С Зотов М Майзульс Д


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «kerigma» > С. Зотов, М. Майзульс, Д. Харман "Страдающее Средневековье"
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

С. Зотов, М. Майзульс, Д. Харман «Страдающее Средневековье»

Статья написана 16 мая 2018 г. 22:00

Открою страшную тайну: на фейсбуке я постоянно читаю только двух авторов — своего мужа и паблик «Страдающее средневековье». Тех самых прекрасных людей, которые выкладывают средневековые картины, миниатюры, фрески и скульптуры со смешными подписями (а местами и откровенно гениальными).

И то, и другое приносит в мою жизнь много радости и позвлоляет всему злободневному негативу на час благополучно проходить мимо меня.

И вот эти прекрасные люди выпустили книгу. Но если вы думаете, что это сборник тех самых картинок со смешными подписями (что, кстати, тоже неплохо — я бы с радостью заимела такой календарь, настенный или настольный, скажем), то ошибаетесь. Потому что авторы и паблика, и книги — приличные ученые-медиевисты, и текст хорош именно с научной точки зрения, хотя это и не совсем научная работа.

Книга, собственно, направлена на ликвидацию читательской безграмотности применительно к отдельным деталям средневековых визуальных и пластических произведений — то есть тех же миниатюр, фресок, картин и скульптур. Авторы последовательно разбирают около десятка тем и элементов, которые можно встретить в средневековом искусстве и которые неискушенному читателю могут показаться странными, непонятными, смешными или пошлыми. И это не какие-нибудь там поверхностные объяснения в духе «ну так было принято», а вполне серьезный научный подход, с цитатами из соответствующих античных и средневековых авторов, Библии, житий, историческими фактами и достаточно широкой картиной того, как вообще воспринималось в средневековом обществе то или иное явление — и даже как к нему менялось отношение на протяжении веков. Написано одновременно и очень качественно с точки зрения научного текста, и легко для чтения и с юмором. Видно, что авторы хоть и ученые, но тоже люди.

Наверное, профессиональные историки, особенно медиевисты, ничего нового для себя не обнаружат в тексте. Не без гордости могу сказать, что я тоже кое-что знала из авторских объяснений — например, почему на фресках в церквях часто изображают авторов Евангелий в образах животных (точнее, трех животных и одного ангела) — хотя я периодически и путаю, кто есть кто. Но и новых фактов я открыла для себя довольно много. К примеру, я знаю святого Христофора как великана с ребенком на плечах, традиционно стоящего посреди реки, и успешно опознаю его во всяких европейских музеях, не читая подписей к картинам. Но про более ранний хронологический вариант изображение Христофора как кинокефала, т.е. псоглавца, я не знала, хотя это тоже довольно распространенный образ, и тем более интересный.

Текст сопровождается огромным количеством иллюстраций с подписями и объяснениями деталей. К каждой главе в соответствии с тематикой их подобрано просто несметно, и даже если вы тщательно обошли все остновные европейские церкви и музеи, то с удивлением обнаружите очень много еще неувиденного — тем более, что значительная часть иллюстраций происходит из книжных миниатюр, которые не так-то просто увидеть вживую. Пожалуй, по объему иллюстраций больше, чем текста. К сожалению, в тексте они черно-белые, но в книге несколько пачек вклеек, на которых повторяются многие из тех же иллюстраций в большем размере и в цвете.

Смешных подписей в привычном для паблика СС смысле нет, но и авторские комментарии «серьезного» вида к иллюстрациям доставляют.

«Страдающее Средневековье» — совершенно уникальная книга. Она и про искусство, и про историю, и про посмеяться. Я не знаю других таких, вот честно. В смысле, есть много книг по истории Средневековья — и в целом, и в частности, но они не разбирают так «визуальную» составляющую и то, что кроется за ней. Есть много книг по искусству — но они скорее отвечают на вопрос «как», а не на вопрос «почему». «Страдающее Средневековье» — это именно про «почему нарисовано именно так». Что за этим стояло в историко-культурном плане, как это воспринимал средневековый автор и средневековый зритель. И все — с большой долей юмора, с чем вообще в приличных книгах и по истории, и по искусству не то чтобы очень хорошо. В общем, я горячо рекомендую книгу всем-всем вне зависимости от степени активного интереса к предмету — помимо прочего, это отличное развлечение.

Кстати, надеюсь, что на одном только томе авторы не остановятся, потому что, очевидно, тема не просто не исчерпана, а можно еще копать и копать в том же направлении. Да и от перекидного календаря со смешными подписями я бы тоже не отказалась.

Еще к слову — уж не знаю, почему так, но начало книги — самое ударное, поскольку первая глава посвящена иллюстрациям, скажем так, на тему телесного низа и всего, с ним связанного (все помнят картинку «Смотри, какой у меня длинный палец», я думаю). Это смешно и такие миниатюры, конечно, жгут больше всего, но в метро немного неловно. Можно печалиться или не печалиться, но первая глава быстро заканчивается и дальше идут уже менее «рейтинговые» вещи. Просто чтобы знали и не были шокированы чрезмерно долго;-)

Ну и напоследок:

ps если не соответствует рубрике Рецензии (что я сильно подозреваю), не стесняйтесь выпилить))





1752
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение16 мая 2018 г. 22:21
Спасибо! Книга отложена в одном ИМ, теперь перемещу её в корзину. Буду читать и вспоминать, что там мне университете рассказывали на истории искусства.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение16 мая 2018 г. 22:22
Всегда рада)) она правда крута


Ссылка на сообщение16 мая 2018 г. 22:51
Спасибо за рецензию, присмотрюсь к книге.
А что бы Вы сказали вот об этой книге:
Софья Багдасарова: Омерзительное искусство. Юмор и хоррор шедевров живописи
https://www.labirint.ru/books/630406/
ну никак не получается составить своё мнение, приведшее бы к покупке... я имею ввиду по образцам страниц... вроде бы и интересно, но что-то отталкивает...
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение16 мая 2018 г. 22:57
Не читала, посмотрю, интересно.
 


Ссылка на сообщение18 мая 2018 г. 13:48
у нее есть свой блог, вы можете там посмотреть статьи по тегу «Омерзительное искусствоведение». Ну и вообще посмотреть ее статьи, пишет она интересно и компетентно
 


Ссылка на сообщение18 мая 2018 г. 14:05
Спасибо, посмотрел. Не впечатлило... по паре банальных предложений (описаний нарисованного) к картине... детский сад какой-то, а не искусствоведение...


Ссылка на сообщение17 мая 2018 г. 07:38
О да! Это книга уже давно в моём вишлисте поселилась, надеюсь в скором времени добраться.:beer:
На похожую тематику есть очень интересная вещь Мишеля Пастуро «Символическая история средневековья». Там как раз речь идёт о знаках, кочевых образах и очень много внимания уделено цвету. Возможно, заинтересует.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение17 мая 2018 г. 09:25
Да, спасибо, знаю Пастуро)


Ссылка на сообщение17 мая 2018 г. 10:20
Посмотрел. Не понравилось. Какое-то пошлое зубоскальство, бессмысленное и беспощадное. Извините, но зачем оно здесь? Что эта книга даст читателю для понимания западноевропейского средневекового искусства? Тупо поржать? Как говорится, ни уму, ни сердцу.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение17 мая 2018 г. 12:25
Для понимания искусства как искусства — ничего, наверное. А вот для понимания, почему у святого на иконе собачья голова — кое-что.


Ссылка на сообщение17 мая 2018 г. 17:31
Извините, это сборник фотожаб? Я не знакома с вашей страничкой в сети, не знаю кто эти люди, и произведения искусства Средневековья с потешными подписями меня как-то в профессионализме авторов не убеждают. Можете несколько слов сказать о том, кто скрывается под фамилиями авторов/составителей?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение18 мая 2018 г. 09:19
Нет, это не сборник фотожаб. Под фамилиями авторов скрываются приличные ученые, а книга посвящена популярному разбору отдельных мотивов и элементов, встречающихся в средневековом искусстве, которые могут быть непонятны современному зрителю, не владеющему материалом на определенном уровне
 


Ссылка на сообщение18 мая 2018 г. 09:36
Спасибо за ваш комментарий. Я повторюсь, что не хотела вас как-то обидеть, но в сети информация о книге крайне скудная. Об авторах я вообще ничего не нашла.. А иллюстрации как-то... Намекают))))
 


Ссылка на сообщение18 мая 2018 г. 11:40
Иллюстрации в книге не такие, как в этой рецензии) здесь они для развлечения, а там — неискаженные варианты всяких средневековых миниатюр. Хотя тоже довольно забавные местами.


Ссылка на сообщение18 мая 2018 г. 02:30
ты заставила людей считать, что между книгой и пабликом есть что-то общее, кроме названия. Как бы объяснить, что это приличная книжка о средневековом искусстве и фотожаб в ней нет )
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение18 мая 2018 г. 09:17
Ну об этом в тексте написано как бы. Но как заставить людей читать то, что написано — над этим вся система народного образования бьется веками, куда уж мне.
 


Ссылка на сообщение18 мая 2018 г. 22:29
бгг


Ссылка на сообщение19 мая 2018 г. 17:35
Видимо, книга — это произведение полузабытого «научпопа», а сама статья — проверка на внимательность и качество чтения. Весело получилось! :-)))
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение20 мая 2018 г. 11:06
Почему это полузабытого?
 


Ссылка на сообщение20 мая 2018 г. 14:02
kerigma
Ну, вроде как считается, что у нас научно-популярная литература, «дающая науку в массы» доступным языком, получила расцвет и закончилась вместе с СССР.
 


Ссылка на сообщение20 мая 2018 г. 15:30
Про СССР не скажу, но сейчас ее навалом, и все читают. Преимущественно по физике и биологии, насколько я могу судить.
 


Ссылка на сообщение20 мая 2018 г. 19:32
kerigma
Возможно. Не могу утверждать, что сейчас держу руку на пульсе. 8-] Торренты для меня давно заменили книжные магазины.
 


Ссылка на сообщение21 мая 2018 г. 07:46
kerigma
Раз уж зашла речь — какие научно-популярные книги по биологии можете посоветовать к прочтению из последних?
 


Ссылка на сообщение21 мая 2018 г. 09:11
Докинза, прежде всего. Мне еще очень понравились «Трилобиты» Ричарда Форти.
 


Ссылка на сообщение21 мая 2018 г. 13:21
kerigma
«Эгоистичный ген» мне знаком, не понравился (считаю, что категория «согласен — не согласен» в данном случае не мой уровень). «Трилобиты» Ричарда Форти не читал, при случае скачаю, спасибо. «Микробы, гены и цивилизация» Дэвида Кларка Вам встречались? Или из старенького — Мишель Кремо?


⇑ Наверх