Книжная серия Сны


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Алексей121» > Книжная серия "Сны разума"
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Книжная серия «Сны разума»

Статья написана 19 марта 2018 г. 15:49
Сегодня я дочитываю последний том этой замечательной книжной серии. Серии, которая охватила какое-то невероятное разнообразие жанров, тем и авторов, которая стала для меня настоящим калейдоскопом фантастики, богатым по-настоящему сильными авторами, неожиданными открытиями и горькими разочарованиями. «Сны разума», или, если угодно, «Фантастика!» — самая значимая для меня серия фантастических книг за последние 10 лет. И мне бы хотелось почтить ее память, рассказав о книгах, которые в ней выходили. Очень коротко, без спойлеров, сквозь призму личных впечатлений.
Книги я для удобства разделю на несколько условных жанровых групп.

Твердая научная фантастика

[/subtitle]
Сюда, прежде всего стоит отнести Питера Уоттса, книги которого не нуждаются в представлении

«Ложная слепота» для многих открыла целый жанр, HARD-SF. Авторы, работающие в этом жанре, не держат своего читателя за дурака, разрабатывают новейшие научные теории и не боятся в конце книги приводить несколько десятков научных статей, идеи которых были творчески переработаны на страницах романа. При этом, я не могу сказать, что в романе нет недостатков. Здесь и то, что в погоне за научностью иногда страдает художественность, и то, что автор настолько увлекся идеями трансгуманизма, что мотивация персонажей для меня иногда не находила никаких логических объяснений.Да и мрачный фатализм автора понравится далеко не каждому.
На фоне «Ложной слепоты» трилогия «Рифтеры» склоняется, скорее, к технотриллеру и роману-катастрофе. Вместо глубокого космоса-глубины океана, вместо пришельцев — реликтовый вирус. И только мрачная атмосфера, свойственная автору не делась никуда.
По сравнению с Уоттсом трилогия «Спин» Роберт Ч. Уилсона кажется куда более человечной. Этот автор тоже не чурается смелых и масштабных фантастических идей. Но для его творчества характерно восприятие изменений через призму восприятия простого человека, далекого от масштабных событий, причастных к ним лишь волею случая.

Это хорошо заметно и в более раннем романе автора, «Хронолиты», который был издан сравнительно недавно. К сожалению, продолжения цикла оказались значительно слабее первого тома, и не смотря на крайне оригинальное и в чем-то циничное объяснение событий, произошедших в томе первом, оставили по себе куда более слабое впечатление.

«Бытие» Дэвида Брина.
масштабная картина контакта с инопланетными цивилизациями и того, что случилось после. Взгляд свежий, под неожиданным и весьма (опять использую это слово) циничным углом. Множество персонажей, мест действия, точек зрения. Кому-то это может здорово усложнить чтение. Меня — поразило до глубины души.
«Корпус-3» Грега Бира классический сюжет, в котором главный герой просыпается с амнезией и ему нифига не понятно. Действие происходит в замкнутом мире космического корабля-ковчега, функционирующего по странным законам, которые читателю придется постигать вместе с главным героям. К сожалению, такую благодатную почву автор, на мой скромный взгляд, не смог развить как следует, да и ответы, данные им, меня не удовлетворили.
«Счет по головам» Дэвида Марусека, стал для меня книгой, в которой автор начал за здравие, а закончил за упокой. По жанру это классический киберпанк с глобальными корпорациями и их грызней за власть, вирусами, клонами, виртуальной реальностью и прочим. Но положив крепкий фундамент из глубоко личной, драматичной истории главного героя, автор не смог построить здание, навводив кучу лишних персонажей, с которыми он, такое чувство, так и не придумал, что делать. В итоге роман прогибается под собственным весом и тонет под грудой ненужных деталей и мусорных сюжетных линий, похоронив потенциально интересную историю. Кроме того, роман сюжетно не самостоятелен, а продолжение мы вряд ли увидим на русском языке.

Ну и, говоря о HARD-SF, нельзя не упомянуть имя автора, который для меня стал синонимом этого жанра. Каждая книга цикла «Субъективная космология» Грега Игана представляет независимый взгляд на картину известного нам мира. Красивая теория, которая обрамляется сюжетом и персонажами. Стоит отметить, что это наиболее легкий в прочтении цикл автора, поэтому начинать знакомство лучше именно с него.

Социальная фантастика

[/subtitle]
В эту условную группу я определю книги, авторов которых больше волнуют не научные теории, а развитие общества как в ближайшем будущем, так и в различных фантастических условиях и обстоятельствах.

В романе «Эйфельхайм: город-призрак» Майкл Флинн рассказывает про средневековое общество, переживающее сразу два потрясения: чуму и контакт с внеземной цивилизацией, показано столкновение двух культур, попытки диалога, раскрываются многие религиозные и мировоззренческие вопросы. Кроме того, весьма достоверно, без свойственных литературе штампов, описывается быт небольшого средневекового городка. Темп повествования размеренный, неспешный, но здесь это даже в плюс. Присутствует современная линия, правда намеченная лишь пунктиром.
В противовес ему «Заводная» Бачигалупи — Таиланд, недалекое будущее, мир, в котором закончилась нефть, а ряд биологических катастроф очень сильно затруднил жизнь человечества. Роман получит просто дикое количество премий, но оставил после себя смешанное впечатление, объяснить которое я смогу только прибегнув к спойлерам. Однако стоит отдать роману должное, автору удалось совместить экзотический антураж, проработку мира и персонажей. Этот успех, на мой скромный взгляд, автору так и не удалось повторить.
Рядом с Бачигалупи стоит роман «Дом дервиша» Иэна Макдональда. Тоже экзотический для фантастики антураж (на сей раз — Стамбул), недалекое будущее, полифония персонажей и точек зрения, впечатляющая проработка мира. Вот только посыл у романа оптимистический и откровенной чернухи он старается избегать.

С другой стороны в «Птицах Марса», чернухи, вроде как, тоже нет, однако в каждой главе чувствуется разочарованность автора человеческой цивилизацией. Нет, человечество выживет, не помрет, и даже в далекий космос прорвется, вот только без стыда на него не взглянешь.
«2312» Кима Стэнли Робинсона тоже рассказывает о человечестве космической эпохи. На этот раз, покорившем ближнее космическое пространство. Изменяются социальные институты и многие привычные вещи выглядят совершенно иначе. Но видение будущего у автора лишено мрачных красок, фатализма и попытки осуждения. На полном серьезе автор предлагает порассуждать, как будут выглядеть привычные социальные институты 300 лет спустя и дает свою собственную, весьма убедительную картину.
Баллард в «Высотке», напротив, ограничил действие одним домом, создал замкнутую экосистему, которую человеческая распущенность и борьба за социальные привилегии доводит до катастрофы. Метафора понятная, читаемая чуть ли не прямым текстом. Но как же сухо, топорно все это описано. Книга для ума, не для сердца.

Приключенческая фантастика

[/subtitle]
Сюда я отнес книги, в которых описываются, в первую очередь, приключения героев в фантастических мирах и обстоятельствах. Это не значит, что авторов данных книг не интересуют социальные процессы, или что в их книгах нет фантастических теорий, просто главное в них, на мой взгляд, добротная приключенческая, либо детективная история.

Начну с книги, появление которой в серии вызвало больше всего пересудов. Это «Пустошь» Андрея Теплякова своеобразная вариация на тему «Пикника на обочине». Аномальная зона, сталкеры, повышенное внимание военных, главный герой, преследующий личные цели — черты знакомые. Единственный русский роман в серии переводной фантастики смотрится белой вороной. Но в отрыве от принадлежности к серии роман, на удивление, не плох, легко читается и оставляет приятное послевкусие. Из многочисленных вариаций на данную тему эта книга — одна из лучших. Всяко лучше невнятной «Твари неизвестной природы» Жарковского.
Остальные романы более традиционны. «Не считая собаки» — ироначная хроноопера с английским колоритом. Я очень неоднозначно отношусь к ее произведениям, разные книги вызывают то восторг, то неприятие. Это — тот случай, когда автору удалось меня захватить.
А вот Виндж мне неприятен во всех проявлениях. И Роман «Дети неба» не стал исключением. На него я большой, подробный отзыв оставил, если что. Здесь же скажу, что совершенно не представляю, как автор будет выбираться из тупика, в который он загнал цикл этим романом. Любое описание противостояния с Погибелью в сложившихся обстоятельствах будет отдавать фарсом. Думаю, следующего романа цикла мы так и не увидим.
Кен Маклеод «Ночные проповеди» — единственный в серии ярко выраженный фантастический детектив. Роман я нашел проходным чуть менее, чем полностью, но когда я высказал свое мнение в соответствующей теме многие со мной не согласились. Так что, для поклонников жанра он может представлять определенный интерес.

Боевая фантастика

[/subtitle]
В этот раздел я отнес книги, в которых главное — это описание боевых действий в фантастической обстановке.

Их всего две. Это переиздание классического представителя жанра, романа «Бесконечная война» Джо Холдемана и проходной боевик про космодесандников «Псы войны» Бира, продолжение которого мы вряд ли увидим. Обе книги мне крайне тяжело рекомендовать. Первую — из-за крайне неудачного перевода, который вынудил меня в итоге плюнуть и дочитать книгу в электронке — перевод Корзуна после Судакевича был как бальзам для глаз. Вторую — из-за вторичности и отсутствия продолжений. Не удивительно, что обе книги были опубликованы на закате серии.

Фантастический неформат

[/subtitle]
Сюда я отнес книги, авторы которых экспериментировали с жанрами, размывая границы фантастики.

В первую очередь, конечно, «Иные песни» Дукая — одна из самых значимых книг, выходивших в серии. Автор, подобно Стивенсону в «Анафеме» предлагает взглянуть на мир через призму античной философии, а по атмосфере и сюжетным ходам берет очень многое у «Вирикониума» М. Джона Харрисона. Но увлекшись литературной игрой и миротворчеством автор напрочь забывает о читателе. К чему нужен интересный сюжет, проработанные персонажи и прочие литературные атрибуты, когда есть такой прекрасный мир, детали которого там занимательно описывать. Поэтому книга оставила после себя чувство легкой неудовлетворенности. Но автор, безусловно, достоин внимания.
С «Пандемонием» Дэрил Грегори все проще. Роман представляет из себя кашу из отсылок к Филипу Дику, комиксовой масс-культуре и модной психологии. Комиксы, кстати, какие-то странные. Я так и не узнал ни одного персонажа, хотя вроде как стараюсь быть в курсе. То ли альтернативная реальность, то ли совсем уж гиковская книжка — понять трудно. Для меня это — один из самых слабых романов с серии. Но есть и положительные отзывы, так что не все так однозначно.
Роман «Город в конце времен» Грега Бира, скорее, разочаровывает. Я сравню его, пожалуй, с «Бытием». Тоже масштабная, проработанная картина, но не контакта с внеземной цивилизацией, а метафизического апокалипсиса. Но то ли автор не справился с таким масштабом повествования, то ли я не разобрался и заскучал, но к середине повествование чудовищно провисает. А вообще эта третья книга в данной серии, о которой я рассказываю, и каждая максимально не похожа на предыдущую. Это автору, определенно, в плюс.

Янг-эдалт

[/subtitle]
Сюда я отнес книги главные особенности которых: антагонист-подросток, быстро развивающийся сюжет с большим количеством поворотов и коллизий, сконцентрированность на теме борьбы с несправедливостью. Короче, типичный янг-эдалт.

К этому жанру на фантлабе принято относится с пренебрежением. Но обе книги в нем представленные мне понравились. «Младшего брата» Доктороу я и вовсе начал читать в полночь (думал, прочту пару глав и все), а закончил под утро. Книга захватила и не отпускала. Теперь я с нетерпением жду продолжения и издания других книг автора на русском. Вроде обещали.
«Стены вселенной» понравились в меньшей мере, прежде всего первой частью, которая ранее публиковалась как законченная повесть и собрала ряд престижных наград и номинаций. Автор решил развить идею... и удалось это у него не сказать, что слишком блестяще. Динамика идет на спад, как и читательский интерес, а яркий конфликт основной повести обрастает кучей ненужных подробностей и меркнет. Впрочем, я в принципе не знаю примеров удачного развития романов из рассказов и повестей.

Фентези

[/subtitle]
Да, в фантастической серии нашлось место и для книг совершенно другого жанра.

Прекрасная дилогия «Поднебесная» Гая Гэвриела Кея. Масштабное альтернативно-историческое полотно с вкраплением мистических и мифологических мотивов. Атмосферно, стильно, многопланово. Кей выходит за жанровые рамки обычных фентези-романов и пишет по-настоящему большую литературу для взрослого в вдумчивого читателя.
А вот появление в серии романа «Лакомые кусочки» Марго Ланаган иначе как курьезом не назвать. Феминистическое фентези, в котором бедную девушку обижало злое мужичье, но у нее выросла дочка, стала ведьмой и отомстила всем обидчикам мамки

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

натравив на них големов с раскаленными стальными членами.

Воспринимать это серьезно я ну никак не могу.

Сборники рассказов

[/subtitle]
Так как рассказы в сборниках характерны большим разнообразием тем и сюжетов я выделил их в отдельный блок.

Тед Чан, я так думаю, в представлении не нуждается. Это мастер короткой прозы, который пишет редко, но метко. Сборник «Купец и волшебные врата» — содержит в себе 9 совершенно разных рассказов, каждый из которых открывает фантастический талант автора с другой стороны. Практически эталонный авторский сборник и одна из самых сильных книг серии.
«Вихри мраморной арки» Уиллис я так однозначно положительно охарактеризовать не могу. Как я уже говорил выше, автор у меня вызывает либо восторг, либо отторжение. И в этом сборнике хватало рассказов и тех и других. Тем не менее, сборник я отношу к разряду сильных и оцениваю достаточно высоко.
В отличие от сборника «Десять сигм» Пола Мелкоу, который мне показался блеклым и невыразительным. Лучшая его часть — это повесть «Стены вселенной», которая в последствии легла в основу одноименного романа. Практически треть объема. Все остальное было слабо. Очень слабо.

А вот тут начинается треш и угар. Эти три сборника далеки от серии настолько, насколько возможно. Такое чувство, что опубликовали их здесь просто потому что их просто некуда приткнуть. Например, сборник «Туннель к центру Земли» не смотря на обложку а-ля «Затерянный мир» не имеет ничего общего с фантастикой. Странная, очень атмосферная проза, может, в стиле позднего Брэдбери, только более контркультурная что ли... Место этому сборнику — в серии «Альтернатива» того же издательства. Сборник, кстати, мне безоговорочно понравился. Но в серии ему не место.
«Черный сок» Марго Ланаган и «Вляпалась!» Келли Линк. Тут мне особо сказать нечего. Это сборники фантастических, полуфантастических, а то и фентезийных историй, написанные женщинами для женщин. Я в целевую аудиторию этих книг не вхожу, а потому они пришлись мне не по уму и не по сердцу.

На этом я заканчиваю разбор. Книги серии «Сны разума» оставили значительный след в моей читательской жизни, помогли сформировать читательские вкусы и предпочтения. Поэтому я благодарю всех причастных к ее выходу за проделанный труд.




391
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение20 марта 2018 г. 10:36
Только за Уоттса,Дукая и Чана :cool!: серии раздвинуть памятник.


⇑ Наверх