сериал

Предпосылки проекта видны невооруженным глазом.

Сделать как там, в модных тенденциях мистических сериалов типа «На зов скорби». Но с нашими сценаристами, актерами, с какими-то отсылками к быту, истории, менталитету.

Натурализовать.

К сожалению, все отполировано и зализано до полного отсутствия любых кинематографических выпуклостей.

Идеальный вторичный продукт. Как хороший коврик из переработанных покрышек — на крыльцо положить — достаточно практичен, чтобы вытирать об него ноги, и одновременно, достаточно дешев, чтобы не уперли соседи.

Стиль сценариста Бачило вполне узнаваем: медленное, тягучее развертывание сюжета, которое, при случае, позволит выйти и на третий, и на четвертый сезоны.

.

Место действия — островок в Карелии, там вроде как вечная зима и живут сорок шесть (именно это число) людей.

Там изобразили три локации: коттеджный поселок (с претензией на современную архитектуру), старый лепрозорий (образ разрушенного цеха или лаборатории) и рудник (лотки промывочные, подобие спускной клети).

Живут люди там, потому что не умирают. Некая мистическая сущность — Лапси — заживляет раны и не даёт стариться. Попытаешься уйти с острова — плохо будет. Живи... Если кого попытаешься убить, спустят в шахту — потеряешь разум, станешь «морлоком». Тупым существом, выполняющим команды. Там десятка полтора таких ходит.

Имеется устоявшаяся община, где люди и столетиями задерживаются.

Есть «барон» во главе, есть «ротмистр», несколько типичных образов — писатель там, старец. Прикочевал в сценарий из других текстов обязательный немец-фашист, который тут с войны.

Изъян сериала не в том, что практически все это я где-то читал или видел — это ведь моя проблема — а в том, что не ложатся все эти знаковые фишечки в одну картину:

— вместо поминания бога — любого стандартного присловья типа «слава богу» — все говорят «слава Лапси». Как в домашней обстановке, так и на сходе. Причем на сходе — совершенно без огонька. Тупо и уныло. Я не буду проводить ну никаких аналогий с реальными лозунгами, но давайте подумаем: люди самых разных культур, кто-то наверняка считает себя христианином, атеистом или просто гордецом. Такие ведь не захотят говорить слов-полумолитв. Даже если сделать скидку на длительность пребывания и непрерывные воскрешения — подобная замена это верх искусственности. Авторы пытаются показать, что все устали от своего бессмертия, все на острове осточертели друг другу, но ничего кроме вялого произношения «Слава КПСС» им в голову не приходит...

— как оповещение — рельс. Все так и говорят — ударить в рельсу, работа от рельсы до рельсы... Тревога, опять-таки, подаётся ударами в рельсу.

Нет, я понимаю, что надо было придать поселку какие-то черты ХХ-го века, да еще с намеком на лагерь. Мг. Но если вертолетом привозят модные вещи, то систему оповещения тоже ведь могли привезти. Внешнюю. Громкоговорящую. «Продавец отдела такого-то срочно подойдите в подсобку, получите люлей от старшего менеджера...» — в условиях острова «Эй, Тесак где? Пусть в контору подойдет...» Если по какой-то причине громких слов произносить нельзя — то проводные телефоны к вашим услугам. Рации, на крайний случай.

— всевозможные дизайнерские штучки есть — а телевизора, видео, компьютеров — нет (хотя диктофоны есть). Просмотр свежих новостей с большой земли, получение сериалов, еще каких видов искусства. А то получается, архитектура современная, одежда тоже не вчерашняя, даже лампочки вроде как модные, а с фильмами — беда. Не верю. Даже если бы им не продавали (хотя писатель торгует своими текстами, контрабанда процветает), то намастырили бы, сделали бы радио.

Я молчу про золото, которое «типа моют» местные — они должны были за пару лет перерыть островок, выработать жилу. Про горные породы тут полный бред — золото должно буквально расти в земле, чтобы его можно было так добывать. Или — менялась бы география острова, не было бы старых построек.

Два самых слабых, картонных персонажа — это ребенок, живущий на острове, и большой начальник из министерства. Начальник целиком состоит из штампов, а ребенок — его просто не потянули.

Общую атмосферу жути — кроме, может быть, второй серии — тоже не тянут (уже доступно семь). Не страшно самому, нет переживаний за персонажей.

.

Но слабые стороны не подавляют сериал на сто процентов, есть и добротные моменты:

— историческая многослойность острова. Не скажу, что выполнено идеально, но сделано. Было время просто жизни, было время превращения острова в лабораторию, сейчас вот лёгкий период;

— любовно-романтические отношения в сюжете. Опять-таки, не идеал, а местами слабо по исполнению, но схема нарисована, она работает, так что нормально;

— часть актеров. Барон, главные герои, механик — адекватны;

— подвод к теме, что остров совсем не тайна для внешнего мира, налажены контакты, с феноменом работают;

— под сериал выделен хоть какой-то бюджет. Не слишком щедрый, но хватает на локации, на съемки в разные времена года, на полдюжины вменяемых актёров;

— симпатичная заставка.

.

В остальном — продукт так себе. Либо надо было вставлять что-то принципиально новое, либо тоньше работать с набором фишечек. С удовольствием бы смотрел его лишь в салоне междугороднего автобуса.





6267
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение18 марта 2018 г. 13:55
Тоже ожидала многого, а в итоге — не интересно. Все схематично и картонно, плохая игра и непродуманный мир. А какие возможности можно было вытянуть из такой задумки...(


Ссылка на сообщение18 марта 2018 г. 18:48
Спасибо, заинтересовали. Надо попробовать посмотреть.


Ссылка на сообщение19 марта 2018 г. 09:09
А мне понравилось.


Ссылка на сообщение19 марта 2018 г. 10:02
Спасибо! Вторичность и художественная убогость — главные отличительные черты русских сериалов! А ведь я патриот и человек русской культуры. Так хочется, чтобы был полновесный и адекватный ответ на поток западной телепродукции8-) Но пока увы... У этих людей только на распиливание бюджетов ума и таланта хватает.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение20 марта 2018 г. 19:47
Не всех русских сериалов, не всех.
 


Ссылка на сообщение20 марта 2018 г. 21:50
Некоторые (Спящие, Великая, пара-тройка других) было не стыдно смотреть. Но получать удовольствие, увлекаться, пищать от восторга — увольте!
 


Ссылка на сообщение21 марта 2018 г. 12:10

цитата vfvfhm

Но получать удовольствие, увлекаться, пищать от восторга — увольте!

«Небесный суд».
 


Ссылка на сообщение21 марта 2018 г. 13:48
Спасибо! это с Пореченковым и Хабенским? Попробую погурманствовать:-)
 


Ссылка на сообщение21 марта 2018 г. 13:52
Да, именно с ними:) А еще там шикарная Дапкунайте и неплохой Марьянов.
Причем Хабенский и Пореченков сыграли гораздо лучше, на мой взгляд, чем в большинстве своих массовых ролей. Как-никак «Небесный суд» снимала целиком Званцова (сценарий и режиссура), причем не для коммерческого успеха. Так что и актеры работали «для» и «от» души:)
Если понравится первый «сезон» из четырех серий, то есть еще и второй «сезон». Там уже развернутая сквозная история присутствует.
 


Ссылка на сообщение21 марта 2018 г. 14:59
Спасибо за наводку!:beer:


Ссылка на сообщение20 марта 2018 г. 13:03
Я думаю, всё дело в том, что бюджеты российского телевизионного продукта совершенно не сопоставимы с американским.
Потенциальная 140-миллионная внутренняя аудитория против 300-миллионной собственной аудитории США — это уже серьёзный отрыв. А каждый «человеко-час» просмотра (даже условно бесплатного) — это деньги.
Не говоря уже о том, что рынок охвата у американских сериалов — общемировой, а у нас в лучшем случае может распространяться на страны СНГ и частично на какие-то другие (и эти случаи единичны, несистемны и больше «для галочки», продукция не в состоянии соревноваться с качественным «мылом» из Голливуда, ну и что, что какой-то сериал купят для однократного показа в паре европейских или азиатских стран, выложат где-то на задворках Нетфликса, какой в этом реальный прок?)
Далее: собственная аудитория не приучена к софинансированию телеконтента через подписки на платные каналы и платформы.
Отсюда (и наверное, ещё по каким-то причинам) — невозможность формирования адекватных бюджетов.
Плюс, те, которые есть — самым бессовестным образом «пилятся». А в производстве заняты, по большей части, самоуверенные дилетанты. Вот и имеем то, что имеем. И даже в среднесрочной перспективе (если вообще не никогда) положение дел не изменится совершенно точно.
Ещё несколько лет назад нашим удавалось очень пристойно делать экранизации классики, снимать ретро-сериалы на приличном уровне. Но в последние годы, к великому сожалению, и в этом «скатились».
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение20 марта 2018 г. 19:46
Отсюда вывод — писать надо лучше.

Почему «На темной стороне Луны» (переделка английской «Жизни на Марсе») — оказалась отличной вещью?
Почему «По ту сторону волков» — отличная вещь?
При относительно скромных бюджетах.
Потому что тему надо грамотно раскрывать.
 


Ссылка на сообщение20 марта 2018 г. 21:58
Очень точно! Подпишусь под каждым словом.:beer:
В СССР была не потенциальная, а реальная аудитория в 270 млн человек, соответственно и бюджеты были колоссальные и требования к криэйторам сверх жесткие. Результат налицо. Сериалы, например, ВВС 1980-х (иногда на трекерах скачиваю) сейчас попросту смотреть невозможно, такая убогость! А наши Приключения Шерлока Холмса и Место встречи при их якобы остаточно-низком финансировании до сих пор живы-здоровы.


⇑ Наверх