Аннигиляция Annihilation


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «imra» > Аннигиляция (Annihilation), 2018
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Аннигиляция (Annihilation), 2018

Статья написана 6 апреля 2018 г. 12:01

Че прилетал? Может сказать чего хотел? или Аморфный пикник под маяком

annigiljacija

Последний год для профессора биологии Лины (Портман) сложно было назвать счастливым. Со здоровьем, тьфу-тьфу, все слава богу. И работа не давала причин для уныния. Вот только муж Кейн (Айзек)… Нет, он не разлюбил свою ненаглядную, не стал бухать и ходить налево. Он просто не вернулся. А если учесть, что работал он военным в самых горячих точках Земли, его годичное отсутствие говорило о многом.

А потом он возник на пороге дома. Ничего не помня о последней миссии. И практически сразу впал в кому. Оказалось, он побывал в Зоне, получившей название «Отлив». Не той, что с колючей проволокой и вертухаями. А той, что образовалась в результате падения на нашу планету чего-то внеземного. Зону, откуда еще никто не возвращался. Лина прекрасно понимает, что ответ на вопрос, что же произошло с Кейном, находится за периметром. Посему когда начальство отправляет в Зону следующую экспедицию, состоящую из женщин-ученых, Лина присоединяется к ним.


Судьба фильма, снятого по первой книге трилогии «Трилогия Южного предела» Джеффа Вандермеера, сложилась непросто. Картину не пустили в широкий прокат, потому что решили, что она будет «слишком интеллектуальной» и «слишком сложной» для массового зрителя. В результате Annihilation увидела свет на сервисе Netflix.

С одной стороны переживания Paramount по поводу своего детища понятны. Фильм несколько выделяется на общем фоне комиксоидной фантастики. Он скорее напоминает «Прибытие».

С другой, ничего сверхсложного в ленте нет и близко, проблемы фильма в другом (в чем именно сейчас поговорим), а вот тенденции примитивизации, простоты, и разжевывания кинопродукта для обычного потребителя уже не просто настораживают, а всерьез пугают. Неужто прокатчики считают, что хоть чуть-чуть напрягать извилины зрителю строго настрого противопоказано? Ну да ладно, вернемся к Полному уничтожению.

Главное, что можно поставить фильму в претензию – массу недосказанности, открытый финал и полное отсутствие объяснений мотивов внеземного гостя. Ну, так что удивительного возразите вы, если перед нами экранизация первого тома трилогии? Так то оно так, но, по отзывам читавших книгу, постановщики взяли за основу лишь общую идею романа Вандермеера, ее затравку, да и ту изменили, в первых же кадрах четко обозначив инопланетную природу Отлива. Так что на то, что перед нами лишь начало истории, продолжение которой воспоследует, открытость конца списать не выйдет. Это осознанное решение режиссера. А ленты с открытым финалом весьма сложно принимаются зрителем, требуя очень тщательного отношения к себе от съемочной группы.

Далее – мотивы и объяснения. Что именно происходит в Зоне? Кто свалился на голову ничего не подозревающим землянам? Что именно стряслось с членами предыдущих экспедиций (тут нам хоть варианты подбросили)? Чего желает инопланетный пришелец? А он вообще есть? Почему именно такие изменения происходят с попавшими в Отлив? Ответов на эти вопросы посмотревшие ленту не получат. Никто не спорит, раскрывать все до единой карты творцам не стоит. Недосказанности, тайны и загадки, наполняющие мир фильма или книги частенько идут произведению лишь на пользу. Оставляя поле для домыслов, теорий, споров и дискуссий зрителей и читателей. Но для этого ленты или роман должны зацепить своего почитателя. Заинтересовать его настолько, чтобы он долгое время пытался проникнуть в тайны полюбившегося ему мира. Annihilation с этой задачей не справляется. Да и не очень то пытается.

Постановщикам интересен этот мир. Несмотря на то, что нарисован он довольно скупыми мазками, Зона чертовски извращенно-красива и периодически завораживает. Печально-оптимистичные деревья в форме человека (или наоборот?). Искаженные людские останки, вросшие в стену. Дублированные олени. «Милый» мутантик, явно бравший уроки сценречи. Изменения, накрывающие любого, кто попадает в Отлив. Фантасмагорические ледяные кусты и геометрия скелетов около маяка. Финальная встреча с зеркальным нечто. Цветовые решения и ощущение безысходной непонятности. Атмосфера Зоны постановщикам откровенно удалась

Все бы хорошо, если бы создатели ленты потрудились дать хоть парочку ответов. Или на крайняк внятных намеков. Помогите зрителю увидеть потенциал истории, и он ответит ей искренним уважением. Интересно, постановщики хотя бы для себя, определились, отчего в Зоне творится именно то, что творится? Или для них это такая же загадка, как и для нас с вами?

На этом фоне нелогичности поведения начальства и членов экспедиции в духе незабвенного «Прометея» смотрятся лишь забавным размягчение мозгов от жизни рядом с Отливом. Ну, конечно, если группы, состоящие из военных, не выжили, мы пошлем туда барышень-исследователей, большинство из которых стрелять толком не умеет. Организовав поход, который имел все шансы завершиться в самом начале, прямо на берегу водоема, при встрече с агрессивным альбиносом. А собрать объединенную команду из бойцов и ученых слабо? А на бронированные вездеходы-амфибии их посадить? Так они хоть от неизбежных на море случайностей чуток прикрылись бы. Плюс что у них за манера не досматривать до конца видеоматериалы, оставленные для них предшественниками? Тоже мне страусы-исследователи. О гениальной манере дружно срываться при появлении опасности с господствующей вышки-высоты на темную землю лучше просто промолчать. Да и финальная задумка с гранатой оставила в некотором недоумении. Это так Отливом убиралось лишнее, вызвавшее у землян слишком много внимания, что-ли? Но все эти неизбежные ляпы, уже, похоже, въевшиеся в подкорку сценаристов, воспринимались гораздо легче, если бы не общая аморфность истории. Вы вообще о чем? О том, что человечеству как виду пора на покой? О том, что его ДНК требует срочного изменения? О том, что на Земле все устроено не так, как надо? Или о том, при тех же вводных может быть устроено совсем по-другому? Что жизнь на Земле требует отмены и полного уничтожения? О том, что выжить могут только искренне влюбленные (или те, кто так выглядят)?

Что «Сталкер», что «Солярис», с которыми автоматически сравнивают «Аннигиляцию», несмотря на сложные темы, многовариативность, неторопливость, медитативность и непростой способ подачи материала, имели четкую структуру и абсолютно точно знали, что именно хотят донести до зрителя. У Annihilation с этим не сложилось.

Актерский состав ситуацию не спас. Правда, никому кроме Натали Портман и времени то почти не досталось. Даже своему любимому Оскару Айзеку злой режиссер не дал показать себя. У барышень есть вроде некоторые неплохие индивидуальные наметки – шрамы на руках, скрытая болезнь, смерть дочери, неуравновешенный характер, но развернуть персонажей не получается. Не до них. Тут вона опять хрень какая-то красиво-жутковатая творится. И даже главная героиня, несмотря на обильные флеш-беки, выглядит как-то невнятно. Опять же понятна мелодраматичная линия, должная толкать героиню на самоубийственную миссию, но и она почему-то не цепляет.

Если подытожить – вместо возможного философского шедевра, или просто мощной фантастики типа того же «Прибытия» вышло что-то невнятное. А жаль, потенциал у ленты был весьма неплох.

Эрго. Аморфная, но при этом весьма красивая и атмосферная история, не отвечающая фактически ни на один из заданных вопросов. Да, похоже, попросту не имеющая этих ответов. Любителям неторопливой, атмосферной фантастики с элементами мистического ужастика посмотреть можно, и не без удовольствия. Но многого ожидать от этой картины не стоит.

Режиссер: Алекс Гарленд

В ролях: Натали Портман, Дженнифер Джейсон Ли, Оскар Айзек, Тесса Томпсон, Джина Родригез, Тува Новотны, Бенедикт Вонг, Дэвид Гяси, Соноя Мидзуно, Джон Шваб





1423
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение6 апреля 2018 г. 13:23
В принципе и роман не дает никаких ответов.
Продолжение и читать не стал — убежден, что там тоже их нет.


Ссылка на сообщение6 апреля 2018 г. 13:52
Не ради ответов и разъяснений книга писалась и фильм снимался.
Не стоит требовать от авторов того, что они и не собирались делать.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение6 апреля 2018 г. 22:25

цитата Igor_k

Не ради ответов и разъяснений книга писалась и фильм снимался.
Не стоит требовать от авторов того, что они и не собирались делать.
:beer:


Ссылка на сообщение6 апреля 2018 г. 14:22
Книга совершенно не понравилась, а вот фильм весьма)


Ссылка на сообщение6 апреля 2018 г. 16:15
Спасибо за внятную и четко структурированную рецензию!;-)
Странно наблюдать аморфный рассказ от автора Пляжа, 28 дней спустя и Пекла. Правда, в багаже у Гарленда есть и нелепо-невнятная Кома. Так что это был видимо, похожий срыв интересного рассказчика.8-)


Ссылка на сообщение6 апреля 2018 г. 20:49
Дорой Имра,

Как всегда вы написали хороший текст!
Но если бы Вы приняли во внимание всю трилогию Вандермиера, сразу стали бы ясны ответы на ваши вопросы.
Приметили бы что:
1. Герои этого Стугацкиподобного сочинению Джеффа взяты взаймый с „Белого шума“ ДеЛилло — пустышные псевдоинтелектуалцы без никакого стремления к познанию. Субьекты застатые вразплох событиями, не думающие, а только рефлектирующие. Так что Пикнику-подобие этого сочинения явлаетсь только иммитационным процессом.
2. Перефразируя мысли Кната о „звездном небе над нами и нравственным законом внутри нас“. — можно сказать что ета история сочинялась от и для людей, которые когда посмотрят на небо видят не звезды а мертвое пузо Кхтулу, а взирая в глубину видят только свои психоаналитические внутренности.
3. Та трилогия представляет выражение искаженного космовосприрятия „постпостмодерного гомо урбаниса“ для которого Вселенная только одна из тем для страшилки.>:-|
А вина Гарленда только в том, что принял предложение прихорошивать средствами кино эту дребедень 8-]


Ссылка на сообщение6 апреля 2018 г. 22:50

цитата NikolaSu

В принципе и роман не дает никаких ответов.
Неправда, ответы есть в романе. Только надо прочитать все три книги. Ответ мучительно рождается в третьем томе.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение6 апреля 2018 г. 23:39
Теперь точно надо прочитать третий роман)
 


Ссылка на сообщение15 апреля 2018 г. 07:26
И не читать второй:-)))


Ссылка на сообщение7 апреля 2018 г. 00:32
У второго и третьего романов жути поменьше будет. Больше воду в ступе толкут, а в третьем томе так вообще гомосятина, не особо приятно это читать. Тем не менее, Вандермеер нигде не показал себя графоманом или бестолковым придумщиком нелогичных сюжетов, он красавец. Ответ постепенно проявляется, как на картинке, на которой спрятался зайчик и его надо найти, мы топчемся по нему, но для окончательного понимания не хватает каких-то ключевых фактов. Это мучительное ощущение Вандермеер явно специально культивирует, и у него получается.
А разгадка вот в чем (спойлер):

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

на Землю попал инопланетный конструкт, самораспаковывающийся архив, который случайно запустили на маяке. произошел своеобразный контакт с иными цивилизациями, и категории разумности и неразумности к этому объекту вообще неприменимы, настолько чуждый этот объект. Конечный итог этого процесса неясен, ибо мало вводных данных. Зона — это в некотором роде диалог. Архив содержит в себе алгоритм, но строительный материал — это наш мир, наша физика и даже наша логика. Вот и началась какая-то хрень.
Это твердый подход к фантастике, научный. Респект ему.8-)
А фильм я не смотрел.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение9 апреля 2018 г. 10:33
Послевкусие от фильма до сих пор чувствуется. Приятное послевкусие. Однозначно хочу продолжения.


⇑ Наверх