Ойкумена И Николаев


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «beskarss78» > "Ойкумена" И. Николаев /сетевая публикация/
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

«Ойкумена» И. Николаев /сетевая публикация/

Статья написана 5 июня 2018 г. 15:22

Хотя автор сам пишет о первоисточниках его вдохновения — «Сапковский + Darkest Dungeon» — я бы повел речь о немного других ассоциациях.

В первую голову это сталкерство и Зона, который как ни маскируй XV-м веком — будут они именно сталкерством и конкретно Зоной.

Во вторую — попытка сделать историю про попаданца-Сварога не в гламурно-пастельных формах, но в брутально-реалистических. То есть сказочный мир, где все необычного понатыкано под каждым кустом, и есть самые фантастические сочетания технологий, но здесь и сейчас у вояк в руках мечи, а не пулеметы.

Дальше автор сообразил, что тысячепервый мужик, суровый и небритый, который шляется по зоне за «Профитом», пусть даже с мечом — интересен разве что узкой аудитории. Потому мужика превратил в барышню-попаданку. И немедленно оседлал, кхе-кхе, конфликт между штампами женского фэнтези и ожиданиями от мужского. А именно — как будет вести себя попаданка, будет ли она удачливой неубивайкой или плаксой, а есть ли у неё способности к колдовству и т.п...

Чтобы жизнь медом не казалась, одного из центральных персонажей, сурового «бригадира», под началом которого попаданка огребает свою долю приключений — автор фактурнейшим образом обозначил как лицо нетрадиционной ориентации. То есть как «боевого пидараса». Причем, как гласит известный анекдот, «в хорошем смысле» — бригадир всегда отдает долги, адекватен обстановке и мыслит вполне здраво. Тем более, что иногда автор вкладывает в уста бригадира свои собственные сентенции — отчего тот резко становится философом.

Получается, первая рабочая лошадка, на которой выехал текст — это «ералаш» с образами.

Вторая — вполне традиционный «спектакль» с описанием-узнаванием нового мира, попыткой зачерпнуть из исторических источников, найти незатасканные образы предметов, каких-то разновидностей холодного оружия и т.п. Тут реализм и консультации (автор начинает книгу с благодарственного списка) делают своё дело, читать местами интересно.

Третий конь в упряжке — темп развития событий. Там где читать неинтересно, там увлекательно и динамично. Тут у автора традиционно — как в «Гарнизоне» и прочих вещах — полный порядок.

Теперь о проблемах.

Понятное дело, что просто «барышня с айфоном» там бы не выжила. Потому ей постоянно вспоминается дедушка, который много чего рассказывал о полевой хирургии. И сама она немного фехтованием увлекалась. Фехтование не пригодилось (усмешка автора), зато «руки девушки оказались ее капиталом. Чувствительные, не 'забитые' многолетней работой до потери мелкой моторики, но в то же время достаточно сильные». Потому стала работать в аптеке, совмещая приготовление зелий с фельдшерской помощью. Отлично себя показал навык умножения в столбик.

Но проблема образа — в том, что автор не желает до конца смотреть на мир глазами девушки из современного города. Громадное количество сравнений, характеристик, образов и деталей, которые барышня могла бы припомнить — начисто отсутствуют. Я не требую, чтобы в голове у неё был модный бутик, но из прошлого она вспоминает практически только полезные и правильные в данный момент вещи. Её собственной биографии в нашем мире — не чувствуется.

Очень большие вопросы к тому, как тот мир мог восстанавливаться после катастрофы, что там было, каковы допустимы уровни расхождения технологий и т.п. Но я читал только половину текста в бесплатном доступе — а будет ли написана вторая... Потому скажу, что нестыковки, мягко говоря, присутствуют. Например, как и с любой «аптекарской» магией, то есть колдовством, которое достаточно просто переносится на предметы и животных — сразу возникает вопрос живых аккумуляторов. Условный хомячок в клеточке, который может много чем помочь.

Естественно, далеки от завершения сюжетные ходы. Есть большая-длинная-пёстрая-красивая завязка.

И, главная проблема, это вторичность. Собственно, когда действие других книгах автора развивалось практически в нашем мире, в Средневековье, приходилось лопатить, лопатить и лопатить материал, чтобы найти хоть что-то оригинальное. Но в темно-мистическое-боевом фэнтези, пусть с элементами слэша — найти что-то незасаленное и оригинальное — куда сложнее.

Вещь более чем откровенно написана в качестве коммерческой, потому автор не стал рисковать, да и сроки поджимали — не будет же он 100500 лет сидеть над одним проектом? Смачная боёвка и подробности исторические есть — а чего еще ждать?

Дополнение:

Автор вынес ясность: имеется фрагмент, не выложенный в открытый доступ и, соответственно, замысел второй книги, которая может быть написана.

Фрагмент был любезно им предоставлен.

Бросается в глаза верность заветам Дж. Мартина — хороший финал должна декорировать парочка трупов, которые вот только что были значимыми персонажами, а интригу требуется вывести на новый уровень сложности.

Становится ясно, почему героиня прибыла в наш мир, что вот так ломает её судьбу и, что важнее, почему должна состояться грандиозная битва...

Развязка дается на трёх уровнях: той «бригады старателей», в которой подвизалась попаданка, могущественного аристократа, который организовал часть экспедиций за «Профитом» и, собственно, представительниц мистических сущностей, пусть даже они пока еще сохраняют человеческий облик.

Книга от подобного финала выигрывает.

Аналогично в финале чуть с бОльшим намёком обозначается происхождение текста из всяческих эротических и околоэротических зарисовок.

Но.

Проблема вторичности ни разу не решена. И под конец очень ощущается стандартность обращения с персонажами. Стилистика становится кондово-патетической с уклоном в красочность (увы).

Я бы сравнил текст с «Островом» Р. Марченко — тоже боевка, тоже холодное оружие, тоже интриги с выходом на мясорубки. И магия как «великий конструктор», позволяющий выращивать сложные социальные и биологические структуры на базе Высокого Средневековья. Только там попаданчество выстроено как уже скорее «вторжение» — Земля начинает прощупывать другой мир на предмет всякого полезного.

Что сюжет несколько «шизофренирует», так это необходимость каждые несколько страниц демонстрировать читателю новую коллизию. То, что начинается как обычная предосторожность, вдруг оборачивается и удачной заготовкой, которая только и спасает жизни персонажам. Тут вспоминается творчество Круза, у которого персонажи частенько возвращались на базу другим путем: они, конечно, страховались, но почему-то в этот раз их ждала засада. В «Ойкумене» наоборот — возвращались из болота по вешкам-колышкам, которые для подстраховки зачаровали, потому как люди с соседнего хутора слишком жадные. Впервые применили такую меру предосторожности — и вот, пригодилась. (К типичным проколам быстрого написания относится, как я понял, разное число колышков и вешек, которые ставили идя в болото, и считали, выходя из него...)

В остальном — от текста совершенно не ждешь качественной новизны — только количественной.

Когда закрываешь файл, то понимаешь, что из подобных книг состоит большей частью поток литературы, который поглощает жанровый читатель.

Можно только пожать плечами и задать себе вопрос: «Идиотизмов в тексте нет»? — «Да вроде мало такого» — «Тогда — хорошо».

Итого: книга выглядит куда лучше, чем продолжения «Сварога». Как фантастический боевик — свою роль исполняет. Но её нельзя назвать ни прорывной, ни оригинальной. Это всего лишь более реалистичное, чем обычно, попаданчество юной девы.





1442
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение5 июня 2018 г. 23:51
Насчет «боевого пидараса» сказано сильно! Прямо по Айтбаеву.


Ссылка на сообщение7 июня 2018 г. 13:59
beskarss78
По-моему, очень сложно выписать правдоподобный образ человека противоположного пола. У мужчин-авторов фантастики обычно получаются наивные девочки-глупышки, верные жёны-кухонные комбайны, пацанки, «мужики» с иной анатомией или стервочки, с которыми каждый из нас встречался. Потому и «биография» не чувствуется. В лучшем случае будет правдоподобная внешняя сторона персонажа, типаж. Шаг в сторону — видны проволока и лески. И. Николаев пошёл на рискованный шаг — и не вытянул. Возможно, будет работать над женским персонажем дальше.


⇑ Наверх