Хронолиты Роберт Чарльз


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «beskarss78» > "Хронолиты" Роберт Чарльз Уилсон
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

«Хронолиты» Роберт Чарльз Уилсон

Статья написана 20 июня 2018 г. 10:06

Не было бы счастья, но тут нам подкинули порося...

Да не очень-то оно состоялось, это счастье.

Если страна, где вы живете, уже не первое десятилетие медленно погружается в трясину экономического кризиса, отсутствия смысла и давлеющего над всем «прогноза будущего» (который не столько научный, сколько пропагадистский трюк) — вы точно сможете ощутить атмосферу «Хронолитов».

Автор не очень скрываясь, пытается показать кризис западного мира: экономика летит в трубу, дети отправляют не в крестовый поход, но в «хадж», люди готовы предавать идеалы своего общества, причем гласно и открыто, а государство не очень понимает, что делать. По привычке всё засекречивается, нанимаются толпы агентов, идут постоянные попытки переломить ситуацию «средствами 19-го века» — создать армию побольше. Медленно распадается инфраструктура: в молодости герой мог слетать через океан, а в зрелом возрасте приходиться ему спекулировать электроникой. Телефонная связь всё хуже, медицина всё недоступнее, новых спутников не запускают.

Это — первая линза.

Вторая — жизнь обычного человека, который всего лишь один из маленьких винтиков в сложной машине судьбы.

Вот он с семьей на отдыхе, сам пропадает на несколько дней и заболевает дочь (мелодраматическая инфекция уха, после которой юные барышни уже не слышат). Развод. Проходят годы — и уже при равнодушии бывшей жены он вытаскивает дочь из палаточного лагеря, в котором недавние хиппи учатся быть религиозными фанатиками. Смерть отца, второй брак, воспоминания о сумасшествии матери и прочее, и прочее.

Автор не слишком затрудняет себя выдумкой какой-то заковыристой судьбы. «Тяжелая женская доля» — то есть на американские деньги «проблемная жизнь белого человека из среднего класса». Стандартное описание. Иногда плоховато с жильем, иногда задолженность надо много лет гасить, иногда странности с поиском работы.

И, наконец «фантдопущение». На Земле начали периодически появляться громадные памятники, с датами из будущего. Прославляется один и тот же человек, который завоюет очередную местность/страну/город. При появлении памятников — фактически эффект ядерного взрыва, просто немного с другой механикой.

Собственно сюжет — это борьба фатализма со свободой выбора.

Кто-то принимает памятники, как данность, пытается заранее встроиться в будущую систему власти (хотя «победитель» так и не объявится).

Кто-то пытается представить их как что-то локальное, а будущего завоевателя мира — не как сверхчеловека, но просто как очередного Гитлера. Злодея, которого можно победить.

И тут у автора начинаются сложности.

Дело происходит в среднесрочном будущем. Пусть затормозится прогресс. Но наработки по манипуляции сознанием и тотальной пропаганде — они ведь никуда не денутся. Ну появляются у вас громадные памятники, ну сопровождается всё это локальными катастрофами. И? Любое правительство учится говорит своей стране: «Дорогая, это не то, что ты думаешь». То есть версия «в будущем мелкая группировка украла технологию, и теперь тупо засылает в прошлое агитацию о самой себе». — должна быть чуть ли не основной. К проблеме будут учить относиться с «неподвижной верхней губой». В рядах «медноголовых» не должно быть продыху от двойных агентов и провокаторов.

Наконец, появление реальных артефактов из будущего — сильно сплотит общество. Любой прогноз обладает не только эффектом самореализации, но и самозапрещения. Представим, что видео с пьяным Ельцином, который пытался дирижировать оркестром в день окончания вывода группировки войск из Германии, и даже больше, целиком суточная программа передач того дня — транслируется на всех экранах Союза за двадцать три года до момента «Х». Или это будет видео с Шамилем Басаевым и захватом роддома. Дело даже не в печальной судьбе некоторых исторических персонажей. Просто миллионы людей поймут, что для них все плохо закончится. И попытаются что-то сделать...

Автор ничего из этого не показал, ограничился паранойей правительства.

Я бы сказал, что он спрятался за глубиной экономического кризиса и рваным темпом повествования.

Вторая проблема — подача научных концепций. Максимально общо, поверхностно. Это позволяет свести собственно научные развилки в сюжете к минимуму, оставить решающими детективно-обыденные коллизии. Но как? У вас точно будет технология «отправления посылок» во времени. Автор недвусмысленно показывает, что её можно разработать. И? Как изменился мир в дни старости главного героя? А ведь в этом мире появилось еще одно измерение...

У автора же неплохо получается показать лишь индивидуальные колебания героя — что из окружающего считать знаками судьбы, а что простыми совпадениями. Мир вокруг постепенно сходит с ума. «Научные сенсации» из дешевых газеток, Х-файлы и новости от Мердока — постепенно обретают фанатичную плоть. Как чувствовать это?

Итого: неплохо написанная, однако же проходная вещица, которых очень много на громадном англоязычном рынке фантастики. Ближайшая аналогия — «Бразилья». 7/10





1269
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение20 июня 2018 г. 11:14
Бразилья мне что-то не зашла, хотя Дом дервиша прочел с удовольствием. Почитаю, мне у Уилсона Спин понравился в целом.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение20 июня 2018 г. 12:57
Тогда должно «Хронолиты» должны пойти — в принципе, они ничуть не уступают «Спину», причем сюжетная линия полностью завершена в объеме одной книги, в отличии от «спинодальной» трилогии)
 


Ссылка на сообщение20 июня 2018 г. 13:46
Мне наоборот, Дом Дервиша слишком водянистым оказался, но все равно зашел, Макдональд крепкий автор как ни крути. В Спине, особенно во 2 и 3 части, Уилсон слишком уж погружается в рефлексии ГГ и бытовые детали. В Хронолитах это не так раздражает.


⇑ Наверх