Михаил Савеличев Побег из


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «lena_m» > Михаил Савеличев. Побег из гетто
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Михаил Савеличев. Побег из гетто

Статья написана 13 мая 2018 г. 16:38

Михаил Савеличев. Побег из гетто

https://krupaspb.ru/zhurnal-piterbook/ret...

цитата

Любопытно поразмышлять — почему у нас существует как бы две фантастики — та, что честно несет на себе клеймо серии (фантастической или фэнтезийной, отечественной или зарубежной), обложки, жанрового определителя, в конце концов, что выставляется под заголовком романа или повести; и вторая, на которой вы никаких подобных внешних атрибутов днем с огнем не сыщите, которая издается там, где издается так называемая серьезная, мейнстримовская, интеллектуальная и прочая, прочая литература, но при этом все содержание указанных произведений, художественные приемы недвусмысленно указуют — фантастика! Как есть — фантастика! Конечно, можно возразить, что подобная ледяная стена между этими двумя фантастиками имеются не только в нашем королевстве, но и там, на Западе, однако не все так просто.

цитата

Писатель должен получать отклик на то, что он пишет. И этот отклик должен быть как минимум квалифицирован, для чего читатель должен по большей части понимать то, о чем в книге написано. Почитайте ради развлечения отклики кондовых читателей фантастики на отнюдь не кондовые фантастические же книги. И обрящете. Можно смеяться, но по большей части хочется плакать. И ночью же взять тщательно заточенную ложку и приняться рыть подкоп из гетто наружу.





271
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение13 мая 2018 г. 16:38
Весьма примечательные соображения о т.н. фантастическом гетто...
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение13 мая 2018 г. 16:49
Я так понимаю, что в любом жанре есть гетто, куда попадает жанровая литература, не преодолевшая планку классичности. Это нормально и никакой ложкой выход из такого гетто прокопаешь. :-)
 


Ссылка на сообщение13 мая 2018 г. 16:54

цитата Тиань

Я так понимаю, что в любом жанре есть гетто, куда попадает жанровая литература, не преодолевшая планку классичности. Это нормально и никакой ложкой выход из такого гетто прокопаешь.
Сможете привести примеры, скажем, из такого сверхпопулярного жанра как романс (он же любовный роман), когда авторы сумели-таки выйти из своего жанрового гетто?
 


Ссылка на сообщение13 мая 2018 г. 16:57
Джейн Остен, Айрис Мердок, Шарлотта Бронет, Дафна Дюмарье. В этом жанре многие из гетто выходят, если пишут хорошо и достигают уровня, когда любовная история превращается в историю о нравах.
 


Ссылка на сообщение13 мая 2018 г. 17:53

цитата Тиань

Джейн Остен, Айрис Мердок, Шарлотта Бронте, Дафна Дюморье
С данными примерами вполне согласна, хотя, думается, Джейн Остен и слыхом не слыхивала о романсе... :-)

Я бы ещё добавила Жорж Санд и, особенно, Маргарет Митчелл...

А более современные (когда романс был заведомо определён и твёрдо занял своё гетто) примеры имеют место быть?

У меня вертится пара-тройка имён — интересно было б сравнить...
 


Ссылка на сообщение13 мая 2018 г. 18:11

цитата lena_m

А более современные (когда романс был заведомо определён и твёрдо занял своё гетто) примеры имеют место быть?

Примеров у меня нет. Я просто не читала ничего в этом жанре у современных авторов.
 


Ссылка на сообщение13 мая 2018 г. 16:56
На мой взгляд, или автор в своём жанровом гетто (та же т.н. фантастика), или он вообще не в жанре, а в литературе...
 


Ссылка на сообщение13 мая 2018 г. 16:58
Да, с этим согласна.


Ссылка на сообщение13 мая 2018 г. 17:03
Фантастическими приёмами тоже надо уметь владеть.
Помнится, читал я Войновича «Москва 2042», так там путешествия во времени описаны столь нелепо, что плакать хочется. Бред сивой кобылы, иначе не скажешь.


Ссылка на сообщение13 мая 2018 г. 18:00
Возникло у меня такое вот соображение — по размышлении именно об отечественном фантастическом гетто...

Полагаю, легко-спокойно выходят из сего гетто те сочинители, кто изначально так-иначе рядился-мимикрировал под фантастику — для увеличения аудитории-продаж...

Яркий пример тому Пелевин — как только сие ему стало не нужно, без малейших проблем сбежал...

Но есть и более сложные (в части мотивов) примеры — Олег Дивов и, пожалуй, Владимир Сорокин...

Хотя, конечно, Сорокин-то, формально и относимый к фантастике, никогда по сути никаким фантастом не был...
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение13 мая 2018 г. 18:18
Пелевин и Сорокин изначально не фантасты. Настолько я понимаю, они представляют какой-то литературный -изм) -модернизм, постмодернизм и т.д. Причем литературные способности у обоих выше среднего уровня, они выдают качественные профессиональные тексты. Так что выход из гетто закономерен.

цитата lena_m

Олег Дивов

ИМХО, Дивову из гетто не выйти. уровень текстов не дотягивает до литературы. Хотя как фантаста я его ценю и с удовольствием читаю.
 


Ссылка на сообщение13 мая 2018 г. 19:23

цитата Тиань

уровень текстов не дотягивает до литературы


вот как раз он мог бы, мастерства ему бы хватило. Такое впечатление, что он к этому не стремится (из гетто выйти, в смысле). Он не чувствует себя в гетто и не переживает по этому поводу.
Такое у меня впечатление
 


Ссылка на сообщение13 мая 2018 г. 19:42
Вполне возможно, что так и есть... Не всем же быть классиками. И не все стремятся ими стать.
 


Ссылка на сообщение13 мая 2018 г. 20:14
ну то есть, я наконец сформулировал — он не считает, что находится в гетто, не переживает по этому поводу и пишет те книги, которые хочет
 


Ссылка на сообщение13 мая 2018 г. 21:04
Пусть так и будет:-)
 


Ссылка на сообщение13 мая 2018 г. 21:14

цитата k2007

он не считает, что находится в гетто, не переживает по этому поводу и пишет те книги, которые хочет
По сему, как раз, поводу приходилось слышать от участников конов, что декларации ОД об уходе из гетто имеют мотивом его довольно нетривиальную премиальную историю...

После настоящего премиального дождя 2011 года в жанровых премиях его стали отчего-то игнорировать — вот де мол он и перестал быть для гетто своим...

Забавно, но в 2017 году на ОД снова пролился настоящий премиальный дождь — снова в гетто свой? :-)
 


Ссылка на сообщение13 мая 2018 г. 23:29

цитата Тиань

Пелевин и Сорокин изначально не фантасты.


В случае с Пелевиным ровно наоборот.
Посмотрите хотя бы в какой серии вышел его первый сборник.
 


Ссылка на сообщение14 мая 2018 г. 09:20
Я ориентируюсь на содержание того, что довелось прочесть. Но, конечно же, могу и ошибаться. Спасибо за уточнение)
 


Ссылка на сообщение14 мая 2018 г. 14:54
По содержанию тем более )
На здоровье
 


Ссылка на сообщение15 мая 2018 г. 00:39

цитата shickarev

Посмотрите хотя бы в какой серии вышел его первый сборник.


Аксенов, Искандер, Хазанов, Хромая судьба — нефантастика или весьма далеко от традиционной фантастики.
 


Ссылка на сообщение18 мая 2018 г. 10:57
Традиционная фантастика — это же оксюморон )

Автор получает фантастические премии, приезжает на фантастические конвенты, издается в серии «Альфа-Фантастика» и, главное, пишет фантастику — но не фантаст.
Это тоже, конечно, фантастика.


Ссылка на сообщение14 мая 2018 г. 00:17

цитата

В свое время Алан Кайсанбекович Кубатиев может быть повторил, а может быть и сам вывел чеканную формулировку: «Высшая ступень достижений литературы определяется средним уровнем ее читателей». А потому нетрудно догадаться, что средний уровень читателей фантастики намного, если не трагически навсегда ниже среднего уровня читателей боллитры. И писатель-фантаст бежит из своего литературного гетто отнюдь не за гонорарами, не за могучими денежными премиями и не за вниманием серьезных критиков, а за читателями.

Весьма спорное утверждение. Тем более, что читатели ФиФ и читатели боллитры — существенно пересекающиеся множества.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение14 мая 2018 г. 13:26

цитата Veronika

читатели ФиФ и читатели боллитры — существенно пересекающиеся множества
Трудно согласиться, все опросы демонстрируют — аудитория Головачёва-Бушкова-Пехова и аудитория Анны Козловой и Александра Снегирёва это весьма различные аудитории...
 


Ссылка на сообщение14 мая 2018 г. 18:58

цитата lena_m

аудитория Головачёва-Бушкова-Пехова и аудитория Анны Козловой и Александра Снегирёва это весьма различные аудитории...
Эх, для меня обе аудитории чужие. Но про Г-Б-П я слышала, а вот кто такие Козлова и Снегирёв — понятия не имею.
 


Ссылка на сообщение14 мая 2018 г. 19:07

цитата Veronika

про Г-Б-П я слышала, а вот кто такие Козлова и Снегирёв — понятия не имею
Ну вот видите... :-)

Что же касаемо Козловой и Снегирёва, то, по-моему, я приводила недавнюю работу о них:

Анна Жучкова. Новые экзистенциалисты: Александр Снегирев, Анна Козлова // Знамя, 2017, 312, с. 163-172.

http://magazines.russ.ru/...
 


Ссылка на сообщение14 мая 2018 г. 19:49
Спасибо, посмотрела статью. Вот это особенно порадовало:

цитата Анна Жучкова

А какой урок дает роман Анны Козловой о девочках-шизофреничках, нейролептиках, алкоголизме, подростковом сексе и суициде? Или рассказы А. Снегирева, герои которых делают минет в общественной уборной, обрезание ради продолжительности акта, рассыпают в машине прах бабушки и съедают под водку замороженную плаценту? Фу, а не великая русская литература.

При этом нельзя не согласиться, что многочисленные «члены», помахивающие читателю со страниц прозы Козловой, «сиськи и жопы» Снегирева, а также все девиантные сюжеты, ранящие в их книгах, — на самом деле составляют девяносто процентов сообщений наших СМИ и, к сожалению, значительную долю обыденной жизни.

У меня какие-то другие СМИ и другая жизнь, без упомянутых помахивающих органов.
Я тот самый читатель-любитель, чем читать такое, лучше уж Пехов и детективчики без чернухи. Тем более, что есть, кроме Пехова, те же Олди, Дяченко, Онойко, Лукин, а из боллитры почитаю Шмаракова, Кучерскую, Иличевского или Водолазкина.
Чернуха есть чернуха, какими умными словами её не называли.
 


Ссылка на сообщение14 мая 2018 г. 20:03
Между прочим, Анна начинает свою статью так:

цитата

Молодые, золотые, яркие. Успешные и знаменитые. Лауреаты престижных литературных премий: Александр Снегирев («Дебют», «Русский Букер»), Анна Козлова («Национальный бестселлер»).
Так что эксперты-номинаторы РБ и НБ однозначно характеризуют творчество сих славных авторов как Литература...

Да и нисколько не сводятся тексты Анны и Александра ни к писькам, ни к сиськам — они гораздо глубже и даже пронзительней...

Могу только посоветовать полистать, скажем:

Анна Козлова. Все, что вы хотели, но боялись поджечь

Александр Снегирев. Как же её звали?..

А вообще сейчас для меня олицетворение нашей Большой Литературы — это Фигль-Мигль (она же Екатерина Чеботарева) и Алексей Иванов...
 


Ссылка на сообщение14 мая 2018 г. 20:19

цитата lena_m

Так что эксперты-номинаторы РБ и НБ однозначно характеризуют творчество сих славных авторов как Литература...
Так я не собираюсь спорить с экспертами:-))). Я просто не обращаю на них внимания, когда выбираю, что почитать. У нас слишком разные вкусы, и я не буду ломать свой вкус в угоду чужому.
 


Ссылка на сообщение14 мая 2018 г. 22:12
Полагаю, что то-иное место в литературном процессе (шедевр, настоящая литература, крепкая беллетристика, чтиво) в итоге расставляют и не эксперты своими оценками, и не публика своими кровными...

Лишь Время ставит всё на свои места...
 


Ссылка на сообщение14 мая 2018 г. 22:40

цитата lena_m

Лишь Время ставит всё на свои места...
Особенно наглядный пример — «Стоунер»:-)
 


Ссылка на сообщение15 мая 2018 г. 15:21

цитата Veronika

Особенно наглядный пример — «Стоунер»
Честно говоря, читала-читала, но так мало что поняла, особенно, восторги...

Весьма бледно в сравнении с The Human Stain Филипа Рота во многом на ту же тему...
 


Ссылка на сообщение15 мая 2018 г. 19:23

цитата lena_m

Честно говоря, читала-читала, но так мало что поняла, особенно, восторги...

Мне как раз понравилось. Чинно-благородно, при этом как-то очень искренно, как песни Марка Бернеса. И никакой чернухи, мне это важно8-)
 


Ссылка на сообщение14 мая 2018 г. 19:54
Помню, был тут лаборант Kniga, который цитировал какую-то хреновую (ИМХО) «франкфуртскую школу» (то ли философия, то ли что-то ещё), так эти школяры находили (по приколу, полагаю) высокие идеи в порнофильмах. Здесь похожая ситуация.


⇑ Наверх