Оседлый маг смотритель на


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «ХельгиИнгварссон» > Оседлый маг – смотритель на должности и тайный некромант
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Оседлый маг – смотритель на должности и тайный некромант

Статья написана 25 июня 2018 г. 19:10

Сказки Упорядоченного (цикл), Ник Перумов, 2017 https://fantlab.ru/work918585

«Охотники. Пророчества Разрушения» и «Охотники. Мегалиты Империи» Ника Перумова обманули слишком многие читательские ожидания. Они разительно отличаются от романов основного течения «Миров Упорядоченного», связь их с основным циклом чисто формальна, и реальное место им удастся найти только где-то на периферии. Например, среди фанфиков «Миры Ника Перумова». Чересчур жестоко? И да, и нет. Действительно «обманутыми» здесь оказываются лишь привычно завышенные требования поклонников, предвкушающих картины разрушений очередного гибнущего в борьбе мира и явление Великих. Сам автор честно назвал эту серию «Сказками…», настраивая нас на лёгкое чтение. Да будет так.

Первым делом, естественно, привлекает внимание переплёт. Оформление, цветовая гамма, стиль иллюстраций с виду те же – но рисовал их не Владимир Бондарь, а Иван Хивренко. Ну и что? Нюансы становятся заметны лишь после прочтения. Берём первую книгу: финальная сцена сражения с демоном. Делия вооружена не скалкой, а чем-то, напоминающим ятаган. На Вениамине нигде не видно двух мечей, и одет он в монашескую рясу с капюшоном. Красный демон с топором – красавец, но в его случае сложно ошибиться. Книга вторая: засада на дороге, момент спасительного появления Скорре – почему-то пешего и всё в той же рясе. Нет Минди с Венди, зато на козлах спокойно сидит и освещает фонарём путь какой-то мужик. Тягловых варанов всего двое, ещё двух убитых и верхового новоприбывшего нет. Алисанда всё ещё на крыше кареты. Бонавентура совсем не сед, высок, но не пузат и уж тем более не смахивает на левиафана. Мастер-охотник вооружён арбалетом, а не секирой. Упырица не в человеческой ипостаси. Нет ни заветной скляницы Вениамина, ни уже развернувшегося конструкта. Вот вараны хороши, не поспоришь. Удовольствие, увы, подпорчено.

Повествование зрелищно и напоминает роад-муви, «снятый» в стиле фэнтезийного приключенческого боевика, поскольку единственной связующей нитью произведения и главным двигателем сюжета становится само путешествие. Заметно влияние вестерна, что совершенно неудивительно для «дорожного кино» в прозе. Снимите маски, и вы узнаете бандитов, охотников за головами, индейцев и ковбоев. Есть одинокий волк, живущий с аборигенами, и есть неожиданный визит его бывшей возлюбленной, сделавшей выбор в пользу карьеры и высшего общества. Есть нападения на дилижансы, свидания с загадочными красотками и перестрелки в «салунах». Имеются даже «подстреленный» и его длительная транспортировка. В ходу тайный сговор закона и беззакония. Узнаваемо местоположение тайного преступного логова – прямо напротив головного полицейского Управления. Ну и, конечно же, сами перемещения туда-сюда-обратно и многочисленные испытания, в которых героям предстоит познать себя, а прочим персонажам погибнуть. Было бы даже весело – но лёгкое динамичное действо перегружено более чем пространными диалогами, которые никак нельзя назвать разговорами у костра. К чему они – и подробнейшие «научные», «тактико-технические» и «анатомические» описания?

Явный перебор действующих лиц для двух тонких книжек. Вместо «кучки сильных» и «команды плохих» бесконечный пасьянс игровых и неигровых карт, достойный куда более объёмного произведения. При этом перекос в раскрытии образов такой, что задумываешься о купюрах первоначального замысла, не подчищенных в тексте чистовика перед публикацией. К примеру, первые пятьдесят страниц «Пророчеств Разрушения» отданы Венкевильяне и ле Вефревелю, Хомке Копчику и Беате, Магде и Ордену Истинного Спасителя. Одна восьмая объёма книги – одна шестнадцатая всего цикла – потрачена на то, чтобы показать прошлое персонажей, появляющихся эпизодически. Это при том, что даже для Скорре и дю Варгас пришлось написать отдельный приквел. «Конь» Беаты важнее и интереснее Делии, мэтра алхимии, главы вампиров и Корделии Боске? Не верю. «Охотникам…» грядут многочисленные продолжения? Вот это вполне может быть.

Любопытна система Мира и мира в нём, основанная на уравновешивающем природном законе «камень-ножницы-бумага» для вампиров, магов и демонов. Жаль, что гораздо большее внимание уделено легионам козлоногих, вере в Спасителя, алхимии и некромантии. Вместо обкатки новой идеи в который раз используется старое, привычное и отработанное в обоих смыслах, на этот раз в виде намёков-автоаллюзий. Троллинг над «Сумерками…», «Блэйдами» и «Вампирскими хрониками» только приветствуется, кое-что хочется даже цитировать: «Слушай ещё, парень. Не бывает хороших вампиров. Это только в сказках случается – мол, они все такие тонкие, возвышенные, непонятые. Дескать, они и кровь-то сосут неохотно. – Сосут и плачут. – В точку. Плачут и сосут. Или другая байка – якобы бывают такие недовампиры, что со своей упырьей сущностью борются, хотят оставаться людьми и даже с другими кровососами воюют. Тоже не бывает». Увы, концовка выглядит политкорректным извинением и всё портит. Вроде бы введён новый класс персонажей – охотники на вампиров – но сам процесс ловли и уничтожения, мягко говоря, не реалистичен. Героям Джона Карпентера, Стивена Кинга и Брэма Стокера веришь, трапперам-болтунам Ника Перумова – нет.

Полностью закономерно, что недостатки и слабости «Сказок…» потребовали введения неких скреп и дополнительного привлечения внимания. К вящему сожалению, здесь для этой цели используются куда как прозрачные иносказания и вульгарные намёки на секс. Эта воистину пубертатная зацикленность на грубо-чувственном эротизме кажется излишней и навязчивой пошлостью. Многие персонажи Николая Данииловича не отказывали себе в удовольствиях плоти и ранее, некоторые даже пользовались ими для достижения своекорыстных целей, но в целом оставалось впечатление вполне пристойной романтической любви. Тут всё совсем не так, как прежде. Гиперсексуальный толстяк, магичка-нимфоманка, оказание интимных услуг ради продвижения по карьерной лестнице, дружеские забавы втроём, секс с врагом ради знакомства с ним, обман девственника взрослой женщиной, покупка ночи с дочерью у отца, изнасилования с последующими убийствами, имитация изнасилования ради выживания насилуемой, инициированная самой жертвой… Верх безобразия – чародейка, пристающая к вампиру с предложениями попробовать с ней «это» ещё и в крылатой форме, и ещё в «этакой, со щупальцами». Нервы не выдерживают даже у нежити. У позднего Юрия Никитина частенько встречаются молодки, начинающие заученно двигаться и привычно постанывать после недолгого сопротивления насильнику. В романах Александра Мазина дворовым и крестьянским девкам отведена исторически правдоподобная роль сексуальной игрушки. Анджей Сапковский обычно добавляет «перца» в сюжеты известных с детства сказок. У каждого автора свой стиль изображения «клубнички», но обычно он органично вписывается во внутреннюю логику индивидуального художественного мира. Столь радикальные изменения сей темы у Ника Перумова шокируют. Действительно ли это разовая мера, «приправа» для проходного произведения, поиск ли новых средств выразительности под влиянием современности или кризис творчества? Предлагаю каждому ответить на этот вопрос самостоятельно.

Появилось в «Охотниках…» ещё одно новшество, и на этот раз оно радует: главный герой Ника Перумова стал мужчиной, взрослым человеком. Вениамин Скорре уже не бунтарь, которого отовсюду изгоняют и «травят собаками», и не сбежавший из дома за приключениями пацан. Он понимает законы и научился встраиваться в их систему. Работая на общество, не прекращает заниматься своим любимым делом в личное время. По-прежнему алкая запретных знаний, уже не лезет на рожон. Он всё ещё уверен в том, что прав, а большинство ошибается, но уже не тратит время на споры. Жизнь рассудит. Убеждения отстаиваются, правота доказывается не словами, а делом. Результатом. Возмужавший главный герой меняет своё отношение и к женщинам. Как следствие, меняются их взаимоотношения. Оказывается, что эти прелестные создания с длинными ногами, крепкими ягодицами, высокой грудью и буйной копной волос тоже люди. Оказывается, они имеют свои интересы, выстраивают собственные далеко идущие планы и могут добиваться их средствами, методами и способами, данными им природой. Оказалось, что женщина – это не «слабый пол» и даже не иначе выглядящий мужчина. Прорыв совершён – и ни шагу назад, уважаемый автор! В этой истории Вениамин успешно сбросил со своей шеи поводок «сильной женщины», увидев её манипуляции над собой и другими. Было бы отрадно прочесть в одной из следующих историй о том, как получит своё (желательно ремня) следующий перумовский типаж – «лолита-терминатор».

Очень интересен как персонаж Делия. Она – прообраз первой нормальной женщины в творчестве Ника Перумова. Значительно отличаясь от его многочисленных воительниц, чародеек (опять же не дур подраться) и других (снова бойцов хоть куда), меняющих от книги к книге лишь расу, масть, возраст и степень близости к главному герою, она также не укладывается и в общеизвестный шаблон «Kinder, Küche, Kirche». Делия – живая и деятельная особа, способная и приготовить, и Вениамина на службе подменить, и разлучнице «космы-то повыдёргивать». Она видит насквозь свою соперницу и возлюбленного. Она любит, ревнует, всё понимает, но отпускает – и ждёт. Надеется на лучшее. Хочется верить, что сбудется. Нисколько не удивлюсь, если при их воссоединении кто-то скажет блудному магу: «Беги, дядь Вень!» Вдвойне интересен выбор расовой принадлежности Делии – половинчик. Ни клыков, ни когтей, ни мускулатуры нет, даже волосы на ногах повывелись из-за жизни на севере. Мелочь, а приятно. Помнится, Рональд Руэл Толкин был влюблён в этот маленький народец. Забавное совпадение, не находите?

Перевернув последнюю страницу, понимаешь, что лёгкого чтения тоже не получилось. Абзацы динамичных и зрелищных схваток теряются посреди глав псевдонаучных описаний и длиннейших высказываний. Многоликая повзрослевшая любовь мечется от скабрёзностей к семейной жизни и обратно. Узнаваемые перумовские автоаллюзии. Эксплуатация вампирской тематики с одновременным её высмеиванием. Странное впечатление оставляют эти книги: подростковый бунт и запредельное напряжение сил и чувств почти ушли, а новое только проклюнулось в росток. Ощущение недосказанности. Намёки на что-то большее. И над всем этим – лёгкое чувство обиды.

Опубликовано на странице произведения: https://fantlab.ru/work918585

Моя рецензия-фельетон на "Охотники. Пророчества Разрушения": https://fantlab.ru/blogarticle52208

Моя рецензия-эссе на "Когда мир изменился" Ника Перумова: https://fantlab.ru/blogarticle71991





2061
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение25 июня 2018 г. 19:47
В слове «оседлый» — буква е. Точек наверху ставить не нужно.
Извините.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение25 июня 2018 г. 19:49
Спасибо. Рука сама к букве «Ё» так и тянется. 8:-0


Ссылка на сообщение25 июня 2018 г. 20:35
Спасибо! :beer: Рецензия отличная — всё ясно, и по делу.
Читать так и так не собирался — пусть для меня Перумов навсегда останется автором первых трёх «Летописей Хьёрварда» и «Летописей Разлома» — но всё равно было интересно узнать, чего изменилось (и изменилось ли) в творчестве автора. Так что ещё раз спасибо — за сэкономленное время ;-)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение26 июня 2018 г. 04:36
Seidhe
Пожалуйста!

цитата Seidhe

было интересно узнать, чего изменилось (и изменилось ли) в творчестве автора

Я не уверен, что эти изменения можно отнести ко всему творчеству Перумова. Из основного цикла пока только уходят подростковый бунт и запредельное напряжение сил и чувств.
 


Ссылка на сообщение26 июня 2018 г. 08:15
Я примерно об этом и говорил ;-) Когда читал по молодости тот же «Хьёрвард», этот подростковый бунт и постоянные победы на пределе сил как-то не очень-то и напрягали. А вот когда дочитывал последние книги «Войны Мага» после армии — хотелось уже чего-то более взрослого. Пусть и условно-взрослого (ибо жанр всё равно накладывает некоторые ограничения), но всё-таки.
Именно поэтому и говорю спасибо — из рецензии отлично ясно, как развивается творчество автора, по крайней мере в рамках Миров Упорядоченного. ГБ2 я попытался понадкусывать в электронке, но там просто «вода, вода, кругом вода»...
 


Ссылка на сообщение26 июня 2018 г. 10:58
Seidhe
:beer:


Ссылка на сообщение26 июня 2018 г. 03:39
А что за «Крыши Академии», новая книга выходит что-ли или просто любительский коллаж?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение26 июня 2018 г. 04:32
Axeron
Насколько я осведомлён, это лишь сетевая публикация, в сети её и прочёл, оттуда же взял изображение. Повестушка, которую могут включить в сборник.
 


Ссылка на сообщение26 июня 2018 г. 04:57
Спасибо за ответ. В принципе, я так и думал, просто посчитал, что если есть обложка, то и книга не за горами, во всяком случае мне так показалось.


Ссылка на сообщение26 июня 2018 г. 08:00
Купил первую книгу, прочитал одну треть и отложил в сторону, не идет пока. Ожидания действительно были завышенными и не оправдались. возможно, через какое-то время вернусь к чтению, но не факт, что понравится. Разочарование, конечно...
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение26 июня 2018 г. 11:01

цитата arni555

Разочарование, конечно...

Ещё какое... Хочется либо ржать конём, либо резать эти книги вместо лягушки. В итоге сделал и то (https://fantlab.ru/blogarticle52208), и это.
 


Ссылка на сообщение26 июня 2018 г. 11:09
Я уж и там отписался, но про боевых магов из Сейлор Мун — это сильно! :-)))
Спасибо много не бывает, так что — спасибо! Отличная разрядка получилась посреди трудного рабочего дня! :beer:
 


Ссылка на сообщение26 июня 2018 г. 11:14
Seidhe
Да Вы уж захвалили этот мой опус ещё при его появлении! Спасибо! :beer:
 


Ссылка на сообщение26 июня 2018 г. 12:22
где же я был раньше, что не видел ту статью


Ссылка на сообщение8 июля 2018 г. 21:07

цитата ХельгиИнгварссон

Тягловых варанов всего двое


Причём один из них -- комодский варан, а другой -- типичная игуана. ;-)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение9 июля 2018 г. 16:02

цитата Vladimir Puziy

один из них -- комодский варан, а другой -- типичная игуана

Даже как-то не обращал внимания, на другое залип. Игуана-то поди шустрее будет? Как они в одной упряжке потянут? :-D
 


Ссылка на сообщение9 июля 2018 г. 19:11
Игуана вообще травоядная, комодский варан -- намного быстрее. Но это всё такое, пустые размышления, конечно: коллажист просто взял две более-менее подходящие фото и явно не забивал себе голову такими тонкостями. :)))
 


Ссылка на сообщение10 июля 2018 г. 05:42
Vladimir Puziy
Коллажист? Иван Хивренко из числа новомодных художников по фамилии Дизайнер, которые составляют свои работы из фотографий и картинок, взятых в готовом виде из интернета, и лишь обрабатывают и подгоняют их друг к другу? М-да... Владимир Бондарь в любом случае лучше.


⇑ Наверх