О бедный Гоголь принц


Вы здесь: Авторские колонки FantLab.ru > Авторская колонка «ХельгиИнгварссон» > О бедный Гоголь, принц датский!
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

О бедный Гоголь, принц датский!

Статья написана 3 июля 16:59
Размещена в рубрике «КИНОрецензии» и в авторской колонке ХельгиИнгварссон

Небесный суд, Россия, 2011 (мини-сериал)

Небесный суд. Продолжение, Россия, 2014 (мини-сериал)

Банальное совращение вдовы пронырливым товарищем мужа? Такая простая и пошлая история – и сама жизнь – вдруг сворачиваются свитком и с треском исчезают, а сомнительное посмертное судилище неожиданно обретает пугающую реальность. В рай или ад? Точнее, в «сектор покоя» или «сектор раздумий»? И никаких звонков другу. Ты ещё не успел осознать, что умер, а уже стоишь в длиннющей очереди таких же ничего не понимающих испуганных покойников, неотвратимо несомых к усталому клерку, который приветствует каждого избитыми, но до жути рабочими формулировками о незнании закона и ответственности. Штамп в паспорт. Следующий! Проходите, не задерживайте!

Чертовщина, в которой органично уживаются образы постсоветской, советской, царской и гоголевской России. Театр абсурда, но только внешне. Трагизм и серьёзность происходящего подчёркивают метания датского принца, рефреном встречающие каждого новопреставившегося на входе. Поражающее, невообразимое для произведения кинематографа количество литературных аллюзий преподнесено играючи, в шутливой и весёлой пикировке персонажей – как между собой, так и с первоисточниками. Только на виду дурачатся и дразнят соображение зрителей, считающих себя образованными и начитанными, «Гамлет» Уильяма Шекспира, «Мёртвые души», «Петербургские повести», «Миргород» и «Ревизор» Николая Гоголя. Искромётный бурлеск, в котором шут-прокурор и клоун-адвокат рассказывают о вечных истинах. Дуэт Константина Хабенского, который «худощав и высокого роста», и Михаила Пореченкова, который «ниже, но зато распространяется в ширину», здесь вполне удачен, а их диалоги без малого великолепны.

Суд небесный может показаться мелочным (чего стоит одно только обвинение в убийстве анекдота!), но он ждёт каждого. «Если бы вы истинно и так, как следует, были наставлены в христианстве, то вы бы все знали, что память смертная — это первая вещь, которую человек должен ежеминутно носить в мыслях своих … тот, кто помнит ежеминутно конец свой, никогда не согрешит», — так писал Н. В. Гоголь своим сёстрам. Нам, обыкновенно даже не задумывающимся о религии до очередных похорон современным людям, сложно понять сам смысл этого высказывания. Мы и наедине с самими собой христианами назвать себя не можем. Стыдимся? Даже крестившись и нося на теле крест, мы не воцерковлены. Соблюдена лишь внешняя часть обряда. Но каково это –  жить, неустанно помня о Боге? Быть уверенным в смерти и воздаянии? Надеясь и молясь о спасении? Соразмеряя все свои поступки и сами мысли с библейскими канонами? Регулярно приобщаясь церковным таинствам и окормляясь? Как это – жить, доверяя Церкви? Николай Васильевич, случайно или специально, выделил общую для всех и на все времена проблему: «…тот, кто помнит ежеминутно конец свой, никогда не согрешит». Тот, кто помнит. А кто способен на это? Слаб, слаб человек, и лишь молиться может о спасении. Или всё-таки одних молитв недостаточно, как мы видим в творчестве самого Гоголя и в этих современных фильмах?

Лёгкость и глубина. Этими двумя короткими словами можно полностью охарактеризовать мини-сериалы «Небесный суд» и «Небесный суд. Продолжение». Простота восприятия, знакомые всем жизненные ситуации, правильная оценка поступков и естественная реакция на них. Простота, правда и естественность. Чистота, но не святость. Духовность, но отнюдь не бестелесность. Религия, понятная человеку земному, а не одному лишь священнику: неотвратимость наказания, пробуждение совести (пусть и «с толкача»), мучительное осознание греха в себе, исправление этого греха и его последствий и – только после этого – возрождение. Проще говоря, нагадил — приберись. Каждый сам за собой, и никак иначе.





1343
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение3 июля 19:04 цитировать
Крайне странное кинцо — не раз пыталась глянуть, но так и не осилила...
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение3 июля 19:16 цитировать
lena_m
Да, чудное. Но, выбирая между угоголевщиной Егора Баранова и театром абсурда Алёны Званцовой, я предпочту эти два мини-сериала. По-моему, здесь получилось качественнее и глубже, чем у Джо Райта в экранизации «Анны Карениной», хоть и не так зрелищно.
 


Ссылка на сообщение3 июля 19:31 цитировать
Перечитав ещё раз Вашу славную рецензию и разбудив в памяти некие аллюзии-реминисценции из немного виденного, припомнила один наш весьма НЕ тривиальный сериал:

Декорации убийства

Временами прямые ассоциации...
 


Ссылка на сообщение3 июля 19:44 цитировать

цитата lena_m

Декорации убийства
Временами прямые ассоциации...

Не смотрел, поэтому ничего сказать по этому поводу не могу.
 


Ссылка на сообщение3 июля 20:07 цитировать
Советую посмотреть — для нашего сериального кино настоящий шедевр...

цитата

Необычное трио – следователи Анна и Вадим, а также театральный режиссёр Карманов – расследует загадочные преступления.

Карманов убеждён, что все возможные сюжеты уже были описаны: в пьесах Шекспира, в произведениях Гоголя, в сказках…

И чтобы найти убийцу, надо всего лишь понять, с каким из вечных сюжетов столкнулись сыщики.

Поскольку Карманов – убеждённый домосед, практическая сторона расследования ложится на плечи Анны и Вадима.
Сериал легко доступен в сети...

К слову, Барковский в роли Карманова впечатляет...
 


Ссылка на сообщение4 июля 17:49 цитировать
lena_m
Спасибо, при случае попробуем. Только мне почему-то кажется, что у этого сериала будет гораздо больше общего с «Гриммом», чем с «Небесным судом».
 


Ссылка на сообщение10 июля 18:38 цитировать
lena_m
Посмотрели сегодня с женой первую серию «Декораций убийства». Действительно, достойное кино для сериала. Спасибо!


Ссылка на сообщение4 июля 13:13 цитировать
Меньше запомнилось продолжение. А вот 1-й фильм как раз запомнился и впечатлил своей идеей, и, вообще, незаурядностью художественных решений заявленных конфликтов. Фильм, безусловно, следует посмотреть. Хотя бы как пример осмысленного творчества.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение4 июля 17:52 цитировать

цитата порубеж_ник

Меньше запомнилось продолжение. А вот 1-й фильм как раз запомнился и впечатлил своей идеей, и, вообще, незаурядностью художественных решений заявленных конфликтов.

Здесь мы видим одинаково.


Ссылка на сообщение7 июля 00:11 цитировать
Решил ознакомиться с сериалом. После 2-х серий вижу две основные проблемы: недостаток финансирования и переигрывающий Пореченков.
В остальном — весьма годный сериал.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение9 июля 15:59 цитировать

цитата ksGhost

После 2-х серий вижу две основные проблемы: недостаток финансирования и переигрывающий Пореченков.

Да, есть такая беда.




Внимание! Администрация Лаборатории Фантастики не имеет отношения к частным мнениям и высказываниям, публикуемым посетителями сайта в авторских колонках.
⇑ Наверх