Шумко В В Русское и


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «slovar06» > Шумко В.В. Русское и белорусское фантастоведение. 2012
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Шумко В.В. Русское и белорусское фантастоведение. 2012

Статья написана 21 февраля 2018 г. 22:56

Учреждение образования «Витебский государственный университет имени П.М. Машерова», Витебск.

(Ученые записки. — 2012. — Том 14. — С. 231-236)

Фантастоведение как наука складывается с 1970-х годов XX века с появлением первых диссертационных исследований по этой тематике, однако до сих пор актуальными остаются вопросы раннего периода развития этой науки. Вариативная терминология, неверные классификации, анализ фантастики без свойственных ей периодов жанровых экспериментов — все это затрудняет построение единой картины развития «нереальной» литературы.

Становление белорусской фантастики с 1950-х годов несколько затянулось, белорусское литературоведение методично повторяет ошибки русских исследователей, что делает не менее актуальным теоретическое изучение научного наследия. В статье приводятся основные сведения по данному вопросу, прогнозируются дальнейшие перспективные направления исследования фантастики.

Целью работы является систематизация литературоведческих работ по русской и белорусской фантастике.

Материал и методы. Материалом для данной работы стали литературоведческие труды Р.И. Альбетковой, Е.Н. Ковтун, Б.С. Мейлаха, Е.М. Неелова, И.В. Семибратовой, И.А. Тихонова, М.Б. Храпченко, Т.А. Чебанюк. Методологическую основу статьи составляют сравнительный, конкретно-исторический и типологический методы. Объектом исследования стали работы литературоведов, связанные с анализом фантастической литературы. Предметом исследования стало формирование такой отрасли литературоведения, как фантастоведение.

Результаты и их обсуждение. Существует ряд высказываний современников литературного процесса первой половины XIX века о чудесных произведениях, которые последовательно приводят исследователи. Но для характеристики фантастических повестей эти обрывки мыслей барона Е.Ф. Розена, С.П. Шевы-

рева и др. малозначительны. Первой осмысленной попыткой выделить фантастические произведения в отдельную группу была статья «Речь о критике» В.Г. Белинского, где он нарисовал картину исторического развития форм фантастического от мифологии до литературы начала XIX века.

Вторая волна литературоведческих работ о фантастике появляется в начале XX века. Вначале выделяются два направления, где начинает мелькать термин «фантастика»: 1) в первом изучалось идейное своеобразие произведений (П.Н. Сакулин, М.О. Гершензон, В.В. Сиповский,

В.В. Гиппиус); 2) во втором исследовалась художественная специфика текстов (символисты В.Я. Брюсов, А. Белый, В.В. Розанов). Кроме того, в 1920-х годах различные аспекты «околофантастических» произведений рассматривались Ю.Н. Тыняновым, В.В. Виноградовым, Б.М. Эхейн-баумом.

В 1930-е годы выходят работы о фантастике, на деле культивирующие упрощенно-социологический подход (В.Ф. Пе-реверзев).

С 1970-х годов издаются действительно плодотворные труды о фантастике. Сначала в описательных статьях авторы затрагивают вопросы эволюции жанра, его этимологии (А.Ф. Бритиков). Работы научно-популярного характера подготавливают более концептуальное обращение к теме фантастического жанра, хронологически продолжаясь до середины 1990-х годов (В.А. Бахтина, Г.И. Гуревич, Б.В. Ляпунов, А.Н. Осипов, Е.И. Парнов,

В.А. Ревич и др.).

В 1970-1990-е годы появляются диссертационные исследования Е.М. Неелова, И.В. Семибратовой, И.А. Тихонова, Т.А. Чебанюк. В них рассматриваются частные вопросы функционирования фантастического жанра. Специфические изыскания в области сравнительных исследований свойств фантазии, ее структурных

232

Ученые записки. — 2012. — Том 14

компонентов сделаны в монографии Ц. Тодорова.

С 1990-х годов публикуются научные работы о фантастике в Интернете, характеризуясь, в подавляющем большинстве, популяризаторским подходом к анализу материала.

Подробнее с данным материалом можно ознакомиться в нашем курсе лекций «Фантастический жанр в литературе XIX-XX веков: становление и развитие» [1].

Исследований по белорусской фантастике выходит мало, полноценные библиографии отсутствуют. B литературоведении мы вынуждены констатировать этап «накопления» критического материала о творчестве одного автора, комплексный анализ именно теории жанра, предметный разговор о специфике отечественной фантастической литературы не ведется. Необходимость же подобной «самоидентификации» очевидна и не является прихотью классификационного дробления. Белорусская фантастика значительно отличается от русской сплавом философских тенденций конца XX века и «классических» моделей художественных миров Я. Купалы, Я. Коласа, М. Богдановича, являясь особым вариантом «нереальной» прозы. Бережное исследование и сохранение подобных традиций позволит избежать опасности некоторой коммерческой безликости фантастической литературы нынешнего времени.

Отрадным является в свете вышесказанного факт оживления издательского интереса к отечественной фантастике в самой Беларуси. C 2009 года издается серия «Белорусская современная фантастика», которая насчитывает 23 издания на 2011 год. B 2009-2010 гг. в целевой серии издательства вышли ранее не издававшиеся романы Силецкого, Ануфриева, Новаш, Иванова-Смоленского, а также тетралогия повестей Трусова (Цеханско-го), авторские сборники Дрозда и Деревянко. Переизданы отдельные произве-

дения Брайдера и Чадовича, Куличенко, Чергинца. Издательство «Гагаяфы» приступило в 2011 году к выпуску серии «Ка-лекцыя беларускай фантастыт». Старт серии дал сборник минского писателя, поэта и переводчика, одного из основателей движения «Бум-Бам-Лит», Сержа Мин-скевича — «Сад Замкнёных Гор». B книгу вошли романы «Сад Замкнёных Гор» (квази-фэнтези) и «Забаук для мало-дшых» (космическое фэнтези), повесть «Гшерновы рабшзон» и несколько рассказов. B издательстве «Мастацкая л^гаратура» в серии «Млечны Шлях» вышли две антологии, в которых собраны фантастические рассказы и повести разных лет, написанные как на белорусском, так и на русском языках.

Мы намеренно акцентируем внимание на жанровом подходе к фантастике, так как это позволяет избежать некоторой терминологической путаницы: существует академическое понимание фантастики как художественного метода отображения действительности и фантастики как жанра. Нежелательное смешение определений в некоторых работах привело к устоявшейся практике отождествления произведений с «элементами фантастики» и собственно фантастических книг. Так появляется, например, термин «социальная фантастика» (например, «Нос», «Шинель» Н. Гоголя), который сейчас трактуется как название определенного направления в литературе, как стилевой прием, как жанр и т.д., хотя для последнего необходимо наличие специфических конфликта, образности, свойств пространства и времени в целом. Таким образом, понимание фантастики как приема имеет слишком широкие рамки для научного анализа, поэтому наметилась тенденция выделения таких жанровых разновидностей, где слово «фантастика» главенствует, то есть изучаются фантастические произведения, а не произведения с элементами фантастики.

233

Шумко В.В. Русское и белорусское фантастоведение

Неофициальную, но пока наиболее полную подборку обзоров белорусской фантастики сделал Papyrus на известном портале «Лаборатория фантастики», который четко разграничил фантастику как жанр и прием письма, справедливо указав на излишне широкие рамки для исследователей собственно фантастики в последнем случае. Именно Papyrus указал на особенности белорусской литературы, тяготеющей к фантастике: «наиболее удачные произведения у белорусских писателей отыскиваются в основном где-то в приграничной зоне межу фантастической и реалистической литературой» [2]. Действительно, среди современных авторов наиболее распространены такие жанры, как мистика, сказка, утопия, детектив, притча, предание с элементами фантастики. Строго говоря, сами по себе фантастическими эти жанры не являются, но использование целого комплекса жанров в подобном антураже и составляет пока суть белорусской фантастики.

Г. Зенова в работе «Фантастыка у беларустх апавяданнях 80-90-х гг.» (1999) дает краткий обзор имен, сопровождая теоретические посылки широким пониманием термина (как фантастическое в целом, жанр, тип литературы) [3]. Определения жанра здесь не дается, отсутствует анализ исследовательской базы.

Г. Воронова началом белорусской научной фантастики (далее — НФ) называет драму К. Крапивы «Брама не;ушручасщ» (1973), далее развитие НФ связывает с творчеством В. Шитика, где утверждается вера в науку, мощь человеческого разума идеализированного первопроходца [4].

Исследователь указывает, что фантастика 1980-1990-х годов характеризуется разочарованием в техническом прогрессе:

1) в результате экологической катастрофы (произведения В. Гигевича «Пабаш», А. Минкина «Карова», Л. Дай-неки «Чалавек з брыльянтавым сэрцам»,

Я. Сипакова «Блуканне па иншасвеце»,

A. Федоренко «Смута ...»);

2) в «иронической» фантастике творчество А. Павлихина;

3) в «космической» НФ: В. Гигевич («Карабель», «Мараянскае падарожжа», «Кентауры»), В. Климович («Сыстэма Басл1>, «Чацвертая ад Рэгула»).

Тогда же возникает белорусская антиутопия (В. Гигевич «Карабель»; А. Минкин «Прауд^вая псторыя Крашы Хлудау»), философская фантастика (Я. Сипаков «Тыя, хто ipy^» и «Падары нам дрэва»; П. Васюченко «Белы мурашшк»), главной чертой которых становится печальная ирония.

Важным является утверждение критика о тематическом изменении современной белорусской фантастики по сравнению с фантастикой 60-70-х годов: возрастает критичность в оценке перспектив человека в связи с развитием науки.

С. Минскевич «по доле фантазии» делит фантастическую литературу на два течения, фэнтэзийное и научное [5]. В последнем распространены следующие разновидности: фантастика предупреждения, социальная фантастика (под этим здесь понимается утопия), киберпанк и др. Корни фэнтэзийной литературы (как магическо-мистической) критик находит в белорусском фольклоре и верованиях, творчестве А. Мицкевича (утерянная фантастическая повесть о Литве 2000-го года), дневниковых записях Я. Дроздови-ча. Вступление в космическую эру дало новый импульс фантастике (повести

B. Шитика). На современном этапе выделяется философской насыщенностью проза В. Гигевича, Ю. Станкевича, И. Шударевой, П. Семинского.

С. Солодовников понимает фантастику как художественную условность и находит ее в сказке, мифе [6]. Художественным методом фантастики является «адва-ротная мифатворчасць», т.е. переустрой-

234

Ученые записки. — 2012. — Том 14

ство мира. Научная фантастика при этом является новейшей мифологией. Далее под фантастикой понимается специфический художественный образ. Начало белорусской фантастики связывается с XX веком, когда разрабатывался жанр сказки в творчестве Богдановича, Тетки, Бедули, Коласа. В Беларуси первым в жанре НФ стал работать Я. Мавр «Чалавек щзе» (1920) — история жизни древних людей. Смешения разных теорий, классификаций фантастики здесь очевидны. Далее впервые приводится хронологический ряд произведений белорусской научной фантастики: «Апошняя арбгга» (1962), «Зор-ны камень» (1967), «Парсек за кармой» (1970), «У час не вярнул^я» (1975)

В. Шитика. В 1973 году появляется комедия «Брама неушручасщ» К. Крапивы.

А. Павлихин в статье «Ji ^нуе белару-ская фантастыка?» приводит достаточно полный перечень имен писателей-фантастов с конца 1980-х годов [7].

Н. Химардин отмечает нарастающий кризис белорусской фантастики с 2000 годов, указывает на единичность известных авторов [8]. Действительно, на постсоветском пространстве известны имена лишь Ю. Брайдера и Н. Чадовича, работавших в соавторстве. Их первая публикация «Парушальшк» (1983), дальнейшие сборники «Поселок на краю Галактики», «Ад на Венере», романы «Телепатическое ружье», «Евангелие от Тимофея», «Клинки Максара» и др., публиковавшиеся на русском языке, получили признание критики: премии «Странник», «Меч Руматы», «Меч в зеркале». Но на развитие белорусской фантастики творчество указанных авторов в силу их «пророссийской» настроенности напрямую не повлияло.

В современном литературоведении преобладает комплексный подход к такому сложному явлению, как фантастика, что плодотворно реализуется на уровне

монографий и диссертационных исследований в широком понимании фантастики как некоей «области литературы». Данное понятие не исключает трактовку «нереальной» литературы и как жанрового комплекса, и как художественной детали.

Белорусская научная фантастика нами понимается в более обобщенном смысле: до распада СССР сюда включаются и книги, издававшиеся белорусскими авторами на русском языке (например, творчество

A. Геращенко, В. Гончарова, В. Гусева, Е. Дрозда, В. Козько, Н. Новаш,

B. Павлова, А. Потупы, В. Строкина, А. Фомицы и др.). Учитывая некоторую «интернациональность» НФ и официальное двуязычие, это представляется наиболее корректным, а также позволит несколько увеличить исследовательскую базу, что для Беларуси является критически важным.

Заключение. Степень изученности фантастики не соответствует реалиям современного момента: нет четкой модели эволюции фантастики, что сопровождается терминологической путаницей. До сих пор а) не определены критерии разграничения жанровых разновидностей фантастических произведений (ныне существующие характеризуются формальным подходом и часто включают единицы, состоящие из одной повести); б) не решен вопрос о специфике фантастического творчества отдельных авторов; в) фантастика подается как статичное явление без свойственных этому жанру периодов активности и затухания; г) результаты исследований по отдельным проблемам фантастоведения не укладываются в общую схему литературного процесса, что обедняет саму значимость исследований.

Перспективными направлениями для литературоведов остаются изучение фантастики как жанра и приема творчества, жанровых модификаций фантастики,

235

Шумко В.В. Русское и белорусское фантастоведение

выявление специфики русских и белорусских фантастических произведений.

Литература

1. Шумко, B.B. Фантастический жанр в литературе XIX-XX веков: становление и развитие: курс лекций / B.B. Шумко. -Bитебск: Издательство УО «Bry им. П.М. Машерова», 2006. — 77 с.

2. http://fantlab.ru/user33996/blog.

3. Зенава, Г.М. Фантастыка у беларусгах апа-вяданнях 80-90-х гг. / Г.М. Зенава // Bесн. Беларуск. дзярж. ун-та. — 1999. — № 2. -

С. 14-17.

4. Bоранава, Г. У краше антыутопп / Г. Bоранава // Полымя. — 2001. -№ X. — С. 267-311.

5. М1нскев1ч, С. Па слядах яе вялшасщ фантастыт / С. М1нскев1ч // Маладосць. -2005. — № 3. — С. 115-118.

6. Саладоуникау С. Поплеч з мараю /

С. Саладоуникау // Маладосць. — 1979. -№ 6. — С. 157-163.

7. Паулухин А. Ji юнуе беларуская фанта-стыка? / А. Паугахш // Маладосць. — 2004. -№ 5. — С. 142-143.

8. Xимардзiн, М. Ji будзе у Беларус свая фантастыка? / М. Xiмардзiн // ЛiМ. 2005. — 4 сак.




Файлы: t14pub231.pdf (382 Кб)


184
просмотры





  Комментарии
нет комментариев


⇑ Наверх